МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся начальных классов через игровую деятельность»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Учителя начальных классов часто сталкиваются с такой проблемой - как нежелание ребенка учиться, то есть с низкой учебной мотивацией обучающихся.
Как правило, в начале первого класса ребенок с огромным удовольствием идет в школу. Ему хочется все знать, ему все очень увлекательно. Но, как только возникают первые трудности, интерес ребенка теряется. По мере усложнения учебных задач, он все менее мотивирован на учебу, ему становится трудно, а соответственно – неинтересно и даже скучно. Больше в школе его начинают привлекать игры и общение с друзьями, а не сам процесс обучения.
Мы пришли к выводу, что необходимо в обучающий процесс обязательно вводить элементы игры. В данном методическом пособии вы сможете изучить причины низкой мотивации школьников, найдете методики измерения уровня школьной мотивации и различные обучающие игры, которые помогут сделать ваш урок интереснее и продуктивнее. Данное пособие предназначено для учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Повышение мотивации обучающихся через игровую деятельность. | 83.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Спас-Деменск
Спас-Деменского района Калужской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по теме
«Повышение учебной мотивации обучающихся начальных классов через игровую деятельность»
Разработала:
учитель начальных классов:
Ю. А. Данилова
2019 год
Аннотация.
Учителя начальных классов часто сталкиваются с такой проблемой - как нежелание ребенка учиться, то есть с низкой учебной мотивацией обучающихся.
Как правило, в начале первого класса ребенок с огромным удовольствием идет в школу. Ему хочется все знать, ему все очень увлекательно. Но, как только возникают первые трудности, интерес ребенка теряется. По мере усложнения учебных задач, он все менее мотивирован на учебу, ему становится трудно, а соответственно – неинтересно и даже скучно. Больше в школе его начинают привлекать игры и общение с друзьями, а не сам процесс обучения.
Мы пришли к выводу, что необходимо в обучающий процесс обязательно вводить элементы игры. В данном методическом пособии вы сможете изучить причины низкой мотивации школьников, найдете методики измерения уровня школьной мотивации и различные обучающие игры, которые помогут сделать ваш урок интереснее и продуктивнее. Данное пособие предназначено для учителей начальных классов.
Содержание.
- Введение………………………………………………………………..4
- Школьная мотивация………………………………………………...6
2.1 Основные понятия школьной мотивации………………………6
2.2 Способы измерения уровня школьной мотивации………….....7
- Игровая деятельность на основных уроках начального
образования……………………………………………………………10
3.1 Основные функции игровой деятельности……………………..11
3.2 Виды и формы игровой деятельности на уроке……………….15
3.3 Дидактические игры:………………………………………….….15
3.3.1 Игры на уроках математики…………………………....…16
3.3.2 Игры на уроках русского языка……………………….….19
3.3.3 Игры на уроках литературного чтения………………..….22
3.3.4 Игры на уроках окружающего мира…………………..…24
- Анализ динамики уровня школьной мотивации…………………...27
- Заключение…………………………………………………………….31
- Приложения…………………………………………………………...33
- Использованная литература………………………………………….42
«Всеми возможными способами
нужно воспламенять в детях горячее
стремление к знанию и к учению»
Ян Амос Каменский
Введение.
Главной целью образовательного процесса всегда было, есть и будет – повышение учебной мотивации обучающихся. Не исключением является и начальная школа. Как правило, за сложностью и объемностью учебного материала учитель часто отводит проблему мотивации на второй план. Ведь для педагога главное передать знания и умения своим ученикам. Однако, очень важно, чтобы ребенок ещё и понимал, зачем ему это надо. Неподкрепленные мотивацией знания пусты и неизбежно будут выброшены из сознания ребенка. Постепенно ему станет неинтересно учиться и все предыдущие старания в учебе будут напрасны. Поэтому очень важно сделать обучение ребенка положительным, желанным процессом.
В последнее время многие учителя замечают стремительное понижение уровня учебной мотивации у обучающихся, особенно в начальных классах – это проблема. Чаще всего, ребенок старается учиться хорошо, руководствуясь внешними признаками: чтобы «мама похвалила», чтобы что-то купили, чтобы родители могли похвастать перед друзьями и т.д. Плохо, когда интересы самого ребенка уходят на второй план. Поэтому главная задача педагога – раскрыть ребенку истинную мотивацию, развить в нем внутренние причины желания учиться. Этим и обусловлена актуальность данного методического пособия. Игра – это самая привычная форма общения у детей. Через игровую деятельность учитель легко сможет повысить интерес ребенка к учебе.
Целью данного методического пособия является: повышение уровня школьной мотивации обучающихся начальных классов, используя игровую деятельность на уроке.
Задачи:
- Разобраться в понятии учебная мотивация, в причинах понижения уровня школьной мотивации.
- Изучить школьную мотивацию обучающихся методом анкетирования.
- Рассмотреть основные аспекты игровой деятельности на уроке, функции игровой деятельности.
- Изучить виды и формы игровой деятельности на уроках.
- Проанализировать изменения уровня школьной мотивации.
Данная методическая работа предназначена для педагогов начальных классов общеобразовательных организаций. В процессе учебной деятельности она поможет учителям разнообразить свои уроки, сделать их более интересными и продуктивными. Что, безусловно, будет способствовать развитию внутренней учебной мотивации обучающихся.
Конечно же, школьный урок ограничен временными рамками, а игра требует затрат этого времени. Поэтому есть риск не успеть сделать все, что запланировано. Но мы уверенны, что любой педагог сможет найти несколько минут, чтобы включить элементы игры в свой урок и таким образом сделать его интересным и желанным для учеников.
2. Школьная мотивация.
2.1 Основные понятия мотивации.
Основой мотивации является потребность ребенка к познанию окружающего мира, потребность в активной деятельности. Данная потребность способствует развитию ребенка, получению жизненного опыта. Итак, мотивация – это процесс побуждения субъекта к деятельности с целью достичь чего-либо.
У детей начального школьного возраста есть своя особенность – они очень любознательны. Им нравится думать, рассуждать, догадываться о скрытом смысле вещей, они получают от этого удовольствие. Именно в этом и лежит основа школьной мотивации. Школьная мотивация – это внутренняя психологическая характеристика ребенка, которая выражается желанием ребенка учиться и развиваться: ему нравится узнавать что-то новое, нравится общаться с одноклассниками и с учителем, нравится его новый социальный статус (ученика), он желает соответствовать этому статусу.
Учебная (школьная) мотивация — это сложный процесс, запускающий, направляющий и поддерживающий усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Мотивация это величина непостоянная, зависит от настроения, от способностей, от внешних факторов обучающей среды. Поэтому, педагогу необходимо постоянно отслеживать динамику изменения уровня учебной мотивации у обучающихся, чтобы вовремя обнаружить проблемы и помочь с ними справиться.
2.2 Способы измерения уровня школьной мотивации.
Любому педагогу важно и нужно знать, достаточно ли мотивирован ребенок на обучение, каков характер этой мотивации. Существует много различных методик измерения уровня школьной мотивации, но мы рассмотрим наиболее удобные и простые в обработке.
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.
Методика предназначена для обучающихся 1-2 классов.
Данная методика содержит в себе десять вопросов, касающихся эмоционального отношения учащегося к школьному обучению в целом. Методика раскрывает отношение как к самому процессу обучения и взаимодействию с одноклассниками, так и к различным школьным ситуациям.
Методика позволяет выявить пять уровней школьной мотивации:
- первый уровень - высокий уровень школьной мотивации;
- второй уровень - хорошая школьная мотивация;
- третий уровень - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью;
- четвертый уровень - низкая школьная мотивация;
- пятый уровень – негативное отношение к школе.
Смотри Приложение 1.
Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера)
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 6,5—8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:
1. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?......
Смотри Приложение 2.
Методика «Мотивы учебной деятельности» Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений»
Опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может использоваться в работе со школьниками 2-4 классов.
Опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал:
1 – отметка;
2 – социальная мотивация одобрения - требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания);
3 – познавательная мотивация;
4 – учебная мотивация;
5 – широкие социальные мотивы;
6 - мотивация самоопределения в социальном аспекте;
7 - прагматическая внешняя утилитарная мотивация;
8 – социальная мотивация – позиционный мотив;
9 – отрицательное отношение к школе.
Смотри Приложение 3.
Рисуночный тест «Мой класс»
Данная методика позволяет быстро, без особой обработки, определить, занимает ли ученик учебную позицию или игровую, хорошо ему в школе или плохо. Соответственно, ребенок, который занимает учебную позицию, мотивирован на обучение, он уже принимает социальную роль школьника.
Ребенок, который занимает позицию – один вдали от учителя и ребят – требует особого внимания. Такой ребенок плохо себя чувствует в школе и не мотивирован на обучение.
Требуют внимания и дети, занимающие только игровую позицию – это тоже показатель низкого уровня учебной мотивации. Как раз через их привычную и комфортную игровую деятельность можно развивать учебную мотивацию, включая в урок игровые моменты.
Изучив и проанализировав характер и уровень школьной мотивации обучающихся, отметив особенно немотивированных ребят, педагог может подобрать для любого урока развивающие и интересные игры, и, таким образом, через игровую деятельность повышать учебную мотивацию учеников.
Смотри Приложение 4.
3. Игровая деятельность на основных уроках начального образования.
Мотивация - это психологическая особенность личности ребенка, которая выражается в его отношении к окружающему его миру, к различным видам деятельности, в том числе и к учебной деятельности. Любая деятельность без мотива – пустая трата времени. Ученые считают, что лишь ¼ часть результативности деятельности человека зависит от его интеллекта, а остальные ¾ зависят от его мотивов. Эмоциональная сторона мотивации вызывает познавательный интерес ребенка, любопытство. Именно игра способствует формированию эмоционально положительного отношения к обучению.
С чем у нас ассоциируется детство? Каждый, без промедления, скажет – с играми. Игровая деятельность ребенка занимает все области его жизни. Почему же и в учебе не использовать игру? Игра всегда желанна для ребенка, поэтому легко способствует развитию мотивационных качеств: творческая активность, самоутверждение, настойчивость, организованность, инициативность, стремление к успеху и многое другое.
А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие великие педагоги изучали обучающие возможности игры. А.В. Луначарский говорил: «Надо поставить дело так, чтобы дети приобретали знания играючи и вместе с тем трудились». Л. С. Выготский, выдвигал на первый план проблему мотивов как важнейшую для понимания самого возникновения ролевой игры. В работе А.Н. Леонтьева «Психологические основы дошкольной игры» сказано, что основной отличительной чертой игровой деятельности является то, что мотив заключается в самой игре. Игра прежде всего приносит чувство удовлетворения от процесса, мотивом является желание играть.
Именно игра стимулирует творческое мышление учащихся, умение выражать собственное мнение, работать в команде, искать и находить решение поставленных задач. Она выстраивает ситуацию, при которой ученик сам хочет научиться, здесь он находит практическое применение своим знаниям, а это, в свою очередь, является важнейшим условием обучения, важнейшим условием повышения учебной мотивации.
Для того, чтобы игровая деятельность младшего школьника имела рефлексивный характер, то есть способствовала всестороннему развитию ребенка, она должна соответствовать следующим критериям:
- в любой игре обязательно должны быть правила;
- игра должна быть партнерская, коллективная (групповая);
- стратегия – важное условие развивающей игры;
- выиграть – главная цель игры (соревновательная игра или игра-достижение).
3.1 Основные функции игровой деятельности.
Игра является многофункциональной деятельностью, так как она состоит из многих действий, приемов, операций.
Основными функциями игры являются: обучающая, познавательная, развивающая, воспитательная, исследовательская, коммуникативная, контролирующая, диагностическая и рефлексирующая функции.
Познавательная функция игры.
Через игру, а точнее ее активную творческую деятельность, ребенок познает окружающий мир, расширяет свой кругозор. Игра развивает его интерес к познанию, формирует мотивы его деятельности, подталкивает к открытию нового, неизведанного. Через познавательно-игровую деятельность ребенок постигает для себя новые законы, факты, теории, идеи. Роль познавательной функции игры, безусловно, велика. Игра является методом, приемом, формой, средством познания и обучения. Обучение, в свою очередь, раздвигает границы познания.
Обучающая функция игры.
В процессе игры личность ребенка всесторонне развивается: накапливаются знания, формируются умения, развивается творческое мышление. Игры помогают развить интерес ребенка к наукам, помогают активизировать мыслительные процессы, обобщить пройденный материал, мотивируют на желание получать новые знания.
Диагностическая функция игры.
Играя, ребенок познает себя, свои возможности, свои желания и предпочтения. Именно во время игры ребенок непроизвольно открывается, показывает себя с иной стороны. Педагог, используя игру, может поближе «познакомиться» с личностью ребенка, узнать черты его характера, умение общаться с окружающими, высказывать свои мысли, фантазировать. В игре ребенок проявляет свои умственные способности, раскрывает различные грани своей личности, это, безусловно, помогает педагогу в формировании своей дальнейшей деятельности.
Развивающая функция игры.
Игра способна развить личность ребенка со всех сторон: интеллектуальное развитие, нравственное, физическое, эстетическое. Играя, ребенок учится применять на практике свои знания и умения: учится импровизировать, фантазировать, рассуждать, обобщать, находить связи между предметами и явлениями, проявлять инициативность, уверенность, лидерские качества. Игра развивает внимание, память, мышление, воображение, речевую активность.
Исследовательская функция игры.
Через игру ребенок, решая поставленные задачи, устанавливает как лучше, выгоднее, интереснее выполнить то или иное действие, подбирает наиболее удобный вариант. Анализирует, сопоставляет, выдвигает гипотезу, подбирает самый оптимальный вариант. Ребенок учится предполагать и прогнозировать результат игры.
Воспитательная функция игры.
В игре ребенок формирует и развивает свои нравственные качества: ответственность, терпение, послушание, рассудительность, уважение, милосердие. Игра способствует преодолению внутренней неуверенности, закомплексованности ребенка, помогает проявлять самостоятельность, инициативу, умение решать проблемы, договариваться. Игра способствует формированию личности ребенка, его трудовых навыков, взаимоотношений и взаимопомощи, совестливости.
Коммуникативная функция игры.
Велика роль игры в коммуникативном развитии ребенка! В игре дети общаются, контактируют друг с другом, распределяют роли, определяют задачи и намечают пути их решения, учатся подчиняться и проявлять лидерские качества. Подбирая игры, педагог должен руководствоваться воспитательной роли игры: воспитание хороших манер, культуры общения, доброе и уважительное отношение к партнеру, умение сопереживать, разбираться в понятиях добра и зла.
Социальная функция игры.
А.С. Макаренко отмечал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет…» Играя, ребенок знакомится и примеряет на себя различные социальные роли, он вступает в сферу социальных взаимоотношений, через общение, поведение, через познание прав и обязанностей. Каждая роль – это модель будущего поведения в обществе.
Контролирующая и рефлексирующая функции игры.
Для проверки знаний, закрепления пройденного материала педагоги все чаще используют во время опроса игры-упражнения. С помощью этих упражнений можно получить сведения о реальных знаниях ребенка. Они позволяют ему раскрыться, проявить себя, при этом ребенок не чувствует себя неуверенно и скованно, не чувствует страха, как при обычном контроле. Это происходит благодаря тому, что игровая деятельность – привычная, знакомая, расслабляющая деятельность ребенка, приносящая удовольствие.
Игра является очень важной и нужной составляющей нормального развития взрослеющего ребенка. Это самая активная часть досуговой деятельности любого ребенка, обеспечивающая тесную связь с другими важными формами жизнедеятельности человека – познанием, трудом, общением. Эта связь обеспечивается важными условиями: добровольностью, свободой, творческой активностью.
3.2 Виды и формы игровой деятельности на уроке.
Игра является важнейшим средством умственного и нравственного воспитания ребенка. Игра снимает неприятные для личности ребенка-школьника переживания.
Различают творческие игры и игры по правилам. Творческие игры опираются на воображение: это театральные игры, сюжетно-ролевые, строительные.
Игры по правилам – более универсальны, они затрагивают практически все виды УУД школьника: это дидактические игры, подвижные, игры-забавы и музыкальные игры.
3.3 Дидактическая игра – основная игровая единица учебно-воспитательного процесса.
Существует множество различных видов игр, но именно дидактические игры наиболее тесно связаны с учебно-воспитательным процессом. Педагог может использовать дидактическую игру в качестве одного из способов обучения учебным предметам в начальной школе.
Дидактическая игра может основываться как на самостоятельной деятельности школьника, так и на коллективной. Она способствует активизации психических процессов, вызывая живой интерес к процессу познания. В дидактической игре ребенок учится преодолевать трудности, испытывает свои силы, развивает способности и умения, наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, анализирует, делает обобщения. Это хороший обучающий инструмент для любого педагога: помогает сделать любой учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний, создает радостное рабочее настроение, вызывает у учеников чувство удовлетворения. Что, безусловно, способствует повышению их школьной мотивации.
Рассмотрим психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр на уроке.
- Во время игры должна царить атмосфера доброжелательности: учитель должен быть тактичен, одобрять и поощрять действия учащихся. Это придаст учащимся уверенности в своих силах, будет способствовать достижению цели и успеха.
- Игра должна быть хорошо продумана и подготовлена.
- Необходимо уделить большое внимание составу команд (если это командная игра). В каждой команде должны быть подобраны участники разного уровня. Команды должны быть абсолютно равнозначными. Обязательно выбирается лидер, который контролирует работу каждого члена команды. Причем, роль лидера, в зависимости от сложности игры, передается поочерёдно каждому участнику от игры к игре.
Не стоит приучать детей к ежедневным играм. Необходимо чередовать уроки, насыщенные игровыми ситуациями с уроками, где игра является поощрением за выполненную работу, или для активизации внимания (весёлые шутки-минутки, игры-путешествия), либо для рефлексии полученных знаний. На своих уроках я стараюсь как можно чаще использовать игровые моменты. Приведу примеры некоторых из них.
3.3.1 Игры на уроках математики.
На уроках математики игры должны носить познавательный характер, поэтому в первую очередь предлагается умственная задача, где для мыслительной деятельности должны быть использованы элементы сравнения, анализа, синтеза, суждения, умозаключения.
Обучение математике не должно быть скучным занятием, оно должно начинаться с загадки, проблемы. Важно заинтересовать, удивить, обрадовать ребенка. Изучение математики способствует развитию у ребенка речи, памяти, воображения; способствует формированию настойчивости, терпения, умения преодолевать трудности.
1.Угадайка.
Дидактическая цель. Закрепить знание состава чисел первого десятка.
Содержание. Учитель говорит, что задумал 2 числа, сложив их, получил 5. Какие числа сложили? Дети: 0 и 5, 5 и 0, 4 и 1, 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2. Для выполнения этой задачи заранее приготовлены карточки с цифрами.
2. Рыбалка.
Дидактическая цель. Формировать и закреплять навыки устного счета в 1-4 классах.
Оборудование. Рыбки-карточки с любыми математическими примерами.
Содержание. Играют команды, по очереди берут рыбку и решают пример. Примеры написаны с обратной стороны рыбок.
Решил правильно - поймал рыбку. Кто больше наловит.
3. Поезд.
Дидактическая цель. Закрепить порядок чисел.
Оборудование. Вагоны-карточки с числами от 1 до 20.
Содержание. На доске поезд, вагоны расставлены в беспорядке. Детям объявляют, что поезд не может тронуться, пока не выстроить в правильном порядке вагоны. Дети расставляют цифры, обозначающие числа второго десятка.
4. Круговые примеры.
Дидактическая цель. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.
Содержание игры. Учащиеся составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера. Например, на доске даны следующие записи: 9-5=4 4+3=7 7+2=9 9-8=1 и т.д. Учащиеся составляют цепочку примеров по заданному правилу. Игру можно проводить с 1 по 4 класс, усложняя задания.
5. Телеграмма.
Дидактическая цель. Закрепление приемов умножения и деления (табличные случаи).
Оборудование: Рисунки домиков с номерами квартир (табличное умножение на определенное число), карточки-телеграммы с примерами.
Содержание игры. Учитель вызывает к доске учеников, они выбирают карточку с примером, решают, указывают номер квартиры в доме, куда отправлена телеграмма.
6. Домино.
Дидактическая цель. Закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Оборудование: Два набора цветных геометрических фигур.
Содержание игры. У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
7. Мальчики – Девочки.
Дидактическая цель. Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.
Оборудование: Интерактивная доска.
Содержание игры. По щелчку на экране поочередно появляются кружки разного цвета с примерами. Задание: Если кружок синего цвета, то ответ хором называют мальчики, если красного – девочки. Можно использовать числовые карточки. Выигрывают, те кто меньше допустил ошибок. Если кружок другого цвета (желтого или зеленого), в классе тишина.
Очень удобный вариант математических игр с использованием мяча. Здесь педагог может включить фантазию и использовать этот метод игры для любых целей: повторения, закрепления и пр. К примеру, повторение табличного умножения/деления на 5. Учитель бросает мячик ученику, при этом проговаривая пример 5*6. Ученик ловит мяч и говорит ответ. Данный вид игры может иметь форму как от учителя к ученику, так и от ученика к ученику.
3.3.2 Игры на уроках русского языка.
- Игра «Замени вопрос»
Дидактическая цель. Повторить падежные окончания имен существительных.
Оборудование: Интерактивная доска (обычная классная доска, или карточки)
Содержание игры. На доске – текст, из которого пропало слово «..». Изменяя по вопросам окончания в слове «…», вы получите интересный рассказ о «…». Например, слово «лось».
Текст:
“Мне как-то раз довелось повстречать в лесу (кого?).... Ещё от дедушки знаю, что близко подходить (к кому?) к... опасно. Я стал наблюдать (за кем?) за... с осторожностью и увидел много интересного (о ком?) о...”
- Игра «У нас в гостях Незнайка»
Дидактическая цель. Проверить знания о пройденных орфограммах. Эта игра хороша тем, что может использоваться для закрепления любого учебного материала.
Оборудование: Интерактивная доска (обычная классная доска, или карточки), изображение (или игрушка) Незнайки.
Содержание игры. На доске – текст, в котором допущено много орфографических ошибок. Надо найти их и исправить.
«Ребята, к нам в гости зашел Незнайка. Он написал на доске для вас послание. Но наделал много ошибок. Давайте поможем Незнайке их исправить»
Текст:
“Здраствуйте рибята! Это я – незнайка! Я рад, что вы жывёте друшно. Я видел, что в школьном саду весят кармужки. Мы с мальвиной и артемоном тоже заботимся о прероди - пасадили биреску и дуп. Рад был с вами увидиться, досвиданья!»
- Игра «Найди пару»
Дидактическая цель. Проверить знания о синонимах, антонимах, омонимах.
Оборудование: два набора карточек со словами.
Содержание игры. Учащиеся разбиваются на две команды. Каждой команде выдаётся набор карточек со словами. Надо быстро соединить «подходящие» слова (в зависимости от задания).
К примеру, если надо найти антонимы, то участники составляют пары: белый-чёрный, тяжело-легко, день-ночь и т.д.
- Игра «Приставки-потеряшки»
Дидактическая цель. Повторить роль приставки в однокоренных словах.
Оборудование: Интерактивная доска (обычная классная доска, или карточки) со словами и приставками.
Содержание игры. Учащиеся, используя карточки-приставки должны составить как можно больше однокоренных слов: к слову «ходит»: под-ходит, вы-ходит, за-ходит, в-ходит, с-ходит, у-ходит, пере-ходит, при-ходит, об-ходит, до-ходит, от-ходит.
- Игра «Профессия»
Дидактическая цель. Закрепление состава слова, уметь находить суффиксы в словах.
Оборудование: наборы карточек, на которых написаны профессии.
Содержание игры. Ребята разбиваются на команды: две, три, четыре – по усмотрению учителя. Задача сгруппировать названия профессий (или деятельности) по наличию у них суффикса: 1)трактор-ист, баян-ист, машин-ист, такс-ист, пиан-ист, какрат-ист и т.д. 2)шахт-ёр, комбайн-ёр, бокс-ёр, каскад-ёр 3)учи-тель, строи-тель, води-тель, копа-тель, работода-тель 4) плот-ник, двор-ник, айтиш-ник, мяс-ник, полков-ник и т.д
- Игра «Мягкий-твёрдый»
Дидактическая цель. Повторение правописания твёрдого и мягкого знаков. может использоваться как физкульт-минутка.
Содержание игры. Учитель читает слова. Если в слове пишется мягкий знак – ребята встают, если твёрдый – приседают, если нет ни твёрдого, ни мягкого знаков – хлопают в ладоши.
- Игра «Паровозик»
Дидактическая цель. Повторить слогообразующее значение гласных звуков, уметь определять в слогах мягкие/ твёрдые согласные звуки.
Оборудование: Карточки-вагоны со слогами.
Содержание игры. На доске крепятся вагончики, на которых написаны слоги. Задача – составить поезд из вагонов с мягкими согласными звуками (или твердыми): мя-те-лю-вё-ли….или па-со-вы-ту-бэ-та….
На уроках русского языка можно использовать игры-путаницы, где в словах перепутались буквы; игры, где из большого слова надо составить много маленьких и многие другие игровые элементы. Любой учитель сможет, включая фантазию, разнообразить свои уроки, сделать их интересными, привить любовь к русскому языку. Но пользоваться дидактической игрой надо умело: используя в системе, не упуская сути урока и не придавая игре характер обычного упражнения.
3.3.3 Игры на уроках литературного чтения.
- Игра «Угадай произведение»
Дидактическая цель. Закрепить знания о пройденных произведениях.
Оборудование: карточки с опорными словами (или картинками)
Содержание игры: учитель на доске прикрепляет карточки с опорными словами (или картинки). Надо отгадать произведение и автора.
Шляпа, котёнок, картофель - Носов «Живая шляпа»
Самовар, таракан, чашка, стол - Чуковский «Федорино горе»
- Игра «Третий лишний»
Дидактическая цель. Обобщение знаний о разделе.
Содержание игры: учитель читает три слова, задача как можно быстрее определить лишнее слово и обосновать свой выбор (закличка, песня, стих). За правильный ответ ребята собирают баллы. Кто даст больше правильных ответов, получает звание знатока …. (к примеру, знаток «Устного народного творчества»).
- Игра «Найди слова»
Дидактическая цель. Обобщение знаний о пройденных авторских произведениях.
Содержание игры: Среди букв – слова, надо найти названия произведений автора.
Пример:
Найди рассказы Н.Носова:
алоршахматыбррогуутасхвоствлбысчзамазкажсчмылогтелефонбвтрмсримзаплаткатывчимсткляксабюдлгорогурцыжшщыстживаяшляпаббрфантазёры
- Игра «Восстанови слова»
Дидактическая цель. Актуализация знаний, введение в тему.
Содержание игры: восстановить слова, в которых пропущены гласные буквы, и угадать произведение, с которым сегодня познакомимся.
Пример: «СРБРН КПТЦ» ( Серебряное копытце)
- Игра «Узнай сказку»
Дидактическая цель. Актуализация знаний, умение по опорным словам угадать произведение.
Содержание игры: по опорным словам-подсказкам определи название сказки.
Пример:
Волк, царь, братья, жар-птица.
Королевич, царевна, царица, богатыри, белочка
- Игра «Путаница»
Дидактическая цель. Актуализация знаний, активация внимания, сопоставление с героем рассказа.
Содержание игры: на доске записаны слова с измененным порядком слогов. Эти слова из рассказа М. Пришвина «Выскочка». Нужно написать слова, поняв принцип искажения, восстановив порядок слогов.
Ки-уш, ком- ко- леч, ки-зуб, кА-лай, кА-со-бач, шка-Вью.
Определи героя и опиши его по получившимся словам.
- Игра «Загадка»
Дидактическая цель. По описанию, сравнению определить предмет. Развитие творческого видения предмета.
Содержание игры: на интер-доске (обычной доске или просто зачитывает учитель вслух) написана загадка. Надо отгадать.
Пример: Можно использовать при изучении произведений о весне.
Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады. (Весна)
3.3.4 Игры на уроках окружающего мира.
- Игра «Добавь звено в цепочку»
Дидактическая цель. Закрепить знания по теме «Цепи питания», развивать воображение, сопоставлять свой жизненный опыт и знания с предложенной ситуацией.
Содержание игры: Ребята разбиваются на команды. Они по очереди придумывают звенья в пищевой цепочке. Задача – придумать как можно больше цепей, начиная с растения. Выигрывает та команда, «цепочка» которой будет длиннее.
Пример: растение-кузнечик-мышка-змея-ястреб…..
- Игра «Да-нет»
Дидактическая цель. Закрепить знания по теме «Разнообразие животного мира», развивать воображение, умение опираться на свои знания.
Содержание игры: Ребята разбиваются на две команды. Каждая команда задумывает какое-либо животное. Задавая наводящие вопросы, характеризующие виды животных, получая ответы – «да» или «нет» от команды соперников, по очереди узнают по одной новой характеристике задуманного животного. Цель – как можно быстрее отгадать животное соперников.
- Игра «Убери лишнего»
Дидактическая цель. Активизация логического мышления. Проверка знаний обучающихся о живой природе.
Содержание игры: Ребята играют в парах. Учитель раздает карточки парам. Задача из перечисленных животных одного вида найти лишнее.
Пример:
Заяц, волк, лиса, дятел, медведь.
Клест, синица, белка, воробей.
Кабан, лошадь, корова, свинья.
Волк, лиса, кабан, заяц (меняет окраску)….
(делают запасы на зиму), (питаются растениями), (всеядные), (звери) и пр…
- Игра « Ванька-встанька»
Можно использовать как физкультминутку; включая воображение, применимо к любой теме (к примеру, «Режим дня школьника», «Личная гигиена»).
Учитель объясняет правила игры: «Если действие происходило с вами (применимо к вам) – встаём, если нет - сидим на месте»
- у меня хорошее настроение;
- я в школу ехал на велосипеде;
- утром сделал зарядку;
- вечером забыл почистить зубы;
- я поздно лег;
- люблю читать лежа на диване;
- соблюдаю режим дня;
-ежедневно гуляю;
-каждый день ем чипсы и газировку;
- люблю овощи…..
- Игра «Какое это дерево?»
Дидактическая цель. Закрепить знания детей о хвойных и лиственных деревьях.
Содержание игры: Учитель бросает мяч ученику, называя при этом название дерева; ребенок ловит мяч и бросая назад определяет его вид: лиственное или хвойное дерево.
- Игра «Угадай-ка»
Дидактическая цель. По перечисленным признакам отгадать, какое это растение (или животное). Эту игру можно проводить осенью-весной на улице, определяя виды встречающихся растений.
Содержание игры: Учитель (или ученик) называет ряд признаков, характерных для данного растения. Ребята отгадывают и если найдут – показывают это растение. При этом ребята могут пользоваться книгой «Атлас-определитель».
- Игра «Хорошо-плохо»
Дидактическая цель. Научить детей анализировать, логически мыслить, соединять в уме различные свойства предметов.
Содержание игры: Учитель делит класс на две команды: «Фома-неверующий» и «Адвокат». Одна команда называет положительные стороны и характеристики предмета, другая их оспаривает. Кто больше положительных или отрицательных сторон назовет, та команда и выиграла (можно использовать жетоны – за каждый признак или довод –один жетон).
Пример:
Одна команда утверждает, что от туч на небе одни неприятности..
Другая должна доказать обратное. Команды по очереди называют «признаки». Если у одной из команд все аргументы исчерпаны, а у другой ещё в запасе есть парочку, то последняя выигрывает (Дождь нужен растениям - в дождь нельзя развести костёр. Все вокруг было бы пыльным и грязным - дождь и сам наводит много грязи….и т.д.).
Конечно же, разнообразие игр огромно. Используя в своем уроке игровые моменты, учитель сможет повысить интерес к любому учебному предмету, а соответственно и мотивацию школьников. Дети будут с удовольствием ходить на уроки и с нетерпением ждать любимые моменты игры.
4. Анализ динамики уровня школьной мотивации.
Мои маленькие первоклашки пришли ко мне в класс полные надежд и радостных чувств. Но вскоре, начались нелёгкие учебные будни, где на этих маленьких, ещё не окрепших малышей навалилось столько трудностей и проблем: это и новые правила, новые обязанности, плюс учебная программа, новый коллектив и прочие сложности. Я поняла, что ребята стали терять интерес к обучению. Я задалась поиском выхода из сложившейся ситуации. Для начала, я убедилась в своей правоте, проверив уровень школьной мотивации моих учеников, используя методику Н.Г. Лускановой - Анкета «Оценка уровня школьной мотивации». Большинство ребят показали преобладание внеучебной позиции (игровой) над учебной. А ведь игровая деятельность в дошкольном возрасте является основной, преобладающей. Я решила чаще вносить в свой урок игровые моменты и вскоре заметила, что ребята стали легче проходить период адаптации, ведь им вернули, хоть и частично, их привычную игровую среду.
Я постоянно слежу за динамикой уровня школьной мотивации своих учеников. Провожу проверку на начало года и на конец. Для получения более ясной и полной картины использую несколько методик, представленных в данной методической разработке: Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой, Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера), Методика «Мотивы учебной деятельности» Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений», рисуночный тест «Мой класс». Мои наблюдения подтверждают правильность принятого маршрута: включение игровых моментов в урок, помогает повысить учебную мотивацию учащихся.
Таблица анализа динамики уровня школьной мотивации у обучающихся.
Учебный год, период. | Методика, используемая для обследования уровня школьной мотивации у обучающихся. | Количество человек в классе | Кол-во обучающихся с высокой и хорошей мотивацией, % | Кол-во обучающихся с низким уровнем мотивации и негативным отношением к школе, % |
2017-2018 (1 класс) начало года Iполугодие (после адаптации) конец года (итоговый) | Методика «Беседа о школе». Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой Методика «Беседа о школе». | 20 20 20 | 18: 85,7 % 15: 75 % (2: 10% -*) 17: 85 % (3: 15 %-*) | 2: 9.5 % 3: 15 % - |
2018-2019 (2 класс) начало года (вводный) конец года (итоговый) | Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой Рисуночный тест «Мой класс» | 17 17 | 12: 70,6 % (5: 29, 4%*) 14: 82,4 % (3: 17, 6% -*) | - - |
2019-2020 (3 класс) начало года (вводный) | Методика «Мотивы учебной деятельности» Н.В. Елфимовой «Лесенка побуждений» | 18 | 16: 88, 9 % (2: 11,1 %-*) | - |
* -дети с положительным отношением к школе, но школа привлекает своей внеучебной деятельностью: общение с друзьями, с учителем, нравится носить портфель, чувствовать себя учеником.
Количество учеников в моем 1 – «Б» классе на начало года составляло 20 человек, из них 9 девочек и 11 мальчиков. Все ребята очень хотели учиться в школе. Лишь двое учеников не были готовы к обучению: один ребенок никогда не разлучался с мамой, не посещал детский сад: первое время плакал; второй ребенок из цыганской семьи, не имел ни малейших учебных навыков: никогда не держал ручки в руках, не умел считать, не знал ни букв, ни цифр.
К концу первого полугодия общий уровень школьной мотивации по классу снизился. Несколько ребят показали уровень мотивации, где школа больше привлекает их внеучебной деятельностью (любят перемены, поход в столовую, на экскурсии, пообщаться с друзьями и пр.).
Я начала вводить элементы игровой деятельности в свои уроки. Эти моменты очень понравились моим ученикам. С каждым новым днем я замечала перемены в их настроении перед занятиями и на самих уроках.
К концу 1 класса уже не было детей с отрицательным отношением к обучению. В беседе с ними я убедилась, что они приняли позицию школьника, все хотят быть умными, хотят много знать.
На данном этапе мои ребята учатся уже в третьем классе. Ходят в школу с удовольствием, любят игровые моменты в обучении. Сейчас уже они сами выбирают сложность игры: по желанию добавляют новые условия игры, усложняя задачу. В классе совсем нет детей с негативным отношением к учебе, но есть двое учеников с удовольствием посещающих школу, но не имеющих острого желания узнать что-то новое. Их мотивация обуславливается лишь внешними признаками.
Впереди у них еще полтора года обучения в начальной школе. Я буду продолжать включать игровую деятельность в уроки, продолжу вести наблюдение за изменением уровня их школьной мотивации. Я уверенна, что включая игру в урок, я вызываю у ребят интерес, желание быть впереди, желание учиться.
5. Заключение
Продуктивность учебного процесса напрямую зависит от мотивации деятельности ребёнка. Положительная мотивация определяет успешность его учебной деятельности. Поэтому отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости школьника.
Моей главной целью было повышение уровня мотивации учащихся начальной школы. Для этого я использовала игру. Как было сказано ранее, игровая деятельность – это основная деятельность дошкольника. Безусловно, погружая ребенка в его привычную среду, вы создаете ему комфортную обстановку. Таким образом, игра является гармоничным и очень эффективным средством для достижения моей цели.
Для начала, в своей работе я предлагаю исследовать уровень мотивации обучающихся, раскрываю само понятие учебной мотивации. Предлагаю несколько удобных и быстрых в использовании методик измерения уровня мотивации. Далее речь идет об игре, ее функциональных особенностях. Уже через неделю использования игровой деятельности на своих уроках, вы увидите положительные результаты. В данной методической разработке собраны игровые варианты для четырех основных учебных предметов: для уроков математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира. Большинство из них -универсальны. То есть любой учитель может, включив свою фантазию и знания, с легкостью использовать их на любых уроках.
Игра – это творческий процесс, в котором легко можно выстроить для ребенка ситуацию успеха. Ребенок, получая удовольствие, повышая свою самооценку, уверенность, испытывая положительные эмоции, автоматически повышает желание овладевать новыми знаниями. У него постепенно формируется устойчивый интерес к изучаемым предметам. Анализируя результаты диагностик уровня школьной мотивации своих учеников в течение двух лет, я пришла к выводу, что двигаюсь в верном направлении. Формируя положительную мотивацию через игру можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. Я буду продолжать свою работу по повышению мотивации учения и далее.
Хочу отметить, что повышение уровня учебной мотивации школьников достигается в совместном использовании игровой деятельности с другими способами. Только целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов развития учебной мотивации приведет к положительным результатам.
Приложения
Приложение 1.
Методика №2 Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой.
Инструкция:«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса» (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).
Обработка результатов:
Отрицательный ответ – 0 баллов;
Нейтральный ответ – 1 балл;
Положительный ответ – 3 балла;
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Уровни школьной мотивации:
25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации- сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность);
15–24 балла – средний уровень мотивации – (15-10 баллов -положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебной стороной, 20-24 балла – отношение к себе как к школьнику практически сформировано);
10–14 баллов – низкий уровень школьной мотивации (ниже 10 баллов – негативное отношение к школе).
Вопросы анкеты:
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
1) Мне в школе нравится.3б
2) Мне в школе не очень нравится.1б.
3) Мне в школе не нравится.0б.
2. С каким настроением ты идешь утром в школу?
1) С хорошим настроением. 3б
2) Бывает по-разному. 1б.
3) Чаще хочется остаться дома. 0б.
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
1) Пошел бы в школу. 3б
2) Не знаю. 1б.
3) Остался бы дома. 0б.
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
1) Мне не нравится, когда отменяют уроки. 3б
2) Бывает по-разному. 1б.
3) Мне нравится, когда отменяют уроки. 0б.
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были. 3б
2) Не знаю, затрудняюсь ответить. 1б.
3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было. 0б.
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
1) Нет, не хотел бы. 3б
2) Не знаю.
3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены. 0б.
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?
1) Рассказываю часто. 3б
2) Рассказываю редко. 1б.
3) Вообще не рассказываю.
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
1) Мне нравится наш классный руководитель. 3б
2) Не знаю, затрудняюсь ответить. 1б.
3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель. 0б.
9. Есть ли у тебя друзья в классе?
1) У меня много друзей в классе. 3б
2) У меня мало друзей в классе. 1б.
3) У меня нет друзей в классе. 0б.
10. Как ты относишься к своим одноклассникам?
1) Мне нравятся мои одноклассники. 3б
2) Мне не очень нравятся мои одноклассники. 1б.
3) Мне не нравятся мои одноклассники. 0б.
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5-6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Приложение 2.
Методика «Беседа о школе»
(модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина,
А. Л. Венгера)
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.
Возраст: 6,5—8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:
1. Тебе нравится в школе?
2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
4. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься? 5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?
6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить.
7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь — шоколадку, игрушку или пятерку в журнал».
Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.
А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,
Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни.
1. Да – А., не знаю, нет – Б.
2. А – называет школьные предметы, уроки;
Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)
3. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях;
Б – нет ответа или неадекватное объяснение;
4. А – нет;
Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)
5. А – школа А, Б – школа Б
6. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)
Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)
7. А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.
Критерии оценивания:
1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.
2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки). (Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер, 1988).
Уровни оценивания:
0. Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.
1. Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.
3. Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
0 уровень – обязательно вопрос 1, 4 - Б, в целом преобладание ответов типа Б.
1 уровень - обязательно 1, 4 - А, 2, 5, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А.
2 уровень – 1, 4, 7 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают.
3 уровень – 1, 2, 4, 5, 6, 7 – А.
Приложение 3.
Опросник мотивации
Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использован в работе со школьниками 2-5 классов.
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Форма: опросник.
Ситуация оценивания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 - отметка, 2 – социальная мотивация одобрения - требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания), 3 – познавательная мотивация; 4 – учебная мотивация, 5 – широкие социальные мотивы; 6 - мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7. прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 – социальная мотивация – позиционный мотив; 9 – отрицательное отношение к школе.
Ниже приведены высказывания, соответствующие каждой из перечисленных шкал.
1. Отметка
чтобы быть отличником
чтобы хорошо закончить школу
чтобы получать хорошие отметки
2. Социальная мотивация одобрения - Требования авторитетных лиц
чтобы родители не ругали
потому что этого требуют учителя
чтобы сделать родителям приятное
3.Познавательная мотивация
потому что учиться интересно
потому что на уроках я узнаю много нового
потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы
4. Учебная мотивация
чтобы получить знания
чтобы развивать ум и способности
чтобы стать образованным человеком
5. Социальная – широкие социальные мотивы
чтобы в будущем приносить людям пользу
потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом
потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни
6.Мотивация самоопределения в социальном аспекте
чтобы продолжить образование
чтобы получить интересную профессию
чтобы в будущем найти хорошую работу
7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация
чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать
чтобы получить подарок за хорошую учебу
чтобы меня хвалили
8. Социальная – позиционный мотив
чтобы одноклассники уважали
потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали
потому что не хочу быть в классе последним
9. Негативное отношение к учению и школе
мне не хочется учиться
я не люблю учиться
мне не нравится учиться
Инструкция: «Ниже приведен ряд утверждений, высказанных твоими сверстниками о том, зачем и для чего они учатся. Прочитай их внимательно. Можешь ли ты сказать так о себе, о своем отношении к учению? С некоторыми из этих утверждений ты согласишься, с некоторыми – нет.
Пожалуйста, оцени степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 – совершенно согласен, 3 – скорее согласен, 2 – скорее не согласен, 1 – не согласен.
Я учусь, чтобы быть отличником
Я учусь, чтобы родители не ругали
Я учусь, потому что учиться интересно
Я учусь, чтобы получить знания
Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу
Я учусь, чтобы потом продолжить образование
Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать
Я учусь, чтобы одноклассники уважали
Я не хочу учиться
Я учусь, чтобы хорошо закончить школу
Я учусь, потому что этого требуют учителя
Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового
Я учусь, чтобы развивать ум и способности
Я учусь, потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом
Я учусь, чтобы получить интересную профессию
Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу
Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали
Я не люблю учиться
Я учусь, чтобы получать хорошие отметки
Я учусь, чтобы сделать родителям приятное
Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы
Я учусь, чтобы стать образованным человеком
Я учусь, потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни
Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу
Я учусь, чтобы меня хвалили
Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним
Мне не нравится учиться
Критерии оценивания:
Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.
Интегративные шкалы:
Учебно-познавательная – суммируются баллы по шкалам (3 познавательная +4 учебная).
Социальная – суммируются баллы по шкалам (5 широкие социальные мотивы +6 перспектива самоопределения социального и профессионального).
Внешняя мотивация – суммируются баллы по шкалам (1 отметка + 7 прагматический).
Социальная – стремление к одобрению – суммируются баллы по шкалам (2 требования авторитетных лиц +8 позиционный)
Негативное отношение к школе – 9.
Уровни: оценивается мотивационный профиль.
0 – пик на шкале «негативное отношение к школе»,
1 – пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная – одобрение)
2- нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.
3 – пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.
Приложение 4.
Рисуночный тест «Мой класс»
Список литературы
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. М. Просвещения 1990год.
- Мыльников Д. Мотивация и проблемы в обучении. Народное образование - № 9 с. 123-130. 2002год.
- Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой, М.1991
- Игры. Обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского. М., «Новая школа» 1994
- Казанский О.А. Игры в самих себя., М., 1995
- Минский Е. М. От игры к знаниям., М., 1982.
- Яшина Е. Урок – игра 50 игровых сюжетов. Челябинск, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования духовно-нравственной позиции обучающихся начальных классов через внеклассную деятельность
На классных часах с учащимися начальной школы проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков св...
статья по теме "Формирование элементарных этических понятий у обучающихся начальных классов через внеурочную деятельность"
Данная статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся начальных классов в коррекционной школе 8 вида....
Статья «Учебно-исследовательская деятельность – путь к формированию универсальных учебных действий обучающихся начальных классов» (из опыта работы учителя).
Поэтапное формирование учебно-исследовательских навыков у обучающихся начальной школы....
Развитие познавательных учебных действий обучающихся начальных классов через здоровьесберегающие технологии
Статья о работе по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе....
Методический семинар «Пути повышения учебной мотивации обучающихся начальной школы»
laquo;Пути повышения учебной мотивации обучающихся начальной школы»...
Современные педагогические технологии как средство повышения учебной мотивации обучающихся начальных классов
В данном выступлении делюсь своим педагогическим опытом по данной теме...
Повышение учебной мотивации обучающихся начальных классов посредством формирования функциональной грамотности
Что сделать, чтобы побудить ребят к учебе?Есть ли способы мотивации учащихся, которые на первых порах не жаждут грызть гранит науки?Мотивационная сфера имеет сложную структуру, в данной статье рассмат...