статья "Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в начальной школе"
статья (1, 2, 3, 4 класс)
создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения детьми с ОВЗ соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации, психологического развития обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorskoe_soprovozhdenie.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в начальной школе.
А.А. Казакова учитель начальных классов ГБОУ школы № 588 Колпинского района г.Санкт-Петербурга
«Нельзя чему-нибудь научить человека, можно только помочь ему обнаружить это в себе».
Г.Галилей
Наукой доказано, что, если в классе все дети примерно одинаковые, страдают и отличники, и средние, и неуспевающие, у них не развивается критическое мышление, задерживается развитие самоконтроля и объективной оценки. Поэтому отличнику также необходим отстающий, как и отстающему необходим отличник. Конечно, нелегко работать в разнородном классе, но результаты того стоят - по мнению исследователей, корректируются даже серьезные задержки в детском развитии.
Деятельность учителя, в чьем классе есть дети с ОВЗ, заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения.
Цель работы с детьми с ОВЗ - создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения ими соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации, психологического развития обучающихся.
Для реализации цели необходимо решение множества задач.
1. Создание комфортных условий в рамках здоровьеориентированной образовательной среды для нахождения ребенка в школе, определяющими среди которых являются:
-доброжелательная атмосфера в новом коллективе и принятие ребенка таким, какой он есть,
- уважительное отношение всего педагогического коллектива к таким детям,
- включение ребенка в учебную деятельность, где он стал бы успешным;
- стимулирование и поощрение в учебе и иных видах внеурочной деятельности в большей степени, чем остальных. Тем самым мы формируем положительную мотивацию к обучению.
2. Развитие коммуникативных навыков
- создание игровых ситуаций на уроках, переменах,
- тренинги с психологом
3. Грамотная организация рабочего места, места отдыха, места релаксации и других мест, где бывает ребенок, чтобы он сам мог комфортно приготовиться к уроку, достать нужные принадлежности и учитель мог проводить ученика на кружок, внеурочное занятие.
4. Создание особого режима.
- дифференциация заданий
- отведение большего количества времени для ответа по сравнению с классом
- меньший объем заданий для выполнения
- разрешается не выполнять все , если ребенок не успевает
Для успешного освоения знаниями на уроке необходимо каждый этап обязательно фиксировать, тем самым ориентировать учащихся на то, что они уже сделали (актуализация знания) и что им еще предстоит сделать (цели).
Подведение итогов каждого этапа становится своеобразным стимулом, побуждающим учащегося к включению во все более усложняющуюся работу. Особенно этот аспект важен для ребенка с особыми образовательными потребностями.
Соответственно методы и приемы необходимо комбинировать и менять так, чтобы при этом происходила смена видов деятельности учащихся, чтобы во время работы было задействовано как можно больше анализаторов – слух, зрение, память, логическое мышление в процессе восприятия материала.
Конечно, при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, необходимо учитывать и их психологические особенности.
Как же надо формулировать задания, если в классе есть дети с ОВЗ?
1.Задание должно быть сформулировано как в устном, так и в письменном виде.
2.Задание должно быть кратким, конкретным, например, выраженным одним глаголом: «пиши», «читай», «рисуй».
3.Формулируя задания, обязательно следует предоставить возможность ребенку закончить начатое дело.
При работе на уроке рекомендуется использовать сигнальные карточки (удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка). Сигнал – готов и сигнал – помогите, разъясните (двуцветная карточка)
Чтобы правильно оценить ребенка, необходимо:
1.Отмечать хорошее поведение, а не плохое.
2.Стараться не обращать внимания на «не очень серьезные» нарушения дисциплины (отвернулся, встал попить, сел на пол посидеть отдохнуть, вместо задания ребенок может порисовать)
3.Использовать промежуточные оценки.
4.Предоставить возможность представить выполненное задание в малой группе или наедине с учителем, если «особому» ребенку трудно отвечать перед всем классом.
Основой для работы с особыми детьми в нашей школе является использование следующих здоровьеориентированных технологий:
1. Предотвращение наступления утомления. Для этого используются разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности и др.);
2. Применение игровых ситуаций в качестве эффективных приемов коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей;
3. Организация работы в режиме смены рабочей позы;
4. Создание позитивного эмоционального климата урока;
5. Разнообразные технологии арттерапии: музыкотерапия, пескотерапия, фототерапия, сказкотерапия, оригамитерапия, цветотерапия;
6. Повышение двигательной активности детей: физкультминутки, разминки, различного вида гимнастики (для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления плечевого пояса и рук, для снятия напряжения с мышц туловища; пальчиковая; дыхательная; гимнастика для глаз).
Итак, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Поэтому нужно постараться, чтобы дети с ОВЗ сохранили свое здоровье, получили знания и овладели навыками и умениями наравне со всеми детьми, и без проблем перешли в среднее звено.
«Ведь душа каждого ребенка – зародыш прекрасного цветка, расцвести который может в руках педагогов от тепла, любви и ласки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в начальной школе.
Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в начальной школе.(из опыта работы по педагогическому сопровождению ребёнка с ОВЗ) Филина Е. М. Муниципальное автономное общеобразовательное учрежден...
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования»
Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует...
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Эффективность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от создания специальных образовательных условий, адекватных особенностям развития детей и их спец...
Выступление на курсах тьюторов г. Салехард 2016. "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"
Перезентация на тему: "Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики в образовательных учреждениях"....
Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ с элементами интегрированного подхода в обучении
В статье излагаются взгляды на текущее становление инклюзивного образования в России, его нормативно - правовую базу. Автор дает обобщенную характеристику определениям: инклюзивное образование, интегр...
Особенности тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе
Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Сопровождение обучающихся в реализации индивидуально-образовательного маршрута»
Материал «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Сопровождение обучающихся в реализации индивидуально-образовательного маршрута» предназначен для педагогов....