Адаптированная образовательная программа начального общего образования по предмету «Ручной труд»
рабочая программа (3 класс)
Адаптированная образовательная программа начального общего образования по предмету «Ручной труд», адаптированная для учащихся 3 – 4 класса, детей с ограниченными возможностями здоровья разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Ручной труд играет огромную роль в развитии ребенка и создает благоприятные условия для его обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_ruch_trud_3-4_kl_fgos.docx | 38.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа начального общего образования по предмету «Ручной труд», адаптированная для учащихся 3 – 4 класса, детей с ограниченными возможностями здоровья разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Ручной труд играет огромную роль в развитии ребенка и создает благоприятные условия для его обучения и воспитания.
Ручной труд дает возможность развития движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. Развивая моторику в процессе занятий ручным трудом, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. У обучающихся вырабатываются такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. На уроках ручного труда обогащается опыт детей знаниями и сведениями о поделочных материалах, об окружающем рукотворном предметном мире, созданном из этих материалов. Ручная умелость развивается на уроках в процессе обработки различных материалов. Ручной труд характеризуется многообразием операций, таких, как вырезывание разных видов, складывание по прямой линии и кривой, сгибание, обрывание, вытягивание и скатывание (из пластилина), выполнение стежков на ткани и т.д.
При изготовлении объектов на уроках используются разные виды бумаги, обладающие различными свойствами; ткань и нитки различного происхождения; самый разнообразный природный материал растительного и минерального происхождения, который можно найти в данной местности; проволока, фольга; так называемые бросовые материалы (древесные опилки). Обучающиеся знакомятся не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например, свойством гибкости. Уроки ручного труда позволяют обучающимся видеть одинаковые приемы в работе с различными материалами: лепить можно из глины, пластилина, теста; приклеивать можно бумагу, ткань, природный материал, положительно сказывается на развитии познавательной деятельности.
Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ. В целях ознакомления, обучающихся с видами и характером профессионального труда планируются экскурсии в мастерские школы. Уроки ручного труда тесно связаны с уроками чтения, изобразительного искусства, математики.
Цель: всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры, обучение простейшим практическим знаниям и умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.
Задачи:
- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
- формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности;
- формирование интереса к разнообразным видам труда;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
- развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение);
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
- формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.
Нормативные документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
-Закон Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599
- Устав ГАОУ школы-интерната №5 п.г.т.Новобурейский;
-Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 варианта, утвержденная приказом директора школы-интерната № п.г.т.Новобурейский от 14.09.2020 г. № 216.
- «Положение о промежуточной аттестации обучающихся» ГАОУ школы-интерната
№5 п.г.т.Новобурейский.
- «Положение о текущей аттестации обучающихся» ГАОУ школы-интерната №5
п.г.т.Новобурейский.
За основу использована адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденная приказом директора школы-интерната №5 п.г.т.Новобурейский. Также использована программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией В.В. Воронковой. – М., Просвещение, 2006.
Выбор данных программ обусловлен тем, что они отвечают особенностям данной категории детей, их разноуровневой подготовки к обучению. Учебно-методический комплекс, имеющийся в школьной библиотеке, соответствует данной программе. Программа использована с изменениями, т.к. на момент обучения большинство обучающихся не овладели простейшими практическими знаниями и умениями, которые служат опорой для усвоения учебного материала в 3 – 4 классе. Программа будет корректироваться в течение учебного года с учетом проведенной диагностики и мониторинга учащихся.
Данная программа составлена с учетом современных требований к образовательному процессу, с учетом диагнозов детей, рекомендаций ЦПМПк, уровня обучаемости учащихся и их психофизических возможностей.
Педагогическая характеристика класса:
В 3 – 4 классах семь обучающихся: 3 девочки и 4 мальчика. Все дети начали обучение в коррекционной школе в этом учебном году. Все обучающиеся разного уровня подготовки к обучению по предмету «Ручной труд»: большинство детей класса не владеют приемами формообразования, соединения деталей, не умеют выполнять элементарные работы с клеем, ножницами, иглой, ровно вырезать из бумаги заданные фигуры. Этим детям нужна постоянная организующая и разъясняющая помощь педагога на каждом этапе работы на уроке.
Несмотря на то, что обучение ведётся 3 – 4 год, обучающимися не усвоена программа обучения предмета «Ручной труд» за 2 класс, поэтому предлагаемая программа ориентирована на:
- учебник Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). СПб.: филиал изд – ва «Просвещение», 2018.
Программно-методический материал представлен следующими разделами: «Работа с пластилином», «Работа с природными материалами», «Работа с бумагой», «Работа с нитками».
Реализация рабочей программы учебного предмета «Ручной труд» в 2020/2021 учебном году рассчитана на 34 часов (34 учебные недели, по 1 часу в неделю).
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения, обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты:
-осознание себя как гражданина России;
-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
-принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Ручной труд» на конец обучения в 2 классе:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
- знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, - приемы, формообразования, соединения деталей; - расплющивания глины и пластилина; - различать по текстуре глину и пластилин; - знать, какой бывает природный материал; - уметь работать с нитками; - ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с частичной помощью учителя; - соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой, клеем | - знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, - приемы формообразования, соединения деталей; - правильно и точно знать отличия пластилина и глины, работы с ними; - работать аккуратно с природным материалом; - соблюдать технику безопасности на уроках; - ровно вырезать из бумаги заданные фигуры; - правильно работать с клеем; - уметь выполнять элементарные работы с иглой и нитками; - оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); - уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий; - при изготовлении изделий планировать ближайшее операции по технологической таблице; |
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие/несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность).
Минимальный уровень:
За усвоение теоретических знаний:
оценка «5» - ставится учащемуся, если:
- обнаруживает элементарное понимание учебного материала, может с помощью учителя обосновать; - отвечает простым предложением;
- дает связный, осознанный ответ с помощью учителя;
- допускает ошибки, которые сам исправляет;
оценка «4» - ставится учащемуся, если:
- обнаруживает элементарное понимание учебного материала, может с помощью учителя обосновать; - отвечает простым предложением;
- дает ответ, но допускает неточности; - допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя;
оценка «3» - ставиться учащемуся, если:
- обнаруживает элементарное знание и понимает некоторые положения данной темы, излагает материал недостаточно полно, нуждается в постоянной помощи учителя;
- отвечает в пределах своих возможностей, по наводящим вопросам учителя;
- допускает ряд ошибок, которые исправляет с помощью учителя.
За практическую работу:
оценка «5» ставится учащемуся, если:
- ученик умеет правильно осуществлять ориентировку в задании, с помощью учителя;
- умеет организовать рабочее место и соблюдает правила безопасной работы с помощью учителя;
- выполняет работу с помощью учителя и не допускает ошибок; - проявляет старание и трудолюбие;
- изделие в основном соответствует заданным требованиям и временным затратам;
оценка «4» ставится учащемуся, если:
- с помощью учителя осуществляет планирование и ориентировку в задании;
- умеет организовать рабочее место и соблюдает правила безопасной работы;
- в работе допущены неточности, отклонения от установленных требований к качеству;
оценка «3» ставится учащемуся, если:
- в работе допущены значительные отклонения от установленных требований к качеству.
Достаточный уровень:
За усвоение теоретических знаний:
оценка «5» - ставится учащемуся, если:
- обнаруживает понимание учебного материала, может с незначительной помощью
учителя обосновать;
- отвечает полным, развернутым предложением;
- дает связный, осознанный ответ;
- допускает незначительные ошибки, которые сам исправляет;
оценка «4» - ставится учащемуся, если:
- обнаруживает понимание учебного материала, может с незначительной помощью
учителя обосновать;
- отвечает полным развернутым предложением;
- дает связный, осознанный ответ, но допускает неточности;
- допускает ошибки, которые исправляет с помощью учителя;
оценка «3» - ставиться учащемуся, если:
- обнаруживает знание и понимает основные положения данной темы, но излагает
материал недостаточно полно, нуждается в постоянной помощи учителя;
- отвечает в пределах своих возможностей, по наводящим вопросам учителя;
- допускает ряд ошибок, которые исправляет со значительной помощью учителя.
За практическую работу:
оценка «5» ставится учащемуся, если:
- ученик умеет правильно осуществлять ориентировку в задании, самоконтроль;
- умеет организовать рабочее место и соблюдает правила безопасной работы;
- четко выполняет работу и не допускает ошибок;
- проявляет старание и трудолюбие;
- изделие соответствует заданным требованиям и временным затратам;
оценка «4» ставится учащемуся, если:
- достаточно самостоятельно или с незначительной помощью учителя осуществляет
планирование, ориентировку в задании, самоконтроль;
- умеет организовать рабочее место и соблюдает правила безопасной работы;
- в работе допущены некоторые неточности, отклонения от установленных требований к
качеству;
оценка «3» ставится учащемуся, если:
- в целом соответствует показателям оценки «4», но в работе допущены значительные
отклонения от установленных требований к качеству.
Текущая и промежуточная аттестация обучающихся 1-4 классов осуществляется в соответствии со школьными локальными актами – «Положением о текущей аттестации», «Положением о промежуточной аттестации». Система оценки знаний и умений обучающихся разрабатывается и описывается каждым учителем, ведущим обучение в 1-4 классах, в рабочих программах по учебным предметам, в соответствии с АООП, с учетом общей характеристики класса и индивидуальных особенностей отдельных обучающихся.
Содержание учебного предмета
Работа с пластилином
Повторение и изучение новых технических сведений о пластилине. Пропорции лепных фигур птиц и животных. Понятие о динамике в скульптурных изображениях. Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Значение цвета. Главное и второстепенное в изделии. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Изучение приемов работы: обработка материала с применением резака, обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом примазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия. Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания.
Работа с природными
Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, 4 материалами твердость, особенности поверхности. Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Правила составления макета. Свойства и применение и рациональное использование материалоотходов (проволока, бумага, пластилин и т. д.). Инструменты: шило, нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей ПВА, клей «Момент», пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места и соблюдение санитарно- гигиенических требований. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции. Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета.
Работа с бумагой
Применение и назначение картона. Сырье, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплетный и коробочный картон. Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, канцелярский клей, клей ПВА, клей «Момент»). Рациональное использование материалоотходов и природных материалов при изготовлении поздравительных открыток. Сочетания цветов. Соблюдение пропорций. Применение различных материалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка, разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Использование задела работы. Закрепление нитки-петли. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумажных деталей.
Работа с текстильными материалами
Повторение и изучение новых технических сведений: применение и назначение ниток, (тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа), их свойства: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуговиц. Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении. Свойства и особенности тканей как материала. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их 5 виды. Виды отдельных ручных стежков: сметочный и «шнурок». Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Повторение и изучение новых приемов работы с нитками и тканью. Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки. Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала. Выполнение сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей. Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив). Соблюдение порядка вышивания изделия.
Промежуточная аттестация по учебному предмету осуществляется в конце учебного года в форме практической работы.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов на изучение |
1 | Вводный урок | 1 |
2 | Работа с глиной и пластилином | 6 |
3 | Работа с природным материалом | 7 |
4 | Работа с бумагой и картоном | 9 |
5 | Работа с текстильными материалами | 10 |
6 | Промежуточная аттестация за 3-4 класс | 1 |
Итого: 34 часа |
Основные умения и навыки
Ученики должны знать:
- названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство;
- приемы формообразования, соединения деталей;
- правила работы с клеем, ножницами, иглой;
- правила рабочего человека4
- отличия глины и пластилина, бумаги и картона.
Ученики должны уметь:
- работать аккуратно с природными материалами;
- элементарные работы с иглой и нитками;
- по вопросам давать отчет о последовательности изготовления изделия;
- ровно вырезать из бумаги заданные фигуры;
- соблюдать технику безопасности на уроках.
Календарно-тематическое планирование
34 учебные недели (1 час в неделю). Всего 34 часа.
№ | Тема урока | Цель и задачи урока, коррекционно-развивающая деятельность | Кол-во часов | Дата |
I четверть (8 часов) | ||||
1 | Вводный урок. Повторение. | Проверка знаний о правилах поведения и работы на уроках труда. Закрепление навыков по подготовке и содержанию в порядке рабочего места. Выявление знаний о видах ручного труда, поделочных материалах и инструментах, используемых при их обработке. Знакомство школьников с новыми видами работ, образцами поделочных материалов, инструментов и изделий. | 1 | |
2 | Работа с глиной и пластилином. Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы. | Формирование знаний о глине как о строительном материале. Знакомство с прямоугольным геометрическим телом «брус», с геометрическим телом «куб» и устанавливать сходство и различие между ними во вопросам учителя. Обучение приемам обработки пластилина с применением резака, стеки. Формирование навыка правильного чтения слов: пластилин, форма, брус. Закрепление технологии выполнения брусков из пластилина. Обучение использованию брусков и изготовления изделия. | 1 | |
3 | Работа с глиной и пластилином. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольную геометрическую форму. | Обучение лепке из пластилина изделия, состоящего из деталей прямоугольной формы. Развитие умения анализировать изделие, ориентируясь на образец. Закрепление знаний учащихся о геометрическом теле «брус» | 1 | |
4 | Экскурсия. Сбор природных материалов для уроков труда. | Расширение предоставления о растительном мире (деревья, кустарники и травянистые растения), о разнообразии форм и окраски листьев и цветов. Знакомство с разными видами природных материалов, их применением, правилами сбора, сушки и хранения. Развитие изучения предметов и явлений. | 1 | |
5 | Работа с природными материалами. Изготовление игрушек из желудей по образцу и самостоятельно. | Повторение правил заготовки природных материалов. Расширение представления об изделиях, игрушках, сделанных из природных материалов. Формирование умения составлять план выполнения многодетальной поделки и оценивать свое изделие по вопросам учителя. Знакомство с инструментами и правилами работы с шилом. | 1 | |
6 | Работы с природными материалами. Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха. | Расширение предоставления об изделиях, игрушках, сделанных из природных материалов. Формирование предоставления о признаках и свойствах орехов (форма, величина, поверхность). Обучение изготовлению изделий из скорлупы грецкого ореха с применением другого поделочного материала (пластилин, бумага, палочки и т.д.). закрепление навыков обработки пластилина: «сминание», «скатывание», «сплющивание», «вытягивание» | 1 | |
7 | Работа с бумагой и картоном. Повторение пройденного по теме «Виды и сорта бумаги» | Закрепление умения сравнивать бумагу разных сортов (писчая, газетная, рисовальная, салфеточная); свойства бумаги (прочность, толщина, гибкость, влагоустойчивость). Изучение внешнего вида (фактуры) бумаги на ощупь. Составление коллекции «Сорта бумаги». Закрепление умений узнавать и называть цвета, в которые окрашена бумага. | 1 | |
8 | Работа с бумагой и картоном. Технология изготовления аппликации из мятой бумаги. | Расширение представления о сезонных изменениях в природе (зима, весна, лето, осень). Знакомство с состоянием деревьев в разные времена года. Определение сходства и различия деревьев в этих состояниях. При анализе образца выделять название изделия, материал, детали и их пространственное расположение. Формирование умения составлять план выполнения аппликации и оценивать свое изделие по вопросам учителя. Закрепление навыков обработки бумаги с использованием приемов сминания. | 1 | |
II четверть (7 часов). | ||||
9 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление пакета из плотной бумаги (тонкого картона) с аппликацией из геометрических фигур. | Развитие умение узнавать, называть предметы, сделанные из картона, и определять их функциональную значимость в быту, в игре, в учебе. Знакомство с понятием «шаблон» и его геометрическими формами. Закрепление знаний о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Обучение правилам обведения шаблонов геометрических фигур. Коррекция мелкой моторики. Закрепление знаний о правилах работы с шаблоном и полученных навыков. Обучение порядку обведения шаблонов геометрических фигур. Закрепление умения сгибать прямоугольник, совмещая нижние углы с опорными точками. Обучение предварительному рисованию по опорным линиям в разных направлениях (снизу вверх, сверху вниз, слева направо, по часовой и против часовой стрелки). | 1 | |
10 | Работа с текстильными материалами. Повторение пройденного по теме «Свойство ниток». | Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок. Закрепление знаний о свойствах ниток, о видах работы с нитками (вязание, вышивание, шитье, плетение, связывание в пучок). Расширение представления о назначении ниток (украшения и игрушки). Развитие навыков планировать изготовления изделия по предметно- операционному плану с частичной помощью учителя. Закрепление приемов наматывания, связывания, резания ниток. | 1 | |
11 | Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. | Формирование представлений о назначении пуговиц, цвете, форме, материалах, из которых производят пуговицы. Расширение представлений об одежде. Закрепление умения вдевать нитку в иголку. Обучение приему завязывания узелка на конце нитки. Обучение пришиванию пуговиц двумя сквозными отверстиями к ткани. Повторение приема шитья «игла вверх-вниз» | 1 | |
12 | Работа с глиной и пластилином. Лепка из пластилина предметов цилиндрической и конической формы. | Формирование представлений о глине как о материале для изготовления посуды. Знакомство с геометрическим телом «цилиндр». Закрепление умения сравнивать форму геометрического тела с предметами быта. Обучение лепке чашки цилиндрической формы. Закрепление приемов: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вдавливание пластилина пальцем». Повторение о пластилине и его физических свойствах, лепить конструктивным способом изделия. Овладения понятиями «конус», «усеченный конус». Закрепление приема «скатывание пластилина столбиком (палочкой)». Закрепление знаний о величине (длинный, короткий, средний). Формирование умения осуществлять контроль способом сравнивания длины вылепленной из пластилина заготовки со схемами в рабочей тетради. | 1 | |
13 | Работа с природными материалами. Изготовление предметной аппликации листьев ивы и клена по образцу. | Закрепление представления о деревьях, листьях. Развитие умения сравнивать и находить сходства и различия в листьях деревьев. Формирование представления о природном материале как поделочный материал и его художественно-выразительных свойства. Закрепление понятия «аппликация». Развитие воображения. Развитие умения анализировать аппликацию и выделять основные признаки и свойства аппликационных изображений. | 1 | |
14 | Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Изготовление плоских елочных игрушек, украшенных аппликацией. | Проверка знаний о картоне: сорт (переплетный, коробочный), цвет (серый, белый, желтый, окрашенный в разные цвета), физические свойства (гладкий, шероховатый, рифленый), особенности (картон впитывает влагу и коробиться; толстый картон ломается по сгибу, тонкий легко сгибается, режется). Овладение понятиями «контур», «силуэт». Закрепление умений вырезать ножницами по контуру линии. Развитие зрительно-двигательной координации. Обучение приемам изготовления плоских елочных игрушек в форме стилизованных изображений (яблоко, рыбка). Овладение понятием «бумажная мозаика». Закрепление умений: «разметка по шаблону», «вырезание по контурной линии», «обрывание бумаги», «наклеивание небольших кусочков бумаги на основу». | 1 | |
15 | Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей. | Расширение представления об изделиях из ниток как о декоративных украшениях. Формирование умения анализировать изделие из ниток, выделяя его признаки и свойства название, назначение, детали, форма, величина, цвет, материал) по вопросам учителя. Закрепление приемов наматывания , связывания, резания ниток. | 1 | |
III четверть (10 часов) | ||||
16 | Работа с глиной и пластилином. Лепка чайно посуды в форме шара. | Формирование умения анализировать объект (чайник), выделяя его признаки и свойства (название, назначение, материал, форма, цвет, величина, детали). Закрепление знаний о геометрическом теле «шар», его признак. Совершенствование умения скатывать пластилин кругообразными движениями до получения формы шара. Обучение детей воспроизводить по представлению геометрическую фигуру шара. Обучение планированию хода работы по изобразительно- графическому плану и умению придерживаться плана работы при выполнении изделия. Формирование умения подробно анализировать свое изделие по вопросам учителя. | 1 | |
17 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление из бумаги (из 2 кругов) игрушек в форме шара. | Закрепление знаний о геометрических формах «круг» и «шар», их признаки (плоский, объемный). Обучение изготовлению шара из бумаги, состоящего из двух кругов. Закрепление понятия «симметрия». Совершенствование технических приемов: «разметка по шаблону», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам», «надрез по прямой линии». Обучение сборке способом соединения заготовок в прорези. | 1 | |
18 | Работа с текстильными материалами. Сматывание ниток в клубок. | Расширение представления о нитках. Знакомство с правилами хранения ниток в виде бобин, катушек, мотков, клубков. Закрепление знаний о геометрической форме «шар» и его признаках. Повторение приемов наматывания | 1 | |
19 | Работа с текстильными материалами. Сматывание ниток в клубок. | Расширение представления о нитках. Знакомство с правилами хранения ниток в виде бобин, катушек, мотков, клубков. Закрепление знаний о геометрической форме «шар» и его признаках. Повторение приемов наматывания ниток на картон. Обучение сматыванию ниток в клубок на бумажный шарик. | 1 | |
20 | Работа с глиной и пластилином. Лепка по образцу стилизованных фигур животных (конструктивный способ). Лепка стилизованных фигур птиц (пластический способ). | Расширение представления о глине как о поделочном материале и ее применении для изготовления скульптуры. Знакомство с понятием «скульптура» и произведениями животных (заяц, медведь) конструктивным способом, т.е. из отдельных частей и деталей. Закрепление знаний о животных. Знакомство с пластическим способом лепки из пластилина, т.е. вытягивание деталей, частей и элементов из целого курса пластилина. Закрепление знаний о птицах. Закрепление приемов лепки: «скатывание овальной и конической форм», «вытягивание», «прищипывание», «вдавливание». Обучение составлению плана лепки изделия с опорой на наглядность и с частичной помощью учителя. | 1 | |
21 | Работы с природными материалами. Повторение познавательных сведений о шишках стилизованной фигурки человечка, птички. | Расширение представления о растительном мире (хвойные деревья). Закрепление знаний и ели и ее характерных особенностями. Обучение самостоятельному сравнению этих деревьев и нахождению сходства и различия между ними. Изучение строения и других свойств и признаков сосновой и еловой шишек (форма, цвет, величина). Формирование умения изготавливать из шишек человека с и использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин). Формирование умения работать в соответствии с планом и отчитываться о проделанной работе. Развитие воображения. Расширения представления о растительном и животном мире (хвойные, деревья, птицы). Формирование умение создавать образы птиц из шишек с использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин, перья и другие природные материалы). Обучение составлению плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя. | 1 | |
22 | Работа с природными материалами. Изготовление композиции (макета) с использованием шишек, листьев дуба и пластилина | Расширение преставления о деревьях. Знакомство с пальмой и ее особенностями. Формирование умения создавать образцы деревьев из шишек с использованием дополнительных поделочных материалов (пластилин и природные материалы). Обучение умению составлять план с опорой на наглядный образец и предметно-операционный план самостоятельно или частично во вопросам учителя. | 1 | |
23 | Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по линейке. | Знакомство с линейкой как измерительным инструментом. Закрепление умения проводить с помощью линейки линии (горизонтальные, вертикальные, наклонные). Обучение умению измерять отрезок, отсчитывать сантиметры от нулевого деления. Освоение приемов измерения длины и ширины предметов. Обучение разметке бумаги по линейке способом откладывание нужного размера (10 см) на верхней и нижней кромке заготовки и проведение прямой линии между двумя точками. | 1 | |
24 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке | Закрепление знаний о линейке. Закрепление умений узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Закрепление способа разметки деталей по линейке. Закрепление навыков резания ножницами по размеченным линиям. оставление аппликаций из размеченных деталей («Грузовичок» и «Автофургон») | 1 | |
25 | Работы с текстильными материалами. Составление коллекции тканей. | Формирование представления о ткани, применение и назначение ткани в жизни людей (предметы быта, игрушки, одежда). Закрепление знаний о нитках. Знакомство с процессом изготовления ткани. Формирование умения различать ткани по окраске (гладкоокрашенные, с печатным рисунком) и другим свойствам (мнется, гладится, режется, сшивается, смывается, складывается, толстая, тонкая, шероховатая, гладкая, лицевая сторона, изнаночная сторона). Знакомство с сортами ткани (шерстяные, хлопковые) и их применение в одежде. | 1 | |
26 | Работа с текстильными материалами. Раскрой из ткани заготовки изделия. | Закрепление представления о ткани. Знакомство с профессией портного. Ознакомление с инструментами и приспособлениями, необходимыми для швейных работ. Обучение технологии раскроя и резания ткани по выкройке. | 1 | |
IV четверть (8 часов) | ||||
27 | Работа с текстильными материалами. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчки (сметочными стежками) | Закрепление знаний о профессии портного, швеи. Обучение технологии сшивания сметочными стежками на бумаге в клетку и на ткани. Знакомство с правилами хранения игл. Обучение изготовлению игольницы по образцу (игольница-конверт, игольница «Котик»). Обучение составлению плана работы с опорой на наглядный образец самостоятельно или частично по вопросам учителя. | 1 | |
28 | Работа с бумагой и картоном. Расширение социального опыта в процессе | Изготовление открытки. Симметричное вырезание деталей открытки из бумаги, сложенной пополам. формирование представления об открытке. Значение открытки в жизни людей. Знакомство с историей, формой, величиной и оформлением открытки. Обучение изготовлению поздравительной открытки по образцу. Формирование умения самостоятельно анализировать объект. (поздравительная открытка), выделяя его признаки и свойства (название, назначение, материл, форма, цвет, величина, детали, пространственное расположение деталей изображения на открытке) | 1 | |
29 | Работа с пластилином. Изготовление композиции (макета) из пластилина к сказке «Колобок» | Знакомство детей с понятием «иллюстрация » и «макет». Обучению нахождению сходства и различия между этими видами изображения. Формирование умения анализировать содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок»: выделять главное и второстепенное в изделии; определять пространственное расположение деталей на макете; выявлять пропорциональное и цветовое соотношение элементов макета. Формирование умения выполнять изделие в соответствии с планом. | 1 | |
30 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции (макета) к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок. | Закрепление знаний детей об иллюстрации и макете, их сходствах и различиях. Формирование умения анализировать содержание иллюстративного материала к сказке «Колобок». Обучение складыванию из бумаги фигурок колобка и волка. Развитие умения составлять композиции (макет) из бумажных фигурок. Совершенствование приемов сгибания бумаги: «сгибание квадрата и прямоугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол». | 1 | |
31 | Работа с бумагой картоном. Развитие представления о дородных знаках | Изготовление модели дорожного знака. (назначение, форма и графическое изображение). Формирование знания о правилах перехода улицы. Обучение самостоятельному сравнению образца модели указателя «переход» с иллюстрацией. Обучение изготовлению модели указателя «переход» с самостоятельным составлением последовательности действий по предметно-операционному плану. Обучение скручиванию трубочки из бумаги с использованием приема «накручивание бумаги на карандаш». Развитие умения составлять модели из бумажных заготовок, соблюдая правильное расположение деталей, пропорций и размеров. | 1 | |
32 | Работа с текстильными материалами. Вышивание сметочным стежком. | Расширение представления о вышивке. Закрепление понятий «шитье», «вышивка», «стежок», «расстояние между стежками». Знакомство с видами отделочных ручных стежков (сметочный стежок). Обучение вышиванию закладки смёточным стежком и оформлению концов закладки кисточками. Закрепление правил безопасной работы с иглой. | 1 | |
33 | Промежуточная аттестация за 3-4 классы. | Проверка знаний, умений и навыков по основным разделам программы | 1 | |
34 | Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тесьме. | Обучение приему наклеивания тесьмы на ткань. Обучение формированию краев салфетки бахромой способом выдергивания нитки из ткани. Коррекция зрительно-двигательной координации. Развитие точности, плавности движения рук. | 1 | |
Итого: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету "Ручной труд"
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд" для учащихся 4 класса
Адаптированная рабочая программа по предмету "Ручной труд" адресована для учащегося надомного обучения.Планирование составлено на основе Примерной адаптированной основной общеобразовате...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающейся 2 класса для детей с ОВЗ
Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» для обучающейся 2 класса, учебный план, которого реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможно...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Ручной труд» для 2 – 4 класса (ФГОС)
Настоящая адаптированная рабочая программа по ручному труду составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) по учебному предмету «Ручной труд» 1 класс
Рабочая программа составлена на основе адаптированной образовательной программы МБОУСОШ №1 им. К.Г. Мохова для детей с УО( вариант 1) Рабочая программа по ручному труду в 1 классе рассчитана на 66 ...
Адаптированная рабочая программа для детей с РАС (вид 8.3) по предмету «Ручной труд» для ученика 1 доп. класса
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» для ученика 1 дополнительного класса,обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с РАС Базовый уровень...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Ручной труд" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российс...