Организация работы с родителями в период адаптации обучающихся начальных классов
опыты и эксперименты (1 класс)
Опыт работы с родителями в период адаптации обучающихся начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_roditelyami_1.docx | 25.54 КБ |
rabota_s_roditelyami.ppt | 351 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с родителями в период адаптации обучающихся начальных классов
«Поступление в школу» сложный этап в жизни каждого ребенка, поскольку происходит перестройка всего его образа жизни и деятельности. Правильно организованный образовательный процесс облегчает и сокращает период адаптации детей к требованиям школьного обучения. Как известно, в первый раз в первый класс идет не только ребенок, но и его родители, и учитель вновь с радостью и волнением идет «в первый раз в первый класс» … Действительно, в первый раз, потому что сколько бы классов до этого у вас не было, этот «первый» всё равно впервые… Этот период в жизни обучающегося и его семьи очень ответственный и волнующий. Он также познавательный, в том числе и для родителей, готовых учиться лучше понимать своих детей. Моя задача, как учителя, заключается в том, чтобы сделать родителей соучастниками педагогического процесса, для того чтобы ребёнок смог безболезненно пройти период адаптации к школе.
Любая работа, любое серьёзное дело требует времени на то, чтобы в него втянуться, войти в курс дела, привыкнуть. Школа – не исключение.
По моим наблюдениям процесс адаптации к школе идёт по двум направлениям:
Первое – психологическая адаптация, или привыкание. Этот процесс проходит неоднородно и неравномерно, его сроки могут существенно различаться у разных детей, и работа в этом направлении может продолжаться учителем даже в течении первого учебного года.
Второе - освоение организационных навыков и умений для учёбы в школе. Можно сравнить школу с производством: и ученику, и рабочему в начале трудовой деятельности необходимо пройти инструктаж, изучить, с чем и какими средствами и способами предстоит работать. Для обучающегося это основные правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, организация обратной связи с учителем и др.
Решение проблемы успешной адаптации ребёнка во многом определяется характером взаимодействии школы и семьи.
В организации информационно-педагогических мероприятий для родителей я использую следующие формы работы:
- Родительские собрания.
- Посещение семей.
- Индивидуальные беседы, консультации (по мере необходимости).
- Организация работы классного родительского комитета
- Организация совместной деятельности родителей и детей класса:-посещение открытых уроков, привлечение родителей к проведению праздников; активное участие в школьной жизни класса (оказывают помощь детям при проведении конкурсов различных уровней)
- Привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете;
- Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета.
- Организация консультаций школьного психолога ,учителя-логопеда (при необходимости с согласия родителей)
Родительские собрания.
Первое родительское собрание – информационное собрание.
На собрании я рассказываю о себе, об учебной программе и своих требованиях, узнаю с каким настроением дети и родители идут в школу, чего они ждут от учителя. Мамы и папы получают своё первое домашнее задание (ведь родители тоже будут учиться - учиться быть родителями школьника). Задание такое: написать сочинение о своём ребёнке - как он рос до школы, какой у него характер и привычки, как он общается со сверстниками и взрослыми, чем увлекается, что любит и что не любит, на что учителю нужно обратить особое внимание… мы знакомились с особенностями программы, выбирали родительский комитет. На первом родительском собрании я провожу анкетирование. Из данной анкеты я получаю информацию, необходимую для заполнения школьной документации, сведения о составе семьи, социальном статусе семьи, сведения о здоровье ребенка. (Анкета «Банк данных»)
Знакомлю с особенностями программы (программа Эльконина – Давыдова)
в период адаптационного периода – проведение в первые две недели обучения в школе курса «Введение в школьную жизнь» ( 3 урока по 35 минут)
Цели курса:
- психологическая адаптация детей;
- знакомство с основными школьными правилами;
- привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;
- обучение элементарным приёмам обратной связи;
- развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
- организация классного коллектива.
Весь учебный материал даётся в виде диалогов, игр, сюжетных уроков, а также через обсуждение художественных произведений и выполнение практических работ. В течение всего курса обучающийся ежедневно получает домашнее задание для всей семьи.( Он должен рассказать взрослому о каком -либо (по своему выбору) эпизоде прошедшего дня).
Для занятий в первые две недели детям необходимы:
- альбом для рисования;
- пенал
Содержание курса «Введение в школьную жизнь»
День первый
Урок 1. Знакомство. Введение знака «Я».
Урок 2. Режим дня школьника.
Урок 3. Схема класса.
День второй
Урок 1. Приветствие. Школьные правила вежливости. Схема класса.
Урок 2. Введение знака «ХОР», противопоставление знаку «Я».
Урок 3. Оценка. Введение способа оценки.
День третий
Урок 1. Изменение схемы класса. Введение знака «МЫ». Игра вдвоем.
Урок 2. Введение знаком «+», «–».
Урок 3. Самооценка, критерии, оценка.
День четвертый
Урок 1. Отработка введенных ранее знаков «+», «–«, «Я», «Мы», «Хор».
Урок 2. Как надо и не надо спорить?
Урок 3. Диагностика и отработка разных критериев оценки.
День пятый
Урок 1. Введение знака «Вопрос».
Урок 2. Ситуация неопределенного правила.
Урок 3. Оценка. Общая работа как сумма индивидуальных.
День шестой
Урок 1. Понятно ли мы говорим? Средства организации дискуссии.
Урок 2. Групповые задания с неопределенными правилами.
Урок 3. Адресованность, понятность сообщения.
День седьмой
Урок 1. Адресованность действия при групповом взаимодействии.
Урок 2. Ловушка как элемент учительской диагностики.
Урок 3. Развитие линии оценки: противопоставление правильности и оригинальности.
День восьмой
Урок 1. Отработка знаков, введенных ранее. Игра «Третий лишний».
Урок 2. Система недостаточности средств, которая разрешается обращением ученика к другому ученику или группе.
Урок 3. Актуализация навыков содержательного взаимодействия, которяе отрабатывались ранее.
День девятый
Урок 1. Повторы особенно удачных полюбившихся детям сюжетов и заданий.
Урок 2. Критерии оценки, точка зрения оценивающего.
Урок 3. Отработка знаков, введённых ранее.
День десятый
Урок 1. Актуализация навыков содержательного взаимодействия, которое отрабатывались ранее.
Урок 2. Праздник «Посвящение в ученики».
Урок 3.Праздник «Посвящение в ученики».
Также даю родителям на первом собрании рекомендации – как помочь ребёнку преодолеть трудности адаптационного периода. (Памятка «Как преодолеть трудности адаптации»)
Следующее свое родительское собрание я посвящаю следующей теме:
«Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность»
(форма проведения – семинар-практикум)
Цель собрания: показать родителям необходимость выполнения режима дня для первоклассника и влияние его на обучение в школе.
В период адаптации я провожу индивидуальные беседы с родителями обучающихся, консультации (по мере необходимости), на которых даю рекомендации родителям по развитию и воспитанию ребенка.
Также в этот период осуществляется работа психолога , логопеда, социального педагога. Проводятся различные диагностики детей, родители при обращении к психологу получают практические советы, индивидуальные консультации; учитель -логопед систематически проводит групповые и индивидуальные занятия с обучающимися (с согласия родителей)
Участие родителей и интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребенка. Главная забота родителей – поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Я считаю, чем быстрее учитель и родитель обучающихся научатся чувствовать друг друга, тем успешнее и быстрее пройдёт адаптационный период.
ПАМЯТКИ для родителей:
Памятка «Как преодолеть трудности адаптации»
Советы родителям первоклассников.
- Поддержите в ребенке его стремление быть школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
- Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
"Предметы, необходимые для обучения в первом классе"
Первокласснику понадобятся:
• обложки для книг и тетрадей;
• тетради в клетку и косую линейку;
• веер букв и цифр;
• набор геометрических фигур;
• счетные палочки;
• линейка;
• ручки (синяя, зеленая, красная);
• простые и цветные карандаши;
• закладки;
• цветная и белая бумага;
• цветной картон;
• ножницы с тупыми концами;
• альбом для рисования или папка для черчения формата А4;
• кисти;
• клей;
• пластилин, дощечка для лепки;
• мелки (восковые и обычные);
• сменная обувь;
• спортивная форма (длинная – для улицы, короткая – для зала), спортивная обувь (кроссовки).
Всю одежду первоклассника следует подписать или пометить условным значком.
« Как помочь преодолеть трудности адаптационного периода»
1. Необходим твёрдый распорядок дня.
2. Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах.
3. Не корите ребенка за ошибку.
4.Не сравнивайте с другими.
5.Не ругайте обидными словами.
6. Создайте в семье спокойную и стабильную атмосферу.
7. Станьте союзником своему ребенку.
"Организация рабочего места ученика"
1. Купите первокласснику письменный стол, чтобы ребенок мог сам систематизировать и разложить учебные принадлежности, научиться поддерживать порядок на рабочем месте.
2. Лучше, если освещение будет слева. Занавески нужно отодвинуть в сторону, чтобы основной свет проникал через верхнюю треть окна.
3. Можно купить первокласснику парту и стул с регулируемой высотой, а для школьных принадлежностей – книжные полки.
4. Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка. При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула – 30 см. Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь
Десять советов родителям
Совет 1.Режим дня школьника должен быть построен с учетом его возраста и функциональных возможностей.
Совет 2. Режим дня необходимо соблюдать точно и неукоснительно. Это обеспечит ребенку выработку определенного ритма.
Совет 3. Учебная нагрузка должна совпадать по времени с подъемом умственной активности ребенка: в первой половине дня- с 9 до 12 часов, после полудня- с 15-до16 часов.
Совет 4. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ему быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий.
Совет 5. Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.
Совет 6. Отход ко сну должен происходить в одно и то же время. Это способствует быстрому засыпанию и хорошему сну.
Совет 7. Пребывание в группе продленного дня в школе не рекомендуется детям, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим.
Совет 8. Режим дня ребенка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательным дневным сном(1-1,5 часа) и дополнительным отдыхом на свежем воздухе ( не менее 3 часов).
Совет 9.Не нарушать заведенный распорядок дня, т.к. это может привести к расстройству выработанного ритма.
Совет10.Не забывайте чаще хвалить ребенка за малейший успех и поддерживать в нем уверенность в своих силах.
Соблюдение режима дня - важнейшее требование к ребенку, влияющее на его здоровье и работоспособность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Адаптация» - термин ввел А.Уберт (немецкий психолог), « ada р tatio » - прилаживание, приспособление. Адаптация – перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев. Самое трудное время для организма ребенка – первые две-три недели. Что такое адаптация первоклассника?
Родительские собрания. Посещение семей. Индивидуальные беседы – по мере необходимости. Консультации, беседы (индивидуальные и по группам) Организация работы классного родительского комитета Организация совместной деятельности родителей и детей класса: - привлечение родителей к проведению праздников; участие в школьной жизни (конкурсы) - привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете; Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета. Основные формы работы с родителями
(3 урока по 35 минут) Цели курса: - психологическая адаптация детей; - знакомство с основными школьными правилами; -привитие навыков индивидуальной,парной и коллективной работы; - обучение элементарным приёмам обратной связи; - развитие внимания,памяти,мышления,воображения. Адаптационный курс «Введение в школьную жизнь»
(форма проведения – семинар-практикум) Цель собрания:показать родителям необходимость выполнения режима дня для первоклассника и влияние его на обучение в школе. Родительское собрание « Режим дня первоклассника и его влияние на учебную деятельность»
«Предметы, необходимые для обучения в первом классе» «Как родителям помочь ребенку преодолеть трудности адаптационного периода?» «Организация рабочего места ученика» «Десять советов родителям» Памятки для родителей
1. Необходим твёрдый распорядок дня. 2. Воодушевляйте ребенка на рассказ о своих школьных делах. 3. Не корите ребенка за ошибку. 4.Не сравнивайте с другими. 5.Не ругайте обидными словами. 6. Создайте в семье спокойную и стабильную атмосферу. 7. Станьте союзником своему ребенку. Памятка: «Как родителям помочь ребенку преодолеть трудности адаптационного периода?»
Главная забота родителей в адаптационный период –поддержание и развитие стремления учиться,узнавать новое. Чем быстрее учитель и родитель обучающегося научатся чувствовать друг друга,тем успешнее и быстрее пройдет адаптационный период.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в период адаптации.
Какова главная задача родителей в период адаптации ребенка к школе?...
Методическая работа по теме "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения"
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения. ...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ГБОУ »
Цель проекта: повысить у ребят уверенность в себе через вовлечение их в социально – значимую деятельность. Задачи:1. формирование коммуникативных навыков общения. 2. Развитие навыков к...
Рекомендации педагогам по работе с первоклассниками и их родителями в период адаптации к школе
Период адаптации к школе по продолжительности индивидуален для каждого ребенка, как и сложность или легкость его протекания. Следует быть более внимательным с теми детьми, у которых адаптация протекае...
«Профориентация как средство социальной адаптации обучающихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья» (из опыта работы)
В настоящее время наметилась положительная тенденция, что ограниченные возможности здоровья — это не причина для исключения человека из активной жизни. Идет поиск путей интеграции инвалидов в об...
Организация работы по коррекции письменной речи у учащихся начальных классов.
Методы и приемы коррекции письма у обучающихся начальных классов....
"Работа с родителями в период адаптации первоклассников"
Основные этапы работы с родителями и детьми 1 класса в период адаптации....