Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Формирование санитарно-гигиенических навыков с детьми с ОВЗ в условиях школы-интерната»
методическая разработка (3 класс)

Исследователи считают, что формирование навыков личной гигиены и самообслуживания у детей с нарушением интеллекта формируются позднее чем, у детей с нормой развития, это связано с:

- поздним развитием произвольности психических функций;

-недоразвитием общих движений, координации,

- несформированностью предметных и орудийных действий, что негативно сказывается на развитии мелкой моторики рук, и в целом на становлении всех перечисленных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краевое государственное    бюджетное  образовательное   учреждение

«Благовещенская  общеобразовательная  школа - интернат»

Выступление на методическом объединении воспитателей

Тема: 

«Формирование санитарно-гигиенических навыков с детьми с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Подготовила:

 Гараськова Людмила Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории.

2023 год.

Исследователи считают, что формирование навыков личной гигиены и самообслуживания у детей с нарушением интеллекта формируются позднее чем, у детей с нормой развития, это связано с:

- поздним развитием произвольности психических функций;

-недоразвитием общих движений, координации,

- несформированностью предметных и орудийных действий, что негативно сказывается на развитии мелкой моторики рук, и в целом на становлении всех перечисленных навыков.

Работая в школе-интернате для умственно отсталых детей понимаешь, что овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания является важной составляющей части культуры поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. Навыки, привитые в детстве данным детям, приносят огромную пользу в течение всей последующей их жизни.

И самое главное мы должны ориентироваться не на биологический возраст, а на реальный уровень развития ребенка.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране здоровья, положительно влияет на многие психические процессы способствует правильному поведению в стенах школы-интерната и в общественных местах.

У детей с умственной отсталостью  формирование санитарно–гигиенических навыков и  навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно – это долгий  и трудоёмкий процесс. Обучение таким навыкам составляет целое направление.

Сам процесс обучения санитарно - гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья в нашем учреждении осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

Ведь самообслуживание – это взаимодействие личности с окружающим миром (оно включает овладение умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни, это обслуживание самого себя, удовлетворение своих потребностей, нужд, т.е. умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.

А качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах у детей с нарушением интеллекта.

Формирование санитарно – гигиенических навыков  и  навыков самообслуживания решает задачи:

  - расширение представлений и знаний детей об окружающих вещах,

- сенсорного восприятия, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации,

а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания и обучения детей в школе -интернате является строгое соблюдение распорядка дня.

Режим дня - это четкий распорядок жизни воспитанников  в течение суток. Он необходим так как навык повторяющийся изо дня в день становится потребностью, а потребность – привычкой.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении гигиеническими навыками, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях.

Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов:

- условий, своевременности начала этой работы,

- эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям,

- систематичности упражнений детей в определенных действиях.

Слайд

Я, как воспитатель, хочу рассказать об основных направлениях коррекционно-воспитательной работы в нашем учреждении по формированию культурно-гигиенических навыков самообслуживания у детей с ОВЗ.

Выделяют четыре основные категории:

- Формирование навыка приема пищи

- Формирование гигиенических навыков

- Формирование навыка опрятности

- Формирование навыка одевания и раздевания

Слайд

Придерживаемся  определенных этапов работы по формированию навыков личной гигиены и самообслуживания включают в себя:

- Создание положительного эмоционального отношения к навыку;

- Демонстрация действия воспитателем (показ на себе и комментирование каждого действия);

- Совместные действия воспитателя с ребенком;

- Действие ребенка по подражанию действиям взрослого;

- Самостоятельные действия ребенка.

Слайд

Применяем различные формы работы:

Формы работы:

⚫ Индивидуальная;

⚫ Групповая.

Используем различные методы  работы: наглядные, словесные и практические.

1.Наглядные: показ иллюстраций, карточки, предметы личной гигиены, просмотр мультфильмов.

На основе произведений, мультфильмов - «Мойдодыр», «Федорино горе» - учимся правилам личной гигиены, бережному отношению к вещам.

Наглядные методы способствуют развитию внимания, памяти, восприятия.

2.Словесные: устное объяснение, беседы-диалоги, полезные советы, объяснения, рассказы дают новую информацию, повышают мотивацию учащихся, способствуют слуховому восприятию речи, мышления и т.д.

Проводим беседы на темы: «Уход за телом»

Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

«Уход за волосами»(должна быть индивидуальная  небольшая расчёска с тупыми зубчиками)

 «Почему болеют зубы» ( стаканчик для полоскания рта, зубная щётка – индивид.)

 «Мой организм» «Гигиена школьника»  «Наше здоровье»

Словесные методы повышают активность детей на занятиях, расширяют кругозор и развивают их речь.

3. Практические: практикумы, сюжетно-ролевые, подвижные игры и практические игры –которые  являются для наших детей наиболее подходящей формой обучения.  

Практические методы способствуют проявлению заинтересованности детей, развитию навыков и умений личной гигиены  необходимых в самостоятельной жизни:

Слайд

Намечаем основные направления коррекционно-воспитательной работы:

Первое направление. Формирование навыка приема пищи. 

В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей :

- уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;

- уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывая ее.

Второе направление.  Формирование гигиенических навыков. 

В этом направлении решаются следующие задачи:

- учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т. д.) ;

- знать предметы санитарии и гигиены и их местоположение;

- учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.

Третье направление.  Формирование навыка опрятности. 

В этом направлении решаются следующие задачи:

- во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой;

- при раздевании научить складывать в определенной последовательности одежду в шкаф на полочку или повесить на вешалку;

- уметь заправить за собой постель,

- в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;

-приучить убирать спальное помещение: вытирать пыль,

- в игровой комнате убирать на место книги, игры и игрушки.

Четвертое направление.  Формирование навыка одевания и раздевания.

 В этом направлении решаются следующие задачи:

- сформировать умение различать предметы одежды и обуви;

- учить одеваться и обуваться под контролем педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;

- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.

- учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду.

Учить детей следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; учить пользоваться  носовым платком.

Вывод:

Таким образом: через воспитание и формирование у детей санитарно-гигиенических навыков необходимо возлагать на детей в повседневной жизни обязанности, элементы самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, с которым они в состоянии справится. Формировать у них тот уровень трудолюбия и работоспособности, который находиться в пределах их возможностей, т.е. если мы не будем ограждать ребёнка от элементарных обязанностей, в том числе по обслуживанию себя самого, то к моменту выхода из школы, ребёнок сможет достигнуть определённой степени самостоятельности и независимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание и развитие ребенка в игровой деятельности" (доклад - выступление на методическом объединении воспитателей школы – интерната)

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Ка...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов учителя Савиной А. М. на тему "Формы и методы работы со слабо успевающими детьми".

Ещё древние мудрецы говорили: "Увидеть и понять проблему - наполовину решить её." О формах  и методах работы со слабо успевающими учениками. Правила и рекомендации для учителя....

Доклад по методическому объединению «Гражданско-патриотическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм. Гражданско-патриотическое воспитание - что это такое? Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к в...

Открытое мероприятие на методическом объединении воспитателей "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях школы-интерната"

Сформировать у детей сознание того, что здоровье зависит от них самих. Воспитывать у детей желания  быть аккуратными, следить за чистотой, заниматься физкультурой, правильно питаться....

Выступление на семинаре по дефектологии: «Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная с ограниченными возможностями здоровья ВОЗ: “З...

Выступление на методическом объединении воспитателей «Формирование просоциального поведения у подростков с нарушениями зрения в условиях школы – интерната»

      Приоритетной задачей в образовании детей с ОВЗ является задача их социальной адаптации. Социальная адаптация личности представляет собой единство трех социально-психологиче...