ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
методическая разработка (1 класс)
В статье рассматривается проблема развития связной речи у первоклассников при обучении грамоте. Практическая значимость статьи заключается в том, что все апробированные в ходе исследования данные, а также комплекс представленных упражнений, могут быть использованы дефектологами, учителями начальных классов при работе с младшими школьниками с нарушениями связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_veysbrut_t.e._peredel.docx | 941.45 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК
Вейсбрут Т.Е.
Учитель начальных классов
Педагог-дефектолог
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Вейсбрут Т.Е. Московская область, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов».
tasenkaiosifova@mail.ru
Аннотация: В статье рассматривается проблема развития связной речи у первоклассников при обучении грамоте. Практическая значимость статьи заключается в том, что все апробированные в ходе исследования данные, а также комплекс представленных упражнений, могут быть использованы дефектологами, учителями начальных классов при работе с младшими школьниками с нарушениями связной речи.
Ключевые слова: связная речь, обучение, обучение грамоте, коррекция, младшие школьники.
Актуальной проблемой современного образования является развитие коммуникативных навыков. Значимость данной проблемы обусловлена тем, что поступающие в школы дети имеют различной степени выраженности нарушения связной речи. Рассмотрим причины возникновения нарушений связной речи у детей младшего школьного возраста:
- Речевые патологии (общее недоразвитие речи, алалия, дизартрия и др.). Зачастую большинство речевых расстройств корректируется еще в дошкольном возрасте, однако, остаются остаточные дефекты – узость словаря, аграмматизмы, нарушения просодики. Они в свою очередь приводят к неполноценности фразовой речи, при которой дети не могут подобрать слова, заменяют схожие по смыслу и звучанию понятия, искажают структуру предложения, выбирают неверные логические ударения, интонацию и др.
- Информатизация общества. С каждым годом различные цифровые технологии все больше заполняют бытовое пространство, в котором развивается ребенок. Яркие и искаженные изображения на экранах телевизора, компьютера и телефона – значительным образом снижают качество восприятия окружающей действительности, перегружают психику ребенка, вводят в безречевое состояние. Раннее взаимодействие детей с компьютерами и телефонами характеризуется их неумением использовать устройства с целью развития, то есть дети находятся в большом информационном потоке, который они не дифференцируют.
- Педагогическая запущенность, при длительном нахождении ребенка в условиях социальной депривации психические функции, а также речевая деятельность развиваются с некоторой задержкой, снижается качество и объем усвоения новых слов, происходит упрощение речевой конструкции, помимо этого дети зачастую теряют интерес и мотивацию к познавательной деятельности.
Все вышеперечисленные факторы не позволяют ребенку развиваться полноценно, снижают его коммуникативные возможности и адаптационные функции, к нарушениям связной речи в данном случае можно отнести:
- Сниженный объем словаря, который приводит к невозможности подбора слов в момент речи, значительно упрощает наполняемость фразы, приводит к невозможности использования простых распространенных и сложных предложений;
- Подмена понятий схожих по семантическому значению и звучанию;
- Непонимание слов с множественным, абстрактным и переносным значением;
- Аграмматизмы, проявляющиеся в дефектах согласования, словоизменения, словообразования;
- Нарушения интонации, значительно снижает контекстность речи и ее восприятие.
Нельзя оставлять без внимания, что на сегодняшний день существует множество методов и приемов развития связной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, однако нет точных сведений о возможностях их использования за пределами логопедических занятий. Поэтому цель практического исследования заключается в определении логопедических приемов развития связной речи у детей младшего школьного возраста и пути их внедрения в процесс образовательный процесс.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- провести первичную диагностику уровня сформированности связной речи у детей 1 класса, определить количество человек, имеющих нарушения, сформировать экспериментальную группу;
- определить и апробировать приемы развития связной речи, внедрить их в процесс обучения грамоте, с целью осуществления комплексного подхода к обучению и развитию младших школьников;
- оценить эффективность используемых приемов посредством проведения вторичной диагностики.
Исследование проводилось на базе: МБОУ «СОШ № 11 с углубленным обучением отдельных предметов» г.о.Блашихи, Московская область
Для оценки связной речи использовалась методика обследования связной речи И.А. Смирновой, по окончании проведения которой была сформирована экспериментальная группа, состоящая из 10 человек. Рассмотри общие результаты обследования:
Рисунок 1 – Результаты обследования уровня сформированности связной речи у детей экспериментальной группы
Данные диагностики, представленные на диаграмме, свидетельствуют о необходимости проведения исследования по внедрению логопедических приемов, направленных на развитие связной речи, в процесс обучения грамоте учащихся первых классов.
Далее рассмотрим приемы, используемые в ходе исследования:
Добукварный период:
- Составление описательного рассказа с использованием мнемосхем.
Цель: развитие умений строить описательный рассказ.
Описание: детям предлагалось описать тот или иной предмет, используя визуальную опору. Рассмотрим мнемосхему для составления описательного рассказа по теме «одежда». Дети самостоятельно выбирали карточку с тем или иным предметом одежды, а затем описывали его, отвечая на следующие вопросы: Что это? К какой группе относится? Какого цвета? Из какого материала? Из каких частей сделано? В какое время носится? Кто может носить? Куда можно отправиться в данном наряде?
Рисунок 2 – Пример мнемосхемы для составления описательного рассказа
- Работа по сюжетной картинке:
Цель: развитие словаря существительных, прилагательных и глаголов, а также формирование умений составлять предложения.
Описание: детям предлагалось посмотреть на сюжетную иллюстрацию, назвать как можно больше предметов и объектов на этой иллюстрации, отвечая на вопрос «Кто/ что изображено на картинке?». Далее дети выбирали один из предметов или объектов, подбирали слова-признаки к каждому из них, отвечая на вопросы «какой, какая, какое?»; Затем детям предлагалось определить, какие действия может выполнять тот или иной предмет или объект;
- «Лабиринт»:
Цель: формирование оптико-пространственных представлений, развитие пространственного словаря, актуализация в активной речи:
Описание: Детям предлагалось посмотреть на иллюстрацию, на которой изображен лабиринт, самостоятельно без речи пройти его, а затем объяснить путь, как добраться персонажу, находящемуся в лабиринте до конечной точки.
- «Эмоциональный интеллект»:
Цель: развитие умений понимать и воспроизводить эмоциональный спектр посредством мимики, жестов в сочетании с речью.
Описание: При составлении предложений, детям предлагается вытянуть карточку с изображением той или иной эмоции, которую нельзя показывать остальным детям класса. Затем ребенок произносит составленное предложение с той эмоцией, которая выпала ему на карточке, остальные дети отгадывают эмоцию.
- «Карта сказочных путешествий».
Описание: Данный прием многофункциональный, так как с ним можно выполнять целый ряд различных упражнений, например: 1) прочтение сказки учителем с одновременным перемещением персонажей по карте, данный прием позволяет формировать ассоциативные образы, визуализировать устный материл; 2) перессказ сказки, который сопровождается перемещением героев по карте; 3) пересказ одной из частей сказки, посредством визуального отображения персонажей на карте; 4) описание героев сказки по заданному образцу; 5) сравнение схожих по описанию понятий, например, «терем», «изба», «замок», «дом» и т.д.
Букварный период:
В букварный период значительно сложнее внедрить упражнения по развитию связной речи учащихся, однако, к ним можно отнести:
- Артикуляционные разминки:
Цель: развитие дикции, четкости речи, переключаемости артикуляционного аппарата.
Описание: Детям предлагается выполнить ряд артикуляционную гимнастику. Рекомендуется использовать динамические упражнения «Улыбка-трубочка», «Качели», «Часики», «Лошадка», «Месим тесто».
- Логические ударения.
Цель: формирование умения изменять логически ударное слово в предложении.
Описание: Для того, чтобы приступить к выполнению данного упражнения необходимо провести разъяснительную беседу о том, зачем нужны логические ударения в предложениях. Затем ребенку предлагается ряд предложений и схем. Например, предложение: Миша пошел в магазин. И схемы: 1) __________ ____•____ __________ . 2) _____•_____ __________ __________ . 3) __________ _________ ____•____. Одна черта – одно слово, черта и кружок – ударное слово. Ребенку необходимо произнести предложение в соответствии со схемами, изменяя ударное слово.
- Ударение:
Цель: развитие умений правильно расставлять ударения.
Описание: Данное упражнение направленно, на формирование в сознании ребенка понимания важности правильной постановке ударения, так как при неверном может измениться смысл слова. Работа проводится с такими словами: кружки, замок, стрелки, атлас и т.д.
Помимо вышеуказанных приемов, использовались различные мнемосхемы, мнемословари для формирования семантической стороны связной речи, элементы театрализованной деятельности, направленной на развитие умений вести диалог.
По окончании исследования, была проведена повторная диагностика, которая показала следующие результаты:
Рисунок 3 – Общие результаты вторичного обследования связной речи
По данным, представленным на диаграмме, можно сделать вывод о том, что внедрение логопедических приемов в процесс обучения грамоте первоклассников, имеющих нарушения связной речи – эффективно. Данные исследования подтверждают необходимость комплексного обучения и развития детей младшего школьного возраста, имеющих недостатки развития коммуникативных навыков.
Список литературы
- Филичева, Т.Б. Логопедия. Теория и практика / Т.Б. Филичева. – Москва: Эксмо, 2021. – 608 с. – ISBN: 978-5-04-120-699-4. – Текст: непосредственный.
- Торбова, К.Э. Актуальные проблемы изучения и развития семантической стороны речи детей младшего школьного возраста с нарушениями чтения / К.Э. Торбова. – Текст: электронный // Ratia et Natura. – 2022. - № 2 (6). – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50333712 (дата обращения: 14.05.2023).
- Садовникова, И.Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления / И.Н. Садовникова. – Москва: Парадигма, 2012. – 279 с. – ISBN 978-5-4214-0011-0. Текст: непосредственный.
- Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинический и психологический аспекты / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 378 с. – ISBN 5-9268-0410-4. – Текст: непосредственный.
- Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург: ИД «МиМ», 1997. – 286 с. – ISBN 5-7562-0004-5. Текст: непосредственный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и воспитания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...
Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у детей младшего школьного возраста.
Опыт использования наглядных моделей в обучении детей 1-2 классов составлению связного текста....
Коррекция письменной связной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня
Упражнение дара слова..должны идти систематически.Всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущими,опираться на них и делать шаг вперёд.К.Д.Ушинский...
опыт работы «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНРпри помощи техники квиллинг»
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги....
презентация «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНРпри помощи техники квиллинг»
К числу важнейших задач логопедической работы сошкольниками с ОВЗ (ЗПР), имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевог...