Современные педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе с обучающимися с ОВЗ в условиях внедрения обновленных ФГОС
консультация

Желтова Татьяна Александровна

Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях. 

Одним из возможных путей повышения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса является использование современных педагогических технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Желтова Татьяна Александровна, учитель-дефектолог, Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Кудинская средняя общеобразовательная школа» д. Куда Иркутского района Иркутской области (МОУ ИРМО «Кудинская СОШ»)

e-mail: maetr24@mail.ru

Современные педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе
с обучающимися с ОВЗ в условиях внедрения обновленных ФГОС

В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания   детей с ограниченными возможностями здоровья.

Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях. 

Одним из возможных путей повышения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса является использование современных педагогических технологий.

Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей.

 Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Педагогические технологии – это сложные системы приѐмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)‏.

Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий его участникам.

Основные качества современных педагогических технологий:

системность научность

комплексность управляемость

целостность диагностичность

концептуальность прогнозируемость

процессуальность эффективность

развивающий характер оптимальность

структурированность воспроизводимость

вариативность

К числу новых образовательных технологий можно отнести следующие:

  • развивающее обучение;
  • коллективная система обучения (КСО);
  • технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);
  • исследовательские и проектные методы;
  • технология модульного и блочно-модульного обучения;
  • технология «дебаты»;
  • технология развития критического мышления;
  • лекционно-семинарская система обучения;
  • технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • система инновационной оценки «портфолио»;
  • технологии интерактивного и дистанционного обучения.

Из представленных выше технологий, можно выделить те, элементы которых возможно применять на уроках и внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ:

1. Технология разноуровневого обучения

2. Технология проблемного обучения

3. Личностно-ориентированное обучение

4. Игровые технологии

5. Информационно-коммуникационные технологии

6. Здоровьесберегающие технологии

Технология разноуровневого обучения

Относительно новая технология, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.

 

     Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.

    Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы следует проводить на контрольно - обобщающих уроках.

  Целью определяется то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляются задания (разноуровневые).

Можно также применять уровневую дифференциацию и при изучении новой темы или вначале воспитательского часа, объясняя материал от простого к сложному, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке или внеклассном занятии.

Применение технологии разноуровневого обучения способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся; повышается рефлексивность и мотивация учения; повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

Технология проблемного обучения

Это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

Методические приемы создания проблемных ситуаций:

-   учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

-   сталкивает противоречия в практической деятельности;

-   излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

-   побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

-   ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

-   ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Результат проблемного обучения:

Творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Личностно-ориентированный подход в обучении

Личностно-ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.

Основная задача личностно - ориентированного обучения, считает И. С. Якиманская, состоит в том, чтобы помогать каждому ученику развиваться как личность.

Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного обучения являются:

- использование субъектного опыта ребенка;

- предоставление свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору;

- реализация детского творчества;

- информационная база урока - развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.

На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель-эксперт, консультант.

На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация.

  Цель личностно-ориентированного занятия – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет суть личностно – ориентированного обучения.

В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Игровые технологии

Понятие «игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Цель игровых технологий - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

  Также важно обратить внимание на введение новых стандартов образования, основанных на деятельностном и дифференцированном подходах, которые, на мой взгляд, в полной мере можно реализовать именно средствами игровых технологий.

Практика показывает, что уроки и внеклассные занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока или воспитательского часа, например игра – путешествие.

Таким образом, дидактическая игра на уроках и внеклассных занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.

Информационно-коммуникационные технологии

В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемыми. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.

Одной из эффективных информационных технологий, используемых в учебном процессе, является мультимедиа.

Мультимедиа – сравнительно молодая отрасль новых информационных технологий. Дословный перевод слова «мультимедиа» означает «многие среды» («multi» - «много», «media» - «среда»).

В широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя, ставшего одновременно и читателем/пользователем информации, и слушателем, и зрителем.

Применение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

Здоровьесберегающие технологии

Их цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя и воспитателя – это рациональная организация урока и внеклассного занятия.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, должны проводиться физкультпаузы, различные виды гимнастики, зарядка для глаз, строго соблюдаться правильная осанка, режим проветривания кабинета. Все педагоги школы сотрудничают со школьным медицинским работником и педагогом-психологом для выстраивания более эффективной деятельности по формированию здоровьесберегающего пространства для учащихся.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

Заключение

Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются новые технологии обучения.

Творческих успехов и эффективной работы!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию.Тема:Внедрение комплекса современных педагогических технологий в практику начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО.

Тема самообразования: Внедрение комплекса современных педагогических технологий в практику начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО. Цель: способствовать формированию УУД через вн...

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос

В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...

Использование современных педагогических технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Дети с интеллектуальной недостаточностью с раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Дефект умственного развития приводит к на...

Районный межпредметный семинар учителей " Развитие профессиональной компетентности как фактор повышения качества образования в условиях внедрения обновленных ФГОС "

Знание математики пригодятся и в обычной жизни, ведь всем нам так или иначе приходится регулярно выполнять простейшие математические действия.В рамках семинара был дан открытый урок по математике....