Коррекция письменной связной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня
методическая разработка по логопедии на тему
Упражнение дара слова..должны идти систематически.
Всякое новое упражнение должно находиться в связи
с предыдущими,опираться на них и делать шаг вперёд.
К.Д.Ушинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекция связной письменной речи у младших школьников
Упражнение дара слова..должны идти систематически.
Всякое новое упражнение должно находиться в связи
с предыдущими,опираться на них и делать шаг вперёд.
К.Д.Ушинский.
Актуальность
Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает ею в раннем детстве и совершенствует её долгие годы: учится читать и писать, переходить с устного (акустического) языкового кода на графический (буквенный).
Речь как средство общения предполагает две формы участия в ней: создание высказывания (оно включает в себя как составление собственного текста, так и воспроизведение готового - пересказ) и восприятия речевого сообщения. В процессе обучения связной речи ученик должен овладеть умениями, необходимыми для создания высказывания, и умениями, необходимыми для восприятия готового текста в соответствии с замыслом автора СЛАЙД 1 (Ладыженская ТАИСА АЛЕКСЕЕВНА, Львов М.Р. и др.).
Правильная, грамотная, связная речь – залог успешного освоения письменной речью т.е. создавать текст, речевое произведение, высказывание., одна из насущных проблем, стоящих перед школьным учреждением.
Затруднения в построении конструкции связной монологической речи, несформированность умений последовательно и достаточно полно излагать свои мысли характерны для речи учащихся с общим недоразвитием речи.
СЛАЙД 2 Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, приведенных РОЗОЙ .ЕВГЕНЬЕВНОЙ. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии.
СЛАЙД 3 Р.Е. Левиной были выделены три уровня речевого развития (данные уровни представлены на слайде). Более подробно остановимся на 3 уровне общего недоразвития речи, т. к именно эти учащиеся приходят в общеобразовательные школы и сталкиваются с трудностями в освоении школьной программы.
СЛАЙД 4 Учащиеся с ОНР III уровня имеют характерные речевые недостатки, такие как: фонетико-фонематическое недоразвитие, ограниченный словарный запас слов, грамматически неправильное построение фразы, несвязная речь. С недоразвитием всех компонентов языковой системы, особое место занимает все-таки несформированность связной речи, так как в школе эти пробелы будут вести к неуспеваемости учащихся по чтению и письму, невозможности полноценного получения знаний, умений, навыков, недоразвитию личностных качеств.
СЛАЙД 5,6 А.В. Ястребова и Т. П. Бессонова выделяют следующие нарушения в развитии связной речи у младших школьников с ОНР III уровня:
- Несформированность практических представлений о тексте.
- Недоразвитие умений и навыков анализировать текст:
- определять тему рассказа (текста);
- определять основную мысль текста;
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связного высказывания.
- Недоразвитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:
- определять замысел высказывания;
- определять последовательность развертывания высказывания (план);
- определять связность предложений и смысловую зависимость между ними;
- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
Коррекция
Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи 3 уровня определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи. Основная задача работы по развитию связной речи учащихся с ОНР состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Эффективность логопедической работы по формированию связной речи во многом будет зависеть от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика данного вида недоразвития.
СЛАЙД 7 Успешная коррекция письменной связной речи у детей с НР 3 уровня зависит от последовательности коррекционного материала, которая осуществляется по следующим направлениям в соответствии с данными требованиями и необходимыми условиями. По принципу от простого к сложному. СЛАЙД 8,9
- Работа над словосочетанием.
- Работа над предложением.
- Устные пересказы (образцовых текстов, выборочный, сжатый, с перестройкой текста и творческими дополнениями).
- Устные рассказы (по картине, по серии сюжетных картин, по опорным словам, с опорой на символы, по представлению).
- Письменные изложения, близкие к тексту.
- Сжатые изложения.
- Творческие изложения.
- Письменные сочинения (описания, по картинам).
Все задания данного этапа у младших школьников с ОНР III уровня используются по степени их усложнения:
- Тексты по готовому образцу;
- Тексты по восприятию;
- Тексты по памяти;
- тексты по воображению.
СЛАЙД Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:
- Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;
- Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
- Последовательность;
- Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
- Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
- Культура изложения в широком смысле слова:
- правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
- интонационная выразительность речи,
- достаточная громкость,
отчетливость произношения.
СЛАЙД А 9 так же эффективность всей коррекционной работы зависит от соблюдения специальных образовательных условий - представлена нами на слайде.
- систематичность проведения занятий;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчиненность заданий выбранной цели;
- чередование вариативности упражнений; воспитание внимания к речи;
- разнообразие организационных форм и методических приемов с учетом психолого-педагогических особенностей детей;
- дозирование речевых, интеллектуальных и физических нагрузок;
- соблюдение охранительного режима; осуществление индивидуального подход к детям, учет личностных и характерологических особенностей детей.
Существуют разные методические подходы к развитию связной речи детей с речевой патологией , которые можно использовать при коррекции.
(Валентина .Константиновна Воробьева); -предметно-грамматическое программирование речевого высказывания
(Людмила. Николаевна. Ефименкова);-поэтапная работа по нарастающей сложности уровня высказывания и степени самостоятельности
-обучение восприятию различных образцов текстов (Вадим. Петрович. Глухов);
(Татьяна Александровна Ткаченко -моделирование плана высказывания с постепенным свертыванием наглядности);
-коллективный языковой анализ текста (Наталья. Григорьевна Андреева) Основной принцип коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи - одновременная работа над всеми компонентами речевой системы.
Сначала отрабатывается обиходная лексика и побудительные фразы простейшей конструкции. Постепенно вводится словарный материал отвлеченного характера и усложняются грамматические формы. На этой основе осуществляется переход от диалогической речи к описательно-повествовательной, а затем к составлению устных и письменных связных текстов.
Развитие связной письменной речи начинается в первом классе с элементарных и наиболее легких ее форм с опорой на навыки устной связной речи. На этом периоде обучения развиваются в основном такие виды связной письменной речи:
- списывание (подписывание картинок предложениями из прочитанного текста, выборочное списывание по заданию, полное списывание небольших связных текстов из 15-20 слов);
- ответы на вопросы (данные учителем по прочитанному тексту);
- составление предложений (по схемам, из данных слов, по картинкам).
Для второго класса рекомендуются следующие виды работ по развитию связной письменной речи:
- списывание (полное или выборочное);
- ответы на вопросы (по прочитанному тексту, по увиденному на экскурсии, по сюжетной картинке, по серии картинок, по диафильму) с помощью учителя; письмо по памяти выученного наизусть;
изложение (полное, поданному плану), изложение-сочинение;
- составление рассказа-сочинения (по картинке, по серии картинок, по диафильму, по впечатлениям от экскурсий, по данному плану, по опорным словам).
В третьем классе могут проводиться такие виды письменных работ:
списывание связного текста, самостоятельные ответы на вопросы, письмо по памяти выученного наизусть, изложение (полное и краткое, по плану и без плана), изложение-сочинение (по данному началу, по началу и концу),
составление аналогичного рассказа, рассказ-сочинение (по картинке, по диафильму о случае жизни),
сочинение-описание (предметов, объектов),
сочинение-рассуждение (по прочитанной теме, по содержанию пословиц, на заданную тему),
письмо (товарищу, другу, родным и т. д.).
В современной логопедической практике широко применяются традиционные формы организации обучения письменной связной речи с детьми с общим недоразвитием речи III уровня различные:
- занятия, игра, экскурсии, наблюдения.
На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. И нетрадиционные коррекционно-развивающие образовательные технологии такие как (слайд)
метод ассоциативных связей. При создании образа слова методом ассоциативных связей ребенок исследует его в рамках тех или иных разделов русского языка: фонетики, словообразования, лексики, грамматики и т. д., вкладывает в него личностный смысл, задумывается над привычным словом, сталкивается с его неповторимостью и уникальностью.
Начинается исследование слова с анализа его звукового состава. Разбиваем слово на звуки (слоги).
К каждому звуку или слогу подбираем слова, ассоциативно связанные с представлением о слове.
Синквейн. Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна:
1) первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2) вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3) третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4) четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
5) пятая строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Работа по составлению синквейнов начинается с первого класса на фронтальных занятиях в группах по коррекции ОНР III уровня. В соответствии с программой обучения Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» и Ястребовой А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений» усвоение понятия «слово», понимания того, что у слов имеется лексическое значение, начинается с I четверти 1-го класса. Дети последовательно учатся подбирать слова, отвечающие на вопросы кто? что? подчёркивать слова-предметы одной чертой, подбирать и различать слова-действия, слова-признаки, обозначая их графически двумя чертами и волнистой линией. Правила составления синквейна гармонично укладываются в систему работы над различением грамматических категорий слов. Для более чёткого разграничения существительных, прилагательных и глаголов (не называя их) дети сначала учатся писать графические диктанты, затем совместно обучаются составлять синквейны. Удобно использовать презентации и индивидуальные карточки-памятки с графическим изображением правила составления синквейна (на первой строчке - одна черточка (слово-предмет, тема), на второй строчке – две волнистые черточки (слова-признаки), на третьей строчке – три двойные черточки (слова-действия), на четвёртой строчке – последовательно, одна черточка, одна двойная черточка, одна волнистая черточка (фраза, может быть вариативна), на пятой строчке – одна черточка (слово-предмет). В первом классе при составлении синквейна выбираются преимущественно конкретные явления и предметы, начинать целесообразнее с описания животных. Например,
- Заяц.
- Беленький, трусливый.
- Прыгает, грызёт, прячется.
- У зайца маленькие зайчата.
- Куст.
В 3-4-х классах дети с нарушением письменной речи, обусловленным ОНР III и IV уровней, составляют синквейны на более абстрактные темы, предпочитают самостоятельно выбирать слова-темы, в группах при работе с синквейнами возникает здоровый дух соперничества. Эмоциональная окрашенность процесса создания, процесса творчества пусть небольших, зато собственных сочинений, совершенно незаметно, без усилий позволяет запоминать и различать части речи. Сочинение синквейнов вдохновляет, при их публичном чтении каждый ребёнок ожидает одобрения, и это именно та технология, применение которой приводит неизменному ожидаемому результату, решая приоритетный вопрос технологии – «как это сделать оптимально». Ученица М. долгое время не могла запомнить, какая часть речи называется глаголом, существительным, прилагательным, не могла отличить их по формальным и неформальным признакам, в результате пробелов в знаниях программного материала «все части речи смешались». Составление синквейнов уже после нескольких занятий заставило её отнестись к словам не как к абстрактному обезличенному множеству, а помогло осознанно через практику подбора слов дифференцировать их по категориям. Со временем она научилась не только различать части речи, но и соотносить их с членами предложения как синтаксическими категориями.
Примеры синквейнов, составленные детьми 4-х классов, из группы учащихся с дизорфографией:
Роза. Красная, колючая. Пахнет, колется, цветёт. Мне нравится дарить розы. Лето, сад, праздник. | Солнце. Жёлтое, обжигающее. Светит, греет, радует. Я люблю, когда греет солнце. Планета, жизнь, тепло. | Радуга. Разноцветная, яркая. Исчезает, появляется, висит. Мы с друзьями в первый раз увидели радугу. Дождь, радость, блестящая. |
Во время составления синквейнов у детей отрабатывается языковое чутьё, появляется эмоционально-оценочное отношение к слову. Чем длительнее работа по составлению синквейнов, тем разнообразнее становятся ассоциации, тем точнее подбираются слова.
Мнемотехника
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
- Последовательность работы с мнемотаблицами:
- 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
- 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Метод фокальных объектов
Предложен американским психологом Ч.Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
- Это усовершенствованный метод каталога. Он позволяет найти идеи новых, оригинальных товаров широкого ассортимента: различных сувениров, игр, реклам. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.
- Цель МФО – установление ассоциативных с различными случайными объектами.
Т.о. Система коррекционной работы по развитию письменной связной речи у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня позволяет скорректировать и сформировать конкретные умения при организации устных высказываний, так и при связной письменной речи. элементы недоразвития ребенку накопить представления, знания, умения. Она направлена на создание наилучших условий для овладения ребенком по возможности совершенными формами связной речи, предполагает свободное овладение словарем и грамматическим строем языка, умение устанавливать логические связи и отношения между языковыми формами, соблюдение необходимой лексической точности, умение выделять главное, сравнивать, сопоставлять, анализировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...
Доклад на тему: «Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей младшего школьного возраста»
Доклад на тему:«Использование компьютерных технологий в коррекции речи детей младшего школьного возраста» Использование информационных технологий в логопедической работе соверше...
ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...
Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".
Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....
Причины нарушения письменной речи детей младшего школьного возраста.
На сегодняшний день острой становится проблема увеличения количества детей с нарушением речи сначала устной, а вследствие письменной (письмо и чтение), что вызывает определенные трудности при усв...
ПЕРЕСКАЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основной задачей литературного и лингвистического образования в начальной школе является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы начального...
Развивающие упражнения, игры для обогащения и активизации связной устной речи детей младшего школьного возраста
В презентации раскрыты методы и приемы работы для обогащения и активизации связной устной речи детей младшего школьного возраста....