Формирование речевой компетенции учащихся на уроках
методическая разработка
Речевая компетенция — это свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речевой компетенции учащихся на уроках
В настоящее время формирование речевой компетенции вызывает большой интерес, так как существует большая проблема, связанная с явным недостатком языкового воспитания, низкой языковой компетенцией большей части населения. Конечно же, с ранних лет человек должен учиться владеть основными навыками: самостоятельно мыслить, искать наиболее правильные пути преодоления трудностей; владеть богатым словарным запасом, быть коммуникабельным, самостоятельно работать над собственным развитием. В связи с этим требования к русскому языку и литературе в школе включают формирование не только лингвистической, но и речевой компетенции школьников, связанной с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных речевых ситуациях.
Главная цель педагогической деятельности – формирование языковой и речевой компетенций учащихся на основе коммуникативно-деятельностного подхода к процессу обучения, позволяющих на практическом уровне овладеть русским языком. Педагог должен обучать родному языку в тесной связи с нравственным воспитанием, прививать любовь к своей стране, к своим близким через языковую среду. Умение грамотно выстроить свою речь на высоком уровне возможно, если есть понимание и знание того, как с помощью разнообразных лексических и грамматических средств языка отражается окружающий нас мир, выражаются наши мысли и чувства. Как нужно пользоваться этими средствами, чтобы быть понятным окружающими, и как правильно понять смысл обращённой к тебе речи.
Речевая компетенция – свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения.
Можно выделить следующие задачи педагога:
- Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);
- Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
#1042;ырабатывать навыки создания новых текстов, повышать творческий потенциал учащихся, словесно-логического мышления.
В решении поставленных задач помогают разнообразные формы и методы, которые направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии мозговой штурм, технология “критического мышления”, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе – школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
К методам, ориентированным на устную коммуникацию, относятся
- Все виды пересказа
- Все формы учебного диалога
- Доклады и сообщения
- Ролевые и деловые игры
- Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов
- Обсуждение, дискуссия, диспут
- Выступления в качестве ведущих на мероприятиях
К методам, ориентированным на письменную коммуникацию, относятся
- Сочинения и изложения
- Телекоммуникационные тексты, сообщения
- Участие в конкурсах сочинений
Урок – исследование – одна из форм совместной деятельности обучающихся и учителя. Главная цель урока-исследования заключается в получении обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Метод исследования организуется на основе совместной (чаще групповой) деятельности обучающихся, что способствует потребности в межличностном общении и создает условия для их личностного роста. Работа в группах по 4 – 5 человек обеспечивает свободный обмен мнениями по предложенной проблеме, переход к оперированию знаниями.
Структура такого урока отработана и повторяет структуру любого научного исследования:
- мотивация,
- постановка проблемы, выдвижение гипотез,
- исследовательская работа в группах по поиску нужной информации систематизация, обобщение;
- представление найденных фактов, собственные выводы, проверка откорректированной гипотезы (если предполагалось выдвижение гипотезы),
- рефлексия.
Этап формулирования проблемы – самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса. От чего же зависит успех в создании проблемной ситуации? А.Н. Леонтьев, классик отечественной психологии, утверждает: «Актуальна только та проблема, с которой человек столкнулся в ходе собственной деятельности».
Алгоритм организации учителем встречи с проблемой на уроке русского языка можно представить в виде последовательности шагов:
- Актуализация имеющегося у обучающихся речевого опыта: создание учителем речевой ситуации (реальной или воображаемой) – предложение обучающимся действовать в этой ситуации (что-то сказать, написать или послушать, прочитать, а затем оценить написанное или прочитанное, сказанное или услышанное).
- Возникновение проблемы и её осознание: выполнение обучающимися предложенного речевого действия – обнаружение противоречия в заданной речевой ситуации.
- Формулирование проблемного вопроса: определение собственной цели учебно-познавательной деятельности, которая сводится к поиску ответа на возникшие проблемные вопросы, к решению учебной задачи.
Таким образом, технология урока-исследования позволяет достичь целей школьного образования в контексте компетентностного подхода: дети учатся самостоятельно анализировать ситуации, принимать оптимальные решения, решать проблемы, объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь, учатся учиться (определять цели, пользоваться разными источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать).
Как известно, конечная цель обучения русскому языку – это практическая грамотность, языковая и речевая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке (закреплению) практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/13/picture-295641-1379073910.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Методическая разработка для учителей 1-х классов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-330382-1383146327.jpg)
Мастер-класс "Реализация метапредметного подхода как основа для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка, чтения. во внеурочной деятельности"
мастер-класс по формированию УУД...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-427333-1396113620.jpg)
Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»
Одной из главных задач работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-348604-1385968709.jpg)
Аналитический отчет по самообразованию по теме: ": «Педагогическая компетентность в формировании речевой активности учащихся на уроках чтения»
Умения и навыки чтения формируются не только, как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и нав...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/22/picture-1179449-1616388488.jpg)
«Формирование речевой компетенции на уроках английского языка через использование современных образовательных технологий»
Предтавление педагогического опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/02/picture-1360044-1635851620.jpg)
Формирование речевой компетенции на уроках русского языка
В презентации представлены пиёмы, которые используются на уроках русского языка. Некоторые из них придуманы мною. Думаю, материал интересен. Учителя могут попробовать применить их и проана...