Обобщение педагогического опыта. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе.
материал по русскому языку по теме

Обобщение педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_ped.opyta_.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

Тема: Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в 5 классе.

        Антохина Нина Николаевна

               учитель русского языка и литературы

                                                                           МОУ СОШ №14 г. Твери

        Тверь, 2013г.


План

1. Актуальность                                                                                                      3                                                                                                    

2. Основная часть                                                                                                   5

3. Заключение                                                                                                         12

4. Библиография                                                                                                     14

5. Приложение         15

Актуальность.

   Орфографическая грамотность является составной частью общей языковой культуры человека. Без овладения ею невозможно точно выразить мысли, добиться взаимопонимания. Культура речи – это «Одежда мысли», по которой определяется уровень образованности человека. Из всей совокупности практических и речевых умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся начальной школы, особое место принадлежит орфографическим умениям и навыкам. Психолог Г. Г. Граник называет саму проблему обучения школьников орфографически правильной письменной речи банальной, но в то же время важной. Важность проблемы обусловлена тем, что она не замыкается на самой себе, поскольку владение человеком всеми формами устной и письменной речи связано с механизмами мышления и понимания.

   Многие годы не одно поколение ученых, родителей, учителей мучают вопросы: как научить детей грамотно писать, как соединить науку о законах русской орфографии с детьми младшего школьного возраста, как вызвать интерес малыша к изучению русского языка.

   Вопросы недостаточной грамотности учащихся всегда волновали педагогов. В 1915 году учитель К. Г. Житомирский в своей книге «Молох ХХ века» писал: «На специальное обучение орфографии в нашей школе ухлопывается почти все время обучения, что требует непременно детских жертв». В 1926 году в статье «Причины школьной неграмотности и меры борьбы с нею» педагог А. С. Золотарев утверждает, что «безграмотность – наше старинное зло», что «из полосы безграмотности мы никогда начисто не выходили, а сейчас мы только на гребне безграмотности». Статья появилась в трудное для орфографии время, когда шла всеобщая ликвидация безграмотности в постреволюционной России.

   Как же обстоят дела с обучением орфографии в наши дни? Из собственного опыта, из средств массовой информации, статей педагогических журналов следует вывод, что проблема повышенной грамотности все еще остается актуальной. Уровень грамотности детей недостаточен. В тетрадях учеников встречается значительное количество ошибок. Дети младших классов теряют интерес к изучению родного языка именно из – за неуспехов в орфографии. Анализ ошибок, допускаемых учащимися среднего звена, показывает, что многие ошибки идут из начальной школы, ведь именно в младших классах должна закладываться орфографическая грамотность.

   Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя – формировать и развивать орфографическую зоркость учащихся. На практике довольно часто встречается ситуация, когда ученик знает правило, безошибочно выполняет упражнения, в которых нужно вставить пропущенную букву, а при составлении самостоятельного текста или его изложении делает много ошибок. Причина кроется в том, что он не умеет применять правило, так как он не видит орфограмму – место, где необходимо это правило. «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной их главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошие знания правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».

   Значит, орфографическая зоркость выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.

   Свидетельством тому, что вопросы повышения грамотности, развития орфографической зоркости актуальны в настоящее время, служит появление большого количества статей, книг о русской орфографии и методике ее преподавания как в средней, так и в начальной школе. Яркий пример особого внимания именно к орфографии – многообразие учебников русского языка. В каждом учебнике предлагается свой путь изучения правописания, но все учебники преследуют одинаковую цель: научить детей писать грамотно.

       До сих пор одним из больных мест школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, причина которой кроется не только в трудностях русской орфографии, но и в неумении учащихся применять то или иное правило при написании слова, в неумении видеть орфограмму. Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков

грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический,

формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учётом этих закономерностей.

Развитию орфографической зоркости на уроках русского языка  

   В основе грамотного письма лежит аналитико - систетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха и умения заменять орфограммы соответствующими буквами. Уже вначале первого класса я начинаю работу по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатываю умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы) и находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Они являются важнейшим, базовым умением. Если у ребенка отсутствуют выше названные навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там, где это необходимо, что влечёт за собой орфографические ошибки.

   Упражнения по выработке орфографической зоркости по степени сложности и самостоятельности в зависимости от того, на что обращаю внимание, я расположила в определённой последовательности:

    Письмо с проговариванием.    Сначала образец проговаривания я даю сама – 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, поговорить индивидуально.

   Списывание.    Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышать не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.

   Комментированное письмо.   Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала прошу комментировать сильных учащихся, затем постепенно включаются и все остальные.  

   Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбираем правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.

   Письмо под диктовку. Этот вид работы начинаю следующим образом: сначала диктую слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического провожу игру «Эхо». Читаю слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы я слышала. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагаю ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.

   Письмо по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, самоконтроль.

   Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.

Первоклассники ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у первоклассников, необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, когда начинаем работу над правилом, мы вместе с детьми выделяем существенные, отличительные признаки орфограмм и учимся находить орфограммы по данным признакам. Приведу примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:

1. Прочитайте правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?

2. Прочитайте правило. Какие согласные нужно проверять? Когда (в каких случаях) следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?

Уже в первом классе учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:         1) определить место, где возникла орфографическая задача;

2) к какой группе правил относится данная орфограмма;

3) в какой части слова находится орфограмма;

4) установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;

5) определить в слове ударение;

6) определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;

7) написать слово в соответствии с правилом.

При изучении темы «Правописание безударного гласного», «Правописание парного звонкого и глухого согласного» дети вместе со мной находят необходимый способ решения орфографической задачи.

Приведу несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.

1. Прочитайте пословицу:

Весна красна цветами, а осень снопами.

- Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить.

- Как это сделать?

- Запишите предложение и выделите орфограммы.

2. Предлагаю составить предложения по сюжетной картинке на тему «Следы на снегу». Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы.

- Поставьте знаки ударении.

- Подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).

3. Часто повожу зрительно-слуховые диктанты.

На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра.                         - Прочитайте текст.

- Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. (Текст закрываю, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.)

4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.

5. Провожу различные игры.

Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали безударный гласный Е.

Игра «Помоги Смешарику вставить пропущенные буквы»: п…ля, м…ря, с…ды.

Объясни, почему вставили такие буквы.

Игра «Подбери буквы»: Красивы русские л…са! Л…са пошла по пушистому снегу.

Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?

Игра «Скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:

Фла…

сне… сугро…

рука… бере…

ду… моро…

зимний ле… гладкий лё…

Часто использую следующие виды работ:

- На доске пишу два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Прошу выписать слова только с удвоенной согласной.

- При изучении темы «Непроизносимые согласные» предлагаю детям написать по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, я открываю доску, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение использую при изучении любой темы.

- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят туже работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.

- Иногда при работе использую диктант «Проверь себя» (3-4 предложения). Учащиеся записывают предложения под диктовку, а те слова, в написании которых появились сомнения, пропускают. После диктанта дети спрашивают, как нужно

написать то или иное слово, т.е. в написании которого они сомневались. И только

после этого вставляют пропущенные орфограммы. В чем заключается моя помощь: предлагаю вспомнить правило, задаю вопрос или объясняю. Но только доброжелательная обстановка даёт желаемый результат.

- Ещё один вид диктанта (но не контрольный) с постукиванием. Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда поизношу слово с какой-либо орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать и вспоминать орфограмму.

   Все выше перечисленные приёмы позволяют предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль.

Таким образом, включая в работу игровые упражнения, я активизирую познавательную активность учащихся, прививаю интерес к предмету, воспитываю взаимовыручку, чувство коллективизма, товарищества.

   Начатую в 1 классе работу по развитию орфографической зоркости продолжаю до конца 4 класса, увеличивая её в объёме и сокращая во времени, т.к. у детей уже выработаны определённые умения и навыки.

   Работа по орфографической зоркости на уроках русского языка всегда доставляет не мало хлопот учителю. Дети часто не очень охотно выполняют задания учителя, плохо запоминают правило, не проявляют интереса к уроку. Поэтому, чтобы вызвать интерес у учащихся, я использую на уроках стихотворные упражнения по орфографии. Например, при изучении правила о написании слов с большой буквы использую следующее стихотворное правило:

Имена, фамилии, Начинает буква

Клички, города - Важные слова:

Все с заглавной буквы Иванова Анна,

Пишутся всегда. Шуя и Москва.

Правописание ЖИ-ШИ:

Лыжи, мыши и ужи

Шины, ёжики, чижи,

ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ-

С буквой И всегда пиши.

   Я убедилась, что использование таких рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника, способствует более успешному овладению детьми орфографического навыка. В течение четырёх лет младшие школьники должны изучить достаточное количество слов, в которых имеется непроверяемая орфограмма. Особенно трудно усваивают такие слова учащиеся, у которых плохо развита зрительная память. Приведу несколько примеров, которые помогают детям лучше запомнить непроверяемые написания. Словарные слова вывешиваю в классном словарике, но орфограммы, которые написаны крупнее и выделены красным цветом, закрываю полосками бумаги. На каждом уроке провожу словарную работу, используя разнообразные виды заданий. Вот некоторые из них:

1. Запись слов под диктовку. Я диктую слова, учащиеся записывают их, затем проверяют по словарю, открывая полоски бумаги.

2. Устная работа с помощью сигнальных карточек, на которых написаны гласные а, о, и, е, я. Я называю слова из словаря, дети поднимают сигнальную карточку с нужной орфограммой.

3. Предлагаю выписать из словаря слова с непроверяемыми безударными гласными по вариантам (1в – с гласной «а», 2в – с гласной «о»).

4. Выписать слова, отвечающие на вопросы кто? (что?).

5. Выписать слова, в которых два слога (три слога).

6. Выписать слова на тему «Животные», «Школьные принадлежности» и тек далее.

7. Выборочный диктант. Читаю текст, дети должны записать словарное слово, которое встретилось.

8. Ответить на вопросы. Кто живет в лесу? Кто следит за чистотой в классе? Какие овощи растут на огороде? И т.д.

9. Дописать предложение. Весело чирикает ……. (воробей0. Дети катаются на ……. (коньках).

10. Отгадать загадку:

Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)

Жидко, а не вода, бело, а не снег.(молоко)

Все учащиеся с интересом выполняют предложенные задания.

Очень любят ребята игру «Найди лишнее слово». Например, я предлагаю учащимся следующий словарный диктант: Деревня, тетрадь, суббота, Москва, огород, карандаш, чёрный, сорока. Дети называют «лишние» слова:

1. Москва – так как это слово пишется с большой буквы;

2. суббота – так как это слово на правописание двойного согласного в корне слова;

3. тетрадь – на правописание парного согласного в корне слова; в этом слове букв больше, чем звуков;

4. сорока – отвечает на вопрос кто? Остальные на вопрос что? (кроме слова черный);

5. чёрный – это слово отвечает на вопрос какой? Оно является именем прилагательным, остальные имена существительные;

6. карандаш – состоит из четырёх слогов, остальные из двух или из трёх.

   Такой вид работы дети очень любят. Здесь развивается внимание, сообразительность, умение найти отличительные признаки, сгруппировать слова по видам орфограмм. При работе со словарными словами пользуюсь этимологическим словариком, который сделает запоминание графического облика слова не механическим, а осмысленным. Этимологический словарик содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает прояснить исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание. Например, слово малина – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из маленьких частей. Слово малина образовано от слова малый – маленький. Слово урожай – то, что

уродилось (выросло, созрело) на земле. Исторически в нём выделяется приставка – у. Урожай – род с приставкой - у.

   Такая историческая справка позволяет не только лучше запомнить написание слова, но и расширить кругозор учащихся.

   Использование различных видов работы над словарными словами даёт положительные результаты.

    Важное место при обучении правописанию отвожу работе над ошибками, которая является не только средством закрепления орфограмм, но и средством

предупреждения ошибок. Систематическая и целенаправленная работа над

ошибками воспитывает у детей орфографическую зоркость, ответственное

отношение к письму, стремление оформить свои мысли грамотно. Цель такой работы состоит в том, чтобы объяснить орфограммы, на которые допущены ошибки, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу учащихся над ошибками. Немаловажное значение для организации работы над ошибками имеет их исправление.

   Работу над орфографическими ошибками начинаю с воспроизведения знаний учащихся по определённым орфографическим правилам, на которые ими были допущены ошибки. Сначала даю образцы объяснения ошибок, закрепляю навыки правописания, а также готовлю учащихся к самостоятельной работе над ошибками. Все ошибки группирую по типам орфографических правил и веду целенаправленную работу по их исправлению. Такая работа позволяет мне чётко видеть, над каким орфографическим правилом нужно поработать тому или иному ученику; веду индивидуальную работу, используя различные виды упражнений на отработку необходимых правил. Для организации самостоятельной работы, домашней работы над ошибками, предлагаю памятку, которая есть у каждого учащегося. Она подскажет, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправить ошибку. Таким образом, к концу четвёртого года обучения большая часть учащихся, усваивает основные виды орфограмм и умело применяет нужные правила при письме.

  Заключение.

  Работу по развитию орфографической зоркости веду на протяжении всего курса начальной школы. Систематическая работа над словом способствует

развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

        Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и

квалифицировать их на основе опознавательных признаков.

   Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:

  1. Моделирование орфографических понятий, и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
  2. Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.

Библиография

  1. АхутинаТ.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика (Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: Учебное пособие (Под общ. ред. О.Б.Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001.
  2. ГородиловаВ.Н., КудрявцеваМ.З. Чтение и письмо: Сборник упражнений по

исправлению недостатков письма и чтения. – СПб.: «Дельта», 1997.

  1. ЛалаеваР.И. Нарушения письменной речи (Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой. – М.: «Просвещение», 1999.

4. ПарамоноваЛ.Г. Упражнения для развития письма. – СПб.: «Дельта», 1998

5.ЯстребоваА.В., СпироваЛ.Ф., БессоноваТ.П. Учителю о детях с недостатками речи. –  М.: Аркти, 1997

14

содержание

Памятка для ученика начальной школы:

  • Буквы и звуки русской речи
  • Работа над ошибками

Тексты зрительных диктантов по И. Т. Федоренко

Кратковременные диктанты или кратковременное комментирование

Виды упражнений по формированию орфографической зоркости.

II класс

  1. Носит Сеня сено в сени.
  2. Зяблики не мёрзнут зимой.
  3. Отец тянет сети.
  4. У Алёши новые калоши.
  5. Серёжа рад, что сел в первый ряд.
  6. Арина грибы мариновала.
  7. Марина малину перебирала.
  8. У Зины в корзине бузина.
  9. Спать на сене будет Сеня.
  10. Десятый поросёнок бел полосатый.
  11. Воду лейкой Лиля льёт.
  12. Золото добывают из земли.
  13. Звёзды зимой яркие.
  14. Сима поймала усатого сома.
  15. Лес рубят – щепки летят.
  16. Ива рано инеем покрылась.
  17. Люся любит пироги с луком.
  18. Коси, коса, пока роса.
  19. Булавка упала под лавку.
  20. Без капусты щи не густы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.(Из опыта работы)

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость. (из опыта работы)...

Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»

Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...

Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»

Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...

Педагогический проект "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"

Орфографическая грамотность - это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи - это “одежда мысли”, по которой обычно сразу (и,...

Публичное представление педагогического опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркость на уроках русского языка у младших школьников "

В данной статье  представлен опыт работы  по формированию грамотного письма младших школьников....