Отчет по самообразованию по теме: «Нравственное воспитание младших школьников посредством чтения юмористических рассказов Н. Носова»
статья
Большую часть детской литературы всегда составляла художественная проза и поэзия, воздействуя на ребенка эмоционально. В современном обществе мы сталкиваемся с явным недостатков духовности и моральным обнищанием. Все чаще мы видим, как люди избегают говорить правду и считают, что делать добро - это проявление слабости. Особенно взрослые, которые считают себя успешными, ставят материальное обогащение на первое место, несмотря на любые последствия. Однако жизнь непредсказуема, она имеет множество граней и постоянно меняется. И в таких условиях важно сохранять свою честность, человечность и духовность, чтобы в сложной ситуации всегда знать, как поступить правильно и остаться честным в первую очередь перед самим собой. Именно поэтому важно подобрать такие произведения, на примере которых ребенок сможет не только с интересом познавать этот мир, но и делать выводы о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа №3
По теме: «Отчет по теме по самообразованию»
Выполнила: Воронкова С. А., 43Н
Тема: «Нравственное воспитание младших школьников посредством чтения юмористических рассказов Н. Носова»
Цель: определить роль юмористических рассказов Н. Носова в процессе нравственного воспитания младших школьников.
Задачи:
- раскрыть понятие нравственности, нравственного воспитания;
- изучить материалы Федеральной основной образовательной программы и определить, какое место в ней отводится нравственному воспитанию младших школьников;
- рассмотреть особенности юмористической литературы как части круга детского чтения;
- определить, какое значение оказывает чтение юмористических рассказов Н. Носова на нравственное воспитание младших школьников.
Большую часть детской литературы всегда составляла художественная проза и поэзия, воздействуя на ребенка эмоционально. В современном обществе мы сталкиваемся с явным недостатков духовности и моральным обнищанием. Все чаще мы видим, как люди избегают говорить правду и считают, что делать добро - это проявление слабости. Особенно взрослые, которые считают себя успешными, ставят материальное обогащение на первое место, несмотря на любые последствия. Однако жизнь непредсказуема, она имеет множество граней и постоянно меняется. И в таких условиях важно сохранять свою честность, человечность и духовность, чтобы в сложной ситуации всегда знать, как поступить правильно и остаться честным в первую очередь перед самим собой. Именно поэтому важно подобрать такие произведения, на примере которых ребенок сможет не только с интересом познавать этот мир, но и делать выводы о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Нравственное воспитание ребёнка — целенаправленный процесс воздействия на личность ребёнка, в результате которого он приобретает важные нравственные качества, усваивает моральные принципы и привычки, соответствующие нормам поведения в обществе.
Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.
Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Нравственное воспитание младшего школьника происходит, главным образом и прежде всего, в процессе обучения. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе. Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы).
На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий отношение героя ко всему происходящему, непосредственно освещающего те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла. Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет, и что их смешит нарушение порядка вещей, только что ими усвоенного. Вообще у книг Носова, как правило, два адреса - ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание. В юмористических рассказах Носова смешное – не в обстоятельствах, а в характерах, комизм которых проистекает из особенности мальчишеской натуры. Веселые книги Носова рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело. Рассказы остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями. Они насыщены лиризмом и юмором; повествование как правило, ведется от первого лица.
На уроке литературного чтения может быть предложен определенный порядок работы над образом-персонажем: внешний вид; поступки; прямая речь героя; высказывания других персонажей о герое; его собственные мысли.
Продемонстрируем работу над образами героев на примере фрагмента урока по литературному чтению. Рассказ Н. Носова «Живая шляпа».
- Первичное чтение рассказа учителем Н. Носова «Живая шляпа».
- Определение жанра произведения (Учащиеся определяют, что это юмористический рассказ, на основе наблюдений выделяют особенности рассказа: небольшой объем, один эпизод и одно событие в жизни героев, небольшое количество героев (2 мальчика).
- Вторичное чтение произведения учащимися.
- Анализ образов героев рассказа.
Назовите имена героев рассказа. Что в рассказе вызывает смех?
Какая ситуация послужила началом действия рассказа? (шляпа упала с комода и накрыла кота). Что делали в это время мальчики? (раскрашивали картинки). Сколько примерно лет мальчикам? Где происходило действие сначала, где потом? (соскочили с дивана – и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли). Почему дети боялись шляпу? (шляпа ползала). Чем они оборонялись от неё? (кочергой, лыжной палкой, стреляли в нее картошкой). Почему Вовка решил уйти домой? (Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила). Что бы вы сделали, оказавшись вместе с мальчиками? Как Н. Носов говорит о своих героях рассказа? (они активные, творческие, смешные, добрые). Как повели ребята себя при встрече с «живой шляпой» (Васька – обрадовались ребята).
Проанализировав рассказ Н. Носова с учащимися, учитель выясняет, что мы, как читатели, смеемся над ситуацией потому, что в отличие от героев рассказа, знаем, что под шляпой - котенок.
Носов построил рассказ так, что точка зрения автора и читателя не совпадают с точкой зрения персонажей. В данном рассказе автор использовал следующие комические приёмы: наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами живого существа, диалоги, неожиданная развязка.
Список использованных источников
- Федеральная образовательная программа начального общего образования от 18.05.2023 г. N 372 // Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение" [Электронный ресурс]: — Режим доступа: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-18052023-n-372/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego/iii/21/
- Белимова, Н. Нравственное воспитание младших школьников: теория и практика. / Н. Белимова. — М.: Просвещение., — 2020. — 127 c.
- Мацыкина, Л. М. Чтение юмористических рассказов Н. Носова в нравственном воспитании младших школьников. / Л. М. Мацыкина — Молодой ученый, — 2021, — № 14, — С. 508 - 511.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по работе на тему "Патриотическое воспитание младших школьников"
Отчет классного руководителя по патриотическому воспитанию,обобщение педагогического опыта ,знакомство со своей программой....
Беседа для родителей на тему: "Нравственное воспитание младших школьников"
Беседа для родителей на тему: "Нравственное воспитание младших школьников "...
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников, посредством произведений русской литературы(на примере творчества А.С.Пушкина)
Формирование этно- культурного (русского) компонента на уроках литературного чтения (на примере творчества А. С. Пушкина)...
Работа по самообразованию на тему:"Патриотическое воспитание младших школьников"
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойны...
План работы по самообразованию (классный руководитель) "Нравственное воспитание младших школьников"
План по самообразованию классного руководителя...
Отчет по самообразованию на тему: «Патриотическое воспитание младших школьников»
Истинный патриотизм, гражданственность предполагают формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компо...