Доклад "Особенности организации работы с детьми с ОВЗ"
учебно-методический материал

Рощина Татьяна Валентиновна
В докладе представлены основные направления работы специалистов ДОУ, а также методы, формы и приемы работы с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете на тему

«Особенности организации работы с детьми с ОВЗ»

«Каждый ребенок пришел в этот мир

неслучайно…У него своя жизненная миссия.

И наш долг – помочь ему выполнить её».

(Ш. Амонашвили).

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с нарушением психофизического развития, нуждающиеся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.

Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы, которая происходит поэтапно, по определенному алгоритму и осуществляется психологом, логопедами, педагогами ДОУ.

Существуют основные направления коррекционно-педагогической работы специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ.

  1. Диагностический этап.

 Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребенка.

  1. Консультативно-проективный этап.

На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приемы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации. Каждый специалист выполняет определенные задачи в области своей предметной деятельности.

  1. Деятельностный этап.

В ходе этого этапа реализуются индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Занятия, проводимые специалистами, дают возможность создания обогащенной речевой среды, которая позволяет формировать все стороны речи (фонематическую, лексико-грамматическую, связную речь). Воспитатели проводят занятия в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, адаптация воспитанника в детском коллективе, формирование навыков самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организация игровой деятельности вне занятий, на прогулках.

  1. Консультативно-просветительское сопровождение семьи.

Родители являются полноправными участниками образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребенка в ДОУ. Включение родителей в коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.

У детей с ОВЗ как правило наблюдается:

 - низкий уровень развития восприятия;

 -отклонения в развитии внимания: неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения;

 - неравномерная работоспособность;

 - отклонения в развитии памяти: заметное преобладание

наглядной памяти над словесной, недостаточный объем и точность запоминания;

 - отставание в развитии познавательной деятельности: дети не владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, времени и пространстве;

 - нарушение поэтапного контроля над выполняемой деятельностью (дети часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу);

 - снижена потребность вощении как со сверстниками, так и со взрослыми;

 - нарушение речи;

 - нарушение мелкой и крупной моторики.

Количество детей с ОВЗ с каждым годом неуклонно растет.

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» воспитанников.

Чаще всего в нашей работе мы встречаемся с детьми с ОНР, ТНР, ЗПР, РАС, СДВГ и УО.

Мы педагоги первые, кто может заметить, что ребенок не такой, как все. Такие дети занимают намного больше внимания, чем их сверстники.

Первый шаг – это налаживание хорошего контакта с родителями. Если первый шаг пройден, в работе с ребенком будет виден прогресс в усвоении материала.

Второй шаг – взаимодействие со специалистами ДОУ. Учителя-логопеды, психолог с периодичностью посещают группы для диагностики и наблюдения детей.

Методы и формы работы с детьми с ОВЗ.

В своей работе мы используем фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

На протяжении дня применяем разнообразные формы организации детей.

Прогулка состоит из:

- наблюдений за природой;

 - подвижных игр;

 - труда в природе и на участке;

 - самостоятельной игровой деятельности.

Игры:

 - сюжетно-ролевые;

 - дидактические;

 - спортивные.

Эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ:

 - создание ситуации успеха;

 - дидактические игры;

 - игровые ситуации, способствующие развитию умения общаться с другими детьми;

 - использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

 - использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Рекомендации для педагогов по работе

 с детьми с ОВЗ.

Для ребенка с ОВЗ очень важно постоянное поощрение его взрослым за малейшие успехи – это развивает в нем веру в собственные силы и возможности.

Воспитателям следует помнить, что детям с ОВЗ необходимы особые методы и способы подачи информации.

Например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию детям необходима пошаговая инструкция, а не законченный образец рисунка. Таким детям зачастую требуется больше времени для выполнения задания, чем другим.

  1. Воспитатель не должен сравнивать «особого» ребенка с другими детьми;
  2. Наша задача через коллективные игры формировать позитивные свойства личности ребенка, мотивацию общения, которая обеспечит успешное развитие.
  3. Занятие необходимо строить на интересном материале, с большим количеством наглядности по принципу «от простого к сложному». Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
  4. На любом занятии требуется особый речевой режим (при наличии у ребенка тяжелых форм нарушения речи). Речь у воспитателя должна быть максимально четкая, разборчивая, без резкого повышения голоса, содержащая необходимое количество повторений, с подчеркнутым артикулированием.

Приемы социально-педагогической поддержки ребенка.

Снятие страха – «Ничего страшного»

Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…»

Авансирование – «У тебя получится…», «Ты сможешь…»

Усиление мотива – «Нам (тебе) это нужно для…»

Педагогическое внушение – «Приступай же…»

Высокая оценка детали – «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…»

Правила работы с детьми с ЗПР для воспитателя.

  1. Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
  2. Многократно повторять материал на занятиях.
  3. Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
  4. При проведении любого вида занятий или игр нужно помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
  5. Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
  6. Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания.
  7. Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
  8. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
  9. Не принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
  10. Использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
  11. Применять красивую, яркую наглядность.
  12. Речь воспитателя должна быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения.
  13. Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
  14. Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
  15. Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
  16. Учить анализировать свои действия, критично относиться к результатам своего труда.
  17. Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
  18. Установить доверительные партнерские отношения с родителями, внимательно относиться к запросу родителей, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
  19. При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог).
  20. При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).

Рекомендации педагогам по работе с детьми, имеющими нарушение речи.

  1. Уделяйте внимание созданию обстановки эмоционального благополучия детей в группе.
  2. Воспитывайте общее и речевое поведение детей, включая работу по развитию слухового внимания и сознательного восприятия речи.
  3. Расширяйте кругозор детей на прогулках, в режимных моментах, бытовых ситуациях.
  4. Уточняйте имеющийся словарь детей, расширяйте пассивный словарный запас, активизируйте его по лексико-тематическим циклам.
  5. Формируйте обобщающие понятия.
  6. Развивайте представления детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов.
  7. Обучайте детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.
  8. Развивайте общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.
  9. Развивайте память детей путем заучивания речевого материала разного вида.
  10. Развивайте диалогическую речь детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных, сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности, поручений в соответствии с уровнем развития.

Список литературы.

  1. Микляева Н.В., Головчиц Л.А., Виноградова С.И.

«Дети с ОВЗ в детском саду. Особенности комплексного сопровождения.» Изд-во АРКТИ, 2022г.

  1. Алехина С.В. «Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании». Психологическая наука и образование. – 2011. - №1.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Афонькина Ю.А., Усанова И.И., Филатова О.В. «Технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования», 2010.
  4. «Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики». Методическое пособие. Под ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. – МГППУ, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с детьми и родителями первоклассников

Программа "У школьного порога",Программа "Школа будущего первоклассника",Летняя адаптационная площадка,Работа с родителями....

Программа по организации работы с детьми по правилам дорожного движения

Настоящие методические рекомендации составлены в целях активизации урочной и внеурочной работы по профилактике детского дорожно­транспортного травматизма среди обучающихся и их родителей....

МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга      МАСТЕР-КЛАСС  на совме...

МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга      МАСТЕР-КЛАСС  на совме...

Организация работы с детьми «группы риска»

Статистика современности неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое, трое, а то и больше детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия, что позволяет обо...

Презентация "Организация работы с детьми с ОВЗ"

В презентации раскрывается опыт  работы школы с детьми с ОВЗ...

Организация работы с детьми ОВЗ

В статье рассмотрены организационно-педагогические условия успешной реализации Федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГ...