Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы познавательной, творческой, информационно- коммуникативной деятельности, быть готовым к продолжению обучения дальше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы Обрезковой Ирины Геннадьевны МОУ Игнатовской СОШ по методической теме «Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников»
Одним из главных направлений образовательной системы являются новые образовательные стандарты, которые ставят перед начальным образованием новые цели. Младшего школьника должны научить не только читать, считать и писать. Безусловно, эти требования остаются в силе, но для современного ребенка они недостаточны. В начальной школе, изучая разные предметы, ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению обучения, самообразованию. В своей работе ставлю для себя цель: на основе имеющихся знаний о УУД изучить и внедрить элементы современных педагогических технологий для обучения учащихся начальных классов. Для достижения поставленной цели учитель ставит перед собой задачи: изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической, психологической, методической литературе, разработать систему уроков по развитию УУД с применением элементов современных педагогических технологий, создать условия для развития УУД младших школьников, обобщить приобретённый опыт. Я показываю краткую характеристику УУД, указала на многообразие образовательных технологий. Обратила внимание на технологии, которые использует в своей работе: личностно – ориентированные, технологию проектно – исследовательского обучения, различные виды игровых технологий, здоровьесберегающая, ИКТ, технологию параллельного мышления («Шесть шляп мышления») и др. Результатом применения вышеперечисленных технологий можно назвать следующее: повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика; приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся; формированию личностных качеств ученика; развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений; формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать; формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. Компетентность учителя проявилась в его умении осуществлять отбор педагогических технологий и использовать их целиком или отдельные элементы; умение осуществлять выбор учебно-методического комплекта, направленный на развитие ученика, удовлетворение его образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; умение учителя выстраивать систему контрольно-оценочной деятельности, как со своей стороны, так и со стороны учащегося
Термины «технология обучения», «педагогические технологии», «образовательные технологии», «воспитательные технологии», «технологии общения» и т.д. в настоящее время едва ли не самые употребительные в педагогической литературе.
Технология - это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности. Однако в понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют небольшие разночтения.
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса; проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В.П. Беспалько).
Педагогическая технология представляет собой сумму научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей (Н.Е. Щуркова).
Педагогическая технология - это упорядоченная совокупность действий, операций или процедур, инструментально обеспечивающих получение диагностируемого и прогнозируемого результата в изменившихся условиях образовательного процесса. Это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В.А. Сластенин).
То есть педагогическая технология тесно связана с педагогическим мастерством и может осуществляться разными педагогами. В то же время она не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога.
«Педагогическая технология в отличие от методики предполагает разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников. Она требует диагностического целеобразования и объективного контроля качества педагогического процесса, направленного на развитие личности школьников в целом» [1].
Учебный предмет "Технология" способен обеспечивать формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.
Рассмотрим технологии, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий.
Таблица 1
Технологии формирования познавательных универсальных действий
Технологии | Методы | Формируемые УУД |
Проблемное обучение | Создание проблемной ситуации | Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы. |
Педагогика сотрудничества | Совместная деятельность, эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение. | Познавательные: логические универсальные действия. |
Индивидуально - дифференцированный подход. | Разноуровневые задания | Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия. |
Компетентно - ориентированное обучение | Исследовательская работа, проектная деятельность | Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия. |
Информационно - коммуникативные технологии | Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска | Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия. |
Рассмотрим каждую из представленных технологий подробно.
Проблемное обучение - это такая организация урока, которая предполагает создание, под руководством учителя, проблемных ситуаций, активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение ЗУН (знаниями, умениями, навыками) и развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение ломает привычные стереотипы проведения уроков, меняет саму систему взаимоотношений "учитель - ученик". Поэтому требования, которые предъявляются к современному педагогу, не дают ему ни малейшего шанса ограничиться усвоением учащимися школьной программы.
Необходимо создавать и ставить учителем такую учебную ситуацию и цель урока, которая вызвала бы у учащихся потребность, желание узнать эти сведения и работать с детьми в направлении целей [15].
Предлагаются наиболее распространённые приёмы создания проблемной ситуации: подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения; задания, для выполнения которых недостаёт знаний; формулирование темы урока в виде вопроса.
Проблемное обучение позволяет учителю включать в урок разнообразные формы, такие как фронтальная беседа, работа учащихся в группах, работа в парах, самостоятельная работа.
Совместная творческая деятельность учащихся в группе способствует формированию метапредметных коммуникативных умений: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами.
Учителю на таком уроке отводится роль организатора деятельности, консультанта, человека создающего условия для работы. Учитель поддерживает, подталкивает, консультирует, направляет, радуется успехам и находкам учащимся. Вместе с тем, если необходимо, помогает им сделать выводы, обобщает сказанное [19].
Педагогика сотрудничества. Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи составили основу "Концепции федеральных государственных стандартов общего образовании". Поэтому педагогику сотрудничества нужно рассматривать как особого типа "проникающую" технологию, которая является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть [5].
В "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования" сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. В концепции сотрудничества ученик представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому оба субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.
В рамках коллектива принцип сотрудничества распространяется на учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями) и на все виды отношений учеников.
Дифференцированный и индивидуальный подход. Необходимость реализации принципа дифференцированного обучения связана с содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка; объективно существующими противоречиями между общими для всех обучающихся в том или ином классе целями, между индивидуальным характером усвоения учебного материала, коллективной формой учебного процесса и развития детей. Дифференцированный подход в учебном процессе предполагает разумное сочетание фронтальных групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Цель дифференциации - адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся. Целью индивидуального подхода к обучению является всемирное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю [18].
Организация обучения на каждом отдельном уроке путем связи изучаемого материала с жизнью, повышения активности и самостоятельности учащихся, взаимодействия фронтальной, групповой и индивидуальной работы в классе, плодотворного сочетания классной и хорошо организованной внеклассной работы дает резкое повышение эффективности урока, всё это приводит к существенному улучшению процесса учения.
Коллективная учебная работа, основанная на "внутреннем" стремлении учащихся к сочетанию трудовых усилий и взаимопомощи, обеспечивает каждому из них благоприятное положение на уроке.
Таким образом, сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в обучении позволяет приблизить методы и организацию урока к способностям и потребностям каждого школьника. Цели дифференциации обучения.
С психолого-педагогической точки зрения - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для развития интересов и способностей каждого школьника, выявления задатков. С социальной точки зрения - целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена в обществе в его взаимоотношениях с социумом.
Необходимость внедрения дифференцированного подхода на современном этапе подтверждается практикой: дети учатся самоорганизации, умению проводить самооценку. Происходит переосмысление их внутренней мотивации к обучению. Ученик становится активным участником педагогического процесса [10].
Технология дифференцированного обучения способствует кардинальному изменению не только сознания ученика, но и сознания учителя. Дифференцированное обучение вдохновляет учителя на создание нового образовательного процесса, в котором ученик учится менять, улучшать, совершенствовать условия своей жизни, повышать её качество.
Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения и модернизации образования используются всё активнее.
Перед учителем стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и легко реагировать на изменяющиеся условия, были способны находить новые проблемы и задачи и пути их решения. Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Всё это можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно - коммуникационные.
При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение сопоставлять факты, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.
Использование ИКТ на уроках технологии позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Включая в урок новые средства обучения оно позволяет вывести на новый уровень учебно-познавательный интерес, повышает разнообразие процесса обучения. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету [5].
Компетентно - ориентированное обучение - это метод проектов.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: охотно и самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление [11].
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Технология организации проектной деятельности детей:
1. Возникновение необходимости создания данного проекта.
2. Знакомство с содержанием, лежащим в основе проекта.
3. Разработка эскиза и продумывание последовательности работы над проектом.
4. Выявление необходимых для проекта материалов и инструментов.
5. Распределение обязанностей между учениками проектной деятельности.
6. Поиск и сбор материалов и инструментов.
7. Изготовление проекта.
8. Представление готового проекта.
9. Использование проекта на уроке.
10. Подведение итогов работы [7].
Таким образом, были рассмотрены технологии, формирующие все виды универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».
В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...
Обмен профессиональным опытом по теме: «Метод творческих проектов как средство обучения, способствующее развитию активности младшего школьника»
«Каждое мгновение той работы, которая называется образованием, - это творение будущего и взгляд в будущее» - говорил В.А. Сухомлинский. Эффективным средством формирования творчества,...
Обобщение опыта: "Воспитание нравственных ценностей как условие эмоционально-волевого развития личности младших школьников"
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающ...
Обобщение опыта по теме "Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения младших школьников"
Обобщение по теме самообразования с презентацией...
Обобщение опыта работы по теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»
Обобщение опыта работыпо теме «Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...
Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе "Этнопедагогическое средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС"
Актуальность опыта по теме «Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС» не вызывает сомнения, поскольку народные ...
Обобщение педагогического опыта по воспитательной работе "Этнопедагогические средства формирования ценностных ориентаций личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС" (презентация)
Обобщение педагогического опыта классного руководителя (презентация)...
- Мне нравится (1)