Эффективные приёмы формирования и оценивания планируемых результатов на уроках литературного чтения и курса «Продуктивного чтения»
методическая разработка
Эффективные приемы формирования и оценивания планируемых результатов на уроках литературного чтения и курса "Продуктивного чтения"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эффективные приёмы формирования и оценивания планируемых результатов на уроках литературного чтения и курса «Продуктивного чтения»
Для того, чтобы ученик смог получить главный продукт своей учебной деятельности -полноценное восприятие и понимание материала, можно использовать такие приёмы формирования и оценивания планируемых результатов как:
- мониторинг листа предметных достижений;
- значки отличий;
- лестницу учебного роста;
- рефлексивное солнышко.
Согласно ООП НОО продуктом чтения является овладение техникой смыслового чтения вслух, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текста в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой. Данные задачи успешно решает применение на уроках технологии продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы над текстом:
- работа с текстом до чтения;
- работа с текстом во время чтения
- работа с текстом после чтения.
ПАМЯТКА ПО ПОДГОТОВКЕ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕКСТА В РЕЖИМЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (законченный текст, фрагмент, абзац, формулировка правила, таблица, схема и т.п.).
2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:
– фактуальную (то, о чем говорится в явном виде);
– подтекстовую (то, о чем сказано в неявном виде, «между строк»).
(Данный уровень может быть не во всех текстах);
– концептуальную (основная идея, замысел автора).
3. Определите роль данного текста на уроке:
– используется на этапе введения нового знания или на этапе развития умений;
– какова основная цель чтения этого текста на уроке (например, дается специальное продуктивное задание к тексту: составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.).
4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения в целях прогнозирования будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом.
Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст?
Или: из каких смысловых частей состоит текст, есть ли выделенные слова, иллюстрации? и т.п. (Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы –не стоит пользоваться только приведѐнными выше примерами. Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение!)
5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками):
– короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов (словарная работа);
– краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (прогнозирование содержания текста);
– вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:
В – вопрос к автору текста, возникающий в ходе чтения.
Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос;
О – предложение ученикам спрогнозировать ответ на возникший вопрос к автору;
П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.
Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а, наоборот, способствовать его глубокому пониманию.
Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения
– вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или систему вопросов для обобщающей беседы);
– или запланируйте проверку выполнения продуктивного задания к тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения (в технологии продуктивного чтения)
Образовательная система "Школа 2100"...
Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).
Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....
Формирование метапредметных результатов на уроках литературного чтения
Разработка ряда заданий по литературному чтению, направленных на формирование метапредметных результатов...
«Тестирование, как одна из форм оценивания планируемых результатов на уроках в начальной школе» (из опыта работы).
Материал предложен на примере урока окружающего мира в 3 классе составление тестов....
Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»
Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...
Доклад по теме "Использование эффективных методов и приёмов при формировании функциональной грамотности у учащихся на уроках литературного чтения.
С данным докладом я принимала участие на фестивале учителей начальных классов....
Эффективные приёмы формирования и оценивания планируемых результатов на уроках литературного чтения и курса «Продуктивного чтения»
Материал для проведения мастер-класса...