Современные педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе с обучающимися с ОВЗ в условиях внедрения обновленных ФГОС
консультация
Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях.
Одним из возможных путей повышения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса является использование современных педагогических технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.docx | 23.11 КБ |
sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii.pdf | 255.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Желтова Татьяна Александровна, учитель-дефектолог, Муниципальное общеобразовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Кудинская средняя общеобразовательная школа» д. Куда Иркутского района Иркутской области (МОУ ИРМО «Кудинская СОШ»)
e-mail: maetr24@mail.ru
Современные педагогические технологии, применяемые в образовательном процессе
с обучающимися с ОВЗ в условиях внедрения обновленных ФГОС
В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях.
Одним из возможных путей повышения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса является использование современных педагогических технологий.
Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей.
Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.
Педагогические технологии – это сложные системы приѐмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Образовательная технология — это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий его участникам.
Основные качества современных педагогических технологий:
системность научность
комплексность управляемость
целостность диагностичность
концептуальность прогнозируемость
процессуальность эффективность
развивающий характер оптимальность
структурированность воспроизводимость
вариативность
К числу новых образовательных технологий можно отнести следующие:
- развивающее обучение;
- коллективная система обучения (КСО);
- технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);
- исследовательские и проектные методы;
- технология модульного и блочно-модульного обучения;
- технология «дебаты»;
- технология развития критического мышления;
- лекционно-семинарская система обучения;
- технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- обучение в сотрудничестве;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»;
- технологии интерактивного и дистанционного обучения.
Из представленных выше технологий, можно выделить те, элементы которых возможно применять на уроках и внеурочной деятельности с детьми с ОВЗ:
1. Технология разноуровневого обучения
2. Технология проблемного обучения
3. Личностно-ориентированное обучение
4. Игровые технологии
5. Информационно-коммуникационные технологии
6. Здоровьесберегающие технологии
Технология разноуровневого обучения
Относительно новая технология, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.
Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов. Чаще всего проверочные разноуровневые работы следует проводить на контрольно - обобщающих уроках.
Целью определяется то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляются задания (разноуровневые).
Можно также применять уровневую дифференциацию и при изучении новой темы или вначале воспитательского часа, объясняя материал от простого к сложному, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке или внеклассном занятии.
Применение технологии разноуровневого обучения способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся; повышается рефлексивность и мотивация учения; повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.
Технология проблемного обучения
Это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия в практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).
Результат проблемного обучения:
Творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Личностно-ориентированный подход в обучении
Личностно-ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.
Основная задача личностно - ориентированного обучения, считает И. С. Якиманская, состоит в том, чтобы помогать каждому ученику развиваться как личность.
Наиболее значимыми принципами личностно-ориентированного обучения являются:
- использование субъектного опыта ребенка;
- предоставление свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору;
- реализация детского творчества;
- информационная база урока - развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.
На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель-эксперт, консультант.
На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация.
Цель личностно-ориентированного занятия – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет суть личностно – ориентированного обучения.
В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.
Игровые технологии
Понятие «игровые педагогические технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель игровых технологий - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
Также важно обратить внимание на введение новых стандартов образования, основанных на деятельностном и дифференцированном подходах, которые, на мой взгляд, в полной мере можно реализовать именно средствами игровых технологий.
Практика показывает, что уроки и внеклассные занятия с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока или воспитательского часа, например игра – путешествие.
Таким образом, дидактическая игра на уроках и внеклассных занятиях пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствует самоутверждению ребёнка.
Информационно-коммуникационные технологии
В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемыми. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные средства) для работы с информацией.
Одной из эффективных информационных технологий, используемых в учебном процессе, является мультимедиа.
Мультимедиа – сравнительно молодая отрасль новых информационных технологий. Дословный перевод слова «мультимедиа» означает «многие среды» («multi» - «много», «media» - «среда»).
В широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя, ставшего одновременно и читателем/пользователем информации, и слушателем, и зрителем.
Применение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.
Здоровьесберегающие технологии
Их цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя и воспитателя – это рациональная организация урока и внеклассного занятия.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, должны проводиться физкультпаузы, различные виды гимнастики, зарядка для глаз, строго соблюдаться правильная осанка, режим проветривания кабинета. Все педагоги школы сотрудничают со школьным медицинским работником и педагогом-психологом для выстраивания более эффективной деятельности по формированию здоровьесберегающего пространства для учащихся.
Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
Заключение
Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются новые технологии обучения.
Творческих успехов и эффективной работы!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая аттестационная работа по предметной области «Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС»
Работа является разработкй по ФГОС программе для учителей начальных классов...
План работы по самообразованию.Тема:Внедрение комплекса современных педагогических технологий в практику начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО.
Тема самообразования: Внедрение комплекса современных педагогических технологий в практику начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО. Цель: способствовать формированию УУД через вн...
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос
В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...
Современные логопедические технологии, применяемые на занятиях для обучающихся с ОВЗ
Описание современных логопедических технологий...
Использование современных педагогических технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Дети с интеллектуальной недостаточностью с раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Дефект умственного развития приводит к на...
Районный межпредметный семинар учителей " Развитие профессиональной компетентности как фактор повышения качества образования в условиях внедрения обновленных ФГОС "
Знание математики пригодятся и в обычной жизни, ведь всем нам так или иначе приходится регулярно выполнять простейшие математические действия.В рамках семинара был дан открытый урок по математике....