Формирование положительной мотивации учения обучающихся 1 класса через развитие познавательных УУД.
статья (1 класс) на тему

Смык Юлия Сергеевна

Когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», по­высить самооценку и психологическую устойчивость школьника. С чего начать работу? Как преобразовать внешние мотивы учения в более значимые личностные ?О некоторых приемах и технологиях пойдет речь  в  моей работе.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смык Юлия Сергеевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 18 г.Нерюнгри

Формирование положительной мотивации учения обучающихся 1 класса через развитие познавательных УУД.

Актуальность:

        Формирование побуждений к учению является одной из важных проблем в начальной школе, поскольку, как,  показывает практика, если не ведется специальная работа по воспитанию внутренней мотивации, то у детей с неустойчивым отношением к учению развивается безразличие, равнодушие к работе. Из таких учащихся в лучшем случае выходят исполнители готовых конструкций, лишенных  стремления к поиску. Проблема формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.

Проблема:

        На основе педагогического наблюдения, анализа стартовой готовности и рисуночного теста "Человек-дерево-дом" мы выяснили, что  у первоклассников преобладают внешние мотивы учения на фоне недостаточной школьной незрелости.

Цель:  необходимо  создать такие условия, чтобы   внешние мотивы учения своевременно отошли на второй план и уступили место для формирования внутренних мотивов учения, устойчивого интереса к  учебной деятельности.

Задачи:

  • исследовать мотивы учения первоклассников(беседа. наблюдение, анкетирование, работа с родителями);
  • поиск эффективных способов организации учебной деятельности, способствующих формированию положительной мотивации  и успешному освоению  познавательных УУД;
  • диагностика процесса формирования мотивации(мониторинг учебной деятельности, педагогическое наблюдение, работа с портфолио, психологическое обследование  результата адаптации).

Ожидаемый результат:

  • формирование положительной мотивации с преобладанием внутренних мотивов учения
  • достаточный уровень развития познавательных УУД.

        Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу умения, желания учиться. Внутренние мотивы носят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом и целью учения. Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.

Внешние мотивы характеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата, диплома), получение стипендии, подчинение требованиям учителя или родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым.

В младшем школьном возрасте мотивация развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы могут к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные (у учащихся появляется интерес к способам приобретения знаний), мотивы самообразования представлены самой простой формой – интересом к дополнительным источникам знаний. Социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить одобрение учителя. Интенсивно развивается целеполагание в учении.

        Работу по формированию внутренних мотивов начинаю с исследования мотивации . В первом семестре была проведена стартовая диагностика, психологическое исследование по методике"Человек-дерево-дом", диагностика познавательной сферы, а так же анкетирование родителей по теме "Готовность ребёнка к обучению".В результате выяснилось, что несколько первоклассников условно готовы к школе, 7 детей из 20 имеют внешнюю мотивацию. Таким  образом, появилась стратегия:

  1. Условно готовые к обучению ребята

включаются  в систему коррекционных занятий по индивидуальному образовательному маршруту

  1. Для обучающихся  с преобладающей внешней мотивацией

наметить индивидуальные пути работы: просветительская работа с родителями, активное включение в учебную и внеурочную деятельность.  Между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, отношения должны быть доброжелательными.

  1. Для детей с формирующейся внутренней положительной мотивацией учения

создать условия  для реализации познавательной активности (проектная деятельность, олимпиады, конкурсы по предметам).

        Формирование внутренних мотивов веду через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:

Способ организации учебной деятельности

Познавательные УУД

подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ;

Ставить
и формулировать проблемы.

Использовать знаково-символические средства.

Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием предмета.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

создание условий для возникновения проблемных ситуаций;

Ставить и формулировать проблемы, ориентироваться в разнообразии способов решения задач                    

Подведение под понятие на основе распознавания объектов.

выбор частично-поисковых и исследовательских приемов;

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

 Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

 Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Среди мотивов учения младших школьников высоко стремление получать хорошую отметку. Но этот мотив неблагоприятно влияет на развитие учебно-познавательных мотивов, поэтому часто заменяю отметку оценкой. В этом мне помогают такие приемы:

1. Поощрение (переходящий приз, «жетонная система»).

2. Похвала (слова одобрения, аплодисменты всего класса за успешную работу).

3. Выставка лучших творческих работ учащихся в классе, на родительских собраниях.

 Мои педагогические  находки

Приём работы

Суть приёма

Технология

"Включаем воображение"

Представь себя на месте одушевлённого или неодушевлённого персонажа

ТРИЗ

Читатель-соавтор

Прогнозирование по иллюстрации, названию , опорным словам, варианты развития сюжета, вдумчивое чтение--диалог с автором

Технология обучения чтению на основе информационно-ценностного подхода

Развивайки

Загадки, ребусы, головоломки

ТРИЗ,Технологии развития критического мышления

Удивительное рядом

Подбор интересных фактов по теме урока

Технология разноуровнего обучения, Информационные технологии

Попробуй найти ответ сам  

Загадка или вопрос на некоторое время остаются открытыми, например до следующего урока

Технология разноуровнего обучения, Информационные технологии

связь Связь с жизнью и со знаниями из других предметных областей.

Создание проектов-книжек-малышек.(литература+русский язык+окружающий мир+технология)

ТРИЗ,

Технологии развития критического мышления

Игровые моменты

Оживление правила (можно стать на время звуком или слагаемым и попробовать выполнить его работу),

Игровые технологии

Дифференцированный подход

Возможность выбора задания по интересам, уровню сформированности УУд и предметных умений

Технология разноуровнего обучения

Возможность разрядки

для снятия напряжённости-занимательные физминутки,  смена видов деятельности-стоя, сидя, с перемещением, включением танцевальных элементов, работа в паре, группе, индивидуальная

Игровые технологии

Доброе утро

Пожелания родителей и близких

Информационные технологии

В школе комфортно родителям, комфортно-ребёнку

Работа в тесном взаимодействии: индивидуальное информирование о достижениях и проблемах, построение индивидуального плана действий

Информационные технологии

Таким образом, наиболее эффективными мерами по формированию внутренней мотивации считаю использование таких педагогических технологий:

  • игровые,
  • технологии развития критического мышления,
  • технология обучения чтению на основе информационно-ценностного подхода,
  • технология разноуровнего обучения,
  • информационные технологии,
  • технология ТРИЗ.

        Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить учебный материал. Важно, чтобы ребёнок видел плоды своего труда и мог гордиться своими достижениями. Для учеников начальных классов также очень важно  сознательное усвоение знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы учащийся с первого дня обучения видел свое продвижение вперед, нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы школьник сумел установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим.  Усилия  учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов — с другой. 
       Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.
        Организация учебного процесса на перечисленных выше основаниях дает свои положительные результаты: каждый ученик, используя свои способности, интересы, опыт, получает возможность реализовать себя в учебной деятельности. У детей заметно повышается активность на уроке, возникает необходимость мобилизовать свои интеллектуальные возможности. Кроме этого, происходят изменения в структуре мотивации, увеличивается удельный вес внутренних мотивов. Повышается действенность мотивов самосовершенствования, возникает рефлексия, появляется стойкая мотивация учения.

     

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

            Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и  усиливающим роль эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Формирование положительной мотивации учения в системе Л.В. Занкова"

Формирование положительной мотивации ученияв системе Л.В. Занкова...

Статья по теме «Формирование положительной мотивации учения у учащихся начальных классов с помощью различных творческих работ».

Данная статья поможет решить Проблему: Как формировать положительную мотивацию у младших школьников на уроках литературного чтения? Какие методы и приемы эффективны для получения положитель...

Формирование положительной мотивации учения у обучающихся на уроках русского языка.

В статье идёт речь  о технологии развития критического мышления, которая позволяет проводить уроки в оптимальном режиме.  Дан урок по этой современной образовательной технологии....

«Формирование положительной мотивации учения у детей начальных классов с помощью различных творческих работ на уроках литературного чтения».

Данная статья посвящена влиянию творческой деятельности на положительную мотивацию у детей начальных классов...

Практические рекомендации по формированию положительной мотивации учения у младших школьников с задержкой психического развития

Первый год обучения важно рассматривать как самоценное звено не только начального, но и всего общего образования, как своего рода «пропедевтический» этап, который будет выполнять важное пр...

Формирования мотивации обучающихся младших классов через развитие познавательной деятельности

При формировании мотивации обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья, необходимо помнить, что такая мотивация носит "особый характер" . Формирование устойчивой мотивации ребен...