Организация работы по коррекции письменной речи у учащихся начальных классов.
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Методы и приемы коррекции письма у обучающихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
коррекция письменной речи | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по коррекции письменной речи
у учащихся начальных классов.
Учитель-логопед ГБОУ Школа №1506, г. Москва
Кузовлева С.Ю.
Для устранения нарушений, возникающих в результате взаимосвязи между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей, необходима единая система коррекционного воздействия. В подтверждение этого положения говорит и тот факт, что дисграфия и дислексия чаще всего сопровождают друг друга. Комплексность устранения недостатков устной речи, чтения и письма подчеркивают исследования Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Р.И. Шуйфер, посвященные проблеме преодоления патологии письменной речи у детей. Такую работу обычно проводит логопед в школе. Ниже рассматривается краткий обзор работ А.В. Ястребовой и Л.Н. Ефименковой по коррекции письменной речи у учащихся общеобразовательной школы, сопоставлению изучения последовательности букв и обозначения звуков по разным программам в первых классах начальной школы.
Как считает А.В. Ястребова, нарушения письменной речи и письма обусловлены нарушением устной речи. Для преодоления этого нарушения она предлагает разбить работу на три этапа, привязав каждый к определенному классу обучения:
I этап – преодоление фонетико-фонематического недоразвития (для учащихся первых классов);
II этап – преодоление лексико-грамматического недоразвития (для учащихся вторых классов);
III этап – развитие связной речи (для учащихся третьих классов).
Это перспективный план работы она строит в зависимости от состояния устной речи учащихся. Но не все авторы согласны с таким выделением этапов, считая, во-первых, их недостаточно, во-вторых, они неудачно расположены.
Перспективный план по А.В. Ястребовой был рассчитан на программу начальных классов, единую для всех школ.
В современном образовании в начальной школе учащиеся обучаются по разным образовательным программам. У каждой программы свой букварь, где наблюдаются разная последовательность изучения букв.
Л.Н. Ефименкова утверждает, что «логопед не дублер и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом», а значит вместе с учителем научить грамотному письму.
Грамотное письмо – это не просто движения пишущей руки, слуховые и зрительные представления, а особая речевая деятельность.
В начальной школе выделены три взаимосвязанные линии овладения грамотным письмом на основе:
- соотнесения звука (фонемы) и буквы с учетом позиции звука и состава слова на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся;
- запоминания буквенного состава слов, воспроизведения слов каллиграфически правильно, без пропусков, замен, искажений;
- применения правил, решения грамматико-орфографических задач, знания морфемного состава слов, проговаривания и списывания, активизации словаря, записи под диктовку и использования слов в собственных текстах и устной речи.
Умение писать грамотно должно переходить в устойчивый навык, приобретаемый детьми по мере коррекции их устной и письменной речи.
Таким образом, для коррекции письменной речи или прочного навыка грамотного письма необходимы:
- развитие мелкой моторики рук, зрительно-пространственной ориентировки, умение правильно воспроизводить зрительный образ буквы (каллиграфия);
- становление произношения, фонематического слуха (фонетика);
- знание правил, орфограмм, алгоритмов (орфография).
В целом работу по коррекции письменной речи, формированию навыков грамотного письма можно объединить в четыре блока:
- Коррекция устной речи;
- Развитие зрительно-пространственной ориентировки;
- Фонетика;
- Орфография.
Выполнение заданий первого и второго блоков с 1-го класса и далее постепенно индивидуализируется и сокращается по количеству и времени проведения.
Задания по третьему блоку обязательны и не меняются по времени проведения. Меняются лишь содержание и уровень сложности материала.
Но по мере накопления у учащихся знаний по грамматике и в зависимости от класса выполнение заданий четвертого блока постепенно расширяется и увеличивается по объему и количеству.
При поступлении в первый класс у детей обследуются устная речь, состояние артикуляционной и мелкой моторики, ориентировки в пространстве. Как правило, у детей недостаточно развит фонематический слух, они неточно знают левую и правую сторону, предлоги: в, на, под, над, около, с, из, со, от. В связи с этим необходимы задания по первому блоку, затем переход к ориентировке в пространстве (второй блок):
- на листе бумаги в клетку;
- на листе в линейку (начало строки, середина);
- в тетради (обложка, корочка, начало, середина, конец тетради, т.д.);
- различение предлогов с пространственным значением;
- различные игры и упражнения для уточнения левой и правой стороны;
- определение элементов букв по отношению друг к другу (например у письменной а первый элемент овал, второй – крючок. Где он пишется? Слева или справа?);
- дописывание элементов букв.
Развитие фонематических функций (восприятия, представлений, анализа и синтеза (третий блок) основано на дифференциации понятий: «звук-буква», «слог-слово», «слово-предложение».
Во 2-м и 3-м классах задания из первого и второго блоков носят более индивидуальный характер. Внимание учеников акцентируется на правильном написании букв, высоте, правильности соединений, аккуратности в исправлениях, знаний понятий «подчеркнуть», «выделить», «зачеркнуть» и т.д. Задания по фонетике (третий блок) включают фонетические разборы по изучаемым темам русского языка – «Парные согласные», «Твердые-мягкие согласные», «Безударные гласные», «Мягкий знак в конце и середине слова», «Мягкий разделительный знак» и т.д. При помощи этих упражнений дети понимают, что звуковое оформление слова отличается от письменного, например: СОЛЬ [сол’], ЯМА [йама], Москва [масква], КОЛЬЯ [кол’йа ], ЗУБ [зуп]. Работа по этому разделу ведет к предупреждению фонематической дисграфии.
Цель четвертого блока «Орфография» - применение на письме изученных правил; умение видеть их, находить орфограмму, соотносить с правилом. Здесь используются и письмо с проговариванием и комментированием, и подбор слов, составление схем-опор. Но логопедические занятия не должны дублировать школьные. Задача логопеда – не оценка знаний ребенка, а помощь ему. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься» (китайская пословица). Мы все боимся ошибок, а наши дети особенно. Важно, чтобы ученик понял наше дружелюбное отношение к ошибкам. Мы придерживаемся правила: наши оценки касаются только действий и никогда не касаются стоящих за этим людей.
Список используемой и рекомендуемой литературы.
1.Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов», М.,1991г.
2.Забродина Л.В. «Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста», учеб.-метод. Пособие. М., 2006г.
3.Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. «Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков». Метод.пособие. М.,2008г.
4.Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей». Уч.-метод.пособие. СПб., 1997г.
5.Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. «Как преодолеть трудности в обучении чтению». М., 2006г.
6.Львов М.Р. «Методика преподавания русского языка в начальных классах». Учеб.пособие. М., 2000г.
7.Ястребова А.В. «Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы». М., 1984г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие письменной речи у учащихся начальных классов на уроках основного цикла.
Работа по развитию речи начинается с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет школьного обучения. В начальных классах закладывается фундамент для успешного ра...
консультация на тему "Взаимосвязь в работе психолога и логопеда при коррекции письменной речи у учащихся младших классов"
Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, видимым и записываемым, поскольку процесс письма обеспечивается согласованной работо...
Статья "Нарушения связной письменной речи у учащихся начальных классов пути их преодоления"
В статье представлены исследования образцов самостоятельной письменной речи учащихся 2-4-х классов общеобразовательной школы, выявлены наиболее частотные нарушения. Материал будет полезен учителям нач...
Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов
Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменн...
Профилактика нарушений письменной речи у учащихся начальных классов
Виды заданий по профилактике письменной речи у учащихся с ОВЗ...
Статья "Нарушения письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы"
Нарушения письменной речи и способы преодоления....
Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Так что же это такое - нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку?...