"Роль мультимедийных средств в работе учителя."
статья

Селезнёва Оксана Владимировна

Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_multimediynyh_sredstv_v_rabote_uchitelya.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Роль мультимедийных средств в работе учителя.

Мультимедиа в начальной школе – это средство познания.

«Детская природа требует наглядности».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                         К.Д .Ушинский

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.                                                                                                           Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребенка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.                                                                                               Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.    Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

Мультимедиа- это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах.                                                                                                                Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. “Презентация” – переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.                                                                                                         Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.                                                 Использование ИКТ в начальной школе дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:                                                                                                             организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;                                                                                                                            активизировать познавательную деятельность учащихся;                                                                индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания;                                                   повысить качество усвоения материала;                                                                                                    осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;                                                                                                                                             проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);

овладевать практическими способами работы с информацией.

Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.                                                               ИКТ могут быть использованы на всех этапах урока:

  1. При объяснении нового материала:                                                                                           презентации                                                                                                                    информационные Интернет – сайты                                                                                  информационные ресурсы на дисках
  1. При отработке и закреплении навыков:
  1. компьютерные обучающие программы;
  2. компьютерные тренажеры;
  3. ребусы;
  4. компьютерные игры;
  5. печатный раздаточный материал (карточки, задания, схемы, таблицы, кроссворды без автоматической обработки результатов) – (цифровые таблицы);
  6. интерактивные задания.
  1. На этапе контроля знаний:
  1. компьютерные тесты (открытые, закрытые);
  2. кроссворды (с автоматической обработкой результата).
  1. На этапе самостоятельной работы обучающихся
  1. цифровые энциклопедии;
  2. словари;
  3. справочники;
  4. таблицы;
  5. шаблоны;
  6. электронные учебники;
  7. интегрированные задания.
  1. Для исследовательской деятельности обучающихся: 
  1. цифровые естественнонаучные лаборатории;
  2. Интернет.

Цветовое и мультимедийное оформление – важное средство организации восприятия информационного материала. Учащиеся незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое (внешне непроизвольно) доходит до их сознания. На смену магнитам и кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране.

Использование презентаций в начальных классах на различных уроках

Математика                                                                                                                                                 На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрации примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.В начальной школе много времени отводится решению задач. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. Начиная с первого класса, ребята должны научиться понимать задачу, поэтому учителю приходится рисовать иллюстрации, чертежи и рисунки к задаче, а это отнимает драгоценные учебные минуты, да и учителю приходится долго готовиться, чтобы сделать рисунок, а здесь достаточно щелчка мышки.

Обучение грамоте                                                                                                                                   Первые дни ребенка в школе являются самыми трудными. Игра необходима для сохранения преемственности между детским садом и школой, и для снижения психических и физических перегрузок. С помощью презентаций открываются большие возможности для привлечения элементов игры и занимательности на уроках обучения грамоте. Они кроются в картинности текстового и иллюстрированного материала и дают толчок детской фантазии, работе творческого воображения. Необходимо отметить, что огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова.

Русский язык                                                                                                                             Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Как же заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонек жажды знаний? Всегда можно отыскать что-то интересное, увлекательное и занимательное в русском языке (словообразование, правописание шипящих, лексика и т.д.).                                                                                                                 Многие учителя, работающие в начальных классах, сталкиваются с проблемой запоминания слов с безударными гласными, непроверяемым ударением. Можно применять разнообразные дидактические приемы: интересные рисунки, грамматические сказки, но надо найти такие приемы, чтобы самые слабые ученики испытывали удовольствие от работы с этими словами. И здесь  опять можно использовать презентация. Очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – все это перед глазами детей. Да и не всегда найдется в школе картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.

Чтение                                                                                                                                               Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки чтения. Портреты писателей, места, где они жили и творили, инсценировки из отдельных эпизодов из произведений, составление плана, словарная работа, чистоговорки, скороговорки – все становится интересным, если использовать эти современные методы.

Окружающий мир                                                                                                                              Вообще для этих уроков презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – все можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь все готовое.И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – все делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся.

Изобразительное искусство, технология.

Презентацию также можно использовать на уроках изобразительного искусства: портреты художников, репродукции, схемы, последовательность выполнения рисунка и т.д. Образцы изделий и этапы работы по проектной деятельности на уроках технологии и т.д.  Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности используются предметные коллекции, портреты, видео-экскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране – комментируют, по необходимости сопровождают дополнительными объяснениями и примерами.                                                                                              Выше было сказано о презентациях. Их использование на уроках просто незаменимо. Я подбираю презентации к разным урокам, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Урок от этого становится интереснее. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам. Элементы методики преподавания предметов с использованием ИКТ могут быть такими:                                                                             Создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала.

Виды занятия:

рассказ, беседа, кино-урок (использование аудио-видео материалов);

электронные и печатные материалы;

виртуальная экскурсий

Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования, тест – опрос. Материал урока должен быть разбит на четкие, законченные части, логично соединенные друг с другом.                                                                                                                            Продуктивность таких уроков очень высокая.Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.                             Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширяет спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счет активной работы зрительного и слухового анализаторов.                                                              Компьютер формирует навыки рационального запоминания материала.                                               Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал.                                                                               Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель дает возможность каждому ребенку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что дает новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.                                           Трудно представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока – во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, для контроля ЗУНов. Использование компьютерных технологий позволяет нам вовлечь детей в активную работу и заразить их стремлением овладеть компьютерной грамотностью. В итоге возрастает интерес не только к основным, но и к факультативным занятиям.                                                                                                                                              Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами, в электронном виде, у ребят формируется основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем. Уровень обученности слабых учеников при этом поднимается, не оказываются запущенными и сильные ученики.                                                                                                                                    Современные компьютерные технологии желательно использовать и во внеклассной работе. Например, при проведении различных викторин по предмету с применением презентаций, в которые включена и соответствующая музыка, и необходимые иллюстрации, вопросы викторины, задания для команд. Такие мероприятия интересны всем: и участникам, и болельщикам, и жюри.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.                                                                                         В начальной школе мы можем использовать презентации на любых этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении внеклассных занятий и др. Ребенок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:                                                                                                                                                       -повышает качество знаний;                                                                                                            -продвигает ребенка в общем развитии;                                                                                                                          -помогает преодолеть трудности;                                                                                                                     -вносит радость в жизнь ребенка;                                                                                                                      -позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;                                                                                                   -создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Анализ таких занятий с применением презентаций показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Материалы из опыта работы по использованию ИКТ на уроках изобразительного искусства....

Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда

Роль кроссвордов в коррекционной работе учителя-логопеда...

Игра как коррекционно-терапевтическое средство в работе учителя начальных классов с детьми с интеллектуальной недостаточностью

Статья раскрывает вопросы природы игры, её использование педагогом, с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ. Материал позволяет провести теоретическое осмысление и изучени...

Мультимедийные средства обучения нового поколения Значение мультимедийных технологий для школьного образования

       Важной составляющей современного образовательного процесса является создание интерактивной среды, позволяющей существенно расширить возможности взаимодействия ребенка...

Роль мультимедийных презентаций в структуре коррекционно-логопедической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Роль мультимедийных презентаций в структуре коррекционно-логопедической    работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья....

Использование современных оценочных средств в работе учителя-дефектолога

В прикрепленных документах приведены примеры некоторых методик.В целом, для проведения мониторинга использую следующие методики:- анкета уровня школьной мотивации по Н.Г.Лускановой;- шкала выраженност...

Консультация для родителей «Роль мультимедийной дидактической игры в логопедических занятиях»

Важное место в коррекционно-логопедической деятельности занимает мультимедийная дидактическая игра. Это вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и компьютера, ограниченный правилами и направле...