Методическая разработка по теме "Формирование навыка чтения"
презентация к уроку по чтению на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать! » Д.Дидро Почему при современной постановке обучения чтению в начальной школе наши дети недостаточно хорошо читают? Почему снижается интерес к чтению? Это актуальная проблема!
Ответ нужно искать в психологической структуре навыка чтения Формирование интереса к чтению у учащихся не следует рассматривать как отдельную, самостоятельную решаемую психолого-педагогическую задачу. Интерес к чтению зависит от степени сформированности технико-смысловой составляющей его познавательно-эмоциональной стороны. Сформировать интерес к чтению - значит прежде всего обеспечить хорошую сформированность самого умения читать.
Процесс чтения Техническая сторона смысловая сторона (скорость, (понимание правильность, содержания качество озвучивания букв) прочитанного)
Этапы чтения процесс декодирования автоматизация технических операций (уход в подсознание) концентрация внимания на понимании смысла текста
С точки зрения когнитивной психологии процесс чтения когнитивно-двигательная вербально-смысловая структура структура ( осуществляет зрительную и (обеспечивает слухоречедвигательную понимание регуляцию ) читаемого)
Организация когнитивных структур АКТ ЧТЕНИЯ скорость и правильность понимание распознавание различение мыслительные значений операции восприятие слов буквенного материала
ЦЕЛИ: Создание условий для формирования навыка чтения у учащихся с учётом их индивидуальных особенностей на основе развития психологических процессов Активизировать потребность в чтении
Ожидаемый результат Целенаправленное формирование психологических процессов, лежащих в основе умения читать окажется эффективным путём в овладении детьми навыком чтения . У детей появится потребность в читательском самовыявлении, осознание возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего досуга.
задачи: Развить важные для чтения психические процессы Развить мыслительные операции Обогатить словарный запас детей
содержание Разминка Развиваем восприятие (его объём) Развиваем антиципацию Развиваем воображение Тренируем внимание (распределение и переключение) Развиваем мыслительные операции
«Не мыслям надо учить, а учить мыслить.» Э.Кант Организация работы Планомерное, систематическое «включение » в работу на уроке таких важнейших интеллектуальных качеств, как память, внимание, мышление Систематическое использование на многих структурных этапах урока антиципации(прогнозирования, предвосхищения учащимися содержания и видов предстоящих учебных действий) Интенсивное использование устной речи детей
Система упражнений 1. Упражнения на увеличение поля зрения: -работа по буквенным таблицам - слоговые таблицы -таблицы слов 2. Упражнения на тренировку восприятия: -найди в ряду слов идентичное тому , которое выделено -быстро продвигаясь по строчке ,найти два одинаковых слова -быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой -назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную единицу времени 3. Упражнения, позволяющие повысить уровень внимания: -корректурные пробы -методика Мюнсберга -найти ошибки в тексте -найди отличия -перевёрнутые слова
Система упражнений 4.Упражнения на развитие антиципации текста: -прочитать предложения, у которых пропущены окончания отдельных слов -восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных -вставить пропущенные слова в пословицах, фразеологизмах, предложениях -восстановить диалог 5.Упражнения на развитие мышления: -найди лишнее слово в ряду -установить связь между словами и по аналогии вставить слово -назвать одним словом -разделить слова на группы - к общему понятию подобрать частные понятия
Самый любимый вид работы Задание: прочитай текст Морковь. Морковь НЬЧЕО ЛЕПОНАЯЗ. Сок из моркови дают ЛЕМАНЬКИМ ТЯДЕМ. Морковь ДУКЛАТ В УСП. Из моркови ЛАЮДЕТ ТЛЕКОТЫ.
Форма работы Фронтальная Индивидуальная В парах Групповая
Наши успехи Техника чтения
Список литературы Ли Кларк. Техника быстрого чтения. Минск,1999г. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность. М., 2008г. Шадриков В.Д. Познавательные интересы и способности в обучении. М., 2001г. Эдигей В.Б. Увлечение чтением: Уроки развития мышления и техники чтения. УЦ «Перспектива».М.,1997г. Якиманская И.С. Предмет и методы современной психологии. //вопросы психологии.2006.№5.с.140-146
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по совершенствованию навыков чтения в начальной школе
Методические рекомендации по совершенствованию навыков чтения в начальной школе...
Методическая разработка урока по литературному чтению (внеклассное чтение) в 3 классе по теме «Лес и человек»
Взаимоотношения человека и природы...
Методические рекомендации по развитию навыков чтения на уроках английского языка в начальной школе
Данный материал освещает проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе и пути их решения....
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
Методическая разработка.Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста
Методическая разработка.Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС.Задачи:-Определить сущность понятия «коммуникативные навыки»;-Расс...
Методическая разработка :"Развитие топографических навыков у детей младшего школьного возраста"
Данное методическое пособие, позволит познакомить младших школьников с топографическими знаками в игровой форме....
Методическая разработка: "Развитие коммуникативных навыков учащихся начальной школы (3-4 классов) с ОВЗ (имеющих задержку психического развития)".
Аннотация.Представлен конспект группового психокоррекционного занятия для учащихся начальной школы (3-4 классов), имеющих задержку психического развития. В конспекте представлены упражнения спос...