Формирование речевой компетенции учащихся на уроках
методическая разработка
Речевая компетенция — это свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechevoy_kompetentsii_uchashchihsya_na_urokah.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речевой компетенции учащихся на уроках
В настоящее время формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, так как существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. Конечно же, с ранних лет человек должен учиться владеть основными навыками: самостоятельно мыслить, искать наиболее правильные пути преодоления трудностей; владеть богатым словарным запасом, быть коммуникабельным, самостоятельно работать над собственным развитием. В связи с этим требования к русскому языку и литературе в школе включают формирование не только лингвистической, но и речевой компетенции школьников, связанной с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных речевых ситуациях.
Главная цель педагогической деятельности – формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком. Педагог должен обучать родному языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своей стране, к своим близким через языковую среду. Умение грамотно выстроить свою речь на высоком уровне возможно, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи.
Речевая компетенция – свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения.
Можно выделить следующие задачи педагога:
- Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);
- Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
#1042;ырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления.
В решении поставленных задач помогают разнообразные формы и методы, которые направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология “критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
К методам, ориентированным на устную коммуникацию, относятся
- Все виды пересказа
- Все формы учебного диалога
- Доклады и сообщения
- Ролевые и деловые игры
- Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов
- Обсуждение, дискуссия, диспут
- Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
К методам, ориентированным на письменную коммуникацию, относятся
- Сочинения и изложения
- Телекоммуникационные тексты, сообщения
- Участие в конкурсах сочинений
Урок – исследование – одна из форм совместной деятельности обучающихся и учителя. Главная цель урока-исследования заключается в получении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Метод исследования организуется на основе совместной (чаще групповой) деятельности обучающихся, что способствует потребности в межличностном общении и создает условия для их личностного роста. Работа в группах по 4 – 5 человек обеспечивает свободный обмен мнениями по предложенной проблеме, переход к оперированию знаниями.
Структура такого урока отработана и повторяет структуру любого научного исследования:
- мотивация,
- постановка проблемы, выдвижение гипотез,
- исследовательская работа в группах по поиску нужной информации систематизация, обобщение;
- представление найденных фактов, собственные выводы, проверка откорректированной гипотезы (если предполагалось выдвижение гипотезы),
- рефлексия.
Этап формулирования проблемы – самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса. От чего же зависит успех в создании проблемной ситуации? А.Н. Леонтьев, классик отечественной психологии, утверждает: «Актуальна только та проблема, с которой человек столкнулся в ходе собственной деятельности».
Алгоритм организации учителем встречи с проблемой на уроке русского языка можно представить в виде последовательности шагов:
- Актуализация имеющегося у обучающихся речевого опыта: создание учителем речевой ситуации (реальной или воображаемой) – предложение обучающимся действовать в этой ситуации (что-то сказать, написать или послушать, прочитать, а затем оценить написанное или прочитанное, сказанное или услышанное).
- Возникновение проблемы и её осознание: выполнение обучающимися предложенного речевого действия – обнаружение противоречия в заданной речевой ситуации.
- Формулирование проблемного вопроса: определение собственной цели учебно-познавательной деятельности, которая сводится к поиску ответа на возникшие проблемные вопросы, к решению учебной задачи.
Таким образом, технология урока-исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: дети учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).
Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Методическая разработка для учителей 1-х классов...
Мастер-класс "Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка, чтения. во внеурочной деятельности"
мастер-класс по формированию УУД...
Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»
Одной из главных задач работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...
Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»
Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и нав...
«Формирование речевой компетенции на уроках английского языка через использование современных образовательных технологий»
Предтавление педагогического опыта...
Формирование речевой компетенции на уроках русского языка
В презентации представлены пиёмы, которые используются на уроках русского языка. Некоторые из них придуманы мною. Думаю, материал интересен. Учителя могут попробовать применить их и проана...