Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Чувилкина Елена Юрьевна

Выступление на педагогическом совете.

Тема: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pedsovet.docx22.91 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете учителя начальных классов

высшей категории РФМЛИ  г. Владикавказа РСО-Алания

Чувилкиной Елены Юрьевны.

Тема: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе».

План проведения:

I. Теоретическая часть .

II. Практическая часть (групповая работа).

I. Теоретическая часть.

1. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

2. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи.

     Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

     Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.

3.Что такое проектная деятельность?

     Проектная деятельность – это метод, который

- раскрепощает ребёнка;

- повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации;

- способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

     В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.

4.Что такое проект?

     Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проек даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проект — это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

     Что такое проект для учителя? Это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования.

     Любой проект имеет практически одинаковую структуру.

     Проект – это «пять П»:

  • проблема;
  • проектирование (планирование);
  • поиск информации;
  • продукт;
  • презентация.

1). Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы.

2). Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

3). Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

4). Результатом работы над проектом, является продукт.

5). Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.

      Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

      В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важно со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности.

     Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) и предполагают организацию проектной деятельности.

5. Проектная деятельность младших школьников способствует развитию универсальных учебных действий (УУД).

    Первое — это развитие коммуникативных и личностных УУД: умение работать в группе, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

     Учиться не только говорить, но и важно научиться слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

      Формируются познавательные и регулятивные УУД: дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, учатся проводить исследование, наблюдать, выявлять, соотносить.

     И, конечно, бесценны знания, полученные учеником самостоятельно.

6. Классификация проектов может основываться на профиле знаний:

  • монопроекты — в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы и разделы программы; укладываются в классно-урочную систему:
  • межпредметные — по двум и более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
  • надпредметные — выходят за рамки предметов.

Если проекты рассмариваются на уровне контактов, то они могут быть:

  • внутриклассные — проекты, проводимые в одном классе;
  • внутришкольные — проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные;
  • региональные — проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
  • международные — в них реализуется диалог культур.

Классификация проектов может проводиться по числу участников:

  • индивидуальные;
  • парные;
  • групповые.

По продолжительности проекты могут быть:

  • краткосрочные (1 урок, максимум 5-6 уроков);
  • среднесрочные (1-2 месяца);
  • долговременные (до 1 года).

По доминирующей деятельности учащихся различают следующие типы проектов:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • игровые;
  • информационные;
  • социально-значимые.

7. В начальной школе РФМЛИ разработаны «Программа обучения младших школьников исследовательской деятельности» и «Положение о школьной научно-практической конференции». Оба документа разработаны учителем начальных классов Чувилкиной Еленой Юрьевной на основе материалов Е.В. Кривобок и О.Ю. Саранюк.

8. В начальной школе можно предложить следующие темы для исследовательских работ (проектов):

1-й класс.

Математика.

«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».

«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

Обучение грамоте.

 «Живая Азбука».

Русский язык.

«Скороговорки».

Литературное чтение.

«Сказочная страничка».

Окружающий мир.

«Моя малая Родина».

«Моя семья».

«Мой класс и моя школа».

«Мои домашние животные».

     Проекты выполняются в рабочих тетрадях, на отдельных листах, или в виде презентации (показать проекты, выполненные учащимися).

8. Приведу пример.

Проект «Моя семья».

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;

- интервьюировать членов семьи;

- составлять устный рассказ;

- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).

9. Таким образом, в процессе проектной деятельности:

- создаются условия для творческого развития детей;

- приобретаются навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

- вырабатываются умения - вести поиск и систематизировать нужную информацию;

- сотрудничать друг с другом;

- совместно планировать свои действия.

  • Практическая часть (групповая работа)

  • Мозговой штурм.

- Каковы основные этапы работы над проектом? (Ответы записываются на доске. На экране - слайд «Проект - 5 П»).

  • Работа в группах.

- Каждый ребёнок моего класса, начиная работать над проектом, получает папку «Мой проект», где прослеживаются все этапы работы над проектом (Приложение).

Каждая группа также получит такую папку. Вам необходимо проследить этапы работы над проектом по теме «Мой Владикавказ». Направления могут быть самыми разными: история, экология, языкознание, социология и т.д. Каждая группа должна определить направление по которому будет работать над своим проектом.

     Группы работают в течение 10-15 минут. Затем каждая группа представляет разработанный проект. Проекты вывешиваются на доску.

Рефлексия:

  • Как вы чувствовали себя во время групповой работы? Было ли вам комфортно?
  • Была ли полезной представленная информация?
  • Будете ли вы использовать полученные сегодня знания в своей работе?

Приложение.

Мой проект.

Что я хочу сделать?

(чему научиться, кому помочь, каким стать)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как будет называться мой проект?

Что будет главным его результатом?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это — эмблема моего проекта:

 

Мой маршрут движения к цели.

Старт (я выбрал тему и цель проекта и нарисовал себя в начале пути).

К кому я буду обращаться за советом?

На чью помощь я могу расчитывать?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мне надо прочитать эти книги:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я рисую предметы, которые пригодятся мне при работе над проектом. Надо научиться с ними правильно обращаться.

Что ещё необходимо сделать, чтобы подготовиться к выполнению задуманного как можно лучше?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная часть проекта — финишная прямая.

Чтобы достичь цели, вероятно, придётся сделать несколько самых важных дел — шагов. Ниже запиши содержание каждого шага: что я буду делать, как буду выполнять проект шаг за шагом. (Шагов может быть больше или меньше — это я решаю сам.)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подведём итоги!

Выполнил ли я то, что задумал?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всё ли получилось так, как я задумал?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было сделано хорошо?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было сделано плохо?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе

Цели моей профессиональной деятельности: формирование целостной системыуниверсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности иличной ответственности обучающихся, то есть кл...

Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).

Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе

Проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения”...

Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе.

В докладе рассматривается проектная и исследовательская деятельность на уроках в свете ФГОС....

«Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно и...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...