Дизайн урока разработка
методическая разработка

Голакова Елена Анатольевна

Подробная методическая разработка основных этапов современного урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizayn_urok.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Дизайн урока: от целеполагания до  образовательного результата»

Голакова Е. А.,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа № 46»

“Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

В. А. Сухомлинский

        Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

   Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

    Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

  Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способным к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

   Каковы же требования, предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • время-сбережение и здоровье-сбережение;
  • в центре внимания урока – дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Принципы педагогической техники на уроках:

  • свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  • деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

   В своей работе я стараюсь, чтобы  уроки соответствовали  требованиям ФГОС. К педагогическому совету  Мо учителей начальных классов разработали и провели с учителями урок по теме «Городецкая роспись», который полностью соответствует  вышеперечисленным требованиям. Наш урок построен по следующему плану с формированием различных видов УУД на каждом этапе.

Этапы урока

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Цель  этапа:

подготовить обучающихся к началу урока,

включение в деловой ритм;

Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.       

Регулятивные УУД:

самоорганизация

Личностные УУД:

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2. Актуализация знаний

Цель этапа:

актуализировать полученные  знания и навыки обучающихся  

Познавательные УУД: учатся искать и выделять необходимую информацию

Коммуникативные УУД: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: учатся

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

3.Самоопределение к деятельности, постановка цели урока

Цель этапа:

-понимание учащимися практической значимости изученного материала; обеспечить создание мотивации изучения нового материала через затруднение

-сформулировать образовательную цель урока.

Познавательные УУД. Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.

Коммуникативные УУД: учатся слушать друг друга, определяют общую цель и пути её достижения.

Регулятивные УУД: учатся совместно с учителем определять тему и цели  урока, составлять план работы

4.Открытие нового знания

Цель этапа:

-познакомить через выполнение задания с новым знанием.

Познавательные УУД: учатся использовать знаково-символические средства  для решения учебной задачи;

Коммуникативные УУД: учатся учитывать разные мнения  и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 

 Цель этапа:

- выбрать правильный ответ и обосновать  свой выбор, организовать отдельные способы действий в целостную систему знаний.

Познавательные УУД: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания.

Регулятивные УУД: 

учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

6.Физкультминутка

Цель этапа:

-смена деятельности обучающихся, восстановление хорошего физического самочувствия и позитивного настроения  (здоровьесберегающий фактор

Физкультминутка помогает снять напряжение, обеспечивает разрядку.

7.Практическая часть

Цель этапа:

-Применение теоретических знаний на практике

Познавательные УУД: учатся находить необходимую информацию для выполнения учебного задания.

Регулятивные УУД: учатся выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные УУД: 

учатся учитывать разные мнения  и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

8.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель этапа:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Познавательные УУД: учатся контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

Коммуникативные УУД: учатся строить монологичное высказывание

Регулятивные УУД: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

  Данный урок представляет из  себя современный урок, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения. Это-

  • урок с использованием техники.
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.
  • урок , содержащий разные виды деятельности.
  • урок , на котором ученику  комфортно.
  • урок, на котором деятельность  стимулирует развитие познавательной активности ученика.
  • урок , который развивает у детей креативное мышление.
  • урок, предполагающий сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

  Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

План - конспект урока Разработка урока математики (2 класс УМК ПНШ) "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними".

План - конспект урока математики (2 класс УМК ПНШ) по теме "Сравнение двузначных чисел. Самостоятельная работа №3 по теме "Двузначные и однозначные числа и действия над ними". Этот материал поможет на...

План - конспект урока Разработка урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"

План - конспект урока окружающего мира (2 класс УМК ПНШ) по теме "Цветковые растения. Части растений. Условия необходимые для жизни растений. Питание и дыхание растений"...

Новый дизайн урока

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

Предмет: окружающий мир, краеведение, технология, изобразительное искусство УМК: «Школа России» Тип урока: урок – монопроект Тема «Разработка макета ландшафтного дизайна в деревенском стиле около музея - избы «Матренин двор»»

Окружающий мир, краеведение, технология, изобразительное искусство. 3 класс Тема урока – монопроекта «Разработка макета ландшафтного дизайна в деревенском стиле около музея - избы «Матренин двор»»...

« Педагогический дизайн урока»

Педагогический дизайн ориентирован на создание преподавателями проектов новых учебных планов, образовательных программ с целью развития интеллектуального потенциала учащихся. Нужно изменять установку,...