Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
учебно-методический материал
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность.
Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.
Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность - системное, созревающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Выявление способностей учащихся, организация системной работы – одна из главных задач. У каждого нормального ребёнка – огромные возможности развития. Есть дети, которые явно или неявно выделяются среди своих сверстников способностью учиться. Эти дети требуют особого подхода, потому что чем выше их отличие от сверстников, тем богаче перспективы их личностного развития.
Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
Цель и задачи:
Главная цель – выявление, обучение, воспитание и поддержка учащихся, повышение социального статуса творческой личности, воспитание каждого успешным. Из цели вытекают задачи:
- Выявление способностей и создание системы работы с детьми;
- Создание условий для оптимального развития;
· - Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
· - Развитие общей эрудиции, расширение кругозора;
· - Развитие у детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
· - Стимулирование творческой деятельности;
· - Социальная и психологическая поддержка.
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям:
- выявление способностей
психолого-педагогические диагностики;
педагогическое наблюдение;
изучение результатов деятельности учащихся;
- развитие способностей:
участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях;
включение в учебный процесс решения заданий повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучение детей самооценке результатов своей работы.
Методы и формы работы:
В учебной деятельности работа основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.
К урочной деятельности относятся следующие виды:
· проблемно-развивающее обучение,
· проектно-исследовательская деятельность,
· игровые технологии (деловые игры и путешествия),
· информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
· развития способностей (разноуровневые тесты, презентации)
· творческие и нестандартные задания.
К внеурочной деятельности относятся:
· факультативы,
· предметные недели,
· театрализованные праздники,
· олимпиады и конкурсы по предметам.
Система работы с одарёнными детьми позволяет достигать хороших результатов в школьных олимпиадах, районных, республиканских, а также в различных образовательных мероприятиях муниципального, регионального уровней.
Очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты.
Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК школьного, муниципального, регионального уровня), подбираю дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня; разноуровневые домашние задания (задания с *). Развиваю способности детей, с целью реализации в обучении и в повседневной жизни. Применяю активные форы уроков: уроки-конкурсы, уроки - викторины, урок-игра, урок-проект и др. Использую в своей практике такой способ развития способностей, как дифференциация по широте и глубине изучаемого материала, а также творческие задания. Всё это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал.
В межаттестационный период учащиеся принимают активное участие и занимают призовые места в предметных конкурсах, викторинах, олимпиадах, конференциях разного уровня: международные, федеральные, региональные, муниципальные, школьные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 3 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся, 3 в класс, 2013-2014...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс, 2014-2015 уч. год...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс, 2015-2016 уч.г....