статья по теме "Формирование элементарных этических понятий у обучающихся начальных классов через внеурочную деятельность"
статья (2 класс) по теме

Иванова Светлана Алексеевна

Данная статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся начальных классов в коррекционной школе 8 вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Иванова Светлана Алексеевна

ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная

(коррекционная)общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья VIII вида», воспитатель.

Село Казанское Республики Марий Эл

Человек – сродни растению: начиная свою жизнь с маленького беспомощного ростка, он превращается во взрослое, сильное дерево, дающее плоды. Эти плоды – добрые или злые поступки, мысли, чувства человека. И то, какими будут эти плоды, зависит от условий, в которых развивалось и росло растение: какими были первые всходы, был ли у ростка необходимый запас питания, ухаживали ли за молодым деревом до того, как оно стало взрослым. Если росток  был выращен в благоприятных условиях, он будет сильным и крепким. А если же условия были неблагоприятными, то и ждать от такого дерева хорошего плода приходится не всегда. Дети – тоже ростки: какие душевные усилия вложим мы в их воспитание, такими и будут наши воспитанники. Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых в свете происходящих в нашем мире изменений. Становление постиндустриального общества, приоритет информационных технологий и другие реалии нашего мира накладывают свой отпечаток на формирование личности человека. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться [1]. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Общее падение нравов, которое, к великому сожалению, мы наблюдаем в наше время, делает весьма актуальным поиск новых средств воспитания нравственных качеств  формирующейся личности. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Духовно-нравственное воспитание школьников включает в себя развитие в сфере личностных, общественных и государственных отношений [ 2].

Отношение человека к окружающему миру  начинает формироваться в раннем детстве. Главными воспитателями в первую очередь выступают  родители.    Но для детей, получающих образование в специализированных учебных заведениях,  существенную роль в воспитании играют педагоги, с которыми ребята проводят большую часть своей школьной жизни. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит именно педагогу, его методическому мастерству. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагогов , систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Большую роль играет самообразовательная деятельность педагога.

Следует отметить, что моральные (этические) ценности и понятия очень многообразны. Некоторые  из них – такие, как совесть, справедливость, долг   – очень сложны для понимания детьми, имеющими нарушения интеллекта. Поэтому для учащихся 2 класса я определила свою цель  как духовно-нравственное воспитание через формирование элементарных, близких  ребёнку, этических понятий. В своей работе руководствуюсь следующими принципами: научность, непрерывность, системность, доступность материала для детей, личностная ориентированность; большое внимание уделяю эмоциональной составляющей материала.

Необходимым элементом работы является диагностический этап, включающий исследование  степени сформированности понятий о нравственных качествах, изучение  нравственной мотивации, отношения к жизненным ценностям. Мною были применены следующие методики: «Диагностика отношения к жизненным ценностям», «Диагностика нравственной мотивации», методика «Что такое хорошо, что такое плохо» [3].В ходе  диагностики был произведён детальный анализ полученных результатов и сделан вывод о недостаточной  сформированности элементарных этических понятий у обучающихся 2 класса.

На основании этого анализа мною были выделены основные направления работы:

  1. Мониторинг формирования у детей представлений об элементарных этических понятиях (входящая, промежуточная, итоговая диагностика).
  2. Воспитательная работа по духовно-нравственному развитию. Указанное направление включает следующие ступени:
  1. «Мир вокруг меня» (формирование этических понятий о дружбе, взаимопомощи ).
  2. «Я в мире» (формирование этических понятий о доброте, милосердии, любви к родным, любви к Родине, любви к природе, трудолюбии, бережливости, честности).
  3. «Мир во мне» (формирование этических понятий о вере, надежде, красоте души, жизни).

Для реализации задач на каждой ступени провожу мероприятия для детей в различной форме: часы общения, устные журналы, информационные часы, эвристические экскурсии, этические беседы, исторические экскурсии, а также тренинги, направленные на сплочение классного коллектива, практические занятия, тесты и анкетирование.

  1. Духовно-нравственное воспитание младших школьников [ Режим доступа]: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/10/21/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov, свободный
  2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [ Режим доступа]: http://r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn, свободный
  3. Диагностика эффективности духовно-нравственного воспитания школьников

 [ Режим доступа]: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00093651_0.html, свободный



Предварительный просмотр:

Формирование элементарных этических понятий у обучающихся начальных классов через внеурочную  деятельность

Иванова Светлана Алексеевна, воспитатель

ГБОУ Республики Марий Эл «Казанская специальная

(коррекционная)общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья VIII вида

село Казанское Республики Марий Эл

Человек – сродни растению: начиная свою жизнь с маленького беспомощного ростка, он превращается во взрослое, сильное дерево, дающее плоды. Эти плоды – добрые или злые поступки, мысли, чувства человека. И то, какими будут эти плоды, зависит от условий, в которых развивалось и росло растение: какими были первые всходы, был ли у ростка необходимый запас питания, ухаживали ли за молодым деревом до того, как оно стало взрослым. Если росток  был выращен в благоприятных условиях, он будет сильным и крепким. А если же условия были неблагоприятными, то и ждать от такого дерева хорошего плода приходится не всегда. Дети – тоже ростки: какие душевные усилия вложим мы в их воспитание, такими и будут наши воспитанники. Проблема духовно-нравственного воспитания является одной из ключевых в свете происходящих в нашем мире изменений. Становление постиндустриального общества, приоритет информационных технологий и другие реалии нашего мира накладывают свой отпечаток на формирование личности человека. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться [1]. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций. В представлениях детей о главных человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными. Общее падение нравов, которое, к великому сожалению, мы наблюдаем в наше время, делает весьма актуальным поиск новых средств воспитания нравственных качеств  формирующейся личности. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Духовно-нравственное воспитание школьников включает в себя развитие в сфере личностных, общественных и государственных отношений [ 2].

Отношение человека к окружающему миру  начинает формироваться в раннем детстве. Главными воспитателями в первую очередь выступают  родители.    Но для детей, получающих образование в специализированных учебных заведениях,  существенную роль в воспитании играют педагоги, с которыми ребята проводят большую часть своей школьной жизни. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит именно педагогу, его методическому мастерству. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагогов , систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Большую роль играет самообразовательная деятельность педагога.

Следует отметить, что моральные (этические) ценности и понятия очень многообразны. Некоторые  из них – такие, как совесть, справедливость, долг   – очень сложны для понимания детьми, имеющими нарушения интеллекта. Поэтому для учащихся 2 класса я определила свою цель  как духовно-нравственное воспитание через формирование элементарных, близких  ребёнку, этических понятий. В своей работе я руководствуюсь следующими принципами: научность, непрерывность, системность, доступность материала для детей, личностная ориентированность; большое внимание уделяю  эмоциональной составляющей материала.

Необходимым элементом работы является диагностический этап, включающий исследование  степени сформированности понятий о нравственных качествах, изучение  нравственной мотивации, отношения к жизненным ценностям. Мною  были применены следующие методики: «Диагностика отношения к жизненным ценностям», «Диагностика нравственной мотивации», методика «Что такое хорошо, что такое плохо» [3].В ходе  диагностики был произведён детальный анализ полученных результатов и сделан вывод о недостаточной  сформированности элементарных этических понятий у обучающихся 2 класса.

На основании этого анализа нами  были выделены основные направления работы:

  1. Мониторинг формирования у детей представлений об элементарных этических понятиях (входящая, промежуточная, итоговая диагностика).
  2. Воспитательная работа по духовно-нравственному развитию. Указанное направление включает следующие ступени:
  1. «Мир вокруг меня»(формирование этических понятий о дружбе,

взаимопомощи ).

  1. «Я в мире» (формирование этических понятий о доброте, милосердии, любви к родным, любви к Родине, любви к природе, трудолюбии, бережливости, честности).
  2. «Мир во мне» (формирование этических понятий о вере, надежде, красоте души, жизни).

Для реализации задач на каждой ступени я провожу  мероприятия для детей в различной форме: часы общения, устные журналы, информационные часы, эвристические экскурсии, этические беседы, исторические экскурсии, а также тренинги, направленные на сплочение классного коллектива, практические занятия, тесты и анкетирование.

  1. Духовно-нравственное воспитание младших школьников [ Режим доступа]: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2012/10/21/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov, свободный
  2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [ Режим доступа]: http://r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn, свободный
  3. Диагностика эффективности духовно-нравственного воспитания школьников

 [ Режим доступа]: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00093651_0.html, свободный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования духовно-нравственной позиции обучающихся начальных классов через внеклассную деятельность

На классных часах с учащимися начальной школы проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков св...

"Организация внеурочной деятельности обучающихся начальных классов.через проведение интегрированных занятий логопеда и психолога" (из опыта работы)

Опыт работы учителя-логопеда и педагога - психолога при организации сопровождения обучающихся начальной школы, через интегрированные занятия....

Статья по теме: «Преодоление речевого недоразвития слабослышащих учащихся начальных классов через применение системно-деятельностного подхода в образовательном процессе».

Только система диагностических, коррекционных, методических и организационных мероприятий, направленных на построение индивидуальной траектории  развития личности слабослышащего ребёнка помогает ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся начальных классов через игровую деятельность»

Учителя начальных классов часто сталкиваются с такой проблемой - как  нежелание ребенка учиться, то есть с   низкой учебной мотивацией обучающихся.Как правило, в начале первого класса р...

Развитие социальной активности обучающихся начальных классов через реализацию федеральной программы «Орлята России»

В данной презентации представлен отчёт по развитию социальной активности обучающихся начальных классов через реализацию федеральной программы «Орлята России» ....