Использование современных педагогических технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями
статья (1, 2, 3 класс)

Сафронова Татьяна Валерьевна

 

       Дети с интеллектуальной недостаточностью с раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Дефект умственного развития приводит к нарушениям связей с  социумом, культурой, как источником развития. Основная задача школы- гармоничное развитие личности ребенка с отклонениями в развитии, воспитание человека, способного к социальной адаптации и интеграции в обществе. Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса - это использование педагогических технологий.

       В данной статье делюсь опытом об использовании элементов педагогических технологий, которые наиболее приемлемы и результативны при обучении детей с интеллектуальными нарушениями в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Использование современных педагогических технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

ГБОУ  «С(К)ОШИ №2»

Т.В. Сафронова

выступление на м/о

учителей начальных классов

    В соответствии с концепцией модернизации Российского образования в нашей стране происходит реформирование системы специального образования. В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии, с той категорией детей, на которых ранее стояла печать «необучаемые».

   Образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса – воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом.

Цели и задачи обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой – глубоко специфичные.

    Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для  умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

    Цель коррекционно-воспитательной работы с  умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

    Дети с интеллектуальной недостаточностью с раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Дефект умственного развития приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования.     Основная задача школы – гармоничное развитие личности ребенка с отклонениями в развитии, воспитании человека, способного к социальной адаптации и интеграции в обществе.

     Учебная деятельность, занимая значительное место в жизни младшего школьника, глубоко преобразует его как личность: существенно обогащает его познавательный опыт, формирует готовность и способность самостоятельно познавать окружающий мир, учит сотрудничеству и взаимодействию, умению общаться.

     Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса — это использование педагогических технологий.

         На уроках с «особенными детьми» можно применять элементы различных инновационных педагогических  технологий: разноуровневого обучения, обучение в сотрудничестве, проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно- развивающие и информационно- коммуникационные технологии.

    Из всех педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее приемлемыми и эффективно используемыми при обучении детей с нарушением интеллекта могут быть:

  • игровые технологии;
  • информационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

   При этом следует оговориться, что любая педагогическая технология подразумевает использование методики коллективных способов обучения, основанной на максимальной реализации возможностей учащихся.

Наибольший интерес, как мне кажется, при обучении детей с нарушением интеллекта представляют игровые технологии.

    Игровые технологии – это игровая форма взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используются занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

   Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

    Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к усвоению школьной программы.

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.

    При обучении детей с нарушением интеллекта необходимо внедрять информационные технологии. Кто-то скажет, что в младшем школьном возрасте это делать рано и вредно. Но дети сравнительно рано знакомятся с компьютером, поэтому дозированное использование на уроках компьютерных технологий будет способствовать их развитию. Практика показывает, что интерес детей к урокам значительно возрастает, повышается уровень познавательных возможностей. Если использовать мультимедийные презентации, развивающие компьютерные программы, то эффективность уроков, безусловно, возрастет. Для демонстрации окружающих предметов для детей, дающих определенные понятия, соотнесения слова и зрительного образа, создания зрительных ассоциаций, показа этапов работы, экран компьютера просто необходим.

    Использование новых нестандартных приёмов объяснения и закрепления материала, с использованием компьютерных технологий, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактах, но и в ассоциациях в памяти детей. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме этого, использование презентаций в процессе обучения позволяет: заинтересовать детей, усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем подготовленности, организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями.

    На своих уроках использую компьютерные презентации для ознакомления с элементарными математическими представлениями, с предметами и явлениями окружающего мира. Эти презентации доступные учащимся и соответствуют учебно-воспитательным целям и содержанию обучения. Составляются они с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников, четкие по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, с крупным шрифтом, эстетически оформлены, но не перенасыщены цветовой гаммой. Презентации мы используем в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа, при обобщении и закреплении материала. Управление сменой слайдов презентации осуществляется педагогом, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями детей. 

   Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет осуществить на наших уроках индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. На них дети знакомятся с новыми знаниями. Например, когда берется новая тема и используется компьютерная презентация, восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.

     На занятиях по математике материал дается в игровой форме, сопровождается мультипликацией. Дети очень любят решать элементарные математические задачи, с удовольствием учатся считать, сравнивать, вводятся понятия «широкий – узкий», «высокий – низкий», «длинный – короткий» и др.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Это: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, подвижные упражнения.

   Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение воспитанников, снимают статистические мышечные нагрузки. Я стараюсь проводить их с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Время начала физкультминутки выбираю сама, когда значительная часть детей начинает утомляться. В течение урока проводится одна — две физкультминутки.

Так, например, при формировании понятия «овощи» предлагаю во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть «овощи». Если я права, вы делаете наклон, если не права – приседание. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме «Хомячок», «Елочка», «Паучок», «Веселые матрешки» и другие. Введение физкультминуток позволяет использовать время гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

Существует несколько видов физминуток, я же в своей работе чаще применяю следующие:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • упражнения для кистей рук;
  • гимнастика для глаз;
  • упражнения, корректирующие осанку.

    Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

    Отдых на переменах носит произвольный характер. Дети сами, соответственно, своим интересам, выбирают игры и упражнения. Ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, соблюдению правил игры и поддерживают дисциплину. Чаще всего мы используем простые, уже знакомые детям игры средней и малой интенсивности, в которых можно быстро менять состав участников и так же быстро выявлять победителей.

      На своих уроках использую различные виды гимнастики. Так, пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Дыхательная гимнастика помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей. Гимнастика для глаз полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения с глаз. Разминка для губ и языка снимает напряжение органов артикуляции, развивает подвижность мышц лица. Самомассаж и точечный массаж улучшает кровообращение, снимает мышечное напряжение.

Игровые, здоровьесберегающие технологии, ИКТ используются практически всеми педагогами. Специфика работы такова, что без использования данных технологий невозможно построить образовательный процесс.

    Активное использование данных образовательных технологий дает возможность учителям пересмотреть содержание образования, разработать более совершенные образовательные программы, программное обеспечение, дидактические материалы. Кроме того, замечено, что дети с интересом и более позитивно относятся к тем учебным предметам, в которых задействованы современные технологии. Это способствует повышению их мотивации и достижению результатов, важных как для ребенка с нарушением интеллекта, так и для педагога. Важное место в учебном процессе, который я осуществляю, занимает коррекционно-развивающая модель обучениякоторая обеспечивает обучающихся комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.

     Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

    Я считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения «особенные дети» имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий в формировании фонематических процессов и слухового восприятия у слепых и слабовидящих обучающихся 1-4 классов

Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы). Особую роль слуховое восприятие как средство п...

Использование блоков Дьенеша как средство сенсорного воспитания обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Многие дети с интеллектуальными нарушениями не разговаривают, для них в своей работе мы используем карточки с изображением блоков и пиктограммы с изображением действий, которые необходимо совершить с ...

Использование современных педагогических технологий в обучении младших школьников как средство повышения качества урока

В статье рассказывается о личном опыте работы с младшими школьниками. Об использовании инновационных педтехнологий в построении уроков....

Развитие   ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических технологий и методов активного обучения в воспитательном процессе

Заседание методического объединения классных руководителей коррекционная школа по теме"Развитие   ключевых компетенции обучающихся на основе использования современных педагогических тех...

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе дошкольного и школьного образования. Главной задачей является необходимость повышения эффективности усвое...

Применение игровых технологий в обучении и воспитании обучающихся с интеллектуальными нарушениями в начальной школе.

При работе с детьми с ОВЗ применяются особые коррекционно-развивающие технологии, позволяющие добиться положительно динамики в обучении и воспитании....