Школьный трансфер технологий
статья
В статье раскрывается понятие школьного трансфера технологий как ресурса для построения эффективного образовательного процесса. Много говорится об инновационных образовательных технологиях, однако тема трансфера технологий из других сфер деятельности человека в сферу образования является актуальной на современном этапе развития общества и системы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_transfer_tehnologiy.docx | 45.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный трансфер технологий
Аннотация: В статье раскрывается понятие школьного трансфера технологий как ресурса для построения эффективного образовательного процесса. Много говорится об инновационных образовательных технологиях, однако тема трансфера технологий из других сфер деятельности человека в сферу образования является актуальной на современном этапе развития общества и системы образования.
Ключевые слова: инновационный образовательный проект, трансфер, технологии.
Трансфер технологий — термин инновационной экономики, который означает движение технологии от одного ее индивидуального или коллективного носителя к другому. Во многих компаниях, университетах и государственных организациях существуют центры трансфера технологий, предназначенные для выявления, правовой охраны и последующего трансфера результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом. Говоря простым языком эти центры переносят результаты различных научных исследований в сферу практического применения и производства с целью получения выгоды.
Возможно ли осуществить аналогичный процесс в образовании? Можем ли мы взять и ПЕРЕНЕСТИ достижения и технологии из различных областей жизни человека в школу для эффективного построения эффективного образовательного процесса?
«Чем чаще мы обращаемся к реальному миру как источнику ценностей, знаний и технологий, тем лучше мы готовим детей к жизни в этом реальном мире».
Какие же технологии большого реального мира перенеслись, переносятся или жду своей очереди на трансфер в образование?
Трансфер цифровых технологий. Безусловно, в первую очередь необходимо сказать о трансфере цифровых технологий. Очень многое начинается и закладывается в школе. Важнейшей чертой человека, адекватного цифровой экономике, является то, что это личность владеет цифровыми технологиями, использует их в повседневной и профессиональной деятельности, везде и всюду, где они полезны и необходимы.
В мире прочно обосновались учебные онлайн-платформы с набором курсов чуть ли не всех специализаций. Стремительно развиваются технологии робототехники, виртуальной и дополненной реальностей. Мир образования наполняется сетевыми сервисами и разнообразными цифровыми ресурсами. Цифровые технологии это уже не только инструмент, но и новая среда существования человека. Почти все они первоначально появились и развивались не в сфере образования, а были перенесены в нашу систему. Например, инфографика пришла к нам из сферы рекламы и дизайна, трансфер робототехники произошел из прикладной отрасли, в частности из промышленной робототехники и т.д.
Трансфер технологий из менеджмента. Отношения человека с миром производственного труда и большая часть жизненных установок человека, связанных с работой, формируется за 11 лет в школе.
Главными проблемами современной российской экономики специалисты называют: низкая производительность труда; избыточное количество сотрудников; неготовность следить за качеством.
Этап целеполагания в сфере управления – это самый важный этап. Превратить цель компании в цель сотрудника – это залог его эффективной работы. И в этом вопросе сфера менеджмента добилась существенных успехов. В школе зачастую ребенок не является субъектом целеполагания, не задает вопрос: «А что я смогу сделать в завершении изучения темы?». Если внедрить элемент эффективного целеполагания и самооценки достижения цели в образование, это поможет увеличить качество как минимум на 20%.
Еще одна эффективная технология из менеджмента, которая может быть использована в образовательном процессе – это технология постановки Smart- целей. Важно не только поставить цель, но и довести ее до конца. Этому ребенок учится в школе. А чтобы довести дело до конца цель должна быть: конкретна, измерима, ограничена по срокам, актуальна.
Весь мир работает командами, бригадами. Если мы не введем командообразование в школе, то в конечном итоге в большой мир, выйдут люди, которые не умеют договариваться, не умеют эффективно взаимодействовать, не умеют подчинятся в рамках командной работы. Проблема организации эффективной командной работы в школе достаточна актуальна на сегодняшний день и трансфер технологий из менеджмента в данном вопросе может помочь ее решению.
Трансфер из предпринимательства. Один из главных законов бизнеса гласит: «Мотивированный труд эффективнее труда немотивированного». Мотивация персонала — один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия. Разрабатываются и внедряются различные системы мотивации сотрудников. Проблема повышения мотивации в образовании – одна из самых важных на сегодняшний день, поэтому избегать открытий и эффективных практик в этом вопросе из мира бизнеса неправильно и нецелесообразно.
Предприниматели прекрасно понимают, что мы живем в обществе, которое не может выжить, если не будет открыто инновациям. Любить новое
как ценность и как инструмент развития – это важная черта, которая ценится у сотрудников. Развитие инновационного поведения учеников, которое подразумевает открытость и готовность к всему новому, неразрывно связано с инновационной культурой и поведением учителя.
Безусловно, одним из навыков будущего помимо цифровой, предпринимательской и правовой грамотности, является финансовая грамотность, которая активно внедряется в образовательный процесс.
Трансфер технологий из области психологии. Трансфер из этой сферы необходим школе! В сфере бизнеса давно понимают личностный потенциал как суперценность. У каждого из нас есть то, что мы можем делать хорошо.
Но чтобы научиться понимать себя и уметь выбирать продуктивные и отказываться от неэффективных технологий учащийся должен понимать какой он: как работает его мышление, внимание, память? как правильно слушать и слышать?
На данный момент множество открытий сделано в сфере когнитивных технологий: как запоминать?; как управлять памятью и мышлением?; как придумывать?; как эффективно решать задачи? Данный потенциал нельзя оставлять учителям без внимания.
Трансфер технологий из научной сферы.
Развитие навыков исследовательской деятельности – одна из целей, стоящей перед педагогами. Однако все начинается с умения задавать вопросы. Пока нет вопроса – нет никакого исследования. Следовательно, в образовательном процессе инструментов, когда дети задают вопросы, должно быть больше в 10 раз, чем инструментов, когда вопросы задает учитель.
Пирамида вопросов или дерево вопросов, а также ТРИЗ-технологии первоначально разрабатывались не в области образования, а в научной сфере, чтобы совершать открытия и создавать изобретения. Позже они были перенесены в систему образования.
Наш мир развивается динамично, во многих сферах каждый день делаются какие-либо открытия, появляются новые технологии. Воспитывая и образовывая человека будущего, наша задача – внедрить и использовать весь потенциал современных технологий, продемонстрировавших свою эффективность в различных сферах жизни общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Технологии развития творчества детей младшего школьного возраста"
Период начального обучения в школе залючает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. ...
Использование современных информационно- коммуникационных технологий на начальной ступени школьного образования.
Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учёто...
Статья "Здоровьесберегающие технологии в системе школьного образования"
Ребенок значительную часть времени проводит в школе, которая призвана растить здоровое поколение. Я осознала, что существует необходимостью плодотворно обучать детей, с одной стороны, и желанием по ме...
Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании
Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....
Здоровьесберегающие технологии в режиме школьного дня
В соответствии с целями происходящей ныне реформы образования в России, одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Школа, работая по здоровьесберегающей п...
Интерактивные технологии в обучении детей младшего школьного возраста
В материале представлены интерактивные методы, которые можно использовать в обучении детей начальной школы....
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ: ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ДЦП ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Статья посвящена развитию мелкой моторики у детей с ДЦП...