Современные логопедические технологии, применяемые на занятиях для обучающихся с ОВЗ
статья по логопедии

Нефедова Юлия Михайловна

Описание современных логопедических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_tehnologii.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

  Современные технологии, применяемые на логопедических занятиях

для обучающихся с ОВЗ

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При их применении занятия становятся более эффективными.

На сегодняшний день существуют различные технологии в работе логопеда, которые способствуют эффективному речевому развитию ребенка и коррекции имеющихся нарушений.

Логопедические технологии – это совокупность различных упражнений и приемов, которые реализуются в определенной последовательности и ориентированы на устранение, либо сглаживание разнообразных речевых дефектов.

Технологии можно условно разделить на 2 группы – традиционные и инновационные. К традиционным относятся следующие технологии:

  • логопедического обследования.
  • коррекции звукопроизношения;
  • постановки речевого дыхания при различных отклонениях в произношении;
  • коррекции голоса при разных нарушениях произносительной стороны речи;
  • постановки интонации и темпа речи;
  • постановки ритмики речи;
  • развития лексико-грамматической стороны речи;
  • логопедического массажа.

Логопедический массаж

Логопедический массаж представляет собой процедуру механического воздействия на мышцы периферического речевого аппарата, что помогает нормализовать мышечный тонус. Это важные подготовительные мероприятия перед выполнением сложных действий, необходимых при артикуляции звуков.

У логопедического массажа есть ряд плюсов:

  • возможность выполнения в домашних условиях;
  • отсутствие болевых ощущений;
  • положительное влияние на мышечную и нервную систему;
  • улучшение функционирования сосудов;
  • нормализация речевого дыхания;
  • увеличение амплитуды движения артикуляционных органов и т.д.

Можно выделить следующие инновационные технологии в работе логопеда:

  • арт-терапия;
  • телесноориентированные техники;
  • пальчиковая гимнастика;
  • Су-Джок терапия;
  • информационные технологии.

Арт-терапия

Арт-терапия – это совокупность методик, которые построены на основе применения различных видов искусства. Они эффективно снимают нервно-психическое напряжение, поэтому процесс логопедической коррекции проходит намного более эффективно.
В арт-терапию входят:

  • музыкотерапия;
  • логоритмика;
  • сказкотерапия;
  • мнемотехника;
  • песочная терапия.

Телесноориентированные техники

Двигательная сфера малыша тесно связана с развитием его психических свойств. Существует ряд эффективных методик:

1. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, способствуют развитию произвольности и самоконтроля. Занятия обязательно проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке. Их можно делать как в положении стоя, так и сидя.

2. Упражнения, направленные на релаксацию. С их помощью можно расслабиться, вспомнить какие-то события и ощущения.

3. Растяжка—это комплекс упражнений, связанный с напряжением и расслаблением различных частей тела. Очень хорошо их использовать при гипотонусе и гипертонусе мышц.

4. Биоэнергопластика. Данный способ основан на соединении движений кистей рук с движениями артикуляционного аппарата. Он синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшает речь и мышление.

Пальчиковая гимнастика

Она очень эффективна для развития речи. Когда дети занимаются и ритмично двигают пальчиками, то у них активизируются речевые центры головного мозга. При этом малыши дополнительно учатся концентрации внимания и правильному его распределению.

Также пальчиковые игры хорошо тренируют память, ведь необходимо запоминать стихи и определенную последовательность движений пальцев. Последние становятся гибкими, подвижными и сильными. Это поможет быстрее освоить навык письма в будущем.

Мнемотехника

Среди современных логопедических технологий и методик очень популярна мнемотехника. Это совокупность приемов и правил, которые облегчают процесс запоминания информации. Суть ее заключается в том, что на слова или небольшие словосочетания надо придумывать картинки. В результате, весь текст зарисовывается в схемах. Смотря на них, ребенок с легкостью воспроизводит стих, загадку или скороговорку.

Используя мнемотехнику можно добиться развития слухового и зрительного внимания, памяти, ассоциативного мышления, связной речи. Кроме того, ускоряется процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Песочная терапия

Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг, основатель аналитической терапии. Она помогает совершенствовать умения и навыки практического общения с использованием вербальных и невербальных средств. В процессе занятий раскрывается индивидуальность, разрешаются психологические затруднения. Кроме того, песочная терапия развивает образное мышление, связную речь, познавательные функции, обогащает словарный запас.

Игры с песком используются как при индивидуальной работе, так и в группах. Условно можно выделить три вида занятий:

1.   Обучающие. Они развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, помогают в обучении ряда навыков (счета, письма, чтения).
2.  Проективные. Способствуют развитию фантазии и творческого начала.
3.   Познавательные. Учат многообразию окружающего мира.

Преимущества метода:

1. Работа с природным материалом, обладающим собственной положительной энергетикой;
2. Активизация чувствительных нервных окончаний на кончиках пальцев;
3. Снятие мышечного, психоэмоционального напряжения ребенка;
4. Совершенствование зрительно-пространственной ориентировки;
5.  Развитие моторики рук.

Используя различные технологии на логопедических занятиях удается добиться существенного улучшения состояния ребенка и прогресса в коррекции речевых нарушений.

Большое количество логопедических технологий позволяет выбрать из них то, что подойдет конкретному ребенку. Ведь он должен сам проявлять интерес к занятиям и испытывать на них положительные эмоции. Это очень важно для достижения хороших результатов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии применяемые на занятиях в ГПД с учащимися начальной школы.

Статья по сдоровьесберегающим технологиям применяемым на занятиях в ГПД с учащимися начальной школы....

Авторы современных логопедических технологий

Авторы современных логопедических технологий...

Здоровьесберегающие технологии применяемые на занятиях

При применении здоровьесберегающих технологий одним из направлений работы стало использование работы в режиме двигательной активности.Как известно, под активным двигательным режимом понимается регламе...

Мастер-класс "Игровые технологии, применяемые на занятиях по вязанию"

Мастер-класс проводился на конференции для учителей технологии и педагогов дополнительного образования. Тема: "Игровые технологии, применяемые на занятиях по вязанию"....

Современные логопедические технологии

Для современной логопедии характерен постоянный поиск способов усовершенствования и оптимизации процессов развития и обучения детей. Для этого используются современные логопедические технологии. При и...