дифференцированный подход в начальной школе
статья (4 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 80 КБ |
Differenciaciya_obucheniya.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Дифференциация обучения, как средство
повышения эффективности учебной деятельности
младших школьников
Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий
для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и
умел учиться.
Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и
степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными
интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение
применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это
неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно
сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а
«слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к
средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с
разными особенностями восприятия, мышления, памяти.
Поэтому, нужно, чтобы каждый ученик работал в полную силу,
чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда,
сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался
в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе
принципа индивидуального подхода.
Одним из средств индивидуального подхода к детям является
дифференцированное обучения, т.е. учет типичных индивидуальных различий
учащихся.
Если в процессе обучения учитель, зная индивидуально-типологические
особенности учащихся, будет умело подбирать формы и методы, ученик
сможет комфортно чувствовать себя на уроке, получая развитие, которое не
противоречило бы его возможностям, склонностям, интересам.
Он ни в коей мере не исключает индивидуальной работы с
отдельными учащимися.
Положительные стороны дифференцированного обучения
- сильным учащимся можно уделить время;
- слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
- повышается уровень Я-концепции
- (ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
- повышается уровень мотивации у сильных учеников
Отрицательные стороны дифференцированного обучения
- слабые не имеют возможности тянуться за сильными;
понижается уровень мотивации в слабых группах
Выделяют два основных вида дифференциации обучения
школьников
1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).
Предполагает создание особых типов школ и классов
2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной
работы).
Предполагает организацию работы внутри класса
Организация внутриклассной дифференциации включает
несколько этапов:
1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются
группы
2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
(Наиболее полную дают разноуровневые контр. работы)
3. Распределение учащихся на группы в соответствии с диагностикой.
4. Определение способов дифференциации, разработка
дифференцированных заданий
5.Реализация дифференцированного подхода на различных этапах
урока
6. Диагностический контроль над результатами, в соответствии с
которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
Определение способов дифференциации.
Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет,
учитывая тип урока, его цели и содержание.
На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала
дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках
ознакомления с новым материалом
Дифференциацию содержания учебных знаний можно осуществлять:
- по уровню творчества (Не творческое выполнение заданий- это работа по образцу, работа по воспроизведению знаний , К творческим заданиям относятся упражнения , отличающиеся от стандартных)
-по уровню трудности.
-по объему (Выполняется ещё кроме основного и дополнительное задание
аналогичное основному. Это обусловлено разным темпом работы учащихся.
Дифференциация по объему сочетается с другими способами, могут быть творческие
или более трудные задания. Дополнительными могут быть задания на смекалку, задачи игрового характера)
А можно, использовать разные способы организации учебной деятельности
детей и единые задания, дифференцировать по :
- степени самостоятельности. ( Все дети выполняют одно задание, но одни это
делают под руководством учителя, а другие самостоятельно)
- характеру помощи учащимся. ( Эта работа не предусматривает фронтальную
работу под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной
работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения, оказывается помощь в виде
• вспомогательных карточек,
• подготовительных упражнений,
• записей на доске
Карточки- помощники являются либо одинаковыми для всех детей группы, либо
подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастающем уровнем помощи. От урока к уроку степень помощи ученику уменьшается,
На карточках могут использоваться различные виды помощи:
- образец выполнения задания: показ способа решения, образец рассуждения
- справочные материалы
- алгоритмы, памятки.
-иллюстрации, краткая запись, схема,
- разъяснение слов, указание на какую- либо деталь.
- вспомогательные вопросы.
- план решения,
- начало решения )
- характеру учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут
предлагаться по выбору.
Младший школьник должен учиться в ситуации успеха: только тогда
он спокойно примет оценку учителя, проанализирует с его помощью свои
ошибки и наметит пути их устранения. Эмоциональная реакция учителя
должна нацеливать ребенка на успех: радуясь, огорчаясь вместе с учеником
его неудачам, нужно всегда выражать уверенность в том, что он непременно
сможет достичь большего, преодолеет все трудности.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы реализации дифференцированного обучения в начальной школе.
В современной школе необходимо создать условия для того. чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя.Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является дифференцированно...
дифференцированное обучение в начальной школе
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов. Нужно установит...
Статья :"Дифференцированное обучение в начальной школе в рамках ФГОС"
Использование технологии дифференцированного обучения.Знакомство с методами такой технологии на уроках, плюсами и минусами....
Опыт работы по теме "Дифференцированное обучение в начальной школе"
Школьный курс математики занимает важнейшую роль в системе общеобразовательной подготовки учащихся, что в дальнейшем помогает школьникам активно овладевать современной техникой и новыми информационны...
Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.
В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....
Презентация к выступлению на городском семинаре " Дифференцированное обучение в начальной школе"
Презентация к выступлению на городском семинаре "Дифференцированное обучение". Цель; познакомить учителей с приёмами опроса, подачи домашнего задания и оценивания....
Презентация к выступлению Тема: «Дифференцированное обучение в начальной школе»
В докладе расскрывается вопрос Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?...