Курсовая работа по теме "Развитие глобальных компетенций обучающихся начальных классов через медиапроектирование"
проект

Годунова Полина Эдуардовна

Защита курсовой работы состоялась на 3 курсе Ревдинского педагогического колледжа в 2023 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_kursovaya.docx258.78 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

ГАПОУ СО «Ревдинский педагогический колледж»

Кафедра начального обучения

Развитие глобальных компетенций обучающихся начальных классов через медиапроектирование

ПМ. 02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»

Исполнитель:

Годунова Полина Эдуардовна,

студентка  3 курса 36 группы

специальность 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»

Руководитель:

Нургалеева Ирина Рашитовна, преподаватель ВКК.

2023


Содержание

Введение        3

Глава I. Теоретические основы развития глобальных компетенций у младших школьников        6

1.1.        Понятие «глобальные компетенции» в психолого-педагогической литературе        6

1.2 Особенности развития глобальных компетенций у младших школьников        12

Глава II.  Методические основы развития глобальных компетенций у младших школьников через медиапроектирование        19

2.1. Особенности осуществления медиапроектирования в начальной школе        19

2.2. Возможные варианты продуктов медиапроетирования у учащихся начальной школы        30

2.3. Сборник проектов для начальной школы с применением медиа-ресурсов        41


Введение

Образование - важная составляющая, необходимая для человека, живущего в современном мире. Жизненные ориентиры диктуют новые цели обучения. Стремительное развитие современного общества диктует необходимость формулирования четких целей образования, которые будут способны учитывать потребности и интересы всех участников образовательного процесса. Глобальные компетенции — это ценностноинтегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных учебных навыков (soft skills).    

Глобальная компетентность определяется как многомерная способность, которая включает в себя: способность изучать глобальные и межкультурные проблемы; понимать и ценить различные взгляды и мировоззрения; успешно и уважительно взаимодействовать с другими;  принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.

Совершенствование системы образования через внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС НОО) направлено на реализацию процесса успешного включения школьников в учебную деятельность.  

Современные ученые А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, Н.Ф. Виноградова подчеркивают актуальность освоения современным школьником универсальных способов жизнедеятельности, определяющих их реальную и потенциальную способность жить в мире неопределенности. В ФГОС НОО формирование универсальных учебных действий отражает метапредметную составляющую образования.

В Российской Федерации существует Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.

Во время того, как учащиеся проектируют, они учатся: выбирать нужную информацию; анализируют медиа в социуме и медиатексты разных видов и жанров на основе определенных уровней развития медиавосприятия и критического мышления; воспринимают медиатексты. Именно поэтому  для совершенствования  учебной деятельности повышается применение медиапроектирования.  

Цель исследования: определить эффективность развития глобальных компетенций с помощью медиапроектирования.

Объект исследования – Развитие глобальных компетенций у младших школьников.

Предмет исследования – Медиапроектирование в работе с младшими школьниками.

Задачи

  1. Раскрыть содержание понятие «глобальные компетенции»
  2. Выявить особенности развития глобальных компетенций у младших школьников
  3. Определить особенности осуществления медиапроектирования в начальной школе
  4. Разработать сборник проектов для начальной школы с применением медиа-ресурсов

Методы исследования: теоретический анализ работ в области психологии, педагогики по проблемам, связанным с темой исследования; наблюдение; педагогическое проектирование, обобщение передового педагогического опыта.  

Методологическую основу исследования составили: системно-деятельностный подход, позволяющий обосновать значимость метапредметного компонента содержания образования через организацию учебной деятельности школьников (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

Обоснование современного метода проектов базируется на научных идеях В. В. Гузеева, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской и др. Возможности проектной деятельности в образовательном, процессе современной школы изучали, С. И: Горлицкая,.И. А. Зимняя; Н. Ю. Пахомова; Е. С. Полат,.

Сегодня в России намечается новый подход к медиаобразованию, активно разрабатываемый первопроходцами в этом направлении И. М. Дзялошинским, И. В. Жилавской, В. Ф. Олешко и называемый социально-философским, гражданским, журналистским.

Теоретическая значимость – расширены представления о возможностях медиапроетирования для развития глобальных компетенций у младших школьников.

Практическая значимость – разработанный сборник проектов может быть реализован во внеурочной деятельности учителем начальных классов, а также педагогом дополнительного образования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Глава I. Теоретические основы развития глобальных компетенций у младших школьников

  1. Понятие «глобальные компетенции» в психолого-педагогической литературе

ФГОС начального общего образования в значительной степени расширяет цели начальной школы, чётко описывая результаты, и в качестве приоритетов определяет развитие личности обучающегося на основе усвоения им универсальных способов действий, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и формирования способности к организации своей деятельности. [2]

Образовательные стандарты третьего поколения рассматривают функциональную грамотность как способность решать различные жизненные ситуации. Развивают функциональную грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует школа. Все способы деятельности подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире профессий. А чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым ее компонентом. Всего функциональная грамотность включает 6 компонентов, одно из которых глобальные компетенции - способность успешно применять знания, умения, взгляды, отношения, ценности при взаимодействии с различными людьми при участии в решении глобальных проблем.

В соответствии с Целью устойчивого развития ООН в области образования, к 2030 году все учащиеся должны приобрести знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию.

Глобальные компетенции - многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия [1]. 

Глобальные компетенции — это ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков (soft skills).

Специфика глобальной компетентности позволяет нам охарактеризовать ее обособленное место в структуре функциональной грамотности как ценностно-интегративного компонента. Интегративные компоненты (сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности). Предметные компоненты (содержание которых отражает и отражается в содержании учебных предметов). Глобальная компетентность — ценностно-интегративный компонент, имеющий метапредметное содержание (рис. 1).  

Рисунок 1. Структура глобальной компетентности

В международном исследовании PISA подходы к оцениванию глобальной компетентности учитывают:

– овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества;

 – формирование аналитического и критического мышления;

– осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира;

– освоение опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия.

Опорный для разработки отечественной модели оценивания комплекс «знания - понимание» нацеливал на выделение предметной составляющей глобальной компетентности, формировать которую можно не только через школьные предметы, но и внеурочную деятельность.

В исследовании PISA-2021 глобальные компетенции представлены как составляющие глобальной компетентности и рассматриваются как:

1. Способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения.

Глобально компетентный учащийся обладает навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире, способен использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях. Сочетая знания, полученные при изучении школьных дисциплин, и приобретенные в школе способы мышления, такой человек способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию относительно местных, глобальных или межкультурных проблем. Он также демонстрируют медиаграмотность, т.е. способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ.

2. Способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения.

Глобально компетентный учащийся способен рассматривать глобальные проблемы, а также взгляды и поведение других людей всесторонне. Он учитывает и ценит то, что позволяет преодолевать межкультурные различия и находить точки соприкосновения с представителями других культур. Сохраняя свою культурную самобытность, он одновременно осознает сущность культурных ценностей и убеждений окружающих его людей. Признание позиции или убеждений другого не обязательно означает их принятия. Однако способность видеть сквозь иной «культурный фильтр» дает возможность углубить собственные взгляды и, таким образом, принимать более зрелые решения при взаимодействии с другими людьми.

3. Способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.

Глобально компетентный учащийся способен понимать культурные нормы, интерактивные стили и степень формальности межкультурного контекста и может соответствующим образом адаптировать свое поведение и общение. Он стремится к уважительному диалогу, выражает желание понять других людей и общаться с ними.

4. Способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия.

Глобально компетентный учащийся содействует улучшению условий жизни в своем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного и экологически устойчивого мира. Этот аспект отражает роль молодых людей как активных и ответственных членов общества и связан с их готовностью, реагировать на ту или иную местную, глобальную или межкультурную проблему или ситуацию.

С. Ф. Анисимов выделяет следующие группы ценностей:

– высшие ценности бытия – человечество и человек, так как из всех известных образований космической эволюции самым высшим образованием остаются люди, человечество как форма коллективной цивилизации. Все прочие являются таковыми лишь постольку, поскольку, обеспечивают существование и прогрессивное развитие человечества;

– ценности материальной жизни: природные ресурсы, труд, орудия и продукты, необходимые для существования человечества и его воспроизводства;

– ценности социальной жизни: различные общественные образования, возникающие в ходе прогрессивного развития человечества, общественные институты, необходимые для жизнедеятельности общества (семья, нация, класс, государство).

– ценности духовной жизни и культуры: научные знания, философские, нравственные, эстетические и другие представления, идеи, нормы и идеалы, призванные удовлетворять духовные потребности людей.

Система ценностей является фундаментом отношения человека к внешнему миру. Ценность – как характеристика объекта, обозначающая признание его важности, значимости.

Школа этап в жизни человека, на котором происходит формирование ценностных ориентиров. [1] Ценности глобального мира стремительно ворвались в жизнь человека. Клиповое сознание, стремление убежать из реальной жизни в реальность виртуальную, окрашенную потребительским настроением, новыми страхами – вот с чем сталкиваются современный педагог и родители

Метапредметные, включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Не менее важную роль теперь в метапредметных результатах играют так называемые мягкие навыки (soft skils): командная работа, умения коммуницировать, владение знаниями по конфликтологии, развитие критического мышления. Универсальные навыки, которые позволят человеку быть востребованным в условиях постоянно изменяющегося мира и тотальной цифровизации. Мягкие навыки – это структурный компонент одного из шести направлений функциональной грамотности – глобальных компетенций.

«Soft skills, гибкие навыки» — универсальные навыки, не связанные с определённой профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать своё время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.

Значение «Soft skills»:

  • Важен высокий коэффициент эмоционального интеллекта EQ.
  • Проявление «мягких» навыков сложно отследить, измерить или показать.
  • Требуют адаптации под конкретную ситуацию. Например,
  • межличностное общение понадобится для работы в команде, которая
  • занимается тестированием программного обеспечения.
  • Формирование навыков основано на личном опыте.

К особенностям направления «глобальные компетенции» в рамках функциональной грамотности относят.

  • Отсутствие предмета «глобальные компетенции»
  • Меж- и метапредметное содержание (окружающий мир, литература, иностранный язык)
  • В процессе формирования достигаются личностные образовательные результаты.
  • Интегративность, которая проявляется на уровне содержания ряда школьных предметов; на уровне социально значимых ценностей, на организационном уровне (командная работа учителей, взаимодействие всех участников образовательного процесса).
  • Непосредственная ориентация на soft skills, связь с воспитательной работой школы, с воспитанием в семье и самовоспитанием.
  • Необходимость создать комплекс заданий, учитывающих отечественный опыт и особенности российского социума, которые позволят формировать глобальные компетенции в российской школе.

Глобальная компетентность определяется как многомерная способность, которая включает в себя: способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные взгляды и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.

1.2 Особенности развития глобальных компетенций у младших школьников

Способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми и принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития для гармоничной жизни в многокультурном обществе, обучающиеся младшего школьного возраста должны овладеть глобальными компетенциями.

Глобальная компетентность проявляется, раскрывается и оценивается в PISA через знание (глобальных проблем) / понимание (межкультурных взаимодействий), умения, ценности и отношения. При этом непосредственной оценке на основе системы вопросов и заданий подлежат знания и умения.

Знание и понимание

а) осознание и понимание глобальных проблем:

- осведомленность о наиболее значимых глобальных проблемах.

- понимание взаимосвязей между глобальными проблемами, влияния глобальных проблем на локальные тенденции.

б) осознание и понимание межкультурных различий, взаимопонимание:

- осознание сходства и различий разных культур.

- понимание иной точки зрения, осознание факторов, влияющих на выбор той или иной позиции.

Умения

а) аналитическое мышление:

- следование логике

- системность рассмотрения проблемы.

- соблюдение последовательности рассмотрения проблемы.

- способность интерпретировать смысл элементов текста.

- способность устанавливать связи и выявлять противоречия при рассмотрении проблемы.

б) критическое мышление:

- оценка значимости, обоснованности, достоверности информации (текста, источника, утверждения) с позиций внутренней целостности, непротиворечивости объективным данным и личному опыту

- осознание связи собственных взглядов с определенными ценностями и культурными традициями, понимание обусловленности взглядов и суждений культурными и иными традициями.

Дидактические единицы для оценивания глобальных компетенций у младших школьников

  • Человек и природа
  • Здоровье как ценность
  • Традиции и обычаи
  • Права человека как ценность
  • Семья

На развитие функциональной грамотности школьников влияют предметные и личностные результаты. Поэтому функциональная грамотность – более широкое понятие, чем метапредметные результаты. Универсальные учебные действия, которые входят в метапредметные результаты, – это своеобразные критерии. По таким критериям можно судить об уровне сформированности функциональной грамотности у школьников. Соотнесли метапредметные результаты одной из подгрупп универсальных учебных действий с компонентами функциональной грамотности на уровне начального общего образования. Рассмотрим компоненты глобальной компетенции.

  1. Коммуникативные УУД:
  1. общение:
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
  • готовить небольшие публичные выступления;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
  1. совместная деятельность:
  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат;
  • выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
  1. Регулятивные УУД:
  1. самоорганизация:
  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий;
  1. самоконтроль:
  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Для реализации данного направления у младших школьников необходим определённый уровень развития психических процессов.

Именно в младшем школьном возрасте происходят значительные изменения в функционировании, развитии психических познавательных процессов. В целом они претерпевают существенные изменения в своей структуре. Основная суть их заключается в том, что память становится произвольной. Таким образом, если мы говорим о памяти и внимании младших школьников, то мы имеем в виду, что они приобретают черты произвольности и становятся в целом сознательно регулируемыми и опосредованными.[3]

С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словеснологическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассуждения детям еще не доступны.

Важнейшими мыслительными операциями в процессе обучения являются анализ и синтез.

Анализ - подразумевает выделение элементов данного объекта, его признаков и свойств. На первом этапе младшие школьники выделяют лишь отдельные части и свойства предмета, то есть могут производить лишь частичный анализ. Затем, формируется способность анализировать все свойства предмета, но без установления взаимосвязей между ними. И только после этого младший школьник способен анализировать все свойства и признаки предмета и устанавливать взаимосвязь между ними.

Приступая к выполнению анализа воспринимаемой информации, необходимо:

- определить цель анализа;

- выделить все существенные свойства полученной информации;

- выделить все несущественные свойства полученной информации;

 - подвести итоги выполненного анализа.

Синтез - представляет собой соединение различных элементов и сторон объекта в единое целое. В мыслительной деятельности учащихся анализ и синтез дополняют друг друга, так как анализ осуществляется через синтез, а синтез через анализ.

Приступая к синтезу, необходимо:

 - Определить цель синтеза.

- Рассмотреть выделенные в ходе анализа свойства полученной информации.

 - Выделить среди них существенные свойства полученной информации (с позиций цели синтеза).

 - Определить их общность, выражающую сущность полученной информации.

- Подвести итоги выполненного синтеза.  

К началу младшего школьного возраста в психологическом развитии ребенка намечаются три линии: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации.

Методики, которые можно использовать на уроках в целях формирования и развития глобальных компетенций обучающихся:

1. Понимание глобальных проблем человечества: Метод мозгового штурма, проблемный метод, медиаобразование – современное направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кинематографа, видео, Интернета) - обучение приемам критического анализа содержания медиатекстов.

2. Осознание межкультурных различий: метод проектов (так как в основе проекта всегда стоит проблема, а результатом ее решения является конкретный продукт интеллектуально-творческой деятельности в решении этой проблемы).

3. Способность сочувствовать и гибко реагировать на локальные и глобальные этнические, национальные, расовые, религиозные суждения и взгляды: Аудио- и видеоматериалы (познакомить, показать разнообразие суждений и взглядов). Медиаобразование – современное направление в педагогике, выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кинематографа, видео, Интернета) – Обучение приемам критического анализа содержания медиатекстов.

На момент выпуска учащегося из начальной школы, он должен уметь:

1. Указывать причины существования проблемы (явления, действия, взаимодействия и пр.) с опорой на представленную информацию и контекстные знания.

2. Приводить адекватные аргументы о возможных перспективах развития проблемы (явления, действия, взаимодействия и пр.) с опорой на представленную информацию и контекстные знания.

3. Оценивать информацию о проблеме (явлении, действии, взаимодействии и пр.) с точки зрения выбора источников.

4. Оценивать информацию о проблеме (явлении, действии, взаимодействии и пр.) с позиций внутренней целостности, непротиворечивости объективным данным и личному опыту.

5. Объяснять сходства и различия в оценке проблемы, явления, действия, взаимодействия, обусловленные культурными и иными особенностями и традициями.

Таким образом, в соответствии с ФГОС основополагающей целью обучения является воспитание образованного и всесторонне развитой личности. Главная цель на сегодня - формирование глобальных компетенций младших школьников.


Глава II.  Методические основы развития глобальных компетенций у младших школьников через медиапроектирование

2.1. Особенности осуществления медиапроектирования в начальной школе

Для достижения диктуемых временем целей и задач следует использовать информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе, способствующие всестороннему развитию личности младшего школьника и формированию его медиаграмотности. Все больше детей младшего школьного возраста обращаются к виртуальному миру.

Данные исследований свидетельствуют о том, что более 4/5 компьютерных игр содержат сцены насилия, а это негативно сказывается на здоровье и психическом состоянии детей. [4] Но, как и все медиа некоторые компьютерные игры «выходят за границы чисто развлекательных и становятся важным элементом системы образования, позволяя учащемуся проводить различные химические и физические опыты на экране компьютера, делать всевозможные геометрические построения и т. п».

Качественный компьютерный дизайн, музыкальное оформление, красочные клипы помогают значительно расширить воспитательные возможности современного урока, способствуют реализации творческих идей, формируют познавательный интерес учащихся. При правильно организованном взаимодействии с компьютером можно использовать его в качестве создания личностно ценностного и общественно полезного продукта.

Многие из младших школьников отдают предпочтение экранным медиа, т. к. их восприятие таково в этом возрасте, что им гораздо легче воспринимать наглядное, яркое, живое, чем символическое и схематическое. Но в современном отечественном образовании мало внимания уделяется киноискусству, несмотря на то, что при просмотре и обсуждении мультипликационных, художественных и документальных фильмов школьники овладевают умениями аргументировать свою позицию, формулировать свое отношение к просмотренным картинам и поступкам их героев.

Кроме экранных медиа ребенка каждый день окружает и сопровождает печать, фотография, звукозапись. Использование их в образовательном процессе являться важным элементом медиаобразования, развития и воспитания детей. [5] Например, пресса, которая выпускается детьми, помогает им определиться в сфере массовой коммуникации, способствует выявлению своих способностей, развивает творческий и профессиональный потенциал.

В современную жизнь давно вошло слово «медиапроект». Понятие «медиапроект» состоит из двух: «медиа» и «проект». Медиа – (от англ. «media») — это средства информирования и коммуникации субъекта (субъектов) с другим субъектом (другими субъектами) общения и взаимодействия, являющиеся источниками и носителями информации, то есть берущие на себя функцию передачи, переноса, трансляции, трансмиссии некоторых сведений с помощью использования той или иной технологии или в рамках деятельности социальной организации и встающие между субъектами коммуникации.

Медиапроект — это самостоятельно разработанный и изготовленный медиапродукт от идеи до ее воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной, выполненный под контролем преподавателя с использованием современных медиатехнологий. Понятие медиапроекта толкуется очень широко.

В образовательной сфере медиапроекты — это исследовательские работы учащихся, выполненные с помощью мультимедийных технологий. Они являются одной из интереснейших форм образования. И кроме того позволяют организовать творческое взаимодействие учителя и учащихся в неформальной обстановке – на природе, на предприятиях и прочих исследовательских объектах, что способствует включению эмоционально-волевой сферы при передаче учителем социально-бытовых норм поведения, культурного наследия, опыта и традиций.

В медиа-проект входит мультимедийная журналистика, популярная в современном образовании, где обучающиеся могут передать определенную информацию. [6]

Мультимедийная журналистика — это определенный способ представления журналистского материала. Это медиа-продукт, который посвящен одной теме и сочетает в себе несколько форматов — фото, видео, текст, инфографика, интерактив. Комбинации форматов могут быть разные, но у этого материала всегда есть общий смысл, цель, тема, идея, проблема. Мультимедийная журналистика в этом понимании встает в один ряд с телевизионной, радио, газетной журналистикой.

Мультимедийная журналистика – это больше, чем «работать на сайте». На данный момент мультимедийная журналистика прочно утвердилась как отдельное направление в журналистике, она оказала серьезное влияние на специфику создания материалов, на работу редакции и характер потребления информации.

Цель заключается в том, чтобы как можно лучше передать ту или иную информацию, более удобно ее подать для читателя/посетителя вашего портала.

Медиа-проект – это один из жанров медиа-журналистики; проект в сфере деятельности средств массовой информации. Другими словами, это привычные нам группы на разных площадках социальных сетей и сети Интернет вообще.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. [7] Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение жизненноважных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные.

Медиапроекты помогают реализовать связь между урочной и внеурочной деятельностью по предмету. Технология медиаобразования, как необходимый компонент общекультурной подготовки учащихся к жизни в новых информационных условиях, направлена на формирование культуры, восприятия и анализа медиа информации, на овладение навыками работы с современными медиа, где, в свою очередь, через проектировочную деятельность реализуются знания, полученные в процессе образования.

Медиаобразование – это процесс образования при помощи и на основе средств массовой коммуникации (медиа) и развития творческих способностей личности, критического мышления, умений интерпретации, анализа, оценки и самостоятельного создания «медиатекста».

Медиаобразование нацелено на формирование у обучающихся медиакультуры и медиакомпетенций принципиально нового типа, новых наборов soft- и hard-компетенций, дающих возможность реализовывать мультимедийные цифровые проекты, быть в будущем востребованным на рынке труда и социализированным в общество в новых условиях, в условиях цифровой экономики.

В процессе медиаобразования у младшего школьника формируется ряд компетенций и показателей медиакультуры. Школьники создают медиаконвергентные продукты и овладевают разными умениями. Это помогает в дальнейшем менять направление медиаобразования.

Кроме специальных умений и знаний, школьникам потребуются и универсальные компетенции. Он много читает, умеет красиво и правильно говорить, вести межкультурную коммуникацию, имеет широкий кругозор, стремится к постоянному саморазвитию, уважает авторское право. Ребенок больше узнает о природе и обществе, о человеке, технике, науке, культуре своей страны, национальных, конфессиональных особенностях других стран и народов, формирует ответственное поведение в информационном пространстве.

Обширная типология медиапроектов представлена в статье М. В. Соколова «Сетевой медиапроект как средство формирования готовности к саморазвитию будущего педагога». Признаки медиапроекта:  

1. Тип медиапроекта

- Доминирующая в проекте деятельность

- Исследовательский

- Творческий

- Игровой

- Учебно-познавательный

2.  Предметно-содержательная область

- Монопроект

- Межпредметный

3. Характер координации проекта

- Медиапроект с открытой координацией

- Медиапроект со скрытой координацией

4. Характер контактов

- Групповой

- Школьный

- Университетский

- Городской

- Региональный

- Международный

5. Количество участников проекта

- Микросоциальный

- Макросоциальный

6. Продолжительность проекта

- Краткосрочный

- Долгосрочный

7. Технологическая платформа проекта

-  Сетевой

- Несетевой

8. Характер привлечения новых участников (только для сетевых медиапроектов)

- С закрытым участием

- С открытым участием

Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Проектная деятельность привлекает особое внимание, не только потому, что в ней явно выражены ранее указанные базовые компетентности, но и решает следующие задачи:

- контроль знаний и умений по пройденному материалу;

- возможность работы за компьютером;

- развитие умений поиска и обработки информации;

- развитие самостоятельности;

- развитие исследовательских умений.

Разбивая работу над проектом на этапы, особое внимание необходимо уделить на этап поиска информации различными способами и этап оформления проекта. Разработка проекта предполагает не только сбор информации посредством интервьюирования, опросов, наблюдений и экспериментов, но и большую работу с литературными источниками, что требует умения работать не только с каталогами в библиотеке, но находить нужную информацию в сети Интернет, таким образом, компьютер является источником учебной информации, наглядным пособием. Это приносит свои плоды, так как развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений.

Обычно проект представляет собой самостоятельное доскональное изучение какой-либо проблемы с презентацией результатов работы. Проект может быть представлен в виде стендовых докладов, устных и письменных отчетов, семинара, видеофильма, конкурса, театральной постановки, компьютерной программы.

В результате работы с информационными технологиями над проектом у учащихся должны сформироваться такие умения как:

- умение понимать и сознательно использовать различные формы и способы представления данных;

- умение наглядно представлять имеющийся материал.

Проектная деятельность личности, необходимой обществу будущего и уже сегодняшнего дня, вырабатывается в процессе выполнения учебных творческих проектов. В процессе проектной деятельности учащиеся изучают не только средства, но и способы конкретной деятельности.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Методами обучения школьников проектной деятельности являются как традиционные (наблюдения, демонстрация, самостоятельная работа с литературой, упражнения), так и нетрадиционные (метод мозговой атаки, метод информационной поддержки, метод временных ограничений, метод информационной недостаточности, метод информационной избыточности, конкурсы творческих проектов, защита и оценка проектов, само презентация и др.).

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.

Этапы проектов и их характеристики.

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

I этап – подготовительный. На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.

II этап – практический. Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.

Технология медиаобразования направлена на формирование нескольких групп метапредметных результатов обучения:

 1) анализировать и критически осмыслять полученную информацию;

2) определять источники медиатекстов и их контекст;

3) интерпретировать сообщения и ценность медиатекстов;

4) отбирать соответствующие медиаресурсы для создания собственных медиатекстов.

И нескольких групп личностных результатов:

1) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному информационному уровню развития общества;

2) формирование этики и эстетики общения в мире массовых коммуникаций. В школе уделяется мало внимания воспитанию культуры взаимодействия школьников со средствами массовой коммуникации. Хотя многие медиа по силе воздействия на ребенка составляют конкуренцию школе, младшие школьники все чаще остаются наедине с медиа, получая значительную часть информации о мире именно из средств массовой информации (СМИ).  

Младшие школьники воспринимают медиапроктированиея как форму отдыха и развлечения. Задача учителя начальной школы грамотно применить эти средства для обучения и воспитания. Необходимо на уроках научить детей осмысливать и анализировать полученную информацию из СМИ, развивать и воспитывать культуру понимания медиатекстов, формировать критическое отношение ко всей медиапродукции, которую они слышат и видят каждый день.

Таким образом, несмотря на то, что медиаобразование не является обязательным предметом ни в одном образовательном стандарте, его влияние в обучении младших школьников велико и требует участия педагога, т. к. медиаобразование способствует формированию культуры восприятия, анализа, интерпретации медиа, развитию мировоззрения учащихся, формированию личностных качеств.

2.2. Возможные варианты продуктов медиапроетирования у учащихся начальной школы

В данный момент существует множество проектов для начальной школы с применением медиа-ресурсов. К таким проектам можно отнести виртуальные экскурсии, буктрейлеры, обучающие видеоролики и другое.

Чтобы понять, что представляет собой «виртуальная экскурсия», надо сначала дать определение понятию «экскурсия».

Экскурсия (от лат. «excursion» – поездка) – процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуации, элементов быта. В толковом словаре Ушакова указывается, что «экскурсия» - это коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью. В большом энциклопедическом словаре «экскурсия» трактуется, как коллективное посещение достопримечательных мест, музеев с учебными или культурно-просветительскими целями.

В связи с внедрением в нашу жизнь новых информационных технологий возникли новые виды экскурсий – виртуальные экскурсии.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова «virtual» – «похожий, неотличимый». Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции (выставки). Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и возможно, уже через несколько лет свои собственные виртуальные экскурсии будут иметь все музеи мира.

Виды экскурсий:

- Биографическая – экскурсия, связанная с биографией и творчеством писателей, учёных, спортсменов.

- Краеведческая – один из основных способов изучения природы, истории, экономики и культуры своего региона.

- Культурно-художественная (историческая) – это наглядное ознакомление с вещественными памятниками истории и культуры, расположенными в исторически сложившейся или искусственной (музейная экспозиция) среде, в целях изучения прошлого человеческого общества, проходящее по определенному маршруту, под руководством подготовленного лица. Историческая экскурсия является одной из форм распространения исторических знаний и историко-краеведческой работы, содействует формированию мировоззрения.

- Обзорная – это совокупность нескольких виртуальных экскурсии в рамках одной темы.

По форме и содержанию виртуальные экскурсии могут быть нескольких видов:

– фотопутешествие (знакомство с объектами и явлениями природы вместе с каким-либо героем). Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;

– видеоэкскурсия, комментариями к которой служат рассказы детей или экскурсовода. Это могут быть видеозаписи семейного путешествия или видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет.

Преимущества виртуальных экскурсий:

- Нет границ, что позволяет посетить необходимые места, не покидая здания школ.

- Дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе, улучшает качество образовательного процесса.

 - Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме.

- Наглядность. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

- Наличие интерактивных заданий способствует закреплению знаний, в том числе и по современным компьютерным технологиям.

Виртуальные экскурсии, как форма работы, помогают:

 -Разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс.

 -Реализовать принципы наглядности и научности.

 -Развивать наблюдательность, навыки самостоятельной работы у дошкольников.

 -Развивать познавательный интерес и деятельность дошкольников.

 -Повышать компетентность педагога.

Как и при разработке любого проекта в основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата.

Тематика экскурсий подбирается с учетом возрастных особенностей, интересов детей, календарно-тематического планирования.

Наиболее важными этапами при создании виртуальной экскурсии являются:

– выбор темы;

– постановка цели и задач экскурсии;

– изучение литературы по данному вопросу;

– предварительная работа с родителями;

– отбор и изучение экскурсионных объектов;

– составление маршрута экскурсии на основе видеоряда;

– определить технику ведения виртуальной экскурсии;

– подготовить текст (комментарии);

– проведение экскурсии;

– итоговая беседа.

Для организации и проведения виртуальной экскурсии разработан алгоритм действий специально для школьников:

1.Подготовительный этап: начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с учащимися. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода».

2. Основной этап: продолжение создания видеоэкскурсии, подбор иллюстраций, подбор аудиозаписей, звуковых эффектов.

3. Проведение экскурсии.

4.Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей;

5.Завершение экскурсии, рефлексия. Заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.

При создании виртуальной экскурсии учащиеся овладевают навыками правильной работы с компьютером. Учатся правильно подбирать, находить нужную информацию.

Использование виртуальных экскурсий позволяет ребенку получить информацию в доступной форме интересно, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.

Практика показала, что использование виртуальных экскурсий позволяет не просто сформировать у школьников представления об окружающем мире, но и значительно повысить интерес детей, развить познавательные способности, сформировать умения поисково‐ исследовательской деятельности.

Кроме того, подготовка презентаций помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освободить от большого объема бумажных наглядных пособий.  Подготавливаясь к проведению экскурсии, имеется возможность реализовать собственные идеи и творческие замыслы, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить и усовершенствовать образовательный процесс.

В настоящее время, анонс на тот или иной фильм, передачу или мероприятие стал неотъемлемой частью программы, которая в том или ином виде презентуется зрителю. Потрясающие воображение визуальные эффекты, великолепное музыкальное сопровождение и самые яркие, запоминающиеся и интригующие кадры — вот обязательные составляющие любого трейлера.

Трейлеры же были придуманы для привлечения аудитории к продукту и еще были придуманы трейлеры, которые каждый из нас видел, будучи в кинотеатре, перед началом самого сеанса.

Как это работает? В некотором смысле трейлер – это промо-ролик, который завлекает зрителей, подталкивает человека к приобретению билета на очередной сеанс или покупку лицензионного диска с уже готовым продуктом. Задача его - завладеть вниманием аудитории, заинтересовать, продемонстрировать основные преимущества фильма или другого продукта киноиндустрии.

Если к трейлерам фильмов или игр современный зритель давным-давно привык, то в отношении буктрейлеров, процесс привыкания только начался. Совершенно очевидно, что предметом изображения в таких видео-роликах будет именно литературные произведения, а не кинематограф.

Буктрейлер – это, можно сказать, новый шаг навстречу передаче информации. А создание буктрейлеров – современная форма продвижения книги в видеоформате, это средство для развития творческой активности читателя, одно из направлений для освоения новых информационных технологий. В ролике продолжительностью не более 3 минут информация о книге подается так, что сразу хочется взять её и почитать.

Он может быть в трех основных вариантах: фильм или мультфильм, презентация или комбинация этих форм. Основой могут служить произведения классиков и современных авторов, литература для взрослых и детей, издания краеведческого характера. Все зависит от желания и полета фантазии.

Буктрейлеры по книгам открылись современному обществу сравнительно недавно. Еще 10 лет назад подобная идея не приходила никому в голову, однако сейчас промо-ролики к шедеврам литературы стали явлением достаточно обыденным и многосторонним. Внимание, которое они привлекают, способствует повышению интереса к самой книге. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. Видеороликов, созданных по мотивам книги, все больше и больше в Интернете. Яркие зрительные и звуковые образы, быстрота смены картинки, краткость. И все это в итоге выглядит так заманчиво и привлекательно, что сразу хочется бросить все – и бежать за книгой. Зайдите на YouTube – и убедитесь в этом сами.

Отличительные признаки буктрейлера:

1. Создание буктрейлера направлено на рекламу именно литературного произведения, которому, в принципе, достаточно чужд язык кинематографа, и всего визуального искусства в целом. Именно в этом и состоит самое и важное отличие такой видео-презентации.

2. Если в случае фильмов речь идет о демонстрации самых ярких моментов уже готового произведения искусства, то буктрейлер - это всегда необходимость создавать подобные кадры с нуля. По сути, это преобразование слова в картинку, переход из одного вида искусства в другой, их взаимодействие, диалог между ними.

3. Буктрейлер – это еще и своего рода способ популяризации и любви к книге и слову. Вызывая интерес читателя, он призван провоцировать отложить насущные дела и ознакомиться с текстом произведения.

Одной из основных особенностей такого рода роликов можно назвать простоту их исполнения. Конечно, в данном случае не имеются в виду профессиональные клипы, на создание которых выделяются огромные деньги. Все дело в том, что выпуск такого ролика вполне по силам любому человеку, задумывающемуся о том, как создать буктрейлер, главное, чтобы было желание.

Очень важно, чтобы произведение, по которому снимается ролик, было интересно автору, вдохновлять его, служить мощным подспорьем для идей. И, наконец, техническая составляющая: актеры, декорации и аппаратура. Оборудование не обязательно должно быть первоклассным, а исполнители ролей - обладателями премии «Оскар». При наличии внутренней необходимости, желания и энтузиазма хороший ролик можно снять на камеру мобильного телефона.

Структура ролика, особенности конечного продукта:

1. В первую очередь необходимо разработать правильный сценарий буктрейлера. Поскольку главная задача - заинтересовать читателя и буквально привести его в библиотеку за книгой, поэтому нужно выбрать самые яркие, самые запоминающиеся и впечатляющие моменты.

2. Естественно, сюжет книги раскрывать читателю не стоит - ведь он не станет брать издание, если будет знать, чем закончится история. Красивая недосказанность - вот цель буктрейлера.

3. Наконец, на вооружение обязательно нужно взять цитаты из текста и хорошее музыкальное сопровождение. И помните: чем гармоничнее будет это сочетаться между собой, тем более качественным получится конечный продукт.

4. Теперь поговорим об оборудовании, декорациях и процессе непосредственного создания ролика. Как уже говорилось ранее, использование дорогостоящей аппаратуры совершенно необязательно.

5. Такого понятия, как специальная программа для буктрейлера, и вовсе не существует. Монтировать полученные записи можно как в стандартных Windows Movie Maker, Power Point так и в дорогих программах, дающих огромное количество возможностей, начиная от кадрирования и заканчивая изменением цветовой гаммы, качества изображения и звука. В общем для того, чтобы создать качественный буктрейлер, совершенно необязательно быть культовым режиссером или клипмейкером. Достаточно просто хотеть это сделать, поставить себе цель и уверенно идти к ней.

Как уже говорилось, история буктрейлеров равна всего десятилетию, но общепринятых требований к их созданию до сих пор не существует. Оптимальной считается лишь продолжительность ролика до трех минут.

- Постепенно начали выделять разновидности буктрейлеров по способу визуального визуального воплощения текста и содежанию.

- По способу визуального визуального воплощения текста выделяют:

- игровые (минифильм по книге);

- неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);

- анимационные (мультфильм по книге).

Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию. Так, по содержанию буктрейлеры делятся на:

повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);

атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);

концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

При создании роликов авторы допускают несколько типичных ошибок, на которые следует обратить внимание:

1. Отсутствие знака возрастного ограничения.

2. Отсутствие информации о библиотеке, в которой можно взять рекламируемую книгу.

3. Отсутствие ссылок на используемые в ролике фильмы, музыку и т. д.

4. Слишком быстрая смена текста на экране или его нечитабельность.

5. Простая нарезка из эпизодов экранизированной версии художественного произведения.

6. Несоответствие музыкального сопровождения теме рекламируемого произведения.

Так же популярны обучающие видеоролики, которые всегда интересны для учащихся. Обучающие видеоролики – это формат дистанционного обучения, который предполагает передачу учебного материала через видеозапись. Эта запись может быть как простой лекцией, так и демонстрацией практического навыка, как презентацией с комментариями автора, так и записью экрана компьютера специалиста, обучающего работе с программами.

Можно выделить следующие виды (форматы) обучающих видео:

- Видеолекции. К этому типу относятся заранее подготовленные учебные занятия, снятые в студии. В качестве фона используются медиафайлы или презентации.

- Интерактивное видео – видео, в котором пользователь совершает активные действия, т.е. может выбрать вариант ответа, что повлияет на дальнейшее развитие сюжета (по ветвлящемуся сценарию).

- Анимационное видео – учебная анимация, часто созданная при помощи специальных средств командой профессионалов. К этой категории можно отнести и видеоскрайбинг, когда объяснение сопровождается рисованием картинки. Одной из разновидностей является видеоинфографика, которая позволяет быстро и просто объяснить сложный материал.

- Видеодемонстрации позволяют показать процессы, протекающие в природе, в лаборатории, в модели, созданной на компьютере.

- Скринкасты – это видеозаписть того, что происходит на экране вычислительно устройства (компьютера, планшета, телефона), сопровождаемая голосовыми комментариями, пометками на экране и т.д.

К категории «Псвевдовидео» можно отнести слайд-шоу, презентации, видеопутешествия.

Выбор формата обучающего видео стоит определять в зависимости от целей и исходя из максимального учебного эффекта. А креативное решение может компенсировать небольшой бюджет и отсутствие сложных технологических решений. Для того, чтобы разрабатываемые учебные видео были востребованными, нужно быть в курсе современных тенденций в сфере медиа.

Видеоматериалы обладают особенностями, важными для педагогического процесса и обеспечивают:

- Наглядность. Видеоматериалы отличаются визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

- Динамичность. Подвижность показываемых кадров способствует усилению внимания, вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации.

Когда говорят об использовании видео в обучении, то чаще всего предполагают использование одного из следующих средств:

- Видеозапись лектора («говорящая голова»). Это наименее продуктивная и дидактически неэффективная форма дистанционного обучения. Она быстро утомляет не только учеников, но и взрослых;

- Студийные видеолекции и видеоуроки. Такие записи предполагают хорошую режиссуру и сценарий. Часто такое видеозанятие сопровождается демонстрацией изображений, видеофрагментов и близко по своему уровню к документальному фильму;

- Слайд-фильмы. Видеоряд в таком случае занимает ключевое место и сопровождается закадровым комментарием преподавателя. Этот вид максимально приближен к документальному учебному фильму. Но ощущение виртуального общения в таком случае полностью теряется;

- Интерактивные видеолекции и видеоуроки. Монолог учителя сопровождается задания, слайдами и видеофрагментами. Преимущество интерактивных видеоуроков очевидно. Ученик может обратиться к той части информации, которая вызывает у него затруднения, посмотреть еще раз идеальный интерактивный видеоурок, видимо, должен предусматривать и функции контроля, и тестирования. В любом случае интерактивные уроки были бы гораздо полезнее, чем скучный монолог «говорящей головы».

Неотъемлемая часть образовательного процесса – это медиаобразование, поскольку предоставляет учителю возможность разнообразить задачи, методы и формы представления информации в учебно-воспитательном процессе, использовать компьютерные программы, которые включают широкий набор упражнений: учебные (для презентации материала), тренировочные (для отработки навыков и умений), текстовые (для проверки знаний). Они дают возможность усиливать самостоятельную работу учащихся, возможность выбирать информацию, работать в темпе, в соответствии с уровнем знаний обучающих, развивать критическое мышление каждой личности.

2.3. Сборник проектов для начальной школы с применением медиа-ресурсов

Виртуальная экскурсия «П.П.Бажов и его творчество» - для учащихся 4 класса.

Глобальная компетенция: труд и творчество

Содержательный аспект задания по «глобальным компетенциям»: традиции и обычаи, межкультурная коммуникация.

Проблема: почему сказы П.П.Бажова читают и перечитывают люди разного возраста?

Сроки: 1 месяц

Форма: внеурочное мероприятие

- Выбор темы

Учитель: выбирает, тему для виртуальной экскурсии. Обсуждает с учащимися, что будет в виртуальной экскурсии, правила.

Учащиеся: распределяют обязанности между собой.

Результат: тема выбрана, обговорены все правила для создания экскурсии, распределены обязанности.  

- Постановка цели и задач экскурсии

Учитель: с учащимися ставит цель и задачи. Для чего нам нужна виртуальная экскурсия? Какие задачи мы можем поставить? Как мы можем их выполнить?

Учащиеся: с помощью учителя, определяют цель и задачи, и важность экскурсии.

Результат: учащиеся понимают важность экскурсии.

– изучение литературы по данному вопросу:

Учитель: осуществляет помощь при поиске информации. Организует поход в библиотеку, для изучения литературы.

Учащиеся: выбирают нужную информация, выписывают её. Происходит обсуждение с учителем.  

Результат: Узнали больше о писателе. Выбрали нужную информацию, для записи экскурсии.

– предварительная работа с родителями:

Учитель: проводит родительское собрание с родителями и учащимися. Рассказывает план работы при создании экскурсии. Обговаривает все вопросы.

Результат: учащиеся и родители работают вместе.

– отбор и изучение экскурсионных объектов:

Учитель: помогает учащимся изучать, какие есть объекты посвященные писателю П.П.Бажову. Обсуждают интересные факты.

Учащиеся: изучают и отбирают экскурсионные объекты, подходящие для создания виртуальной экскурсии. Составляют список объектов.

Результат: учащиеся нашли информацию об объектах. Составили список объектов.

– составление маршрута экскурсии на основе видеоряда:

Учитель: помогает составить наиболее удобный маршрут для экскурсии.

Учащиеся: выбирают из плана самые подходящие маршруты. Составляют маршрут из экскурсионных объектов. Расписывают маршрут, с чего начинается и чем заканчивается в видеоряде.

Результат: маршрут составлен в видеоряде.

– определить технику ведения виртуальной экскурсии:

Учитель: предлагает технику ведения экскурсии. Рассказывает про все техники.

Учащиеся: выбирают технику для виртуальной экскурсии.

Результат: выбрали технику для ведения виртуальной экскурсии.

– подготовить текст:

Учитель: проверяет подготовленный текст учащихся.

Учащиеся: составляют текст для записи виртуальной экскурсии. Выбирают звуковые эффекты, и музыку.

- создание экскурсии:

Учитель: объясняет правила работы с приложениями, обговаривают как всё должно быть.

Учащиеся: осуществляют создание виртуальной экскурсии в Windows Movie Maker, Power Point или других приложениях. (При монтировании экскурсии повышаются компьютерные навыки)

Результат: виртуальная экскурсия смонтирована и полностью создана.

– проведение экскурсии:

Учитель: во время внеурочной деятельности, показывает виртуальную экскурсию, которую создали учащиеся.

Учащиеся: смотрят созданную экскурсию.

Результат: просмотр виртуальной экскурсии.

– итоговая беседа:

Учитель: задает вопросы, про впечатления при работе с экскурсией.

Учащиеся: разговаривают с учителем, рассказывают свои эмоции впечатления.

Результат: учащиеся с учителем рассказали свои эмоции и впечатления, об создании экскурсии.

Виртуальные экскурсии, разрабатываемые и показываемые очень полезны. Старшеклассники приобретают не только много новых и разнообразных сведений, но и навыки самостоятельной работы: приучаются собирать материал, классифицировать его. Экскурсии развивают также речь. Экскурсовод должен говорить литературным языком, просто и ясно. В противном случае его не станут слушать. Учащиеся обычно очень внимательно слушают своих товарищей.  Каждая экскурсия вызывает живой обмен мнениями, пробуждает интерес к затронутым в ней вопросам.

Буктрейлер по сказу П.П.Бажова» - для учащихся 4 класса.

Глобальная компетенция: традиции и обычаи.

Содержательный аспект задания по «глобальным компетенциям»: традиции и обычаи, межкультурная коммуникация.

Проблема: родной край имеет большое количество традиций и обычаев с дальних времен. Какие же традиции и обычаи семьи присутствует в произведении?

Сроки: 1 месяц

Форма: внеурочное мероприятие

Данный проект предназначен для учащихся 4 класса, где они знакомятся с жанром буктрейлер, делятся на профессии и работают с рассказом (создают план текста, продумывают сцены, готовят реквизит). Каждый ученик выбирает ту группу, деятельность в которой ему наиболее интересна. Совместными усилиями дети монтируют кадры фильма, вписывают субтитры. Конечный этап работы – монтаж всего фильма и его просмотр.

Занятие №1.

Цели: сбор информации и уточнение основных сведений о жанре д буктрейлер, составление заданий для сценаристов, актеров и критиков.

Содержание занятия:

  • Пересказ произведения
  • Установление главной мысли.
  • Выделение ключевых слов.
  • Озаглавливание частей текста.
  • Подготовка к написанию сценария.
  • Обсуждение сцен к каждой части.
  • Обсуждение оформления фильма.

Занятие №2.

Цели: создание буктрейлер, анализ проделанной работы, подготовка к защите проекта (презентация).

Содержание занятия:

  • Составление заданий для сценаристов, иллюстраторов и критиков.
  • Создание рабочих групп и распределение обязанностей.
  • Работа в группах.
  • Монтаж диафильма.
  • Анализ проделанной работы.

Дети работают в трех группах: сценаристы, актеры и критики.

Задание сценаристам: найти в частях рассказа предложения, которые отражают сюжет будущего буктрейлера, сократить эти предложения или объединить части предложений. Выделить ключевые фразы, формулировка вопросов-вызовы.

Задание актерам: подбирают реквизит, разучивают слова, движения, сцены для фильма.

После составления сценария актеры приступают к своей работе. Делят сценарий на кадры и репетируют каждую сцену.

Критики редактируют работу сценаристов и актеров. Следующий этап – съемка и монтаж всего фильма.

Конечный этап работы:

  • Создание и показ презентации проекта.
  • Оценка работы каждого, самооценка.

Создание иллюстраций (диафильма, комикса) по литературной сказке П.П. Бажова - для учащихся 4 класса.

Глобальная компетенция: традиции и обычаи.

Содержательный аспект задания по «глобальным компетенциям»: традиции и обычаи, межкультурная коммуникация.

Проблема: Сказы не только знакомят учащихся с прошлым людей, живших на Урале, но также учат дружбе, честности, доброте, учат отличать добро от зла. Как же жили раньше люди на Урале?

Сроки: 1 месяц

Форма: внеурочное мероприятие

Краткое описание проекта: данный проект предназначен для учащихся 4 класса, где они знакомятся с жанром комикс, диафильм, знакомятся с профессией иллюстратор, делятся на профессии и работают с рассказом (создают план текста, рисуют иллюстрации). Каждый ученик выбирает ту группу, деятельность в которой ему наиболее интересна. Совместными усилиями дети монтируют кадры диафильма, вписывают субтитры либо создают листы комикса, добавляют речевые тексты. Конечный этап работы – монтаж всего диафильма, его просмотр либо чтение комикса.

Занятие №1.

Цели: сбор информации и уточнение основных сведений о жанре диафильма, комикс, составление заданий для сценаристов, иллюстраторов и критиков.

Содержание занятия:

  • Пересказ произведения
  • Установление главной мысли.
  • Выделение ключевых слов.
  • Озаглавливание частей текста.
  • Подготовка к написанию сценария.
  • Обсуждение иллюстраций к каждой части.
  • Обсуждение оформления диафильма, комикса.

Занятие №2.

Цели: создание диафильма, комикса, анализ проделанной работы, подготовка к защите проекта (презентация).

Содержание занятия:

  • Составление заданий для сценаристов, иллюстраторов и критиков.
  • Создание рабочих групп и распределение обязанностей.
  • Работа в группах.
  • Монтаж диафильма.
  • Анализ проделанной работы.

Дети работают в трех группах: сценаристы, иллюстраторы и критики.

Задание сценаристам: найти в частях рассказа предложения, которые отражают сюжет будущего диафильма, комикса, сократить эти предложения или объединить части предложений.

Задание иллюстраторам: выбирают наиболее удачные рисунки (нарисованные дома, можно с помощью родителей) или рисуют сами, либо рисуют их средствами графических редакторов на компьютере.

После составления сценария иллюстраторы приступают к своей работе. Делят сценарий на кадры и иллюстрируют каждый кадр.

Критики редактируют работу сценаристов и иллюстраторов. Следующий этап – монтаж всего нарисованного диафильма, составление комикса в программе.

Конечный этап работы:

  • Создание и показ презентации проекта.
  • Оценка работы каждого, самооценка.


Заключение

Формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного образовательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных субъектов образовательного процесса - обучающихся, учителей и родителей. Начальная школа закладывает основу глобальных компетенций, формируется способность думать, анализировать. Педагоги должны обладать умением преобразовать программный материал в проектную деятельность, в разные формы, например виртуальные экскурсии, буктрейлеры т.д. При помощи этих форм взаимодействие работы с учащимися повышается, им интересно, необычно, пробовать себя именно в таких работах, они дают возможность усиливать самостоятельную работу учащихся, возможность выбирать информацию, работать в темпе, в соответствии с уровнем знаний обучающих, развивать критическое мышление каждой личности.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие глобальных компетенций при помощи медиапроектирования эффективно.


Список используемых источников

  1.  Тимошенко Е.А. «Формирование ценностных ориентаций учащихся»/ URL:https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2016/05/05/formirovanie-tsennostnyh-orientatsiy-uchashchihsya (Дата обращения: 03.10.2023)
  2. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. «Глобальные компетенции»: опыт разработки национальных учебно-диагностических материалов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020.
  3. Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учебное пособие / Е.В. Барышникова. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 174 с.
  4. Гутевич, В. А. Технология медиаобразования в обучении младших школьников / В. А. Гутевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017.
  5. Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи : монография / И.В. Жилавская. — М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. — 243 с.
  6. Мультимедийная журналистика [Текст]: учебник для вузов / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — (Учебники Высшей школы экономики). — 413.
  7. Метод проектов : Применение целевой установки в педагогическом процессе / В. Х. Кильпатрик, проф. педагогики Учительск. колледжа Колумбийск. ун-та Пер. с 7-го нем. изд. Е. Н. Янжул С предисл. Н. В. Чехова. - Ленинград : Брокгауз-Ефрон, 1925. - 43 с.
  8. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/11/19/proektnaya-deyatelnost 
  9. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2015/01/22/statya-metodicheskie-rekomendatsii 
  10.  http://www.prodlenka.org/nachalnaia-shkola/proektnaia-deiatelnost-mladshikh-shkolnikov.html 
  11. http://www.prodlenka.org/doklady/razvitie-tvorcheskikh-sposobnostei-uchashchikhsia-na-osnove-proektnoi-deiatelnosti.html 
  12.  https://moluch.ru/archive/137/38315/ 
  13. https://www.hse.ru/data/2013/10/20/1279364153/VO4_10%20Pen'kov.pdf 
  14.  https://studfile.net/preview/6306194/ 
  15.  https://ifap.ru/library/book560.pdf 
  16.  
  17. https://npk.asou-mo.ru/images/2022/02/глобальные/Старшинова_Глобальные.pdf
  18. https://pochtschool.crm.eduru.ru/media/2021/11/22/1305306376/Global_ny_e_kompetencii_compressed.pdf 
  19. https://togirro.ru/assets/files/2022/cnppmpr/Ivanycheva_TA_globaln_competencii_02.11.2022.pdf 
  20.  
  21. http://ddto.org/wp-content/uploads/2021/11/10.2_Черникова-Л.В.-27.10.2021.pdf
  22. https://events.prosv.ru/uploads/2021/02/additions/MJNxKlYcgJjgbK32GYsXJEzHUCki9vkXK5HtDBAQ.pdf 
  23. https://videouroki.net/razrabotki/formirovaniie-ghlobal-nykh-kompietientsii-sriedstvami-proiekta-kinouroki-v-shkol.html 
  24. https://cyberleninka.ru/article/n/mediaproekt-ponyatie-osobennosti-aspekty-upravleniya-kachestvom 
  25. https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-metodicheskaya-razrabotka-na-temu-formirovanie-globalnyh-kompetencij-obuchayushihsya-v-process-6077752.html 
  26. https://events.prosv.ru/uploads/2021/01/additions/GTlIocyOpjfVWknTlNkpqVR58CORUj22vAacp2nR.pdf 
  27. https://si-sv.com/NIR/NIRS/forum-2013/15.pdf 
  28. https://t64682n.sch.obrazovanie33.ru/upload/iblock/7a0/5.-Globalnye-kompetentsii.-Metodicheskie-rekomendatsii.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования духовно-нравственной позиции обучающихся начальных классов через внеклассную деятельность

На классных часах с учащимися начальной школы проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков св...

статья по теме "Формирование элементарных этических понятий у обучающихся начальных классов через внеурочную деятельность"

Данная статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся начальных классов в коррекционной школе 8 вида....

"Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов.через проведение интегрированных занятий логопеда и психолога" (из опыта работы)

Опыт работы учителя-логопеда и педагога - психолога при организации сопровождения обучающихся начальной школы, через интегрированные занятия....

Формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность.

Презентация по формированию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность....

Формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность.

Презентация по формированию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность....