Методы и формы оценивания работ
статья на тему
Задача учителя в современной школе – не только дать знания по предмету, но и воспитать личность, способную адаптироваться в этих условиях, найти свое место в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_formy_otsenivaniya_rabot.docx | 50.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры критериев оценивания работ
Пример1
Решение задач
Критерии оценивания: 1) схема; 2) план; 3) вычисления; 4) оформление; 5) аккуратность.
Нормы отметок:5 – без ошибок; 4 – 1 ошибка; 3- 2 ошибки; 2 – 3 ошибки; 1- отсутствие работы.
Действия сложения и вычитания многозначных чисел
Критерии оценивания: 1) правильность записи столбиком; 2) вычисления; 3) оформление; 4) аккуратность
Нормы отметок: 5 – без ошибок; 4 – 1 ошибка; 3 – 2 ошибки; 2 – 3 ошибки; 1 – отсутствие работы.
Критерии оценивания разных умений по предметам обязательно доводятся до сведения учащихся и их родителей. Эти критерии вывешиваются в учебном кабинете на видном и доступном для всех месте.
Дети периодически на уроках по заданию учителя самостоятельно пытаются оценивать по предложенным критериям свои работы и работы одноклассников.
Участие детей в работе, организованной таким образом, позволяет сделать процесс оценивания достижений каждого ученика открытым и прозрачным.
Ещё одной формой свидетельств могут быть краткие письменные характеристики достижений ученика по отдельным предметам.
Умения устанавливать причинно-следственные связи, строить и аргументировать самостоятельное суждение
Окружающий мир: может объяснить и наглядно продемонстрировать причинно-следственные отношения ( тема «Смена времён года).
Чтение: может выделить главную мысль текста, выявить последовательность событий, кратко изложить содержание текста.
Умение вступать в речевую коммуникацию
Родной язык: может построить диалог устно и письменно, используя адекватные знаки препинания.
Английский язык: может поддержать беседу на бытовые темы ( тема «Рассказ о своих хобби).
Умение применять знания в практических ситуациях, используя для этого соответствующие инструменты
Математика: может точно и тщательно выполнить измерения с помощью инструментов и без них в реальной ситуации.
Окружающий мир: может самостоятельно измерить кровяное давление и частоту пульса и дать правильные комментарии.
Свидетельство выдаётся в том случае, если учащиеся подтвердили, что их умения удовлетворяют требуемым критериям.
Рекомендуется точно договориться об организации выдачи свидетельств и о требованиях к ним, в связи с чем могут быть полезны следующие соображения:
- количество свидетельств не должно быть слишком большим, иначе это может привести к снижению их ценности и простому коллекционированию;
- учителя должны информировать друг друга о содержании свидетельств;
- важно уделять внимание достойному дизайну свидетельств( на них должна стоять печать школы);
- хранить в портфолио;
- прикладывать свидетельства к итоговой характеристике.
КРИТЕРИАЛЬНОЕ ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ.
Весьма распространенной ситуацией взаимооценивания является оценка группового выступления. Второй важный этап- обсуждение и фиксация критериев, по которым будет проходить оценивание. Третий этап- представление работ.
Другой формой работы может стать парное взаимооценивание, когда ученики обмениваются работами и оценивают работы друг друга.
Критерии оценивания заранее устанавливаются учениками и учителем. Например, для оценки инсценировки, представленной группой, это могут быть правильность, выразительность, артистичность, зрительская критика.
Критерии правильности:
- произведение прочитано всеми участниками проекта без единой ошибки, т.е. каждый выучил свою роль и прочитал её без запинок, вовремя произносил свою реплику – 5 баллов;
- кем- либо из группы было допущено 1-2 ошибки – 4 балла;
- кем- либо из группы было допущено 3-4 ошибки – 3 балла;
- кем- либо из группы было допущено 5-6 ошибок – 2 балла;
-участниками проекта было допущено более 6 ошибок – 1 балл.
Критерии выразительности:
-произведение прочитано всеми участниками проекта идеально, т.е. каждый прочитал свою роль, используя соответствующие средства выразительности ( интонацию, паузы, выделение ключевых слов) – 5 баллов;
- кем- либо из группы было допущено 1-2 ошибки – 4 балла;
- кем- либо из группы было допущено 3-4 ошибки – 3 балла;
- кем- либо из группы было допущено 5-6 ошибок – 2 балла;
-участниками проекта было допущено более 6 ошибок – 1 балл.
Критерии артистичности:
- произведение не просто выразительно прочитано, но и идеально сыграно всеми участниками проекта ( использование мимики, движений, костюмов или элементов костюмов, декораций, музыкального сопровождения) – 5 баллов;
- не выполнено 1-2 условия – 4 балла;
- не выполнено 3 условия – 3 балла;
- не выполнено 4 условия – 2 балла;
- не выполнено 5 условия – 1 балл;
Критерии оценки зрителя – критика:
- постоянное участие всех членов группы в обсуждении выступлений других участников проекта – 5 баллов;
- в обсуждении участвовали не все члены группы, но постоянно – 4 балла;
- в обсуждении участвовали не все члены группы и не постоянно – 3 балла;
- в обсуждении постоянно участвовал только один член группы – 2 балла;
- в обсуждении участвовал только один член группы и непостоянно-1 балл.
После выступления каждой группы проводится обсуждение ( оценивание) её работы и в общей дискуссии определяется уровень достижения того или иного критерия.
Далее предлагаем примеры разнообразных методик самооценивания и партнёрского оценивания, развивающих учебную самостоятельность и рефлексию, которые создают возможность для такого выбора.
Карта самоотчёта
При работе с самыми младшими учениками, чтобы помочь им осмыслить свою работу, можно использовать проверочный лист. Попросите учеников обвести или раскрасить тот рисунок, который больше всего соответствует степени их участия в проекте (в соответствии с ключом)
Пример 2.
Карта оценки групповой презентации
Дайте ученикам эту форму, когда они будут смотреть презентации группы. Попросите их посмотреть на приведённые ниже характеристики и дать свой отзыв на работу группы. Отметьте каждую характеристику:
+ - отличная работа (трудно улучшить)
= - хорошая работа ( хорошо, но вы видите способ улучшить)
- -слабая работа( многое можно улучшить)
Фамилия, имя:___________________________
Дата:___________________________________
Группа, которую наблюдал:____________________
- группа работала над темой
- презентация группы была интересной (голос, движение, взаимодействие, контакт с аудиторией)
- презентация была понятной и визуально ясной, она помогла мне лучше понять тему
- все члены группы участвовали в презентации
- все участники отнеслись к проекту серьёзно
- группа подробно и детально отвечала на вопросы
- презентация была содержательной (броское начало, детали в середине, хорошее заключение)
- я узнал что- то новое в презентации
- презентация хорошо отработана (без ошибок, каждый участник знает свою часть)
- выступающие говорят ясно и громко, так, что всем слышно.
Пожалуйста, добавьте пояснения к своим оценкам: _________________________________________________________
_________________________________________________________
Пример 3.
Лист достижений (ФГОС)
Оценка предметных результатов предусматривает выявление уровня достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам с учетом:
1. Предметных знаний;
2. Действий с предметным содержанием.
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, так же в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Результаты оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания фиксируются в листе оценки по каждому учебному предмету (приложение).
Лист оценки предметных результатов представлен в виде таблицы, где в вертикальных колонках внесены все учебные умения, которые выпускник научится выполнять в результате изучения учебного предмета в начальной школе. Все умения представлены на базовом уровне и повышенном (предусмотрено ФГОС НОО).
Горизонтальные колонки заполняются фамилией и именем ученика определенного класса (выпускника).
По мере проведения текущего контроля (наблюдение, проверочные работы, практические задания, контрольные работы, проблемные ситуации и т.д.) заполняется определенная ячейка знаком, представленным в виде баллов:
0 б. – не научился (не проявил данное умение)
1 б. – частично научился (допускаются ошибки при демонстрации умений)
2 б. – в полной мере научился (ярко демонстрирует в работе данное умение)
Для того, чтобы результаты были объективны и видна динамика формирования предметных умений, контроль проводится в каждом классе один раз в полугодие. Это дает возможность учителю своевременно устранить пробел в знаниях или практических умениях ученика и видеть уровень усвоения учеником учебного материала.
В результате, по каждому учебному предмету (в том числе и отдельно по разделу этого предмета) можно судить о наличии у обучающегося предметных знаний и действий с предметным содержанием. Представлен один лист оценки и предметных результатов по русскому языку, в котором перечислены все предметные знания и действия с предметными знаниями выпускника начальной школы. Для каждой ступени начальной школы разделы и умения соответствуют программе по данному предмету, соответствуя базовому уровню и повышенному.
Пример 4.
Лист индивидуальных достижений ( букварный период)
Ученик ___________________ Школа_______ Класс________
Формируемые навыки и умения | Старт | Окт. | Нояб. | Дек. | Янв. | Февр. | Итог | |
Навыки чтения ( техника чтения) | - чтение слогов - чтение слов - ударение - чтение предложен - чтение текстов - безошибочность - выразительность - количество слов в минуту | |||||||
Понимание прочитанного | - ответ на прямой вопрос по прочит. - восстановление пропущ. слова - составление «устн. картинки» - сопоставление прочит. текста и иллюстратив. ряда - построение плана текста с помощью иллюстраций | |||||||
Пересказ | - с помощью - без помощи | |||||||
Чтение наизусть | ||||||||
Составление собственного рассказа | ||||||||
Навыки письма | - большая буква в начале предложения - знаки препинания в конце предложен. | |||||||
- написание гласных после шипящих - большая буква в им. собственных | ||||||||
- написание слов без пропусков, искажений букв | ||||||||
- соблюдение правил каллиграфии | ||||||||
Вычислительные навыки |
Пример 5.
Лист индивидуальных достижений
___ученика(цы)_______________________________________класса 1 «__»_
Предмет | № на шкале | Формируемые навыки и умения |
Чтение | 1 | Техника чтения |
2 | Безошибочность чтения | |
3 | Понимание прочитанного текста | |
4 | Пересказ с помощью учителя | |
5 | Выполнение творческих заданий | |
Обучение грамоте | 6 | Каллиграфия |
7 | Письмо под диктовку | |
8 | Знание словарных слов | |
9 | Фонетический разбор | |
10 | Правописание орфограмм | |
Математика | 11 | Правильное написание цифр |
12 | Решение неравенств | |
13 | Знание состава числа | |
14 | Сложение и вычитание в пределах 10 | |
15 | Сложение и вычитание двузначных чисел | |
16 | Решение уравнений | |
17 | Решение задач в одно действие | |
18 | Решение задач в два действия | |
Окружающий мир | 18 | Активность на уроке |
20 | Выполнение заданий по желанию |
Диаграмма успеха
Отлично Хорошо Буду стараться
/_____________________/______________________/____________________/
Подпись учителя _______________________________
Пример 6.
______________________________________ ученика (цы) ______класса
(фамилия имя обучающегося)
Критерии | Очень хорошо ☺ | Хорошо • | Плохо ☹ | Очень плохо ☹ |
люблю учиться | ||||
Я работаю, отвечаю на уроке | ||||
Чувствую себя на уроке | ||||
Пишу в тетради | ||||
На уроке я запоминаю | ||||
Мое поведение на уроке | ||||
Мое поведение на перемене |
Пример 7.
Это я:
(нарисуй себя)
I
II
II
Пример 8.
Лист оценки предметных результатов
РУССКИЙ ЯЗЫК
0 б. – не научился
1 б. – частично научился
2 б. – в полной мере научился
Ф.И. ученика Умения | ||||||
Фонетика и графика | ||||||
Базовый уровень (выпускник научился) | ||||||
1. Различает звуки и буквы | ||||||
2. Характеризует звуки и буквы | ||||||
- гласные ударные/безударные | ||||||
- согласные твердые/мягкие | ||||||
- парные/непарные твердые и мягкие | ||||||
- согласные звонкие/глухие | ||||||
- парные/непарные звонкие и глухие | ||||||
3. Знает последовательность букв в русском алфавите | ||||||
4. Пользуется алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации | ||||||
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) | ||||||
1. Проводит фонетико-графический (звуко – буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному алгоритму | ||||||
2. Оценивает правильность проведения фонетико-графического (звуко – буквенного) разбора слов | ||||||
Орфоэпия | ||||||
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) | ||||||
1. Соблюдает нормы русского литературного языка в собственной речи | ||||||
2. Оценивает соблюдение норм русского литературного языка в речи собеседников | ||||||
3. Находит при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (словарь, помощь учителя и др.) | ||||||
Состав слова | ||||||
Базовый уровень (выпускник научился) | ||||||
1. Различает изменяемые и неизменяемые слова | ||||||
2. Различает родственные (однокоренные) слова и формы слова | ||||||
3. Находит в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс | ||||||
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) | ||||||
1. Разбирает по составу слова с однозначно выделенными морфемами в соответствии с предложенным алгоритмом | ||||||
2. Оценивает правильность проведения разбора слова по составу | ||||||
Лексика | ||||||
Базовый уровень (выпускник научился) | ||||||
1. Выявляет слова, значение которых требует уточнения | ||||||
2. Определяет значение слова по тексту или уточняет с помощью толкового словаря | ||||||
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) | ||||||
1. Подбирает синонимы для устранения повторов в тексте | ||||||
2. Подбирает антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении | ||||||
3. Различает употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые ситуации) | ||||||
4. Оценивает уместность использования слов в тексте | ||||||
5. Выбирает слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи | ||||||
Морфология | ||||||
Базовый уровень (выпускник научился) | ||||||
1. Определяет грамматические признаки имен существительных - род, число, падеж, склонение | ||||||
2. Определяет грамматические признаки имен прилагательных – род, число, падеж | ||||||
3. Определяет грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прош. врем.), лицо (в наст. Врем.), спряжение | ||||||
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) | ||||||
1. Проводит морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному алгоритму | ||||||
2. Оценивает правильность проведения морфологического разбора | ||||||
3. Находит в тексте части речи (личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах) | ||||||
Синтаксис | ||||||
Базовый уровень (выпускник научился) | ||||||
1. Различает предложения, словосочетания, слова | ||||||
2. Устанавливает при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении | ||||||
3. Классифицирует предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, восклицательные) | ||||||
4. Определяет восклицательную/ невосклицательную интонацию предложения | ||||||
5. Находит главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения | ||||||
6. Выделяет предложения с однородными членами | ||||||
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) | ||||||
1. Различает второстепенные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства) | ||||||
2. Выполняет в соответствии с предложенным алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический) | ||||||
3. Оценивает правильность разбора простого предложения | ||||||
4. Различает простые и сложные предложения | ||||||
Орфография и пунктуация | ||||||
Базовый уровень (выпускник научился) | ||||||
1. Применяет правила правописания | ||||||
2. Определяет (уточняет) написание слова по орфографическому словарю учебника | ||||||
3. Безошибочно списывает текст объемом 80-90 слов | ||||||
4. Пишет под диктовку тексты объемом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания | ||||||
5. Проверяет собственный и предложенный тексты, находит и исправляет орфографические и пунктуационные ошибки | ||||||
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) | ||||||
1. Осознает место возможного возникновения орфографической ошибки | ||||||
2. Подбирает примеры с определенной орфограммой | ||||||
3. При составлении собственных текстов перефразирует записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок | ||||||
4. При работе над ошибками осознает причины появления ошибок и определяет способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах | ||||||
Развитие речи | ||||||
Базовый уровень (выпускник научился) | ||||||
1. Оценивает правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения (на уроке, в школе, с людьми разного возраста и т.д.) | ||||||
2. Соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор) | ||||||
3. Выражает собственное мнение, аргументирует его с учетом ситуации общения | ||||||
4. Самостоятельно озаглавливает текст | ||||||
5. Составляет план текста | ||||||
6. Сочиняет письма, поздравительные открытки, записки и др. небольшие тексты для конкретных ситуаций общения | ||||||
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился) | ||||||
1. Создает тексты по предложенному заголовку | ||||||
2. Подробно или выборочно пересказывает текст | ||||||
3. Пересказывает текст от другого лица | ||||||
4. Составляет устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение) | ||||||
5. Анализирует и корректирует тексты с нарушенным порядком предложений, находит в тексте смысловые пропуски | ||||||
6. Корректирует тексты, в которых допущены нарушения культуры речи | ||||||
7. Анализирует последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносит их с разработанным алгоритмом | ||||||
8. Оценивает правильность выполнения учебной задачи: соотносит собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами и условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов) | ||||||
9. Соблюдает нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (электронная почта, Интернет и др. способы связи) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и формы оценивания образовательных результатов детей со сложной структурой дефекта
Учащиеся коррекционной школы VIII вида испытывают значительные трудности уже в процессе знакомства с новым материалом, еще более сложен для них период сохранения и применения полученных знаний и умени...
Методы и формы оценивания метапредметных результатов по русскому языку и математике по УМК «Планета Знаний» в соответствии с требованиями ФГОС. Комплексная работа-средство формирующего оценивания достижений метапредметных результатов в начальной школе
Внедрение ФГОС повлекло за собой изменения подходов к оцениванию достижений учащихся....
Методы и формы оценивания
Методы и формы оценивания...
Методы и формы оценивания
Система и критерии самооценивания учащихся начальных классов...
Методы и формы оценивания обучающихся с нарушением интеллекта по ФГОС.
В статье раскрываются и даются рекомендации по критериям оценивания продвижения обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере по ФГОС...
Структура оценки , методы и формы оценивания
Структура оценки , методы и формы оценивания...
Методы и формы оценивания образовательных достижений
Методы и формы оценивания образовательных достижений...