Выступление по теме самообразования "Формирование коммуникативных базовых учебных действий в условиях реализации ФГОС ОУО"
методическая разработка

Выступление по теме самообразования "Формирование коммуникативных базовых учебных действий в условиях реализации ФГОС ОУО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_teme_samoobrazovaniya.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативных базовых учебных действий в условиях реализации ФГОС ОУО»

Тема, над которой я работала с 2019 г : «Формирование коммуникативных УУД у младших школьников в рамках реализации ФГОС ОУО» .При изучение данной темы , для повышения своего методического и профессионального мастерства, изучала различные педагогические технологии, проходила курсы повышения квалификации. Это дало не только расширение знаний по преподаваемым предметам, но и переосмысление содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогической и психологической наук.

Наблюдение за учащимися показало, что многим ребятам трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке. Главной целью образовательного процесса на уроке является создание для учащихся возможности занимать активную, инициативную позицию в изучении школьных предметов.

Задачи ,обеспечивающие достижение цели:

–развивать нравственный, интеллектуальный, творческий потенциал обучающихся;

–формировать умения планировать учебное сотрудничество, умение слушать собеседника,осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

-создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Поэтому для меня, как учителя начальных классов тема формирования коммуникативных УУД актуальна.

В своей работе стараюсь создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем, так как в современной начальной школе сегодня ребёнка уже недостаточно обучить только чтению, счёту и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями, которые позволят ему жить, творить, развиваться.

Важное значение в преподавании учебных дисциплин в начальной школе играет методическое обеспечение. В нашей школе много лет реализуется образовательная программа по ред.Воронковой. Комплект охватывает все образовательные области. В учебных пособиях , учитываются принципы дидактики, прежде всего возрастные особенности детей, постепенное нарастание трудности в представлении учебного материала. В структуру и содержание учебников заложена система заданий, направленных на включение младших школьников в деятельностное освоение учебного материала с целью овладения УУД и формирования способности успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию – умение учиться. Количество часов по предметам предусмотрено учебным планом школы.

Структура современных учебников, учебный материал, разнообразные творческие задания обеспечивают дифференциацию обучения, индивидуальный темп развития учащегося. Для работы у меня есть подборка дидактических и методических материалов. Это – учебники, методические поурочные разработки, книги для чтения. Демонстрационные таблицы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему природному миру, контрольно – измерительные материалы.В моём кабинете созданы необходимые условия для учебно-воспитательной работы. Накапливаю дидактический и раздаточный материал , презентации к урокам, позволяющие проводить индивидуальную, дифференцированную, групповую, общеклассную работу.

В целях формирования коммуникативных УУД для обучающихся моего класса я продумываю содержание и отбор учебного материала, средств, методов и приемов обучения.

Наблюдая за тем, как дети воспринимают учебную информацию, я поняла, что необходимо к каждому уроку подбирать такой материал, который не только бы привлекал внимание, но и удивлял .Предлагаю задания для выполнения в парах и группах по исценированию разных речевых ситуаций, что позволяет ученикам не только использовать полученные знания на практике, но и освоить средства устного общения: интонацию, жесты, мимику, движения. К таким заданиям даётся инструкция: “Обсуди с другом…”, “Прочитай с другом …”.Проверьте задание друг у друга”. Сам учитель, являясь ролевой моделью для ученика, также показывает ему, как конструктивно разговаривать с окружающими. Разыгрывание разных ситуаций, игр, примеривание к себе всевозможных ролей дает ученику очень важный опыт понимания чувств других людей.

Использую активные методы обучения: «Учимся вместе», «Пила», «Вертушка», «Мудрая сова», «Обучение в команде» и др.

Применяю работу в парах и группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству .Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Применяю в своей работе дидактические игры,т.к-игры-поручения;-игры-путешествия;

-игры-загадки;

Игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Такие методы и приёмы способствуют укреплению сотрудничества:
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– возрастает сплочённость класса;
– ученик более точно оценивает свои возможности;
– дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт;
-формируется умение решать конфликтные ситуации, умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение работать в группе.

В процессе изучения учебных дисциплин формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения заданий, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.

Речевые упражнения «Придумай продолжение текста»

Творческие пересказы текста от лица разных героев-персонажей.

Упражнение «Повторяем с контролем». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнёра по деятельности. Ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме по предметам. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.

Повышение интереса достигаю следующими приемами, с помощью которых формируются коммуникативные УУД у обучающихся: «Удивляй», «Отсроченная отгадка», «Пересечение тем», «Свои примеры» и др.

-постановка проблемных вопросов;

-контроль, самоконтроль, самообучение учащихся;

-игровые, занимательные компоненты урока;

-учёт индивидуальных особенностей развития психических процессов учащихся;

– похвала, поощрение, создание ситуации успеха.

Использование различных методов и приемов на уроках в начальной школе помогают решить задачу: формирование коммуникативных УУД младших школьников.

Даю учащимся время на обдумывание их ответов. Обращаю своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.Стараюсь поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет. Предоставляю возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. Задаю уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников. Создаю атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Использование на уроках перечисленных методов и форм помогает формировать у ребенка коммуникативные УУД.

Нестандартные уроки занимают немалое место в моей педагогической деятельности. Это «Урок – путешествие», «Урок – сказка», «Урок – размышление», «Урок – соревнование», «Урок – игра», «Урок – исследование» и другие. Активно использую перечисленные методы и приёмы для подготовки учебного материала для обучающихся, для распространения своего опыта . Такие игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом.

. Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению.

Результаты работы над данной темой:

#1059;чащиеся учатся самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке, составлять план работы, исходя из целей и задач урока. Но этим умением не овладели ещё несколько человек.

2. Цели урока и задачи обучающиеся определяют самостоятельно, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия.

3. Постепенно развивается умение работать в парах и группах:

- учащиеся учатся учитывать позицию собеседника;
- стараются организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и членами группы.

г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий

Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы"  и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...

«Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ДОО и НОО».

Проведение предметной недели в начальной школе и семинара по преемственности между МБОУ и ДОУ по теме: «Развитие коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС ДОО и НОО»....

"Формирование универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС начального общего образования"

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Универсальные учебные действия выступают как цель, ре...

«Игровые технологии как способ развития универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС на уроках английского языка в начальных классах»

Доклад-выступление подготовленное на городское методического обьединения учителей английского языка....

Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6–7 КЛАССОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ"

В статье анализируются результаты реализации программы по формированию коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся 6–7 классов с умеренной умственной отсталостью в контексте Федеральн...