Методическая разработка по теме "Формирование навыка чтения"
презентация к уроку по чтению на тему

Шахворостова Инна Николаевна
Почему при современной постановке обучения чтению  в начальной школе наши дети недостаточно хорошо читают?
Почему снижается интерес к чтению?
Это    актуальная проблема!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

нижегородский институт развития образования тема: Формирование навыка чтения на основе развития психологических процессов Выполнила работу Шахворостова Инна Николаевна учитель высшей категории МОУ СОШ № 115 Нижний Новгород 2013 г.

Слайд 2

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать! » Д.Дидро Почему при современной постановке обучения чтению в начальной школе наши дети недостаточно хорошо читают? Почему снижается интерес к чтению? Это актуальная проблема!

Слайд 3

Ответ нужно искать в психологической структуре навыка чтения Формирование интереса к чтению у учащихся не следует рассматривать как отдельную, самостоятельную решаемую психолого-педагогическую задачу. Интерес к чтению зависит от степени сформированности технико-смысловой составляющей его познавательно-эмоциональной стороны. Сформировать интерес к чтению - значит прежде всего обеспечить хорошую сформированность самого умения читать.

Слайд 4

Процесс чтения Техническая сторона смысловая сторона (скорость, (понимание правильность, содержания качество озвучивания букв) прочитанного)

Слайд 5

Этапы чтения процесс декодирования автоматизация технических операций (уход в подсознание) концентрация внимания на понимании смысла текста

Слайд 6

С точки зрения когнитивной психологии процесс чтения когнитивно-двигательная вербально-смысловая структура структура ( осуществляет зрительную и (обеспечивает слухоречедвигательную понимание регуляцию ) читаемого)

Слайд 7

Организация когнитивных структур АКТ ЧТЕНИЯ скорость и правильность понимание распознавание различение мыслительные значений операции восприятие слов буквенного материала

Слайд 8

ЦЕЛИ: Создание условий для формирования навыка чтения у учащихся с учётом их индивидуальных особенностей на основе развития психологических процессов Активизировать потребность в чтении

Слайд 9

Ожидаемый результат Целенаправленное формирование психологических процессов, лежащих в основе умения читать окажется эффективным путём в овладении детьми навыком чтения . У детей появится потребность в читательском самовыявлении, осознание возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего досуга.

Слайд 10

задачи: Развить важные для чтения психические процессы Развить мыслительные операции Обогатить словарный запас детей

Слайд 11

содержание Разминка Развиваем восприятие (его объём) Развиваем антиципацию Развиваем воображение Тренируем внимание (распределение и переключение) Развиваем мыслительные операции

Слайд 12

«Не мыслям надо учить, а учить мыслить.» Э.Кант Организация работы Планомерное, систематическое «включение » в работу на уроке таких важнейших интеллектуальных качеств, как память, внимание, мышление Систематическое использование на многих структурных этапах урока антиципации(прогнозирования, предвосхищения учащимися содержания и видов предстоящих учебных действий) Интенсивное использование устной речи детей

Слайд 13

Система упражнений 1. Упражнения на увеличение поля зрения: -работа по буквенным таблицам - слоговые таблицы -таблицы слов 2. Упражнения на тренировку восприятия: -найди в ряду слов идентичное тому , которое выделено -быстро продвигаясь по строчке ,найти два одинаковых слова -быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой -назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную единицу времени 3. Упражнения, позволяющие повысить уровень внимания: -корректурные пробы -методика Мюнсберга -найти ошибки в тексте -найди отличия -перевёрнутые слова

Слайд 14

Система упражнений 4.Упражнения на развитие антиципации текста: -прочитать предложения, у которых пропущены окончания отдельных слов -восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных -вставить пропущенные слова в пословицах, фразеологизмах, предложениях -восстановить диалог 5.Упражнения на развитие мышления: -найди лишнее слово в ряду -установить связь между словами и по аналогии вставить слово -назвать одним словом -разделить слова на группы - к общему понятию подобрать частные понятия

Слайд 15

Самый любимый вид работы Задание: прочитай текст Морковь. Морковь НЬЧЕО ЛЕПОНАЯЗ. Сок из моркови дают ЛЕМАНЬКИМ ТЯДЕМ. Морковь ДУКЛАТ В УСП. Из моркови ЛАЮДЕТ ТЛЕКОТЫ.

Слайд 16

Форма работы Фронтальная Индивидуальная В парах Групповая

Слайд 17

Наши успехи Техника чтения

Слайд 18

Список литературы Ли Кларк. Техника быстрого чтения. Минск,1999г. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность. М., 2008г. Шадриков В.Д. Познавательные интересы и способности в обучении. М., 2001г. Эдигей В.Б. Увлечение чтением: Уроки развития мышления и техники чтения. УЦ «Перспектива».М.,1997г. Якиманская И.С. Предмет и методы современной психологии. //вопросы психологии.2006.№5.с.140-146


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по совершенствованию навыков чтения в начальной школе

Методические рекомендации по совершенствованию навыков чтения в начальной школе...

Методические рекомендации по развитию навыков чтения на уроках английского языка в начальной школе

Данный материал освещает проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе и пути их решения....

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

Методическая разработка.Формирование коммуникативных навыков у детей с РАС младшего школьного возраста

Методическая разработка.Рассмотреть и изучить специфику развития коммуникативных навыков и методы коррекции у детей с РАС.Задачи:-Определить сущность понятия «коммуникативные навыки»;-Расс...

Методическая разработка :"Развитие топографических навыков у детей младшего школьного возраста"

Данное методическое пособие, позволит познакомить младших школьников с топографическими знаками в игровой форме....

Методическая разработка: "Развитие коммуникативных навыков учащихся начальной школы (3-4 классов) с ОВЗ (имеющих задержку психического развития)".

Аннотация.Представлен конспект группового психокоррекционного  занятия для учащихся начальной школы (3-4 классов), имеющих задержку психического развития. В конспекте представлены упражнения спос...