Методы и формы оценивания в начальной школе
учебно-методический материал

Орлова Алиса Александровна

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является  важной составляющей образовательного процесса. Методы и приемы оценивания должны иметь универсальный характер и  быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy_otsenivaniya.docx42.38 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы по теме: «Методы и приемы оценивания в современной начальной школе»

Процесс оценивания результатов деятельности учащихся является  важной составляющей образовательного процесса. Методы и приемы оценивания должны иметь универсальный характер и  быть адаптированы к потребностям учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

Принятый новый государственный образовательный стандарт предлагает внедрить в практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:

1.Оценивание является постоянным процессом, естественным образом, интегрированным в образовательный процесс. Оценивание осуществляется практически  на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти или года.

2. Оценивание может быть только критериальным. Критериями выступают результаты, соответствующие учебным целям.

3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны педагогам и учащимся и могут вырабатываться  ими                  совместно.

4. Учащиеся должны включаться в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

        

        Принципы  современной  системы оценивания:  

  • в центре оценивания – ученик;

  • учитель определяет что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию;

  • оценивание – непрерывный процесс, запускающий механизм обратной связи, с помощью которой учитель получает информацию о том, чему ученики обучились, в какой степени удалось реализовать поставленные учебные цели.

Цель оценивания – улучшать качество учения.

        Процесс оценивания - один из самых важных в нашей работе. От правильного оценивания зависит отношение ученика к изучаемому предмету, взаимоотношения между учеником и учителем, между учениками внутри группы. Правильное оценивание - залог успешной работы, как ученика, так и учителя.

  Я   считаю, что оценивание на уроке может быть и процессом и результатом. Оценивание является процессом, т.к. учитель самостоятельно или совместно с учащимися разрабатывает различные критерии, по которым в дальнейшем будет оценивать работу учащихся.

Оценивание также является и результатом, показателем, на сколько полно, правильно усвоены знания, какие умения приобретены, какие навыки развиты. Несомненно, оценивание может  стимулировать учебный процесс. Через оценивание учащиеся видят свой прогресс, оценивание "подогревает" стремление узнать больше.

А вот на результат оценивание может влиять как положительно, так и отрицательно. Например, если мы оцениваем работу учащихся, которые не совсем правильно справились с заданием, но при этом наряду с недочетами, отмечаем и положительные стороны, отмечаем продвижение конкретного учащегося на сегодняшний день, по сравнению с тем, что он знал, умел вчера, то это, конечно же, стимулирует процесс. А если  учитель, оценивая работу учащегося, отмечает только недостатки, то это замедляет, а в некоторых случаях,  тормозит процесс.

В чем причины возможной необъективности педагогической оценки?

Во-первых, часто учитель  оценивает  работу учащихся не по критериям, выдвигаемым к данному виду работ, а на фоне успехов конкретного класса. Во- вторых, часто в учебном процессе учителю приходится стимулировать интерес учащегося к  предмету, завышая оценки.

Методы и приемы, которые использует учитель для вовлечения учащихся в процесс оценивания,   имеют универсальный характер и могут быть адаптированы к потребностям  учеников разного возраста и к разным учебным ситуациям.

В своей работе я использую такие приёмы и методы оценивания как самооценивание,  взаимооценивание, критериальные модели оценивания,  рефлексию.

Начиная с января 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

 В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Мои четвероклассники имеют лист самооценки (имеются разные варианты), который мы заполняем при работе  дома и  на уроке:

Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома

Критерии оценки

На сколько баллов я оцениваю свою работу (от 1 до 5)

Оценка учителя

1. готовясь к уроку дома, я поработал на …

2. я выучил (повторил) необходимую лексику, грамматику на …

3. я выполнил письменное задание на …

4.  я работал со словарём на …

5.  я использовал дополнительный материал на …

6.  я подготовил устное задание на …

7.  моё участие в работе на уроке можно оценить на …

8. моя реальная отметка за урок

9. какую отметку в журнал я бы сам себе поставил …

Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат:

1. быть внимательнее на уроке

2. активнее работать на уроке

3. сразу просить объяснить то, что непонятно

4. получить консультацию учителя

5. воспользоваться помощью товарищей

6. увеличить количество времени на подготовку к уроку дома

7. другое

Еще практикую такой прием самооценки: выполненные  тесты  мои ученики    проверяют сами по  слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.

Критерии оценивания также использую при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при  выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.

  

Критерии самооценки работы в группе над проектом

По каждому пункту ученикам предлагается выставить баллы от 0 до 5.

Критерии самооценки

Название группы

1

Мы тщательно изучили  тему проекта

2

Мы ознакомились с критериями оценивания проектной работы

3

Мы распределили обязанности участников проекта

4

Мы провели исследование по теме проекта

5

Каждый участник команды участвовал в сборе информации

6

Мы умеем работать в группе

7

Мы подобрали необходимый изобразительный и музыкальный ряд для презентации проекта 

8

Мы правильно распределили время работы над проектом

9

Мы научились анализировать свои действия

10

Мы научились представлять результаты своего труда

11

Мы научились создавать презентации для представления проекта

12

Мы умеем приводить примеры по теме проекта

13

Мы умеем употреблять в речи изученную лексику по теме проекта

14

Мы умеем работать с информационными ресурсами в сети Интернет

15

Мы научились защищать свой проект перед аудиторией

Итого (балл)

В процессе работы учащиеся пытаются оценить качество своего проекта, сверяясь с критериями и получая комментарии от учителя. Ученик видит, где он не достиг нужного результата и корректирует свою деятельность. Конечно, учащиеся не всегда объективны, поэтому отметки учителя и учеников могут отличаться.

В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей. На уроках мы часто задаем такие вопросы: "Кто, на ваш взгляд, лучше всех рассказал стихотворение, написал открытку, нарисовал рисунок и т.д. и почему? " Какая пара составила и разыграла лучше всех диалог?" Обычно дети бывают объективны в оценке.  

Взаимооценивание учащихся друг другом я иногда использую   при проверке устного домашнего задания.  Сначала сообщаются критерии, которые соответствуют эталону данного задания. Затем все вместе слушаем одного ученика и вместе его оцениваем. После этого учащиеся слушают друг друга и  сообщают, какую отметку они поставили. К сожалению, отметки опять не всегда объективны, так как не все  ученики могут выявить ошибки. Но тем не менее, я использую этот приём, потому что  он даёт возможность проверить учащихся и учит их оценивать себя и друг друга.

        Организуя групповую работу, часто предлагаю своим ученикам подобные карточки. В данном случае школьники читали мини-тексты по теме  «Домашние и дикие животные», а затем высказывали свое мнение по данной проблеме.

Карточка  взаимооценивания результатов работы в группе

Оцените работу всех членов группы, запишите результаты в таблицу, сдайте карточку учителю.

Задание 1:

соотнеси тексты и их заголовки

Задание 2:

задай 3 вопроса по содержанию текста

Задание 3:

ответь на вопросы одноклассников

Задание 4:

выскажи свое мнение по данному вопросу (с помощью опор)

текст1

текст2

текст3

вопрос1

вопрос2

вопрос3

количество правильных ответов

задание

выполнено +

задание не вы-

полнено -

ученик 1

   +

  -

  +

+

  +

    -

       +  +

           +

ученик 2

    +

   +

  -

  +

 -

  -

  + + +

            +

ученик 3

        

задание выполнено +, не выполнено -

1 «+» = 1 балл

9-10 баллов -  отметка «5»

7-8 баллов – отметка  «4»

5-6 баллов – отметка «3»

менее 5 баллов – Отметка «2»

Самооценка и взаимооценка приучает учащихся критически относиться к своей работе и работе одноклассников.

Я люблю  применять критериальные оценки, так как они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность самому ученику правильно построить свою работу, работать на результат.

При выборе дифференцированных заданий стараюсь предусмотреть, чтобы с ними могли справиться учащиеся разной подготовки. Они сами выбирают для себя уровень трудности, осознавая ответственность за результаты деятельности. В любой момент ученик может улучшить свои достижения. Критериальные оценочные листы помогают  учащимся понимать, что от них ожидается, и могут сами управлять процессом своего обучения.

Зная заранее критерии оценивания, ученики более осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные  достижения, а также достижения своих  одноклассников.

Оценка работы по проекту «Тайна моего имени»

Критерии

Баллы

Содержание

1

Содержание темы раскрыто полностью

1-3

2

Проявлено умение находить нужную информацию в различных источниках

1-3

3

Отсутствие фактических и языковых  ошибок

1-3

4

Логичность изложения

1-3

Максимальный балл по разделу

12

Дизайн

1

Картинки качественные, не перегружают работу

1-3

2

Целесообразность использования шрифтов и стилей

1-3

3

Целесообразность используемой анимации

1-3

4

Эстетичность дизайна

1-3

5

Слайды не перегружены текстом

1-3

Максимальный балл по разделу

15

В конце урока обучащиеся проводят самооценку собственной деятельности или так называемую рефлексию. Каждый отмечает для себя уровень сложности материала, свою активность на уроке и свой личностный рост.

Рассмотрим варианты рефлексивных заданий, которые я использую на своих уроках.

1. Наш урок (мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать...

  • Мне больше всего удалось...
  • А особенно удалось...
  • Что я получил от этого урока, мероприятия?
  • За что ты можешь себя похвалить?
  • За что ты можешь похвалить одноклассников?
  • За что ты можешь похвалить учителя?

2. Мои достижения  на уроке...

Сегодня на уроке я (мне):

  • научился...
  • было интересно...
  • было трудно...
  • мои ощущения...

3. Урок привлек меня тем ...

  • показался интересным...
  • взволновал...
  • заставил задуматься...
  • навел меня на размышления...

4. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • они мне нравятся больше остальных;
  • я чувствую, что справлюсь с ними  лучше, чем с другими

заданиями;

  • они легче остальных заданий;
  • затрудняюсь ответить.

5. «Состояние моей души».

Ребенок берет изображение человечка и ставит ее на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.

Д

Г

Комфортно

В

Уверен в своих силах

Б

Хорошо

А

Плохо

Крайне скверно

6. «Древо творчества»

По окончании дела урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.

  • Плоды - дело прошло полезно, плодотворно.
  • Цветок – довольно неплохо.
  • Зеленый листик - что-то было, конечно, а вообще - ни то ни се.
  • Желтый листик - «чахлый», пропащий день.

Такая самооценка деятельности учащихся помогает им проанализировать своё участие в уроке и сделать для себя определённые выводы.

С какими же трудностями могут столкнуться учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания?

Самая главная проблема - заниженная и завышенная самооценка учащихся. Также приходиться сталкиваться с необъективностью оценки: ученики могут завысить или занизить оценку в зависимости от симпатий к тому или иному однокласснику.

Только постоянная и регулярная кропотливая работа помогает привести все оценки к единому "знаменателю".

Данный подход к оцениванию позволяет обеспечить:                  индивидуализацию как процесса обучения, так и подходов к                       оценке его результатов; предоставление ученику максимально активной                    и ответственной роли в процессе собственного обучения и                            вовлечение его в оценку своих достижений.

Конечно, проблемы с процессом оценивания есть у всех, в первую очередь, это нехватка времени на уроке. Однако - дорогу осилит идущий, мы не можем увеличить продолжительность  урока и уменьшить количество учеников, но сообща искать наиболее эффективные методы и приемы  оценивания, пополнять свой методический багаж - вполне в наших силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы оценивания образовательных результатов детей со сложной структурой дефекта

Учащиеся коррекционной школы VIII вида испытывают значительные трудности уже в процессе знакомства с новым материалом, еще более сложен для них период сохранения и применения полученных знаний и умени...

Методы и формы оценивания работ

Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни....

Методы и формы оценивания

Методы и формы оценивания...

Методы и формы оценивания

Система и критерии самооценивания учащихся начальных классов...

Методы и формы оценивания обучающихся с нарушением интеллекта по ФГОС.

В статье раскрываются и даются рекомендации по критериям оценивания продвижения обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере по ФГОС...

Методы и формы оценивания на уроках в начальной школе

Методы и формы оценивания применяемые на уроках в начальной школе...