Мастер-класс "Кубик Блума"
учебно-методический материал (4 класс)
Мастер-класс актуален с позиции ФГОС , так как направлен на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов. Цели современного образования заключены в принципе «учить не науке, а учить учиться».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс "Кубик Блума" | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Кубик Блума»
Мастер-класс актуален с позиции ФГОС , так как направлен на достижение личностных, метапредметных, предметных результатов. Цели современного образования заключены в принципе «учить не науке, а учить учиться».
Цель моего мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к применению технологии критического мышления в образовательном процессе, на примере приёма «Кубик Блума»
Перед собой я поставила задачи:
-познакомить участников с этой технологией;
- активизировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу;
- создать условия для активного взаимодействия всех участников мастер-класса;
- побудить участников к активной работе.
Для работы я буду использовать презентацию, «Кубик Блума», карточки с текстом, листы А4 и ручки.
Прогнозируемый результат моего мастер-класса:
- все участники получат информацию о технологии развития критического мышления;
-познакомятся с приёмом «Кубик Блума»;
- смогут применять полученные знания на практике.
Профессиональная компетентность педагога невозможна без использования современных образовательных технологий. Каждая из них интересна по – своему. Но наиболее апробированной мною является технология критического мышления, так как она соответствует моим предпочтениям, возможностям и способностям моих учеников.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Чтобы развить необходимый навык критического мышления, я использую особые приёмы. Например , таких как: инсертное чтение, прием «Знаю – хочу узнать – узнал», «Кластер», «Верные и неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы» и др. Хочу остановиться на приеме «Кубик Блума».
Приём технологии критического мышления «Кубик Блума» был разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Этот прием помогает в активной занимательной форме проверять знания и умения учащихся.
Уважаемые участник, прежде чем мы перейдём непосредственно к работе, мне хотелось бы поинтересоваться, а что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса?
(Высказывания участников)
Для начала познакомлю вас с методикой использования приёма «Кубик Блума»
Методика использования:
- Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
*назови…
*почему…
*объясни
*предложи
*придумай
*поделись
- Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначать круг вопросов, на которые придется отвечать.
- «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать разные вопросы различного характера.
- Учитель или ученик бросает кубик, выпавшая грань указывает на тип вопроса. Вопрос должен начинаться с этого слова.
«Назови» - предполагает воспроизведение знаний .
Например: «Назови главных героев произведения»
«Почему» - формулирует причинно-следственные связи
Например: «почему они так поступили?»
«Объясни» - уточняющие вопросы. Они помогают увидеть проблему.
Например «Объясни его поступок»
«Предложи» - ученик должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило.
Например: «Предложи, как бы ты поступил на месте того героя»
«Придумай» - творческий вопрос, который содержит в себе элемент предположения , вымысла.
Например: «Придумай свою версию концовки произведения»
«Поделись» - вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся , желательно добавлять эмоциональную окраску (ощущения, чувства, эмоции)
Варианты использования
Использовать данный прием может любой учитель : как начального образования, так и среднего.
1 вариант - вопросы формулирует сам учитель.
2 вариант – вопросы формулируют сами учащиеся.
Совет : вопросы можно варьировать по своему желанию(грани кубика), главное , чтобы они охватывали всю тему.
«Кубик Блума» можно использовать на всех этапах урока любого типа.
Проведение мастер - класса.
(Фокус группа – 3 человек. Текст .)
Перед вами текст. Ваша задача прочитать и составить вопросы для участников группы, используя грани кубика.
Вы задаете со слова «назови» и «почему», «объясни» и «предложи», «придумай» и «поделись». Помните! Вопрос должен начинаться с конкретного слова. Тема- рассказ «Таня Савичева».
(Составление вопросов по предложенному тексту. )
Зачитывается текст. Пожалуйста, группа. Кидаем кубик, чья грань выпадет, тот участник задает вопрос.
Проигрывание вопросов – ответов.
Скажите, ваши ожидания подтвердились? У кого-то из группы остались вопросы?
- Что вы можете сказать о полученной информации на сегодняшнем мастер-классе?
- Как бы вы могли использовать приём «Кубик Блума» на своих уроках?
- Какие трудности испытывали во время мастер-класса?
Закончить свои мастер – класс мне хотелось бы словами Джона Холта:
«Учиться – значит задавать вопросы. Чтобы задавать вопросы, ребенку нужна вера в себя, а педагогу – умение ее поддержать»
Я хочу поблагодарить вас за работу и поддержку. Надеюсь, вам этот опыт пригодиться в вашей деятельности. Чтобы вы могли попробовать применять этот приём на своих уроках уже завтра, я дарю вам этот замечательный кубик.
Самоанализ мастер-класса
Целью данного мастер-класса я определила повышение мотивации педагогов к применению данной технологии на уроках и внеурочных занятиях.
Для успешной реализации данной цели мною были запланированы следующие задачи:
-познакомить участников с технологией;
- активизировать и обобщить знания по;
- создать условия для активного взаимодействия;
- стимулировать интеллектуальный и творческий потенциал;
- вызвать интерес и побудить к активной работе на занятии.
В ходе мастер-класса можно выделить следующие этапы:
- Организационный момент и актуализация личностного смысла педагогов.
- Основной этап. Знакомство с технологией и конкретным приёмом.
- Этап проведения мастер-класса.
- Этап рефлексии.
Считаю, что в ходе проведения мастер класса поставленные вначале цели были достигнуты.
Была выдержана логика. Я получила удовольствие от проведения мастер-класса. Всем спасибо. Ваши вопросы.