Мастер - класс " Кубик Блума - как приём развития технологии критического мышления"
методическая разработка

Эльвира Ангамовна Нигаматуллина

Мастер - класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_elvira.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс учителя начальных классов Нигаматуллиной Э.А.

Тема: «Кубик Блума - как приём  технологии развития критического мышления»

Цель мастер – класса: познакомить  с приемом «Кубик Блума»- технологии развитие критического мышления.

ХОД МАСТЕР КЛАССА

Я рада приветствовать всех на своём мастер-классе.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?

«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму».  Эта китайская пословица точно передаёт суть технологии развития критического мышления.

Критическое мышление (как технология) – это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации. Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов ТРКМ- Кубик Блума. Тема моего мастер-класса «Кубик Блума - как приём  технологии развития критического мышления».

Кубик-Блума был разработан ученым и психологом Бенджамином Блумом.

 Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова. Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

         Назови.          

         Почему.

         Объясни.

         Предложи.

         Придумай.

         Поделись.

Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

  Назови. Это самые простые вопросы.предлагается просто назвать предмет,  

   явление, термин и т.д., которые помогают проверить самые общие знания по  

   теме.  Назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)

   Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-  

   следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с

   указанным предметом, явлением.  Почему квадрат не катится?

   Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в

   разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной

   проблемы. Объясни, что такое квадрат? ?(это геометрическая фигура, состоящая из

    сторон и углов)

Дополнительные фразы  этого блока: Ты действительно думаешь, что…

Ты уверен, что…

    Предложи.  То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или  

    иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций. Предложи, как из

     квадрата получить ромб? (перевернуть)

    Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент  

    предположения, вымысла. Придумай что может быть квадратным.

    Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации  

    мыслительной деятельности воспитанников, учат их анализировать, выделять  

    факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений,

    акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ученика, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

     Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.

Сегодня предлагаю Вам поработать с кубиком Блума.  

Применение «Кубика Блума» на уроке русского языка «Правописание шипящих в конце слова имён существительных» 4 класс.

-Назови шипящие согласные (ж, ш, ч, щ)

-Сравни существительные на конце шипящими (существительные на конце шипящими могут быть с мягким знаком и без мягкого знака: речь, ёж, хвощ, камыш, рожь, тишь, луч)

Почему у некоторых имён существительных на конце после шипящих пишется мягкий знак, у некоторых имён существительных на конце после шипящих не пишется мягкий знак? (мягкий знак после шипящих согласных на конце имён существительных пишется, если это слово женского рода, мягкий знак после шипящих согласных на конце имён существительных не пишется, если это слово мужского рода)

-Объясни: для чего на конце после шипящих пишется мягкий знак? (мягкий знак после шипящих согласных на конце имён существительных указывает, что это слово женского рода)

-Предложи сыграть в игру «Кто больше знает слов с шипящими согласными на конце слова? (речь, ёж, хвощ, камыш, рожь, тишь, луч, брошь, мышь, грач, тушь, нож, ночь, печь, монтаж, врач)

- Придумай загадки так, чтобы на отгадках на конце стоял шипящий согласный. (Лежала под ёлками подушечка с иголками. Лежала, лежала да побежала. Вышел серенький комочек из-под каменной пещеры, глазки чёрненькие, хвостик тоненький (мышь). Не море, а волнуется (рожь))

«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах уроков любого типа. Однако наиболее удобно применять приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Спасибо большое за внимание, надеюсь, что информация, полученная на этом мастер- классе будет вам полезной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс. "Что такое глобус". С элементами технологий критического мышления.

Окружающий мир. 2 класс. "Что такое глобус". С элементами технологий критического мышления....

План - конспект и презентация мастер класса "Кластер как один из эффективных методов "Критического мышления".

Кластер – графическое оформление исследуемого материала. Благодаря кластеру происходит систематизация знаний, навыков и умений. С кластером можно работать на протяжении всего урока. Он охватывае...

Кубик Блума. Приём технологии критического мышления.

Содержание приема критического мышления "Кубик Блума" в начальных классах...

Мастер-класс "Кубик Блума"

Мастер-класс актуален с позиции ФГОС , так как направлен на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.  Цели современного образования заключены в принципе «учить не наук...

Мастер-класс «Кубик Блума» - приём технологии развития критического мышления»

Данный мастер класс будет актуален для ознакомления учителей начальных классов с одним из приёмов теории критического мыщления на заседании методического объединения...