Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математике
материал

Минеева Ольга Семёновна

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование  коммуникативных  УУД  на уроках  математики  

      Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни человека важно не наличие у него накопленного впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать его функциональные, деятельностные  качества. Вот почему в настоящее время проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться, приоритетна.

     Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

      Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя, на уроке традиционного типа, теперь становится главным деятелем.    А современному учителю необходимо искать новые подходы к организации учебного процесса, нацеленного на формирование УУД, используя различные методики и технологии обучения.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов;

— инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов;

– выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнер;

— контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

        В курсе математики можно выделить  два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

        1. К первому направлению  относятся задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком.

     2. Ко второму направлению  развития коммуникативных универсальных учебных действий относятся   задания, нацеленные  на организацию общения учеников в паре или группе. К таким заданиям можно отнести:

  • составь задание партнеру;
  • сделай отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссворда, а также все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над контекстными задачами, текстовыми, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)

Основой развития коммуникативных умений может служить систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

1)    Диалог в большой группе (учитель – ученики);

2)    Диалог в небольшой группе (ученик – ученики);

 Формирование групп  для  работы:

Можно предложить ребятам объединиться в группы так, как им захочется (по сходным интересам, стилям работы, дружеским отношениям и т. п.), можно провести жеребьевку, а можно составить список каждой группы заранее (например, по уровню интеллектуального развития).  Если кто-то из ребят не хочет присоединяться к группе, постарайтесь разобраться, что стоит за этим – страх перед остальными членами группы, непонимание смысла работы? Подбодрите такого ребенка, попросите кого-то из членов группы персонально помочь ему, объясните, зачем нужно это задание. Если пока он не может участвовать активно, дайте ему время привыкнуть – поручите работу наблюдателя. Если за нежеланием сотрудничать с этими конкретными людьми стоит конфликт, в зависимости от его силы настаивайте на совместной работе (конфликт может незаметно забыться).

Выработка групповых норм:

Один из способов предотвращения «хаоса» во время работы в группе – это предварительное установление правил. Если учитель и ребята заранее договорятся о том, как вести себя во время обсуждения, гораздо меньше времени потребуется для решения организационных и дисциплинарных проблем, в то время как непосредственно на тему останется гораздо больше времени. Четкие правила делают атмосферу класса более доверительной, дружелюбной и безопасной. .

  Примерный список таких правил

  • слушать того, кто говорит;
  • говорит только один человек;
  • если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;
  • нельзя прерывать того, кто говорит;
  • когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека;
  • нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой);
  • надо вовлекать в обсуждение всех.

 

3) Диалог в паре (ученик – ученик).

 Способы формирования пары

Самый простой и естественный для школьного класса способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой. Преимущества – не тратится время, постепенно накапливается опыт взаимодействия  именно у этой пары. Недостатки – опыт ограничен индивидуальными особенностями данных детей. Сложилось – будут хорошо работать, не сложилось – будут конфликты.

Больший опыт может быть получен детьми в парах сменного состава  (детьми хорошо воспринимается способ, основанный на жеребьевке или случайности (найдите пару к своей картинке, разрезанной открытке, к своей половинке пословицы, ответ к своей загадке, вытащите из мешочка номер и т.д.)

 Состав пары

Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения (высокий - средний, средний - низкий).

Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом.

Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации.

Случаются  ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на публичное выяснение причин, позвольте ему работать отдельно, но вернитесь к этой проблеме на следующих уроках.

      Может встретиться ученик, с которым никто не хочет работать в паре. Учителю стоит поработать с ним самому, а в дальнейшем предусмотреть его включение в этот вид работы через отдельные поручения («Миша, послушай Олега, он правильно объясняет?  Олег, проверь Васину карточку, он все нашел?»)

 

Приемами работы в группе

  «Мозговой штурм» Каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу или сформулировать закон, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы».       

Пример.  1. В далекие времена, когда счет не был хорошо развит, слово «семь» использовалось также в значении «много», что отражено в поговорках и загадках, например: семеро одного не ждут; семь одежек и все без застежек.

       Приведите как можно больше таких примеров.

   2.  На первой полке стояло 12 книг, на второй – на 3 книги больше, а на третьей полке – на а книг меньше, чем на двух первых полках вместе. Сколько книг на третьей полке?

           - Выберите такое число а, чтобы задача имела решение и решите задачу.

    - Придумайте задачу, в которой число заменено буквой.

«Кооперация»  Может быть использован при решении задачи, требующей больших затрат времени. Для ускорения решения задачи члены группы договариваются между собой, кто и что будет делать. Продукт групповой работы складывается из результатов работы каждого участника группы.

 «1-2-все» Каждый член группы выполняет задание самостоятельно. Члены группы обсуждают свои результаты и готовят вариант материала в парах. Пары представляют свои материалы на обсуждение группы. Группа готовит итоговый вариант материала.

Пример 1. Найди ошибку, которая допущена при решении уравнения:

   5(3х-2)  = х + 4( х-3)

 15х-10 = х +4х -3

15х – х -4х = -3 + 10

10х = 7

х =0,7

Ответ: 0,7

2. Калорийность рациона школьника 11-15 лет должна составлять 2500 ккал. На завтрак приходится 35%, на обед 40%, на полдник 10%, на ужин 15%. Найдите количество калорий на каждый прием пищи школьника.

      «Знают все». Группе предлагается несколько заданий для решения. Школьники, выполнившие задание, выступают в роли «учителя» и объясняют решение остальным членам группы. Учитель принимает задание у любого члена группы (на свой выбор).

 (Этот  прием применяется  в старших  классах)

        «Лаборатория» Группе предлагается провести экспериментальное исследование и сформулировать гипотезу. Если доказательство гипотезы не является для школьников сложным, то предложить его провести.  

Пример.  Определение  числа  П.

    «Игра» Существует большое количество учебных игр: «Гонки», «Своя игра», «Крестики-нолики»,   «Блиц-турнир», «Третий лишний» и др. Игру  можно проводить  на весь урок, а можно на одном из этапов.

Например.  Составить кроссворд на тему «Окружность».

Класс делится на группы. Задача каждой группы - составить кроссворд на тему «Окружность». Кроссворд должен содержать как можно больше слов по заданной теме. Также при оценивании будет учитываться оригинальность формы кроссворда.

Каждая группа получает лист бумаги, на размышление дается определенное время. По окончании времени группы обмениваются кроссвордами и решают, работа  какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы.

        Рекомендации по  созданию  коммуникативных   УУД: создавайте условия, чтобы учащиеся чаще высказывали свои мысли, мнения, задавали вопросы;  не бойтесь «нестандартных уроков», внедряйте различные виды современных технологий в образовательный процесс, различные виды и формы работы на уроке;  изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...

Курсовая работа по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"

Приоритетной целью школьного образования становится: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Уро...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка.

Предлпгпю вашему вниманию презентацию на тему "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка в начальной школе" . Презентация содержит как теоретическую, так и ...

"Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках по окружающему миру"

Задание 1:Определите по признакам, о каком насекомом идет речь: прыгает, стрекочет, зеленое, безобидное, незаметное, живет в малой семье. Кто это, по-вашему?(Это кузнечик.)-А что помогло вам узнать, к...

Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики...

Краткое раскрытие темы по самообразованию "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: « Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы о...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, п...