Тьютор - о работе с детьми с аутизмом. Тьюторское сопровождение детей с РАС.
занимательные факты
Тьюторское сопровождение - одно из необходимых условий получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью.
Задача тьютора - обеспечить для ребёнка индивидуальное сопровождение и комфортное пребывание в учебном учреждении. Тьютор помогает ребёнку определить собственный образовательный путь и построить индивидуальную образовательную программу.
Работа тьютора ведётся в тесном контакте со специалистами образовательного учреждения, родителями и детьми.
В ходе работы тьютор даёт родителям ребёнка рекомендации по воспитанию и обучению ребёнка вне учебного учреждения, оказывает психологическую и консультативную поддержку семьи.
Работа тьютора направлена на успешное включение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду образовательного учреждения за счёт создания специальных условий и реализации индивидуального маршрута.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutor_-_o_rabote_s_detmi_s_autizmom._tyutorskoe_soprovozhdenie_detey_s_ras.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьютор - о работе с детьми с аутизмом. Тьюторское сопровождение детей с РАС.
- Расскажите о себе.
Худашова Юлия Олеговна: Мне 23 года, и четвертый год я работаю с особенными детками. Закончила Котласский педагогический колледж имени А.М. Меркушева по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Прошла профессиональную переподготовку «Тьюторское сопровождение в образовательных организациях». Дата: с 16 сентября по 13 ноября 2024г. Поскольку нам нужно постоянно повышать квалификацию, недавно я выступила на городском семинаре «Технология эффективной похвалы как средство повышения мотивации к обучению младшего школьника». Дата: 27 ноября 2024г.. Время: 16:00 - 17:00.
- Как строится работа с детьми с аутизмом?
Наша основная задача - это коррекция нежелательного поведения, так как для деток с РАС это одна из главных проблем. Если ребёнок хочет что-то получить или какие-то внешние факторы становятся для него раздражителями, он проявляет нежелательное поведение, может причинять вред себе и окружающим.
Мы оказываем помощь ребёнку во время адаптации, когда он только приходит в коллектив. Для того, чтобы в дальнейшем проводить с детьми коррекционную работу, нужна устойчивая сильная внешняя мотивация - социальная похвала, пищевое подкрепление, различные игрушки, гаджеты и так далее. Без нее было бы очень сложно работать. Вообще мы должны стать как бы вторыми руками, глазами, ногами и всем остальным для деток с РАС. Но основная наша цель заключается в том, чтобы ребёнок мог обходиться без нашей помощи, самостоятельно справляться с трудностями повседневной жизни, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
- Насколько сложно работать с детьми с аутизмом?
Конечно, сложно, к этому нужно быть подготовленным. Таких деток, прежде всего, нужно любить. И ещё нужно иметь бесконечное терпение, ведь чтобы найти подход к ребёнку, чтобы он реагировал на тебя, смотрел в глаза, ответил взглядом - может потребоваться очень много времени и сил.
Если такие детки что-то хотят или требуют, они проявляют нежелательное поведение. Мотивации бывают разные: пищевые, тактильные, когда деткам нравится, если их обнимают или щекочут, - у каждого по-разному. Кто-то схватывает быстро, а кому-то нужен месяц или даже полгода на усвоение одного какого-то навыка.
- Какую роль в этом процессе играют родители?
Все педагоги образовательного учреждения, тьюторы и родители должны работать вместе, потому что если мы в школе будем закреплять определённые навыки, а родители дома будут позволять ребёнку делать то, от чего мы стремимся его отучить или делать что-то за него, - тогда эффекта не будет.
- То есть с этим расстройством можно бороться?
Конечно, таких детей можно обучить, можно скорректировать поведение, надо только знать, как. Я специально выбрала такую специальность. Когда я училась по своей специальности, мы сталкивались с таким детками. Мне стало интересно. Сначала я работала учителем начальных классов с детьми с умственное отсталостью и аутизмом, но с переездом в большой город решила попробовать стать тьютором. Скажу честно, не прогадала. Мне очень нравится эта работа, нравится наблюдать за победами своих воспитанников.
- Что такое тьюторство и кто такой тьютор?
Феномен тьюторства происходит из Великобритании и зародился примерно в 14 веке в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже. Педагогом тьютором может быть только педагог-профессионал, с такими личностными и деятельностными характеристиками, как:
- аналитико-рефлексивные способности;
- умение помогать учащемуся в его саморазвитии, обучение его самостоятельности и ответственности за результаты работы;
- анализировать индивидуальные особенности ребенка и возможности преодоления его неуспешности;
- владение приемами рефлексии и методами психологической работы;
- коммуникативные способности;
- организаторские способности.
Тьютор – это прежде всего не помощник учителя, а помощник ребенка. Ребенок должен полностью доверять своему помощнику, обращаться к нему за помощью и получать от тьютора подсказки, чтобы быть успешным и не бояться учиться и общаться со взрослыми и сверстниками. Таким образом, реализуется концепция безошибочного обучения. Тьютор также должен давать поощрения ребенку за правильно выполненные задания и при этом четко знать, что они ребенку интересны в данный момент. Поощрения могут быть пищевые или игровые или социальные (похвала). Конечно, похвала гораздо предпочтительнее, чем, например, чипсы или мыльные пузыри, на начальном этапе обучения для аутистов социальная похвала вообще ничего может не значить, однако, её роль постепенно возрастает. Поэтому мы должны очень гипертрофированно хвалить ребенка даже за малейшее выполнение или инициативу.
- Виды подсказок.
1. Полная физическая или подсказка «рука в руке». Тьютор молча делает все сам, используя руки ребенка. Тьютор стоит сзади и держит руки ребенка в своих. При этом говорит и хвалит ребенка учитель.
2. Частичная физическая подсказка. Тьютор частично помогает ребенку правильно ответить.
3. Жестовая подсказка. Это указывание на нужный предмет.
4. Моделирование. Мы моделируем правильное поведение.
#1042;изуальная подсказка. Это картинки, знаки, текст.
6. Позиционная подсказка. Чаще всего используется, когда работа проводится за столом.
7. Вербальная подсказка. Это слова и вопросы.
Полная вербальная подсказка – это полное произнесение всей фразы или слова.
Частичная вербальная подсказка, когда произносится не все слово целиком, а его часть.
8. Подсказка интонацией. Это используется для вербальных ответов. Учитель особенно громко выделяет какую-то часть слова или слово целиком, если ребенок его не произносит или произносит неправильно.
- Поведение.
Для детей-аутистов очень часто характернопроблемное поведение. Эти дети очень любят валяться на публике, бить окружающих, кусаться щипаться, опрокидывать парты, ругаться нецензурными словами, громко кричать, выбрасывать школьные принадлежности, выбегать из класса, отказываться от выполнения заданий. Его бесполезно ругать, нельзя наказывать, так как в данном случае его цель-привлечь к себе внимание. Если мы реагируем на это, то такое поведение будет снова повторяться в будущем и может стать чертой характера и быть опасным для окружающих. Поэтому, наша задача – свести внимание к нежелательному поведению к минимуму, но при этом обеспечить безопасность.
- Формы проблемного поведения.
1. Истерики.
#1040;грессия:
- по отношению к самому себе – самоагрессия: укусы, вырывание ресниц, битье головой о стену, заглатывание острых предметов.
-по отношению к другим.
#1057;амостимуляция: раскачивание тела, бег по кругу, постукивание предметами, постукивание по разным предметам, декламация фраз из мультфильмов, закатывание зрачков глаз, ковыряние в носу, размахивание руками.
#1040;бсцессивно-компульсивное поведение. Выстраивание предметов в ряд, верчение волос, открывание и закрывание дверей, разделение продуктов во время еды, пристрастие к одному виду одежды.
#1057;оциально-неприемлимое поведение. Разговор громким голосом, громкий крик, раздевание в публичных местах, еда из чужой тарелки.
Что делать?
1. Используйте изображения и жесты, чтобы перенаправить поведение. Протяните визуальную поддержку, чтобы он понял, что от него хотят. Можно сказать словами, что надо сейчас делать, но не реагировать на само поведение.
2. Блокируйте агрессию без взаимодействия с ребенком. Делайте это молча! Не смотрите в глаза ребенку! Встаньте на его пути, обеспечивая безопасность.
3. Сосредоточьте все внимание на жертве. Если ученик дразнит другого, то уделите все внимание жертве. Спрашивайте, все шли у него хорошо. Вы можете обсудить с жертвой желательное поведение.
4. Безопасность прежде всего. Есть ситуации, в которые необходимо вмешаться, например, если ребенок выбежал на улицу или не причинил вред другому ребенку.
5. Держите себя в руках. Старайтесь сохранять нейтральное выражение лица, не вскрикивать или реагировать мимикой на нежелательное поведение, иначе оно будет усиливаться. Даже если вас укусили, старайтесь не показывать вида.
6. Составьте список любимых предметов или занятий или лакомств. Их ребенок будет получать за адекватное поведение. Поощрения в школе и дома должны быть разными!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования»
Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует...
статья "Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в начальной школе"
создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации, психологического ра...
Выступление на курсах тьюторов г. Салехард 2016. "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"
Перезентация на тему: "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"....
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ с элементами интегрированного подхода в обучении
В статье излагаются взгляды на текущее становление инклюзивного образования в России, его нормативно - правовую базу. Автор дает обобщенную характеристику определениям: инклюзивное образование, интегр...
«Модель организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ на базе общеобразовательного учреждения»
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования д...
Особенности тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе
Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Сопровождение обучающихся в реализации индивидуально-образовательного маршрута»
Материал «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Сопровождение обучающихся в реализации индивидуально-образовательного маршрута» предназначен для педагогов....