Рабочая программа ВД "Орлята России"
рабочая программа
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Орлята России» позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях. Активное участие в социально - значимой деятельности обучающихся аргументируется как поощрение социальной активности детей и рассматривается в качестве основной традиции воспитания в образовательной организации.
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_orlyata_rossii_1-4_kl.docx | 68.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 203 Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБОУ школа № 203)
ПРИНЯТА Педагогическим советом Протокол от 28 августа 2024 г. №1 | УТВЕРЖДЕНА Приказом от 30 августа 2024 № ___-од
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Орлята России»
для обучающихся 1-4 классов
направление: коммуникативная деятельность
Составители:
Костюк Л.И.
учитель начальных классов
Санкт-Петербург
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Орлята России» позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях. Активное участие в социально - значимой деятельности обучающихся аргументируется как поощрение социальной активности детей и рассматривается в качестве основной традиции воспитания в образовательной организации.
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
В основу курса внеурочной деятельности положен системно - деятельностный подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально - коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». В названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России». Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей психологического развития младшего школьника и условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. Изменение позиции ребёнка в реализации содержания, логика каждого трека выстроены на основе коллективно - творческой деятельности И.П. Иванова и с учётом возрастных особенностей младших школьников в зависимости от класса.
Цель: создание условий для формирования у ребёнка младшего школьного возраста социально-ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи программы:
- воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России;
- воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;
- формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие способности и эстетический вкус;
- воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре;
- воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей;
- содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру;
- формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Сроки освоения программы: 4 года, по 1 часу в неделю. Всего: 1 класс - 33 часа, 2 класс - 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа. Всего 135 часов.
Формы внеурочной деятельности:
- занятие-игра;
- беседа;
- конкурс;
- квест;
- пешеходная прогулка;
- экскурсия и др.
Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы. Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме ролевой игры.
Программа создана с учётом Рабочей программы воспитания ГБОУ школы № 203. Программа учебного курса внеурочной деятельности «Орлята России» разработана с учётом Рабочей программы воспитания и основной образовательной программой начального общего образования ГБОУ школы № 203.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
- в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
- в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
1класс
Трек «Орлёнок – Эрудит». Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельности становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации.
Трек «Орлёнок – Доброволец». Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтёра.
Трек «Орлёнок – Мастер». Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к новогоднему празднику, участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона); посещений мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.
Трек «Орлёнок – Спортсмен». Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти». Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы - хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, мы (класс) – хранители своих достижений, Я,Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и других праздников.
Трек «Орлёнок – Эколог». Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр.
2 класс
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы, для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений. «Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием «Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя хором» и др.
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Конверт-копилка, Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека - чек-лист Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы – хранители». Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края. Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи. Мы (класс) – хранители своих достижений. Я, Мы – хранители исторической памяти своей страны.
3 классы
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений.
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт-копилка. Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».
4 классы
Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений.
Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт-копилка. Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона).
Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – круг Добра Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – чек-лист. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – рюкзачок Эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом. «Мы – хранители» Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».
Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной деятельности «Орлята России»
Личностные результаты
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов в области патриотического, гражданского, духовно-нравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание понимание связи человека с окружающим миром; бережное отношение к среде обитания; проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред; признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Проявление желания обогащать свои знания, способность к поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
- способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
- способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
- умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
- умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога);
- умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога); умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
- понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео.
- Овладение универсальными коммуникативными действиями
- умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
- умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя;
- умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения;
- участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа;
- умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе;
- умение высказывать и отстаивать свое мнение;
- умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом;
- корректно и аргументированно высказывать своё мнение; умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы;
- умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим;
- умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности.
- Овладение универсальными регулятивными действиями
- умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
- умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;
- умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств её достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
- формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
1 класс
Умение раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть правилами поведения в классе, школе; умение применять полученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления о некоторых понятиях и правилах решения логических задач; знание главных качеств эрудита: смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт художественно- эстетического наполнения предметной среды человека; умение выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный запас новыми словами и терминами.
2 класс
Знакомство с понятием «лидер», его важными качествами; наличие первоначального опыта осмысления и нравственной оценки поступков поведения (своего и других людей) с позиций этических норм; знакомство со значением слова «эрудит», синонимами данного слова; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств соответственно ситуации общения; работа со значением слова «мастер»; умение ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: исполнять песни с простым мелодическим рисунком, выполнять элементарные танцевальные движения; лексическая работа с понятиями доброволец и волонтёр», «добровольчество», умение определять главную мысль мультфильм; осознавать положительное влияние зарядки на укрепление здоровья; умение осознавать ценность природы и необходимость ответственности за ее сохранение; умение приводить примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; умение соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии), и природной среде; владение различными приёмами слушания научно-познавательных текстов об истории родного края; использование в речи языковые средства для выражения мыслей и чувств.
3 классы
Понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями «хранитель», «хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за достижения малой Родины.
4 классы
Понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека- лидера; умение строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями «хранитель», «хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за достижения малой Родины.
Тематическое планирование
1 класс
№п/п | Название раздела (модуля, курса) | Кол-во часов |
1 | Подготовительный этап к участию в Программе | 1 |
2 | Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе | 1 |
3 | «Орлёнок – Эрудит» | 5 |
4 | «Орленок – доброволец» | 4 |
5 | «Орлёнок – Мастер» | 4 |
6 | «Орлёнок – спортсмен» | 4 |
7 | «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | 4 |
8 | «Орлёнок – Эколог» | 5 |
9 | «Орленок-лидер» | 5 |
Итого | 33 |
2 класс
№п/п | Название раздела (модуля, курса) | Кол-во часов |
1 | Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе | 1 |
2 | «Орленок-лидер» | 4 |
3 | «Орлёнок – Эрудит» | 4 |
4 | «Орлёнок – Мастер» | 5 |
5 | «Орлёнок – доброволец» | 4 |
6 | «Орлёнок – спортсмен» | 4 |
7 | «Орлёнок – Эколог» | 6 |
8 | «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | 6 |
Итого | 34 |
3 классы
№п/п | Название раздела (модуля, курса) | Кол-во часов |
1 | Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе | 1 |
2 | «Орленок-лидер» | 5 |
3 | «Орлёнок – Эрудит» | 4 |
4 | «Орлёнок – Мастер» | 5 |
5 | «Орлёнок – доброволец» | 4 |
6 | «Орлёнок – спортсмен» | 5 |
7 | «Орлёнок – Эколог» | 4 |
8 | «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | 6 |
Итого | 34 |
4 классы
№п/п | Название раздела (модуля, курса) | Кол-во часов |
1 | Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе | 1 |
2 | «Орленок-лидер» | 5 |
3 | «Орлёнок – Эрудит» | 4 |
4 | «Орлёнок – Мастер» | 5 |
5 | «Орлёнок – доброволец» | 4 |
6 | «Орлёнок – спортсмен» | 5 |
7 | «Орлёнок – Эколог» | 4 |
8 | «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | 6 |
Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Форма организации занятия | Дата по плану | Дата по факту |
Вводные (2 ч) | ||||
1 | Подготовительный этап к участию в Программе | Беседа, игра | ||
2 | Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе | Групповая, беседа | ||
«Орлёнок – Эрудит» (5 ч) | ||||
3 | «Кто такой эрудит?» | Групповая, игра | ||
4 | «Эрудит-это...» | Игра, беседа | ||
5 | «Всезнайка» | Беседа, игра, КТД | ||
6 | «Встреча с интересным эрудитом – книгой» | Квест | ||
7 | «Подведём итоги» | Проект | ||
«Орленок – доброволец» (4 ч) | ||||
8 | «От слова к делу» | Беседа, игра | ||
9 | «Спешить на помощь безвозмездно! » | КТД | ||
10 | «Совместное родительское собрание «Наша забота!» | Беседа, КТД | ||
11 | «Доброволец - это доброе сердце» «Подведём итоги» | Беседа, проект | ||
«Орлёнок – Мастер» (4 ч) | ||||
12 | «Мастер – это …» | Беседа, игра | ||
13 | «Мастерская Деда Мороза…» | Квест | ||
14 | «Класс мастеров» | Беседа, игра | ||
15 | «Классная елка!» «Новогоднее настроение» | Проект | ||
«Орлёнок – спортсмен» (4 ч) | ||||
16 | «Утро начнем с зарядки!» | Беседа, игра | ||
17 | «Сто затей для всех друзей» | Игра | ||
18 | «Весёлые старты» «Самые спортивные ребята моей школы» | Игра | ||
19 | «Азбука здоровья» | Проект | ||
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (4 ч) | ||||
20 | «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | Беседа, КТД | ||
21 | «История школы – моя история» | КТД | ||
22 | «Поход в музей» | Беседа, игра | ||
23 | «Историческое чаепитие» | КТД | ||
«Орлёнок – Эколог» (5 ч) | ||||
24 | «ЭКОЛОГиЯ » | Беседа | ||
25 | «Каким должен быть настоящий эколог?» | Беседа, игра | ||
26 | «В гости к природе» | Квест | ||
27 | «Мы друзья природе» | Беседа, КТД | ||
28 | «Орлята – экологи» | Проект | ||
«Орленок-лидер» (5 ч) | ||||
29 | «Лидер – это …» | Беседа, игра | ||
30 | «Я могу быть лидером!» | Беседа, игра | ||
31 | «С командой действую!» | Беседа, игра | ||
32 | «Как становятся лидерами?» | Беседа, игра | ||
33 | «Как становятся лидерами?» | Проект | ||
Итого: 33 часа |
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Форма организации занятия | Дата по плану | Дата по факту | |
Вводные (1 ч) | |||||
1 | Подготовительный этап к участию в Программе | Беседа, игра | |||
«Орлёнок – Лидер» (4 ч) | |||||
2 | «Лидер – это …» «Мы дружный класс!» | Беседа, игра | |||
3 | «Я могу быть лидером!» «Как стать лидером?» | Групповая, беседа | |||
4 | «С командой действовать готов!» «Верёвочный курс» | Беседа, игра | |||
5 | «КЛАССный выходной» «Встреча с тем, кто умеет» | КТД | |||
«Орлёнок – Эрудит» (4 ч) | |||||
6 | «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» | Беседа, игра | |||
7 | «Развиваемся, играя!» «Воображари УМ» | Беседа, игра | |||
8 | «Могу быть изобретателем» КТД «Что такое? Кто такой?» | КТД | |||
9 | Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать» Итоги | Проект | |||
«Орлёнок – Мастер» (5 ч) | |||||
10 | «Мастер – это…» | Беседа, игра | |||
11 | Мастерами славится Россия» «От идеи – к делу» | Беседа, игра | |||
12 | «Город Мастеров» «В гости к мастерам» | Беседа, игра | |||
13 | КТД «Классный театр» «Мастер – это звучит гордо!» | КТД | |||
14 | «Путь в мастерство» – подводим итоги | Проект | |||
«Орленок – доброволец» (4 ч) | |||||
15 | «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» | Беседа, игра | |||
16 | КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» | КТД | |||
17 | «Добровольцем будь всегда!» | Беседа, игра | |||
18 | «Портрет добровольца» | Беседа, игра | |||
«Орлёнок – спортсмен» (4 ч) | |||||
19 | «Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!» «Должен быть режим у дня» | Беседа, игра | |||
20 | «О спорт, ты – мир!» «Сто затей для всех друзей» | Беседа, игра | |||
21 | «Готовимся к спортивным состязаниям» Спортивная игра «У рекордов наши имена» | Беседа, игра | |||
22 | «Быстрее! Выше! Сильнее!» «Азбука здоровья» | Квест | |||
«Орлёнок – Эколог» (6 ч) | |||||
23 | «ЭКОЛОГиЯ» «Каким должен быть настоящий эколог?» | Беседа, игра | |||
24 | «Мой след на планете» «Что должен знать и уметь эколог?» | Беседа, игра | |||
25 | «Восхищаемся красивым миром» «Экология на практике» | Беседа, игра | |||
26 | «Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом» | Беседа, игра | |||
27-28 | «Шагая в будущее - помни о планете». Работа над проектом. | Проект | |||
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (6 ч) | |||||
29 | «Орлёнок– Хранитель исторической памяти» «Хранитель семейных традиций» | Беседа, игра | |||
30 | «Я храню традиции семьи, а, значит, и традиции страны» Кодекс «Орлёнка – хранителя» | Беседа, игра | |||
31 | «Знать, чтобы хранить» «Историческое чаепитие» | Беседа, игра | |||
32 | «Расскажи мне о России» | Беседа, игра | |||
33 | «Я – хранитель, мы – хранители» | Беседа, игра | |||
34 | Подведение итогов участия в Программе | Проект | |||
Итого: 34 часа |
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Форма организации занятия | Дата по плану | Дата по факту | |
Вводные (1 ч) | |||||
1 | Подготовительный этап к участию в Программе | Беседа, игра | |||
«Орлёнок – Лидер» (5 ч) | |||||
2 | «Лидер – это …» | Беседа, игра | |||
3 | «Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер» | Беседа, игра | |||
4 | «КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!» | Беседа, игра | |||
5 | КТД «Вместе мы сможем всё!» «Встреча с тем, кто умеет | КТД | |||
6 | «Мы дружный класс!» | Проект | |||
«Орлёнок – Эрудит» (4 ч) | |||||
7 | «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» | Беседа, игра | |||
8 | «Эрудит – это широкий кругозор» | Беседа, игра | |||
9 | «Твори! Выдумывай! Пробуй!» КТД «Играй, учись и узнавай» | КТД | |||
10 | Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать» Итоги трека «На старте новых открытий» | Квест | |||
«Орлёнок – Мастер» (5 ч) | |||||
11 | «Мастер – это…» | Беседа, игра | |||
12 | «Россия мастеровая» | Беседа, игра | |||
13 | «Город Мастеров» «В гости к мастерам» | Беседа, игра | |||
14 | «От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела» | КТД | |||
15 | «Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» | Проект | |||
«Орленок – доброволец» (4 ч) | |||||
16 | «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» | Беседа, игра | |||
17 | КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» | КТД | |||
18 | Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку миру!» | КТД | |||
19 | «Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца» | Беседа, игра | |||
«Орлёнок – спортсмен» (5 ч) | |||||
20 | «Движение – жизнь!» | Беседа, игра | |||
21 | «Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами» | Беседа, игра | |||
22 | «Сто затей для всех друзей» КТД «Спортивное» | КТД | |||
23 | Спортивная игра «Книга рекордов» «Встреча – подарок» | Игра, беседа | |||
24 | «Азбука здоровья» | Беседа, игра | |||
«Орлёнок – Эколог» (4 ч) | |||||
25 | «ЭКОЛОГиЯ» «Страна экологии» | Беседа, игра | |||
26 27 | «Мой след на планете» КТД «Знаю, умею, действую» Экологический квест «Ключи природы» | КТД | |||
28 | Игра по станциям «Путешествие в природу» | Игра, беседа | |||
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (6 ч) | |||||
29 | «Орлёнок– Хранитель исторической памяти» | Беседа, игра | |||
30 | «Традиции моей страны» Кодекс «Орлёнка – хранителя» | Беседа, игра | |||
31 | «Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе» | КТД | |||
32 | КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне о России» | КТД | |||
33 | «Мы – хранители» | Проект, беседа | |||
34 | Подведение итогов участия в Программе | Беседа, игра | |||
Итого: 34 часа |
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Форма организации занятия | Дата по плану | Дата по факту | |
Вводные (1 ч) | |||||
1 | Подготовительный этап к участию в Программе | Беседа, игра | |||
«Орлёнок – Лидер» (5 ч) | |||||
2 | «Лидер – это …» | Беседа, игра | |||
3 | «Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер» | Беседа, игра | |||
4 | «КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!» | Беседа, игра | |||
5 | КТД «Вместе мы сможем всё!» «Встреча с тем, кто умеет | КТД | |||
6 | «Мы дружный класс!» | Квест | |||
«Орлёнок – Эрудит» (4 ч) | |||||
7 | «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» | Беседа, игра | |||
8 | «Эрудит – это широкий кругозор» | Беседа, игра | |||
9 | «Твори! Выдумывай! Пробуй!» КТД «Играй, учись и узнавай» | КТД | |||
10 | Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать» Итоги трека «На старте новых открытий» | Квест | |||
«Орлёнок – Мастер» (5 ч) | |||||
11 | «Мастер – это…» | Беседа, игра | |||
12 | «Россия мастеровая» | Беседа, игра | |||
13 | «Город Мастеров» «В гости к мастерам» | Беседа, игра | |||
14 | «От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела» | КТД | |||
15 | «Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» | Проект | |||
«Орленок – доброволец» (4 ч) | |||||
16 | «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» | Беседа, игра | |||
17 | КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» | КТД | |||
18 | Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку миру!» | КТД | |||
19 | «Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца» | Проект | |||
«Орлёнок – спортсмен» (5 ч) | |||||
20 | «Движение – жизнь!» | Беседа, игра | |||
21 | «Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами» | Беседа, игра | |||
22 | «Сто затей для всех друзей» КТД «Спортивное» | КТД | |||
23 | Спортивная игра «Книга рекордов» «Встреча – подарок» | Беседа, игра | |||
24 | «Азбука здоровья» | Проект | |||
«Орлёнок – Эколог» (4 ч) | |||||
25 | «ЭКОЛОГиЯ» «Страна экологии» | Беседа, игра | |||
26 27 | «Мой след на планете» КТД «Знаю, умею, действую» Экологический квест «Ключи природы» | КТД | |||
28 | Игра по станциям «Путешествие в природу» | Беседа, игра | |||
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» (6 ч) | |||||
29 | «Орлёнок– Хранитель исторической памяти» | Беседа, игра | |||
30 | «Традиции моей страны» Кодекс «Орлёнка – хранителя» | Беседа, игра | |||
31 | «Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе» | КТД | |||
32 | КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне о России» | КТД | |||
33 | «Мы – хранители» | Беседа, игра | |||
34 | Подведение итогов участия в Программе | Проект | |||
Итого: 34 часа |
Учебно-методическое обеспечение программы реализации курса
Курс обеспечен методическими и дидактическими материалами, размещенными на сайте Корпоративного университета Российского движения школьников.
Материалы для обучающихся
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции:
- Онлайн курс «Академия гражданина»
- Онлайн курс «Основы социального проектирования»
- Онлайн-курс «Анимация онлайн (анимируй с РДШ)»
- Онлайн курс «Фотостудия с РДШ»
- Онлайн курс «Экологическое мышление»
- Онлайн курс «Совместное лидерство»
- Онлайн курс «В порядке»
- Онлайн курс «Медиа школа»
Материалы для педагога
Для обучения на курсах необходимо зарегистрироваться на сайте, далее следовать инструкции:
- Курс «Организация воспитательной работы на основе мероприятий РДШ»
- Онлайн курс «Академия гражданина» (для педагогов)
- Онлайн курс «Российское движение школьников: планирование и организация работы»
- Онлайн курс «Формирование гражданской идентичности у обучающихся 4 классов»
- Онлайн курс «Как поддержать деятельность добровольческого отряда»
- Онлайн курс «Школа классных кураторов»
- Контент-агрегатор воспитательных практик «Ежедневно с РДШ»
- Методическое сопровождение программы развития социальной активности «Орлята России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Школа России" 2 класс
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием по программе "Школа России", 2 класс...
Рабочая программа "Школа России" 3 класс
Рабочая программа "Школа России" с календарно-тематическим планированием по всем предметам, 3 класс...
рабочая программа "Школа России" 4 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с предъявляемыми требованиями на основе авторской программы "Школа России"...
рабочая программа "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру составлена по УМК "Школа России"...
Рабочая программа "Школа России"
Рабочая программа по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии....
рабочая программа "Школа России"
материал пригодится учителям при составлении календарно- тематического планирования по предметам в 3 классе...
Рабочая программа "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению "Школа России"...