Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ с элементами интегрированного подхода в обучении
статья по логопедии
В статье излагаются взгляды на текущее становление инклюзивного образования в России, его нормативно - правовую базу. Автор дает обобщенную характеристику определениям: инклюзивное образование, интегрированное обучение, тьюторское сопровождение. Значительное внимание уделяется традиционным моделям тьюторского сопровождения. Предлагается к рассмотрению модель, включающая в себя элементы интегрированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutoroskoe_soprovozhdenie.docx | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Система российского образования сегодня – динамично изменяющая система, которая в своих реформах ориентируется на богатый опыт зарубежных образовательных учреждений. Особенно явно это проявляется в реформах, направленных на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", принятый 29 декабря 2012 года, вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП).
В настоящее время в России инклюзия становится одним из основополагающих направлений в обучении и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ. Это демонстрирует сокращение барьера между массовой и специальной образовательной системами.
Это означает, что ребенок с ОВЗ может получить образование рядом с домом по индивидуальному маршруту, удовлетворяющего его образовательные потребности. Такое совместное обучение позволяет здоровым сверстникам развивать в себе очень важные для современного общества качества: ответственность и толерантность.
Однако существенной преградой в достижении единства образовательного пространства и соблюдения условий реализации адаптированных образовательных программ являются сложности восприятия и принятия таких детей обществом (сверстники, родители, педагоги). Одним из таких ресурсов, преодолевающий эти барьеры и формирующий гибкую систему обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, является тьютор. [1]
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы.
Кузьмина Е.В выделяет три наиболее распространенные модели тьюторского сопровождения:
1. Тьютор – персональный сопровождающий ученика с особенностями развития.
Учитель инклюзивного класса, как правило, не является специалистом в области специальной педагогики. Курсы повышения квалификации не помогают сформировать индивидуальный подход в обучении ребенка с ОВЗ, учитывая его особенности развития. Тогда как тьютор может иметь это специальное образование. В таком случае тьютор берет на себя роль специалиста, который грамотно выстраивает учебный процесс для тьюторанта, помогая учителю подстроиться под нужды ученика с особенностями развития так, чтобы не снизить при этом качества образования остальных учеников.
2. Тьютор – помощник учителя.
В этом случае учебная нагрузка формируется учителем, а тьютор выступает в качестве его помощника в организационных моментах, учитель же в это время уделяет внимание подопечному тьютора.
3. Тьютор – второй учитель в классе. Такой подход распространен в американских школах. Два учителя, которые попеременно помогают детям осваивать предметы, а ребенку с особенностями развития – в большей степени. Тьютор и учитель должны стать одной командой. Здесь необходимо помнить, что учитель должен играть ведущую роль в сознании ученика. [4]
Однако результаты экспериментальной деятельности говорят о том, что на данный момент организация инклюзивного обучения в России встречает множество преград к достижению уровня качества образования европейских образовательных учреждений. По мнению Н.Н. Малофеева, наиболее эффективные результаты обучения можно достичь, применяя интегрированное обучение. Такая образовательная организация может быть примером инклюзивной школы. [2]
Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах: ранней диагностики и коррекции; обязательной коррекционной помощи каждому интегрированному ребенку в общеобразовательное пространство; обоснованном отборе детей для интегрированного обучения.
Наша модель тьюторского сопровождения представляет собой систему, где тьютор играет роль персонального сопровождающего с включениями интеграционных мероприятий (тьютор проводит индивидуальные занятия по профильным предметам несколько раз в неделю). Остальную часть учебного времени ребенок проводит с одноклассниками, а тьютор выступает в качестве наблюдателя и координатора реализации ИОМ, дает консультации участникам педагогического процесса (родители, учителя, администрация школы).
На базе школы ГБОУ Школа №1987 тьютору предоставляется отдельный кабинет, с методическим оснащением, необходимым для создания образовательных условий.
Формы работы тьютора:
- Непосредственное сопровождение на уроке.
Тьютор сидит вместе с подопечным и помогает ему в освоении учебной программы
- Наблюдение
Тьютор находится в классе отдельно от ребенка с особенностями развития, анализирует выполнение ИОМ, динамику коррекционной работы.
После освоения учебной темы в классе, с тьютором на индивидуальных занятиях проводятся диагностика освоения предметных УУД (самостоятельные работы, контрольные тесты) в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.
Тьюторант, к которому применяется данная модель имеет заключение ЦПМПК с вариантом реализации АООП вариант 4.2. На внутренней диагностике ребенок показывал низкую учебную мотивацию и успеваемость, что может говорить о задержке психического развития (ЗПР).
В силу первичного дефекта представления об окружающем мире неполны и отрывочны. Отсутствие зрительного контроля над движениями осложняет формирование координации и ориентации в пространстве, схеме собственного тела. Дети, осознающие свой дефект, инфантильны, с робостью принимают участие в подвижных играх.
Важнейшее правило для создания эффективной образовательной среды - дозирование зрительной нагрузки (10-20 работы, затем - перерыв). Также учитывается освещение класса и наличие дополнительного оборудования (подставки, увеличительные стекла, учебная литература с крупным шрифтом)
Ребенку важно научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок сохранял чувство собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в ситуации, соответствующей его возможностям [4].
До реализации представленной модели ребенок показывал низкую динамику усвоения учебного материала, несформированность графомоторных навыков и ориентации на странице тетради. Учебная мотивация отсутствовала по причине низкого темпа выполнения упражнений, психофизического недоразвития, быстрой утомляемости. Сидящий рядом тьютор не мог включить подопечного в общую работу класса.
При разработке и организации плана индивидуальных занятий по профилирующим предметам (математика, русский язык, литературное чтение) учитывались особенности развития и образовательные потребности тьюторанта.
Каждое индивидуальное занятие включает в себя:
1) развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;
2) правила оформления упражнений в тетради;
3) развитие осознанного чтения, пересказа;
4) работа над пробелами в знаниях по текущей теме занятия;
5) выполнение заданий.
После начала реализации данной модели отмечается положительная динамика:
- Ребенок стал лучше ориентироваться в расписании занятий, пользоваться дневником для уточнения своего расписания на день;
- Улучшились графомоторные навыки, сформированы некоторые эталоны оформления классной и домашней работы в тетради;
- На индивидуальных занятиях ребенок проявляет активность, комментирует объясняемый тьютором материал, с удовольствием работает у доски.
- Стал включаться в работу на основных и внеурочных занятиях
Таким образом, на примере нашей работы мы хотели бы показать, что тьюторское сопровождение детей с ОВЗ предполагает различные варианты и модели реализации для создания оптимальных и эффективных образовательных условий для детей с особыми образовательными потребностями.
- Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие под ред. Н.Д. Шматко [Текст] // М.: Аквариум, 2001.
- Малофеев, Н.Н. Зaпaднoeвpoпeйcкий опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения (по материалам Доклада Европейского агенства по развитию специального образования) [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2005. – №5. – С. 17–18.
- Ребенок с особыми образовательными потребностями [Текст] / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Альманах ИКП РАО, 2002. – № 5.
- Тьюторсоке сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Методические рекомендации. Сост. Кузьмина Е.В. [Текст] // М.: 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный подход в обучении школьников с ОВЗ
Данный материал объясняет цели и результаты применения интегрированного подхода, предлагает разные варианты интеграции предметов в начальной школе....
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования»
Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует...
статья "Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в начальной школе"
создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации, психологического ра...
Выступление на курсах тьюторов г. Салехард 2016. "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"
Перезентация на тему: "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"....
«Модель организации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ на базе общеобразовательного учреждения»
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования д...
Особенности тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе
Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Сопровождение обучающихся в реализации индивидуально-образовательного маршрута»
Материал «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Сопровождение обучающихся в реализации индивидуально-образовательного маршрута» предназначен для педагогов....