« Педагогический дизайн урока»
статья по иностранному языку на тему

Аверина Юлия Евгеньевна

Педагогический дизайн ориентирован на создание преподавателями проектов новых учебных планов, образовательных программ с целью развития интеллектуального потенциала учащихся. Нужно изменять установку, когда  накопленный опыт рассматривается как багаж, бережно хранимый и редко подлежащий обновлению. Требование современных программ обучения – учет индивидуальных особенностей восприятия и потребностей учеников. Полученное знание непременно должно применяться на практике.   Педагогический дизайн представляет собой навигационное проектирование предстоящего процесса обучения, включающего познавательные стратегии обучающихся и комплекс (определенный набор) педагогических стратегий (приемов, методик, мероприятий) педагога для обеспечения высокого качества преподавания. При таком подходе качество знания обучающегося определяется степенью его самостоятельности, а качество преподавания – степенью продуманности основных составляющих учебного процесса (сам педагог должен максимально структурировать программный материал и четко знать назначение каждого информационного блока). Мы рассматриваем педагогический дизайн  как грамотное  организационно-методическое обеспечение информационной обучающей среды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc1.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Аверина Ю.Е.

уч. английского языка

ГБОУ СОШ №585

г. Санкт-Петербург

                                   « Педагогический дизайн урока»

Изменение условий учебного процесса в связи с внедрением новых информационных технологий требует пересмотра традиционных форм и стратегий обучения, поэтому  перспективным направлением развития программированного обучения является педагогический дизайн. Термин педагогический дизайн известен в теории обучения с 80-х годов ХХ века, широко используется за рубежом и вызывает немало дискуссий среди российских ученых, работающих в области программированного обучения, создания электронных учебников и учебно-методических комплексов.

Педагогический дизайн ориентирован на создание преподавателями проектов новых учебных планов, образовательных программ с целью развития интеллектуального потенциала учащихся. Нужно изменять установку, когда  накопленный опыт рассматривается как багаж, бережно хранимый и редко подлежащий обновлению. Требование современных программ обучения – учет индивидуальных особенностей восприятия и потребностей учеников. Полученное знание непременно должно применяться на практике.   Педагогический дизайн представляет собой навигационное проектирование предстоящего процесса обучения, включающего познавательные стратегии обучающихся и комплекс (определенный набор) педагогических стратегий (приемов, методик, мероприятий) педагога для обеспечения высокого качества преподавания. При таком подходе качество знания обучающегося определяется степенью его самостоятельности, а качество преподавания – степенью продуманности основных составляющих учебного процесса (сам педагог должен максимально структурировать программный материал и четко знать назначение каждого информационного блока). Мы рассматриваем педагогический дизайн  как грамотное  организационно-методическое обеспечение информационной обучающей среды.

Педагогический дизайн  (по определению А.Ю. Уварова) –это приведенное в систему  использование знаний, принципов об эффективной учебной работе, учении и обучении в процессе проектирования, разработки оценки и использование учебных материалов. Под педагогическим  дизайном понимается  прежде всего дизайн в области образования, т. е деятельность учителя по  проектированию и созданию учебных web-сайтов с учетом психолого-педагогических основ.

Цель педагогического дизайна заключается  в планировании и создании ситуаций, которые расширяют возможности обучения отдельных учащихся. Это означает, что обучение нужно планировать так, чтобы оно было эффективно и систематически спроектировано.


В основе педагогического дизайна лежит программированная модель обучения, которая позволяет самостоятельно  следовать к освоению учебного материала посредством определенного количества информационных, инструктивных, коммуникативных, тестирующих программных модулей, выполняющих организационно-направляющую, контролирующую, мотивационную, инструментально-корректирующую, системообразующую функции. Разработка учебных сценариев разветвленных программ, адаптированных к потребностям обучающихся, управление процессом обучения посредством человеко-машинного диалога, структурирование и программирование элементов обучающей среды – это составные части, определяющие специфику педагогического дизайна, эффективность и результативность учебного процесса.

Принципы педагогического дизайна

Роберт Ганье  предложил следующие принципы организации учебного процесса:

  1. Привлечение внимания
  • Предложите ученикам рассмотреть содержательную проблему, новую ситуацию, задайте вопросы, используйте мультимедийные возможности для привлечения внимания. Это поможет сделать урок более основательным, а деятельность более мотивированной.
  1. Определение целей обучения
  • Формулируйте для учеников цель обучения. Необходимо описать умения, которые учащиеся получат в ходе изучения данной темы, как они в дальнейшем смогут использовать приобретенные знания. Это поможет ученикам самостоятельно оценивать информацию и лучше ее воспринимать.
  1. Обращайтесь к знаниям, которые уже есть у учеников
  • Напоминайте ученикам о фактах, правилах, навыках, о которых они уже знают и которые связаны с изучаемой темой. Обеспечивайте учеников элементами поддержки, которые помогут понять и запомнить материал.
  1. Представление изучаемого материала
  • Представляйте изучаемый материал при помощи текста, графики, фотографий, анимаций. Разбивайте информацию на фрагменты, избегайте перегрузки и переполнения памяти, повторяйте и напоминайте.
  1. Руководство обучением
  • Обеспечьте учеников советами и руководствами для учебы. Помните, что представление материала отличается от инструкций о том, как следует изучать этот материал.
  1. Проверка новых знаний на практике
  • Дайте ученикам возможность как-то использовать полученные знания, практические навыки или усвоенные модели поведения
  1. Обратная связь
  • Обеспечивайте содержательную обратную связь. Корректируйте ответы учеников, анализируйте их поведение
  1. Оценка выполнения
  • Оценивайте выполнение тестов и заданий по выученным урокам. Сообщайте ученикам общую информацию о успехах в учебе
  1. Сохранение и перенос полученных умений.
  • Поддерживайте сохранение и перенос полученных знаний. Знакомьте ученика со сходными проблемными ситуациями, создавайте условия для дополнительных практических занятий с использованием полученных знаний и навыков. Создавайте ситуации, в которых ученик будет вынужден переносить навыки и умения в новые области.
  • Gagne, R., Briggs, L. & Wager, W. (1992). Principles of Instructional Design (4th Ed.). Fort Worth, TX: HBJ College Publishers.

.      Уваров А.Ю. Педагогический дизайн // Информатика. №30. 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Педагогическая технология урока в развивающем обучении"

Презентация содержит материал по системам обучения Эльконина-Давыдова и Занкова.Рассматриваются принципы работы по системе Занкова и их реализация на уроках по новым образовательным стандартам второго...

Новый дизайн урока

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной ...

Педагогический дизайн. Начало пути

Педагогический дизайн – новое определение. Привычнее этот термин слышать в искусстве и декоративно-прикладном творчестве. Поэтому интересно было посмотреть на новую грань, как самого слова, так и на т...

Обобщение педагогического опыта урок-проект "Дизайн пришкольного участка" в разновозрастных группах

Целью указанного проекта является привлечение внимания учащихся к вопросам экологического развития, сохранения  биологического разнообразия. Ведь в настоящее время люди стали больше уделять внима...

Доклад на тему "Педагогический дизайн современного урока"

Кроме огромного количества возможностей, в потоке огромного количества информации, современному ученику необходимо сохранять интерес к обучению. В этой связи сформированы требования к педагогическому ...

Дизайн урока разработка

Подробная методическая разработка основных этапов современного урока...