Доклад по теме "Использование эффективных методов и приёмов при формировании функциональной грамотности у учащихся на уроках литературного чтения.
материал

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование эффективных методов и приёмов при формировании функциональной грамотности у учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе. 15.01.2020 Учитель начальных классов МБОУ Лицея №2 Коляденко В.Н.

Слайд 2

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Слайд 3

Функциональная грамотность

Слайд 4

Диагностика уровня речевой культуры первоклассников - Связная речь - Творческая речевая деятельность - Восприятие произведений

Слайд 5

Аудиоприложения к учебнику «Литературное чтение», авт. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

Слайд 6

«Тонкие» и «толстые» вопросы Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто …? Почему…? Что…? В чем различие…? Когда? Что если…?

Слайд 7

« Раскадровка »

Слайд 8

"Кубик Блума » - приём технологии критического мышления Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.

Слайд 9

«Кубик Блума » Работа над отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке» НАЗОВИ главных героев сказки ПОЧЕМУ старик отпустил золотую рыбку? СРАВНИ старуху и рыбку ПРЕДЛОЖИ как поступить старухе после того, как она опять осталась у разбитого корыта? ПРИДУМАЙ имена старухе и старику ПОДЕЛИСЬ какие чувства у тебя вызывает старик?

Слайд 10

Приём детского иллюстрирования прочитанных текстов

Слайд 11

Диагностическая работа 2 класс (Итоговая диагностика) А 1. Умения находить, понимать, отбирать информацию: В каком порядке рябчик лакомится цветами: ___ Черника и голубика ___ Незабудки ___ Ива В 1. Умение находить предложение в тексте: 1). Спешат первые цветы _____ , пчелы и ___________. 2). А рябчик _____________ ест! В 2. Умения отвечать на вопросы по содержанию текста: Выпиши из текста ответ на вопрос (полное предложение): Что собирают ребята в лесу? ____________________________________________________________ С 1. Умение объяснять новые (незнакомые) слова: Стосковались _________________ С 2. Умение высказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний Ответь на вопрос (запиши 2-3 предложения) А как любишь цветы ты? ______________________________________________________________

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

 (СЛАЙД 1) 

 

 (СЛАЙД 2) Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

   Цель уроков литературного чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

    Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

   Далее я расскажу о тех методах и приёмах, которые использую на своих уроках литературного чтения.

    (СЛАЙД 3)  

    Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. С этой целью в 1 классе я провожу диагностику детей, которая помогает выявить уровень речевой культуры, развитие речевого слуха. Для этого я использую различный дидактический материал. Это серии сюжетных картинок, иллюстрации для составления устного рассказа.

    Диагностика проводится по следующим показателям развития учащихся:

- Связная речь;

- Творческая речевая деятельность;

- Восприятие произведений

(СЛАЙД 4  ) Начиная с первого класса включаю в  содержание урока  - аудио средства. Это комплект дисков для уроков «Литературного чтения» по традиционной программе «Школа России».  Научив детей слушать, предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает учащихся  выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

  (СЛАЙД 5  ) В своей педагогической практике я использую приём «Тонкий и толстый вопрос». Тонкий вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ, а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.   Такой приём позволяет не только содержательно глубже вникнуть в текст, но и выйти за рамки текста.

 

  (СЛАЙД 6 ) Метод интеллект-карт. Метод интеллект-карт может найти применение в любой сфере жизни человека. Все наши планы и мысли можно представить в виде своеобразного дерева с ключевым понятием в центре и ветвями – ассоциациями вокруг него. То есть интеллект-карта – это изображение информации в графическом виде.  

 

   (СЛАЙД 7) Рисование интеллект-карт – необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией.

Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее – для этого интеллект-карты и были придуманы. Использование этого метода дает положительный результат и приносит удовлетворения от труда.

    (СЛАЙД 8 ) "Кубик Блума" прием технологии критического мышления.Он разработанн  ученым и психологом Бенджамином Блумом.      Для использования данного приёма понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.          
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

   

(СЛАЙД 9 )  Учитель или учащийся бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

  (СЛАЙД 10 ) На уроках учащиеся часто рисуют. Рисунок – это средство мышления, реализация представлений учащихся. Рисунок – это речь, вынесенная извне. Можно обсудить рисунки, в ходе обсуждения - доказать свою точку зрения. А это и есть сотрудничество. Таким образом, рисунки помогают лучше усваивать текст и обобщать услышанный материал (ведь каждый нарисовал что-то своё, а вместе – получилась общая картина).    

   (СЛАЙД 11 ) Каждый педагог участвует в оценочных исследованиях в 4 классе ВПР, в которых даются задания на основные компоненты функциональной грамотности, в основу, которых положен письменный текст. Вот тут учащиеся и должны показать своё умение не только прочитать текст, но и применить его на практике. Для подготовки к ВПР, чтобы отследить эффективность работы по смысловому чтению  ежегодно провожу диагностические работы

   (СЛАЙД 12 )

    Моя главная цель научить учащихся добывать знания  и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить.

    “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"...

«Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения в условиях ФГОС».

laquo;Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело».К. Д. УшинскийПроблема:- дети имеют низкую скорость чтения;- зачастую они не по...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.

Формирование и развитие функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются уже в начальной школе. И помочь в этом могут интересн...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

 Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. Относиться к ним можно по-разному, но суть от этого не изменится - таковы наши современные реалии. Раньше ее источником...

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

В статье описывается работа на уроках литературного чтения по формированию функциональной грамотности младших школьников...

«Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения»

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.  Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстр...

Приёмы формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование и развитие функционально грамотных людей  – одна из важнейших задач современной школы.  Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ор...