Программа формирования толерантного отношения к людям разных национальных культур
рабочая программа (2 класс)
Программа «Про меня. Про тебя. Про нас» направлена на формирование толерантного отношения к людям разных национальных культур учащихся 1,2 класса в рамках образовательного пространства общеобразовательной школы.
Программа предназначена для ознакомления детей с культурой разных народов, ролью семьи в современном обществе, жизнью старшего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formirovaniya_tolerantnogo_otnosheniya.docx | 44.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа формирования толерантного отношения к людям разных национальных культур «Про меня. Про тебя. Про нас»
Пояснительная записка
Программа «Про меня. Про тебя. Про нас» направлена на формирование толерантного отношения к людям разных национальных культур учащихся 1,2 класса в рамках образовательного пространства общеобразовательной школы.
Программа предназначена для ознакомления детей с культурой разных народов, ролью семьи в современном обществе, жизнью старшего поколения.
Актуальность программы определена тем, что сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.
В процессе реализации программы дети знакомятся с основными этническими и религиозными отличиями окружающих их людей.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров.
Перед образованием стоит задача выделения нового типа ценностей гуманизма. Общей чертой гуманистических ценностей является то, что все они обретают свой статус в результате их оценки по критерию «человечность» и «античеловечность». Все соответствующие или не противоречащие критерии человечности становятся ценностью гуманизма как мировоззрения и образа жизни. Нравственные ценности, а также этика гуманизма составляют ядро гуманистического мировоззрения.
Нравственные ценности слагаются из тех реальностей и поступков, которые не просто оцениваются и одобряются, а оцениваются как добрые, благие, хорошие. Сюда входят качества гуманности, которые составляют позицию личности, единственную основу её нравственности, а также моральные принципы и нормы поведения, которые определяются качествами человека.
Настоятельная необходимость воспитания детей в духе уважения культуры, традиций всех народов подчеркнута в трудах великих русских педагогов: П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского.
В психолого-педагогической литературе освещены различные аспекты данной проблемы. Среди этих исследований необходимо отметить труды А.Г. Асмолова, Ю.В. Арутюняна,
В последние годы отечественные ученые активно занимаются проблемами межэтнической толерантности и поликультурного образования (С.Х. Алишев, В.Ф. Афанасьев, Ю.В. Бромлей, Изучением национальной самобытности и традиций народной педагогики (В.И. Баймурзина, Г.Н. Волков, А.Э. Измайлов.)
Вместе с тем заслуживают внимания достижения отечественной науки в исследовании различных аспектов национального самосознания и этнической толерантности. Ряд имеющихся педагогических исследований затрагивает вопросы смежные с проблемой толерантности, в частности, межнационального общения (Л.Р. Заурбекова, Н.Р. Маликова, Г.Ф. Хасанова), воспитания культуры межнационального общения (П.В. Комаров, М. Куранов), воспитания межнациональной терпимости (Р.Т. Гарданов, З.Ф. Мубинова, Л.М. Си-машина).
Проблема формирования толерантности в рамках теории поликультурного образования разрабатывалась А.Г. Джуринским, Г.Д. Дмитриевым, В.В. Макаевым, З.А. Мальковой, Л.А. Супруновой, Г.В. Палаткиной.
Цель программы: развитие личности, способной к активной и эффективной жизни в многонациональной «поликультурной» среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения к другим культурам, готовой к взаимодействию с ними.
Основные задачи:
− воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
− формировать стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать;
− воспитывать у младших школьников любовь к Родине, желание знать и изучать её историю, традиции и обычаи.
Направление: духовно-нравственное воспитание
Форма проведения занятий: классные часы, подвижные игры, праздники, литературные гостиные, экскурсия, тренинги, фестивали.
Режим проведения: занятия проводятся во внеурочное время.
Продолжительность – 40 минут.
Место проведения: учебный кабинет, спортивный зал, актовый зал, музей, библиотека.
Виды деятельности: внеучебная.
Количество учебных часов: 34ч. (1час в неделю)
Планируемые результаты разработаны на основе трех уровней воспитательных результатов, которые соответствуют компонентам толерантного отношения: когнитивному, аффективному и волевому.
Результаты первого уровня – приобретение школьниками знаний и представлений о других этнических группах, их культуре и традициях, межэтнических отношениях.
Результаты второго уровня соответствуют аффективному компоненту – положительная оценочная реакция на представителей другой культуры.
Результаты третьего уровня соответствуют волевому компоненту – проявление готовности к взаимодействию с людьми других национальностей на основе уважения и терпимости.
Учащиеся научатся:
– уважать себя, сверстников и старших;
– жить в коллективе и считаться с общественным мнением;
– соблюдать традиции классного коллектива;
– терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями;
– любить Родину, знать её историю, традиции и обычаи;
– разделять труд при выполнении заданий;
– действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
В основу программы «Про меня. Про тебя. Про нас» положены следующие принципы.
1. Принцип открытости образовательной среды к развитию и обогащению культурного опыта через взаимодействие с другими культурами. Взаимодействие культур понимаем как общение людей, представляющих разные культуры, в результате которого происходит изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности. Таким образом, принцип открытости позволяет культурам взаимно обогащаться и взаимно развиваться.
2. Принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника.
3. Принцип социальной ответственности общества за приобретение знаний, реализацию человека в творчестве, удовлетворение в общении;
4. Принцип ценностной направленности учебно-воспитательного процесса, который обеспечивается единством чувства и мысли в педагогическом процессе (т.е. целостностью человеческой личности); поддержанием особой системы отношений в школе, а также специальным построением учебных планов и программ, ориентированных на максимальную интеграцию знаний ребенка в единую, эмоционально наполненную картину мира.
5. Принцип народности, определяющий воспитание личности на основе преемственной связи образования с историей, культурой, обычаями, традициями, характером народа, обеспечивающее в единстве приобщение личности к общечеловеческой культуре и национальной культуре с учетом ее своеобразия и самобытности.
В ходе реализации программы основное внимание уделяется расширению понимания многообразия национальностей, их культуры, традиций, праздников; ознакомлению с социальными нормами поведения во всех сферах жизнедеятельности человека, где происходит столкновение с людьми других национальностей; развитию умения соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: коммуникативной, образовательной, трудовой, художественной, спортивной, духовной (ценностно-ориентированной), социальной.
Программа предназначается для обучающихся 1,2 класса. Ученики в данном возрасте переживают кризис 7 лет, а также период адаптации к новым условиям. Наша страна богата и разнообразна, в том числе и национальностям. Детям не всегда легко принять детей, которые отличаются от них. Поэтому во время формирования личности необходимо проводить работу по формированию толерантного отношения к людям других национальных культур.
Курс направлен на расширение знаний младших школьников о народах, проживающих на территории РФ. Занятия проводятся в форме игр, экскурсий, театрализованных представлений, встреч с людьми разных национальностей.
Особенности программы
Толерантное отношение имеет три проявления, предопределяющих друг друга: самоотношение, межличностное отношение и межгрупповое отношение. Толерантное отношение к себе проявляется в принятии себя таким, какой ты есть, осознание своей неидеальности, несовершенности, имеющего право на самоизменение и бытие иным. Межличностное отношение предполагает уважительное отношение к ценностям другого, признание его права быть другим, не разрушая свои принципы. В межгрупповом контексте – это стремление к пониманию других групповых принципов, норм, осознание их права быть другими, при сохранении своих индивидуальных оснований.
Учитывая вышесказанное формирование толерантного отношения необходимо вести в трех направлениях: «воспитание уважения к себе», «воспитание уважения к другому», «конструктивное взаимодействие». Это легло в основу структуры программы.
Программа состоит из 3 разделов: «Про меня», «Про тебя», «Про нас».
Первый раздел «Про меня» помогает решить вопрос самоидентификации ребенка, развитии умения понимать и осознавать мир вокруг себя. Чем быстрее ребенок осознает свою уникальность, тем легче ему со временем понимать уникальность других людей. Осознание ребенком своего личностного «Я» позволяет ему в дальнейшем выстраивать грамотные взаимоотношения с окружающим его миром.
На первых занятиях учащиеся знакомятся со своими одноклассниками, учатся обращаться друг к другу по имени. Целесообразно проведение их в форме тренинга, чтобы дети в игровой форме запомнили имена одноклассников, в том числе труднопроизносимые на русском языке. При проведении игр важно уделять внимание формированию детских команд. Здесь педагогу необходимо применять различные считалки, жеребьевки, веселые вопросы и пр. приемы, помогающие исключить возможность конфликта между детьми. Продемонстрировать им, что все находятся в равных условиях, и главная задача – научиться радоваться своим и чужим победам.
На этом же этапе важное значение уделяется знакомству с национальными культурными традициями каждой семьи, так как дети должны понимать главное: каждый человек тесно связан с национальными традициями своей семьи и является представителем своей культуры.
Завершает первый этап праздник, где дети представляют свои творческие работы, презентуя традиции своей семьи, национальную кухню, игры, сказки. Именно такой подход позволит младшим школьникам погрузиться в культурные традиции семей одноклассников и даст возможность продемонстрировать свой неповторимый национальный колорит.
Второй раздел – «Про тебя» направлен на формирование ценностных ориентаций воспитанников, в том числе:
− уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных;
− формирование смысловых и инструментальных ценностей;
− коррекция негативных личностных характеристик у воспитанников.
На этом этапе дети учатся понимать других, открывают личностные проявления в других людях.
Занятия этого этапа представляют собой цикл мероприятий, направленных на знакомство детей с национальной культурой народов России, в первую очередь, проживающих в местности социокультурного окружения учащихся.
На этом этапе реализации Программы возможно проведение выставки книг и детских иллюстраций национальных сказок, встреч с представителями разных культур (артистами, поэтами, художниками), которыми гордится сообщество, проведение праздников по темам: «Традиционные промыслы бурят и современная культура», «Казачество в Российской Федерации», «Традиции русского народного творчества», «Таджикская культура» и др. Организация фольклорных праздников: «Масленица», «Ураза Байрам», «Сабантуй».
Для сопровождения мероприятий можно использовать этническую музыку, картины слайд-шоу, демонстрирующие элементы национального быта и костюмов, жилища, среду обитания, традиционные блюда и т.п.
Также предлагается проведение тематических занятий: «Красота народного костюма», «Народ – творец прекрасного», «Национальный натюрморт» и др. В ходе занятий младшие школьники глубже узнают национальные особенности того или иного народа, познакомятся с его высокими моральными качествами и, следовательно, будут с пониманием относиться к культурным традициям представителей других национальностей, которые готовы к межкультурному диалогу.
Третий раздел – «Про нас» направлен на формирование толерантного поведения младших школьников:
– уважение и признание прав других людей;
– отказ от агрессии и насилия;
– признание многообразия культуры, норм поведения, верований;
– уважение позиции и ценностей других людей.
На заключительном этапе «Про нас» ребенок наблюдает за социумом, в который он сам включен, исследует природу взаимоотношений, приходя к мысли, что наиболее важное умение в жизни человека – умение договариваться друг с другом.
Механизмы реализации программы:
Толерантное поведение начинается, как любое действие, с потребности вести себя именно так – жить без конфликтов, в согласии с самим собой и окружающим миром. Поэтому воспитание толерантности должно начинаться с воздействия на мотивационную сферу ребёнка.
Один из основных мотивационных методов – стимулирование. Учитель, прежде всего, всячески поддерживает доброжелательное взаимодействие школьников, выражает положительное отношение к толерантным поступкам своих учеников, предостерегает от интолерантного поведения школьников, в чём бы оно ни выражалось.
Для мотивации используют также метод воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребёнок ставится перед необходимостью решить какую – либо проблему. Это, прежде всего, проблема выбора способа отношений с другими людьми.
Осознанность толерантного отношения достигается при воздействии на интеллектуальную сферу младших школьников. Это, прежде всего, метод убеждения.
Не должно быть нотаций, скучных назиданий и нудных нравоучений. Слушая предложенные доказательства важности толерантного поведения, учащиеся воспринимают, прежде всего, логичность изложения учителем своей позиции. Оценивая полученную информацию, они или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Опираясь на сказанное учителем, автором художественных произведений, учащиеся формируют свою систему взглядов на отношения между людьми.
Методом формирования толерантного отношения является рефлексия, обозначающая процесс размышления ребёнка о происходящем в его собственном сознании
Одним из методов, оказывающих влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение. Данный метод является очень сильным, ведь под влиянием внушения могут возникать представления даже не соответствующие действительности, создаваться немотивированное настроение, складываться определённые суждения о людях и событиях.
Ещё одним методом воздействия на эмоциональную сферу младшего школьника при воспитании толерантности является самовнушение (переживание) – попытка ребёнка внушать себе ту или иную эмоциональную оценку своему поведению.
Очень важно при воспитании толерантного отношения к миру опираться на нравственно-волевые качества личности: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов.
Ресурсное обеспечение.
Для реализации программы необходимы следующие ресурсы:
− материально-технические: кабинет для проведения занятий, спортивный зал, библиотека, компьютер, проектор, канцелярские принадлежности, иллюстрации и карточки;
– финансовые: бюджетное финансирование;
– организационные: организационное сопровождение, заседания совета родителей класса;
– кадровые: классный руководитель, педагог-библиотекарь, учитель физической культуры, учитель ИЗО, учитель музыки;
– методические: библиотека, интернет, рекомендации, полученные на методических объединениях, литература, используемая учителем.
– мотивационные: поощрение учащихся устно, на общешкольной линейке, письменно (грамота), выставка работ, размещение информации на сайтах и в социальных сетях.
Формы и виды контроля: выставки, концерты, фестивали, соревнования, конкурсы, защиты проектов.
Тематическое планирование
Тема | Содержание занятий | Количество часов | |
Отношение к себе «Про меня» | |||
1. Мое имя | Формирование уверенности в себе, своих силах, повышение самооценки. Осознание, что обращение по имени подразумевает особое внимание, выражение уважения, признание значимости и индивидуальности. | 1. Вводное слово ведущего. 2. Ритуал приветствия (улыбки, рукопожатия). 3. Знакомство (имя + черта характера). 4. Игра «Мое ласковое имя» 4. Установление правил работы на занятии. 5. Рисунок имени. Выставка 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания (аплодисменты). | 1 |
2. Какой Я? | Знакомство с понятием «национальность». Развитие умений самоанализа и самопринятия, а также преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению. | 1. Ритуал приветствия. 2. Обсуждение домашнего задания. 3. Вводное слово ведущего. Беседа о новых понятиях. 4. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца». 5. Упражнение «Ладошка». 6. Упражнение «Я умею». 7. Подведение итогов занятия. 8. Ритуал прощания. | 1 |
3. Я и моя семья | Знакомство с национальными культурными традициями своей семьи. Осознание связи с национальными традициями своей семьи. Формирование образа себя, как представителя своей культуры, толерантного отношения к себе, своему этносу. Развитие ценностного отношения к семье и ее традициям. | 1. Ритуал приветствия 2. Вводное слово ведущего. 3. Обсуждение домашнего задания. Работа с картой. 4. Неоконченные предложения. 5. Чтение и обсуждение сказки Г.Цыферова «Маленький тигр» 6. Загадки 7. Сочинение сказки. 8. Подведение итогов занятия. 9. Ритуал прощания. | 1 |
4. Семейные традиции | 1. Ритуал приветствия 2. Вводное слово ведущего. 3. Обсуждение домашнего задания. Выставка рисунков «Традиции моей семьи». 4. Профессии в моей семье. 5. Литературная гостиная «Наши любимые книги». 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | 1 | |
5. Семейный праздник «Угощу своих друзей» | 1. Вводное слово ведущего. 2. Творческая мастерская «Герб моей семьи». 3. Конкурс талантов. 4. Презентация традиций гостеприимства и любимых национальных блюд. 5. Подведение итогов занятия. 6. Ритуал прощания. | 1 | |
Отношение к другим людям «Про тебя» | |||
6. Люди – похожие и разные. | Знакомство с понятием «предубеждение». Формирование готовности к восприятию явлений национальной жизни и межэтнических отношений. | 1.Ритуал приветствия. 2. Вводное слово ведущего. 3. Упражнение «Сходства и различия». 4. Чтение и обсуждение стихотворений. 5. Упражнение «Акула и пчела». 6. Упражнение «Все коровы летают». 7. Подведение итогов занятия. 8. Ритуал прощания. | 1 |
7. Россия – многонациональная страна. | Формирования представлений обучающихся о многонациональном характере населения России, уважения к особенностям национальностей (этнический тип лица, костюм, традиции, религии). | 1.Ритуал приветствия. 2. Вводное слово ведущего. 3. Путешествие «В гости к народам России». 4. Раскрашивание матрешек в народных костюмах. 5. Упражнение «Хоровод дружбы». 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | 1 |
8. Культура и традиции русского народа. | Знакомство с культурой русского народа; формирование толерантного отношения к русскому народу и его культуре. | 1.Ритуал приветствия. 2. Вводное слово ведущего. 3. Виртуальная экскурсия «Русская изба». 4. Красота народного костюма. 5. Викторина «Русские народные праздники». 5. Подведение итогов занятия. 6. Ритуал прощания. | 3 |
1.Ритуал приветствия. 2. Вводное слово ведущего. 3. Чтение и обсуждение сказки «Гуси-лебеди». 4. Во что играли в старину. Игра в «Кошки-мышки». 5. Игра «Собери пословицу». 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | |||
Проектная задача: составление сборника «Русский фольклор» | |||
9. Культура и традиции бурятского народа. | Знакомство с бурятской культурой; формирование толерантного отношения к бурятскому народу и его культуре через сравнение сказок и игр, выявление общности ценностей. | 1.Ритуал приветствия. 2. Вводное слово ведущего. 3. Виртуальная экскурсия «Бурятская юрта». 4. Красота народного костюма. 5. Бурятские традиции и забавы. 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | 3 |
1.Ритуал приветствия. 2. Вводное слово ведущего. 3. Встреча с художницей Чагдуровой Ириной Батожаргаловной. 4.Чтение и обсуждение сказки «Волшебные рога Огайло». 5. Во что играли в старину. Игра «Верблюжонка верблюд ловит (Ботогон буурашалга)». 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | |||
Проектная задача: составление сборника «Бурятский фольклор» | |||
10. Культура и традиции украинского народа. | Знакомство с украинской культурой; Формирование толерантного отношения к украинскому народу и его культуре через сравнение сказок и игр, выявление общности ценностей. | 1.Ритуал приветствия. 2. Вводное слово ведущего. 3. Виртуальная экскурсия «Украинская хата». 4. Красота народного костюма. 5. Украинские традиции и забавы. 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | 3 |
1.Ритуал приветствия. 2. Вводное слово ведущего. 3. Чтение и обсуждение сказки «Петушок и два мышонка». 5. Во что играли в старину. Игра «Хлибчик». 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | |||
Проектная задача: составление сборника «Украинский фольклор» | |||
11. Культура и традиции таджикского народа. | Знакомить детей с культурой таджикского народа; формирование толерантного отношения к таджикскому народу, к его культурным традициям через сравнение сказок и игр, выявление общности ценностей. | 1.Ритуал приветствия. 2. Вводное слово ведущего. 3. Виртуальная экскурсия «Таджикское традиционное жилище. Кишлак». 4. Красота народного костюма. 5. Встреча с руководителем таджикского национально-культурного общества «Пайванд» Муриватом Рахматовичем Маликшоевым. Таджикские традиции и забавы. 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | 3 |
1.Ритуал приветствия. 2. Вводное слово ведущего. 3. Чтение и обсуждение сказки «Курица, утка и мышь». 5. Во что играли в старину. Игра «Тетка-наседка». 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | |||
Проектная задача: составление сборника «Таджикский фольклор» | |||
12. Культура и традиции армянского народа. | Знакомство с культурой армянского народа; формирование толерантного отношение к армянскому народу, к его культурным традициям через сравнение сказок и игр, выявление общности ценностей. . | 1.Ритуал приветствия. 2. Вводное слово ведущего. 3. Виртуальная экскурсия «Армянский глхатун». 4. Красота народного костюма. 5. Армянские традиции и забавы. 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | 3 |
1.Ритуал приветствия. 2. Вводное слово ведущего. 3. Чтение и обсуждение сказки «Заработанное своим трудом». 5. Во что играли в старину. Игра «Дай руку (Тур дзеркт)». 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | |||
Проектная задача: составление сборника «Армянский фольклор» | |||
13. Культура и традиции татарского народа. | Знакомство с культурой татарского народа; формирование толерантного отношения к татарскому народу, к его культурным традициям через сравнение сказок и игр, выявление общности ценностей. | 1.Ритуал приветствия. 2. Вводное слово ведущего. 3. Виртуальная экскурсия «Татарская изба. Аул». 4. Красота народного костюма. 5. Татарские традиции и забавы. 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | 3 |
1.Ритуал приветствия. 2. Вводное слово ведущего. 3. Чтение и обсуждение сказки «Байский сын и три мешка». 5. Во что играли в старину. Игра «Дурт почмак». 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | |||
Проектная задача: составление сборника «Татарский фольклор» | |||
14. Я и мои одноклассники | Формирование толерантного отношения друг к другу, умение решать конфликтные ситуации. | 1.Ритуал приветствия. 2. Обсуждение домашнего задания. 3.Вводное слово ведущего. 4.Игра «А я считаю так…» 5. Игра «Кто умеет хорошо…» 6. Чтение и обсуждение сказки «Кто самый лучший». 7. Игра «Бинго». 8.Подведение итогов занятия. 9. Ритуал прощания. | 1 |
15. Учимся дружить и уважительно относится друг к другу | Формирование духовно – нравственного плана взаимоотношений с друзьями. | 1.Ритуал приветствия. 2. Обсуждение домашнего задания 3.Вводное слово ведущего. 4.Упражнение «Качества друзей». 5. Упражнение «Спасибо, что помог». 6. Мозговой штурм «Законы дружбы». 7. Подведение итогов занятия. 8. Ритуал прощания. | 1 |
16. Мы – вместе | Формирование толерантного отношения к себе и другим, укрепление позитивных межличностных связей в коллективе. | 1. Ритуал приветствия. 2. Обсуждение домашнего задания 3. Вводное слово ведущего. 4. Упражнение «Белая ворона». 5. Просмотр и обсуждение мультфильма «Кудрявый ёжик». 6. Упражнение «Ниточки тепла» 7. Сердце нашего класса. 8. Подведение итогов занятия. 9. Ритуал прощания. | 1 |
Отношение к миру «Про нас» | |||
17. Мир вокруг меня. Какой он? | Знакомство с понятиями «толерантность», «дружба народов», «общечеловеческие ценности». Выявление общих ценностей, объединяющих всех людей, несмотря на национальность и образ жизни. | 1. Ритуал приветствия 2. Вводное слово ведущего. Беседа о новых понятиях. 3. Упражнение «Мировое приветствие». 4. Просмотр и обсуждение мультфильма «Каникулы Бонифация». 5. Игра «Съедобное – несъедобное». 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | 1 |
18. Решение конфликтной ситуации, возникшей в межэтническом взаимодействии | Научить находить выход из конфликтной ситуации, проявлять толерантное отношение к представителям других этнических групп. | 1.Ритуал приветствия. 2. Обсуждение домашнего задания. 3.Вводное слово ведущего. Притча. 4. Упражнение «Башня». 5. Упражнение «Сочини конец истории». 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | 1 |
19. Геноцид – это страшно. К чему приводят конфликты. | Осознание опасности межэтнических конфликтов. Формирование непримиримой позиции осуждения геноцида. | 1.Ритуал приветствия. 2. Обсуждение домашнего задания. 3.Вводное слово ведущего. Беседа о новых понятиях. 4. Просмотр и обсуждение мультфильма «Мир без насилия. Такой разный Бараш». 5. Совместный рисунок. 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | 1 |
20. Учимся быть толерантными | Формирование представлений о толерантном и интолерантном поведении; получение опыта толерантного взаимодействия. | 1.Ритуал приветствия. 2. Обсуждение домашнего задания. 3.Вводное слово ведущего. 4. Тренинг «Открытая ладонь». 5. Ролевая игра «Королевство» 6. Подведение итогов занятия. 7. Ритуал прощания. | 2 |
1.Ритуал приветствия. 2. Обсуждение домашнего задания. 3. Квест-игра «В поисках волшебного кристалла». 4. Подведение итогов занятия. 5. Ритуал прощания. | |||
21.Праздник дружбы «Венок наций» | Обобщение изученного. | 1. Вводное слово ведущего. 2. Мастер-классы по станциям. 3. Подведение итогов занятия. 4. Ритуал прощания. | 1 |
34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок кубановедения, воспитывающий уважительное отношение к людям другой национальности.
Сравнительная характеристика культур казаков и армян....
Семинар - практикум "Обеспечение психологической комфортности при изучении курса ОРКСЭ как условие формирования у обучающихся толерантного отношения к людям"
"Обеспечение психологической комфортности при изучении курса ОРКСЭ как условие формирования у обучающихся толерантного отношения к людям"...
ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
Формирование межнационального согласия и толерантности школьника возможно при соблюдении определенных условий: • В семье надо создать и развивать семейные традиции • Семья не должна существовать изоли...
Воспитание у школьников толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья
О сотрудничестве школы с Владимирской областной общественной организацией "Ассоциация родителей детей-инвалидов "СВЕТ" с целью воспитания у учащихся толерантности к детям с особенностями развития....
Методическая разработка внеклассного мероприятия с элементами тренинга по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Дарите людям доброту!»
Социальная и педагогическая значимость: сформировать представление о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие о том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностям...
Страничка для коллег. Методический и наглядный материал для проведения классных часов "Формирование толерантного отношения к людям с РАС"
Уважаемые коллеги!Данный материал поможет Вам рассказать Вашим ученикам о людях с аутизмом...
Отчет по самообразованию по теме "Условия формирования у младших школьников толерантного отношения к людям разных национальных культур"
Презентация опыта организации работы на основе принципа открытости образовательной среды класса к обогащению культурного опыта ученика посредством включения его во взаимодействие с социокультурным окр...