Формирования мотивации обучающихся младших классов через развитие познавательной деятельности
материал

Ерминская Надежда Викторовна

При формировании мотивации обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья, необходимо помнить, что такая мотивация носит "особый характер" . Формирование устойчивой мотивации ребенка способствует любовь и терпение по отношению к нему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации обучающихся младших классов через развитие познавательной деятельности

Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, которая детерминируется разнонаправленной мотивацией. Широкие познавательные (интерес к знаниям) мотивы могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учиться; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя.

Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении.

У детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается значительно более низкий уровень развития восприятия, что влечет за собой необходимость более длительного времени для переработки им сенсорной информации, получаемой из окружающего его мира. По мнению В.Н.Брайтфельд «ограниченные возможности здоровья ребѐнка могут выражаться в затруднении узнавания им предметов и изображений, слуховых восприятий, недостаточности планирования им процессов и выполнения им сложных двигательных процессов и программ. Таким ученикам может быть свойственна рассеянность внимания, недостаточность сформированности волевых усилий, концентрации внимания, а также трудности с переключением внимания. Кроме того, у ребѐнка с ограниченными возможностями здоровья возможен недостаточный для его возраста уровень сформированности памяти, речи, знаний и его представлений» .

При формировании мотивации обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья учителю необходимо помнить, что такая мотивация носит «особый характер» и что мотивация детей с ограниченными возможностями здоровья - это, прежде всего, зарождение и закрепление сотрудничества между учителем и учеником. Кроме того, нам всем важно помнить, что формированию устойчивой мотивации любого ребенка способствует любовь и терпение по отношению к нему.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, особенные, поэтому и подход к их обучению несколько отличается от обычного обучения. Самое важное время для обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в самом начале учебной деятельности, ведь именно тогда закладывается интерес к учебе, стимул и мотивация. Поэтому задача педагога и родителей не только научить, но и заинтересовать школьника в изучении и запоминании нового.

В большей степени программа обучения для них выбирается индивидуально, отталкиваясь от нескольких критериев - способности восприятия информации, мотивации и скорости обучения.

Общие принципы коррекционной работы не сильно зависят от заболевания, их основные задачи:

  • мотивация к обучению;
  • коррекционная компенсация;
  • социализация;
  • сенсорное развитие;
  • максимальное развитие коммуникационных навыков.

Преподаватель сталкивается с тем, что к таким обучающимся требуется специальный подход, зачастую разрабатываемый индивидуально отталкиваясь, исходя из особенностей обучающегося.

Таблица 1.
Основные методы работы педагога по развитию мотивации к учебной деятельности в зависимости от категории детей с ограниченными возможностями здоровья .

Вид отклонения

Требуемые дополнительные методики

Совместимость в группе с другими детьми

Нарушение умственного развития, развития речи, умственная отсталость

Мотивация к обучению, дополнительное разъяснение сопровождающееся иллюстрациями, дополнительными материалами, упрощение образовательной программы

Группу лучше формировать из детей с одинаковой способностью к познанию и восприятию материала, школьник в обычной группе может испытывать дискомфорт

Нарушения социального восприятия по типу РАС, Синдром Дауна и другие

Упор на повышение коммуникативности, коммуникации, социализации.

Ученик с достаточным уровнем умственного развития может находиться в группе с обычными детьми под вниманием преподавателя

Физические и физиологические отклонения: слепота, глухота, немота, нарушение опорно-двигательных функций

Коррекционная компенсация, сенсорное развитие

Дети с легкими нарушениями могут находиться в коллективе из обычных школьников, лучше их не помещать в группу с детьми с нарушением умственного и речевого развития. Дети с тяжелыми нарушениями функции должны обучаться в специализированных группах.

Любое отклонение поддается градации. В зависимости от тяжести его проявления, по его характеристикам и формируется учебная программа.

Несмотря на различность диагнозов и отклонений детей, получающих статус «с ограниченными возможностями здоровья», существуют общие методики их обучения. В случае с младшим школьником педагоги и родители обязаны использовать наиболее комфортную для ребенка методику, чтобы не усугубить его психологическое состояние.

Методы работы с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, отталкиваются от особенностей их развития и подбираются для каждой группы отдельно. Поэтому, в работе с детьми, педагог использует наиболее приемлемые методы в работе с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • поисковый;
  • репродуктивный;
  • информационно коммуникационный;
  • метод контроля;
  • метод самоконтроля и взаимоконтроля;
  • коммуникационный .

Зачастую преподаватель при подготовке к занятиям использует несколько методик, чтобы дети в максимальном объеме воспринимали информацию и были стимулированы к дальнейшему познанию.

Необходимо использовать любую возможность, чтобы на уроке обучающийся получил поддержку словом педагога, взглядом или прикосновением («Все получится!», «Ты сможешь!»). Применение различных видов стимуляции: похвала, моральное поощрение, ситуация успеха, опережающее поощрение («Как обрадуется мама!…», «Вот папа удивится!.»). Очень важно похвалить обучающегося с утра, и как можно раньше.

В процессе формирования положительного отношения к учебной деятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо особое внимание обратить на различные факторы, которые влияют на данное отношение. Положительное отношение к учению у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) так же может побуждаться следующими группами мотивов: интерес к школьной обстановке, личность педагога, различные виды оценки, подготовка к будущей работе, интерес к изучаемому материалу или получению знаний, интерес к процессу учебного труда, привычка выполнять предъявляемые школой и педагогом требования и др. Всё это способствует, с одной стороны, развитию понимания необходимости школьных знаний, интереса к изучаемым предметам, а с другой стороны - повышению успеваемости, что, в свою очередь, стимулирует обучающегося к ещё более лучшему отношению к школе.

Для развития познавательных интересов необходимо:

- использовать различные виды педагогической оценки, никогда не выносить обучающемуся общей отрицательной оценки. Выставляя оценку обязательно её прокомментировать (что получилось и над чем ещё нужно поработать). Поощрять за выполненную работу;

- источником стимуляции познавательных интересов использовать содержание обучения, в том числе: новизну информации, противоречия между житейскими представлениями обучающихся и новыми знаниями, практическую значимость знания в его ближайшей зоне развития;

- на каждом уроке использовать проблемное обучение, развивающие методы, интегрированные уроки и совершенствовать наглядно-дидактическое сопровождение.

- использовать средства игровых ситуаций на уроке. Создание игровой атмосферы на уроке развивает активность обучающегося, снимает усталость, позволяет удерживать внимание на уроке, активизирует словарный запас, расширяется кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества. Играя, обучающиеся непроизвольно закрепляют, навыки счета, математические знания, запоминают небольшие рассказы, пересказывают по ролям.

- очень эффективны в повышении мотивации учения бывает использование ИКТ (презентации с динамическими иллюстрациями, обучающие фильмы и др.).

На каждом отдельном этапе урока для развития мотивации учения необходимо использовать определенные педагогические приемы.

1. Приемы, способствующие актуализации у обучающихся потребности, связанной с результатом их учебно-трудовой деятельности:

- создание интриги, загадочности ситуации - это формирование условий, вызывающих непроизвольный интерес, удивление, любопытство. Добиться данного эффекта можно различными способами: предложить интересную тему для беседы, ввести игровые моменты, пригласить на урок гостей, смоделировать какую-либо ситуацию, другими словами, можно использовать все то, что привлекает непроизвольное внимание и вызывает непроизвольный интерес.

- эмоциональное «заражение» обучающихся - это передача положительного отношения к деятельности, радостного настроения, уверенности в успех от педагога к обучающимся по механизму подражания. Поведение педагога, желающего создать у них положительный эмоциональный настрой, должно отвечать ряду требований. Во-первых, его речь должна быть достаточно яркой и эмоциональной, но не слишком громкой и многословной, чтобы не вызвать чрезмерного возбуждения. Во-вторых, педагогу необходимо подчеркнуть все достоинства будущего результата, чтобы он стал по-настоящему привлекательным для обучающихся и связанным с их потребностями. В-третьих, поведение педагога должно отличаться высокой энергетикой, артистизмом, побуждать обучающихся к деятельности, заставлять добиваться результата. Возникающее при этом состояние эмоционального подъема, воодушевления, вдохновения вызывает у обучающихся желание непременно приступить к работе.

- возвращение к предыдущему опыту обучающихся - это установление связи между ранее переживаемыми положительными эмоциями по поводу достигнутого результата и новым предметом деятельности. Данный прием особенно эффективен, когда задача кажется чрезмерно сложной, когда обучающиеся не уверены в своих силах.

- разъяснение общественной и личной значимости изготовляемого объекта - это раскрытие объективной значимости предстоящей деятельности и возможности осуществления цели, а также соотнесение этой объективной значимости с личными интересами обучающихся.

2. Приемы, способствующие развитию у обучающихся умений преодолевать препятствия, возникающие в процессе ориентировки и исполнения деятельности.

- упражнения на определение для себя реалистичности поставленной цели - направлены на формирование умения различать степень затраченных усилий (старания) при выполнении деятельности и объективную сложность задания.

- упражнения на устойчивость целей (в том числе, в условиях помех), на постановку близких и далеких целей, немедленное и отсроченное их выполнение - направлены на развитие умения подчинять промежуточные цели конечной и удерживать ее на протяжении всей деятельности.

- формирование умения предвидеть трудности еще до начала выполнения деятельности - способствует предупреждению возможных ошибок при изготовлении того или иного изделия.

В некоторых случаях бывает целесообразным применение таких приемов, как перенос индивидуального инструктажа на момент, когда обучающийся пытается начать работу и сталкивается с первыми трудностями. Этот прием эффективен тогда, когда обучающийся стремится приступить к работе, не дожидаясь объяснений педагога, а все попытки педагога заставить его выслушать их и настоять на своевременном начале выполнения задания приводят либо к потере интереса, либо к негативным реакциям.

В тех случаях, когда непредвиденные трудности все же привели к снижению работоспособности обучающегося, эмоциональному спаду, возникновению аффективных реакций, можно использовать такой прием, как временное переключение на работу, которая обучающемуся более интересна и лучше получается.

3. Приемы, способствующие формированию положительного отношения к результату (продукту) своего труда.

- организация выставки работ обучающихся - способствует удовлетворению потребности в самоутверждении, престиже, соревновательной потребности.

- подкрепление даже маленькой удачи — способствует укреплению силы и действенности возникшего мотива. Имеет значение для тех, у которых преобладает потребность в одобрении и похвале со стороны педагога, а также для обучающихся, которые на протяжении длительного времени находились в ситуации неуспеха.

- постановка положительной мотивационной перспективы – это подкрепление мотива обучающегося путем раскрытия перед ними ценности и значимости будущих результатов их деятельности на последующих уроках.

Главное, чего должен добиться учитель - желания учиться, находиться в коллективе. Ребенок должен быть открыт и счастлив, если он чувствует дискомфорт в коллективе, он не сможет адекватно воспринимать предложенную информацию.

На это следует обратить внимание и родителям, каждое учебное заведение имеет свои особенности преподавания, если ребенку в нем некомфортно, надо узнавать, почему это происходит и помогать справиться с дискомфортом. В некоторых случаях, особенно у детей с особенностями психики, можно временно переходить на дистанционное обучение, давая школьнику отдохнуть от давящей на него обстановки. Ни одна методика обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не поможет, если тот, кого обучают, не будет получать от этого удовольствие.

Таким обраом, на основании вышеизложенно выявлено, что,применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Литература 

  • Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - М.: «Академия», 2016. - 160 с.
  • Брайтфельд В.Н. Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков. / В.Н.Брайтфельд. - М.: Дефектология, 2017. - 132 с.
  • Дети с временными задержками развития. / Под ред. Т.А.Власовой, М.С.Певзнер. - М.: Педагогика, 2011. - 15 с.
  • Ивко Н.Н. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н.Ивко // В сборнике: Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы.2016. - 39 с.
  • Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
  • Современный словарь по педагогике / сост. Е.С.Рацапевич. - Минск: Современное слово, 2018. - 928 с.
  • Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. Н.М.Назаровой. - М.: Академия, 2017. - 400 с.
  • Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие. - М.: Сфера, 2015. - 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.

В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....

Развитие интеллектуальной одарённости обучающихся 1 класса через проектно-исследовательскую деятельность во внеурочное время

Проектная деятельность – это выполнение какой-либо творческой работы совместно либо индивидуально.  В процессе выполнения проектно-исследовательских работ у детей формируется позитивная самооценк...

Формирование положительной мотивации учения обучающихся 1 класса через развитие познавательных УУД.

Когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся начальных классов через игровую деятельность»

Учителя начальных классов часто сталкиваются с такой проблемой - как  нежелание ребенка учиться, то есть с   низкой учебной мотивацией обучающихся.Как правило, в начале первого класса р...

Формирование мотивации изучения английского языка через проектно-исследовательскую деятельность

Проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активнос...

Повышение мотивации обучающихся младших классов, через использование современных образовательных технологий

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать.Использование современных образовательных технологий помогает:§ сделать изложение нового мат...