доклад «Одна семья - один бюджет»
учебно-методический материал
Деньги - это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни важную роль. Часто многие семьи испытывают нехватку в денежных средствах. Не только молодые семьи, которые только что начали вести совместную жизнь, но и семьи, прожившие в браке много лет.
Вроде и доходы такие же, как в семьях подруг, но вот почему то не хватает, хоть плачь, и постоянно приходится до получки занимать то у родителей, то у друзей. Куда уходят деньги? Почему утекают, как песок сквозь пальцы? И как другим удается не только сохранить деньги до следующей зарплаты, но еще и приумножить и накопить? Почему у подруги всегда полный кошелёк, вроде и она покупает такие же продукты? Но у вас уже через неделю после получки денег нет, а у неё деньги есть всегда.
Семейный бюджет – это общая сумма доходов и расходов всех членов семьи в течение, определённого времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kursy.doc | 156 КБ |
prezentatsiya_2.pdf | 206.76 КБ |
prezentatsiya_1.pdf | 230.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Бурятский финансово-кредитный колледж – филиал РАНХиГС
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«Одна семья - один бюджет»
г.Улан-Удэ
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3-4 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ | 5-6 |
2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ | 6-8 |
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ | 9 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 10 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ | 11 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 12 |
ВВЕДЕНИЕ
Деньги - это средства необходимые для существования человека, они играют в нашей жизни важную роль. Часто многие семьи испытывают нехватку в денежных средствах. Не только молодые семьи, которые только что начали вести совместную жизнь, но и семьи, прожившие в браке много лет.
Вроде и доходы такие же, как в семьях подруг, но вот почему то не хватает, хоть плачь, и постоянно приходится до получки занимать то у родителей, то у друзей. Куда уходят деньги? Почему утекают, как песок сквозь пальцы? И как другим удается не только сохранить деньги до следующей зарплаты, но еще и приумножить и накопить? Почему у подруги всегда полный кошелёк, вроде и она покупает такие же продукты? Но у вас уже через неделю после получки денег нет, а у неё деньги есть всегда.
Семейный бюджет – это общая сумма доходов и расходов всех членов семьи в течение, определённого времени.
Семейный бюджет составляется для:
- контроля за финансовым положением семьи;
- достижения финансовых целей (квартира, машина, отдых, образование, и т. д.);
- финансовой защиты семьи (создания денежных сбережений в виде резервного фонда, инвестиций и пенсионных накоплений).
Семейный бюджет нужен прежде всего для того, чтобы понять ОТКУДА ПРИХОДЯТ И КУДА УХОДЯТ ВАШИ ДЕНЬГИ. Только разобравшись с движением денег в семье, вы сможете их контролировать и начать управлять ими.
Основная задача при составлении бюджета - правильно распределить будущие доходы на необходимые статьи расходов, чтобы в конечном итоге расходы не превышали доходы (чтобы бюджет был сбалансированным) и нам хватило денег на жизнь. Для этого необходимо правильно определить основные статьи доходов и расходов в семье.
Доход семьи складывается из денежных средств, которые супруги получают в виде заработной платы, из выплат детских пособий, алиментов, пенсий, от сдачи в аренду жилого помещения, от начисления процентов по банковским вкладам и прочие денежные поступления.
Так же в доход семьи входит материальная помощь от родственников, например: родители ежемесячно дают определенную сумму денег молодой семье или дети помогают престарелым родителям.
Расходы - это денежные средства, затраченные на содержание семьи. Расходы бывают постоянные и непредвиденные.
Методическая разработка занятия на тему: «Структура дохода семьи» отражает реализацию образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 3 классов общеобразовательных школ в курсе внеурочной деятельности.
Основная цель методической разработки заключается в построении модели учебного занятия. Форма проведения – занятие с элементами практикума и игры, основной дидактической целью которой является реализация усвоенных понятий в интеллектуальной или практической деятельности учащихся. Такая форма проведения занятий расширяет кругозор и формирует рациональное логическое мышление учащихся.
Тема весьма интересна и важна для рассмотрения. Актуальность темы заключена в том, что рассматриваемые понятия (доход; источники и виды дохода) - есть часть бюджета любой семьи, призванная обеспечивать ее благополучие.
Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, на классных часах. В результате у школьников формируются умения грамотного планирования бюджета.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Характеристика условий реализации проекта
- Объект:
МОУ Коменская СОШ
- Участники проекта: педагоги:
Орлова Алиса Александровна, МОУ Коменская СОШ, учитель начальных классов;
Учащиеся: 3 класс
- Название курса: внеурочная деятельность
- Место занятия в логике реализации предмета: изучение нового материала.
- Вид деятельности учащихся: внеурочная
- Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 3 / 2
Тип занятия: комбинированный
Формы проведения: занятие по внеурочной деятельности
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.
Учебно-методическое обеспечение:
интернет-источники:
1. http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;
2. http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности;
3. http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой грамотности.
Литература:
Финансовая грамотность: материалы для учащихся, 2-3 классов общеобр. организаций. В 2 –х частях, ч.2-М: ВАКО-2020, 80 стр.
2. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Педагогическая характеристика занятия
Тема: «Одна семья- один бюджет»
Цели занятия: практическое закрепление знаний о структуре дохода семьи
Предметные образовательные результаты: усвоение знаний о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет.
Метапредметные образовательные результаты:
- Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
- Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.
- Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям
- Личностные УУД:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Этап | Продолжитель-ность | Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
Мотивация | 2 мин | Слушают стихотворение Ш. Галлиева «Три копейки на покупку» и анализируют представленную ситуацию |
Актуализация учебной задачи | 3 мин | Разбирают проблемную ситуацию, ищут решение на основе своего жизненного опыта |
Усвоение новых знаний | 10 мин | Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы, аргументируют свои ответы |
Решение практических задач | 20 мин | Делятся на группы, работают в группах по решению практических задач |
Рефлексия | 5 мин | Отвечают на вопросы, делают выводы, выполняют задания в тестовой форме |
Этап | Метод | Типы заданий контрольно-измерительных процедур |
Мотивация | Словесный | Работа со стихотворением Ш. Галлиева «Три копейки на покупку» |
Актуализация учебной задачи | Проблемно-диалогический, частично-поисковый | Решение проблемной ситуации |
Усвоение новых знаний | Наглядный, словесный, игровой | Игра «Доскажи словечко», игра – диалог «Доход-расход» |
Решение практических задач | Наглядный, групповой, частично-поисковый | Работа в группах «Распредели бюджет семьи» |
Рефлексия | Наглядный, игровой | Мини-тест, задание «Выбери монетку» |
- МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ
Перечень методик (технологий, методических приемов), используемых на занятии:
- словесные (объяснение нового материала, беседа);
- наглядные (демонстрация мультимедийной презентации);
- работа учащихся в группах (решение практических задач);
- проблемно-диалогический, частично-поисковый (совместная деятельность по усвоению новой темы).
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
- Подведение итогов
- Понравилась ли вам данная форма проведения занятия?
- Что бы вы изменили в занятии?
- Где полученные знания вам могут пригодиться в жизни?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное занятие позволяет показать учащимся взаимосвязь между доходами семьи и ее структурой, с одной стороны, и уровнем финансового благополучия – с другой, что, в свою очередь, повышает финансовую грамотность обучающихся младшего школьного возраста. Необходимо с детского возраста объяснять, откуда берутся деньги, как их зарабатывают и для чего они нужны. Приобретенные в процессе занятия умения и навыки помогут в практическом применении знаний при формировании семейного бюджета.
1. Самый доступный способ улучшить благосостояние - научиться контролировать расходы, и главное - понять, какие покупки нужны, а от каких можно отказаться (покупка сладостей или бесконтрольная трата денег на телефон и интернет), ничего не потеряв при этом.
2. Чтобы правильно контролировать свой бюджет, необходимо производить несложные экономические расчеты ежедневно, т.е. рассчитать сумму повседневных расходов и стараться придерживаться данных расчетов.
3. Никогда не экономить на всем подряд, ведь нельзя экономить на здоровье, питании, образовании.
Если мы своевременно будем вносить некоторые корректировки и наведем порядок в своем бюджете, то со временем у нас выработается грамотный подход к планированию бюджета
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ
Основы потребительской культуры: Методическое пособие / В. Д.
Симоненко, Т. А.Степченко - М.: Вита-Пресс, 2004.
2. Финансовая грамотность: материалы для учащихся, 2-3 классов общеобр. организаций. В 2 –х частях, ч.2-М: ВАКО-2020, 80 стр.
3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Интернет-ресурсы:
1.http://ekonomica.org – сайт по основам финансовой грамотности;
2.http://www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет»;
3.http://www.dostatok.ru – сайт по основам финансовой
грамотности.
4.https://www.dni-fg.ru/list - онлайн- уроки по финансовой грамотности
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект занятия на тему: «Структура дохода семьи»
Цели занятия: практическое закрепление знаний о структуре дохода семьи
Предметные образовательные результаты: усвоение знаний о структуре семейного бюджета, умения планировать расходы,
доходы семьи, определять семейный бюджет.
Метапредметные образовательные результаты:
- Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
- Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию.
- Познавательные: анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения понятиям
- Личностные УУД:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Класс: 3 класс
Форма проведения: занятие по внеурочной деятельности
Оборудование: демонстрационный ПК (мультимедиа проектор, экран), презентация, карточки с заданиями для игры и практической работы.
Методы: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, частично-
поисковый, работа в группах.
Ход занятия:
Мотивация.
Учитель читает стихотворение Ш. Галлиева «Три копейки на покупку».
Маму в магазин провожает сын,
Пять копеек он дает ей: "Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку, танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски, маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже и свистульку мне купить..."
- Можно ли купить столько товаров на пять копеек? (Нет).
- Почему? Как вы считаете? (Потому что, пять копеек это мало денег).
- А что можно купить на пять копеек? (Ответы детей)
- Актуализация учебной задачи.
- Дайте определение, что такое семья.
(Семья – это коллектив родственников, которые живут в одном доме и ведут общее хозяйство.)
- Нужна ли человеку семья? Аргументируйте свой ответ.
- На основе чего состоят взаимоотношения в семье?
- Назовите правила поведения в семье.
(Ведение общего хозяйства, общий бюджет, выполнение обязанностей по дому, решение всех проблем, доверие и уважение, забота друг о друге, поддержание и укрепление семейных традиций и т. д.)
- Что необходимо для содержания семьи? (Деньги, работа.)
- Семья – это не только родители и дети, это и общее жилье, и общее имущество, и общие деньги. Вот деньги семьи и принято называть «СЕМЕЙНЫМ БЮДЖЕТОМ». Свой бюджет, то есть деньги, есть не только в семьях, но и в каждом населенном пункте, будь то многомиллионный город или небольшой поселок, у каждого предприятия (завода или магазина), и даже у целой страны.
- А что такое БЮДЖЕТ?
Занятие мы с вами начинаем
И в экономику вникаем.
“Семейный бюджет” — вот тема нашего занятия.
Задача наша – обсудить бюджет семьи,
Зачем он нужен, для чего?
Узнать, как можно распланировать его.
Дискуссией мы будем заниматься,
То есть обсуждать, беседовать и спорить,
Искать ответы на эти вот вопросы.
Усвоение новых знаний.
Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует.
- Разным семьям необходима различные суммы денег, так как одни расходуют много средств, а другие на всем экономят, но и у тех, и у других, бюджет складывается из доходов и расходов.
А что такое доходы?
Доходы – это деньги, которые мы зарабатываем и получаем.
Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? (Ответы учащихся).
Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату).
- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).
- Кому еще в нашем государстве платят пенсию?? (Инвалидам)
- Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает …? (Стипендию)
- Что еще может приносить доход семье? (Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в наем и другие).
- А что такое расходы? (Ответы детей).
Учитель обобщает ответы детей.
- Какие могут быть в семье незапланированные доходы и расходы?
Решение практических задач.
Работа в группах.
Задания для работы в группе.
Описание ситуации.
Семья Ивановых (Красновых) состоит из 5 человек: папа, мама, бабушка, сын и дочь.
Папа (работает): зарплата 50 000 рублей в месяц, написал книгу и получил гонорар 200 000 руб.
Мама (работает): зарплата 30 000 рублей в месяц, получила премию 15 000 рублей.
Бабушка (пенсионерка): пенсия 10 000 руб. в месяц, выиграла в лотерею 5 000 руб.
Сын (студент): стипендия 2 000 руб. в мес.
Дочь (школьница) __________________________.
На текущие покупки семья тратит 50 000 руб. в месяц
За коммунальные услуги семья платит 20 000 руб. в месяц.
На транспорт семья тратит 5 000 руб. в месяц.
На лекарства уходит 5 000 рублей в год.
В этом году семья купила телевизор за 40 000 рублей и компьютер за 30 000 рублей.
Отдых всей семьи обошелся в 200 000 рублей.
Ежемесячно на занятия танцами дочери уходит 2 000 рублей, на занятия английским языком сына – 5 000 рублей.
Семья Петровых (Веселовых) состоит из 3 человек.
Мама – работает воспитателем, зарплата 15000 рублей, детское пособие на ребенка 4000 рублей
Дочь – 13 лет (учится в школе, посещает музыкальную школу)
Бабушка – пенсионерка, получает пенсию 10000 рублей
На текущие покупки семья тратит 8 000 руб. в месяц
За коммунальные услуги семья платит 3 000 руб. в месяц.
На транспорт семья тратит 1 000 руб. в месяц.
На лекарства уходит 2000 рублей в год.
В этом году семья купила холодильник за 15 000 рублей.
Ежемесячно на занятия в музыкальной школе дочери уходит 1 000 рублей.
Задания.
1. Заполните таблицу «Доходы и расходы»
Виды доходов | Сумма в месяц | Сумма в год |
Итого |
Виды расходов | Сумма в месяц | Сумма в год |
Итого |
- Посчитайте, какова разница между доходами и расходами семьи.
- Как вы думаете, правильно ли семья распоряжается своим бюджетом?
Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.
- На чем можно экономить в семье?
Игра «Доскажи словечко»
Мама с папой на работе,
У станков стоят все дни.
За труды их есть награда,
Называется ___________.
И бюджет из года в год
Пополняет ___________.
Если хочешь урожай,
То давай поли, сажай.
Чтобы денег больше было,
Мама в магазин ходила,
Папа может сдать в __________
Дом, гараж, машину, землю.
Брат собрался с мыслью тут,
Поступил он в институт.
Он ____________ несет,
И бюджет семьи растет.
А двадцатого числа
Деду _______ пришла.
Денег много накопили,
В банк скорее поспешили.
Валютный счет семьи открыли,
За год ________ получили.
Игра – диалог «Доход-расход».
Правила игры. Учитель предлагает детям определить, является ли названное доходом, или же расходом семьи. Дети должны объяснить свой выбор.
Папа получил зарплату — Д.
Бабушка заболела — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Потеряли кошелёк — Р.
Продали часть урожая помидор — Д.
Нашли 20 рублей — Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
Рефлексия.
Что такое семейный бюджет?
2. Какие виды доходов может получать семья?
Перечисли самые необходимые семейные расходы.
Мини-тест.
Отметьте, что может являться доходом семьи:
заработная плата;
покупка велосипеда;
гонорар;
пенсия бабушек и дедушек;
оплата жилья;
покупка лекарств;
пособие на детей.
Отметьте, что является расходом семейного бюджета?
прибыль от работы фирмы;
стипендия;
оплата транспорта;
покупка билетов в кино;
выигрыш в лотерею.
На чем может экономить семья?
покупка сладостей;
покупка лекарств;
бережное отношение к личным вещам.
- Оцените свою работу. На столах у вас лежат монетки (из бумаги) трех видов: золотые, серебряные, медные, выберите одну из них:
золотая – на занятии было интересно, все полезно, у вас все получилось;
серебряная – было нам занятно, но немного непонятно;
медная – надо больше нам трудиться, есть к чему стремиться!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 1 классе по теме "Школа - дом - одна семья"
Первое родительское собрание - встреча с родителями первоклассников. •Цели:создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, необходимой для дальнейшей совместной деятельности учителя и родител...
Цикл занятий по коррекции межличностного взаимодействия между членами замещающей семьи "Ты и я - одна семья"
Из всех трудностей, с которыми сталкивается человек, 80% занимают проблемы общения и взаимодействия. Они же являются основными и в детско-родительских отношениях. Извечная тема “отцов и детей” трево...
Урок Знаний .Тема: «Казахстан – 2050: одна - страна, один – народ, одна – судьба».
Данный урок провела в форме путешествия. Проводился в 1 классе. Поговорили о Родине, посчитали, поиграли,узнали новое, получили Медали за работу. Все остались довольны!...
Доклад на тему: "Один день без нотации"
Доклад....
Программа социальной адаптации детей – сирот, модуль «Дом. Семья. Россия» «Бюджет семьи»
Научить детей следующим понятиям: «бюджет», «доходы», «расходы»;развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности и желание принимать активное участие в обсужден...
Тема: «Казахстан – 2050: одна - страна, один – народ, одна – судьба».
Цель: Воспитывать интерес к учению.Задачи: 1. Дать сведения о своей Родине2. Расширять кругозор.3....
Работа с семьей - один из аспектов воспитательной работы
Опыт работы с семьей обучающегося в гимназии "Альма-Матер"...