В течение последних лет одной из главных целей современного образования видится развитие личности ребёнка на основе развития компетенций. Тема моего исследования «Формирование познавательных компетенций учащихся через применение игровых технологий на уроках в начальной школе» неразрывно связана с темой опытно-экспериментальной работы «Формирование познавательных компетенций учащихся через совершенствование профессионализма педагогов в условиях системы непрерывного образования учащихся». Объектом исследования является познавательная деятельность школьников учащихся на уроках в начальной школе. Предмет исследования – игровые технологии как одна из форм организации познавательной деятельности младших школьников. Гипотезой исследования является предположение о том, что проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если: - игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся; - уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр). Цель исследования заключалась в теоретическом обосновании и апробации методики использования игровых технологий как одной из форм организации познавательной деятельности школьников на уроках в начальной школе. Достижение этой цели требовало решения следующих задач: 1. Провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы с целью выявления сущности игры. Определить подходы к проблеме исследования. 2. Изучить состояние практики использования игровых технологий на уроках в начальной школе. 3. Выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий. 4. Разработать игровые технологии, которые могут успешно использоваться при изучении нового материала на уроках. В своём докладе я остановлюсь на отражении своего опыта работы по теме исследования. Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходима, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает: • Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития • Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию • Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья. Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность. Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми нами, педагогами. Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания. Вот почему разные, на первый взгляд, игры-путешествия¬¬ – в «Математическую сказку» или «Заколдованный лес», в «Страну правописания», «Мир звуков и букв», на «Таинственный остров», «Неизвестную планету» и т.д., которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов. Я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе урока, применяя для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (мини-сочинения, кроссворды, сканворды, ребусы, анаграммы, предметные рисунки, урок-конкурс, урок-представление, урок-путешествие). На уроках стараюсь применять интерактивные методы в виде ролевой игры, игровых упражнений, проигрывание ситуаций, работа в группах, ассоциации, воспроизведение материала. Работа в группах. Игра «Незаконченное предложение». Закончи пословицу. Добрый человек,…что солнце и луна. Не желай зла другим,…сам будешь наказан. Добро совершить…никогда не поздно. Человек красив…делами. Красота сердца…дороже красоты лица. Словесные ассоциации. Работа в парах. - Доброта – это… Любовь – это… Счастье – это… Воспроизведение информации. Например, воспроизведение отрывка из сказки Х.К.Андерсена « Ромашка». Ролевая игра. (инсценирование: отрывки из сказок, произведений, ситуации) Применение интерактивных методов в игровой форме на уроках вовлекают в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания. Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры: «Анаграммы». Решите анаграммы НИАВД - ДИВАН АТСЕН - СЕНАТ СЕОТТ - ТЕСТО КАОЛД - ЛОДКА СЛОТ -СТОЛ РАКЫШ - КРЫША ГИАР -ИГРА КООН - ОКНО «Вставьте пропущенную букву и число». 1 В 5 ? А 3 Д ? «Ребусы». 1очка (одиночка) 1бор (разбор) ш1а (школа) ф1а (фраза) 2д (парад) 100Л(стол) 7Я (семья) и т.д. «Умозаключения» Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля); Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода); Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки); Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания); Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат); «Языковые пропорции». Чёрное – белое = огонь – … (вода). Война – смерть = … – жизнь (мир). «Звук играет в прятки» Подбери слово так, чтобы заданный звук стоял в разной позиции.(на первом, втором третьем месте.) Звук р - рот, арбуз, карман, астра. «Веселые бусы» Составь из букв, написанных в длинных бусах. Слова. Запиши получившиеся слова в коротких бусах. «Волшебные картинки» Дорисовать фигуры, чтобы получился интересный рисунок (3-5 минут), затем ответить на вопросы: «Кем будет (или чем будет) яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, и т.д. «Что бывает таким?» круглым высоким тяжелым прочным красным злым и т.д. Игры-сравнения Лист зеленый, как… Ваза глубокая. как.. «Незаконченные фразы» Карандаш – (грифель) Ручка-(стержень) Дом-(кирпич) Стакан – (стекло) Шайба – (клюшка) «Пятый лишний» 1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, болото. 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата и т.д. « Назови одним словом» Метла, лопата… Июнь, июль … Дерево, цветок… Окунь, карась… и т.д. Все эти игры и многие другие способствуют формированию познавательных компетенций на уроках литературы, русского языка, познания мира. На уроках математики применяю при закреплении, повторении, объяснении нового материала следующие игры: «Кто быстрее» (собрать из геометрических фигур предметы) «Найди ошибку» (100,200,300,500,600,400,700,900,800,1000) «Чей домик» (10, 20, 20, ?,40,?и т.д.) «Когда это было», «Соберем урожай», «Кто больше» (примеры) «Интеллектуальная разминка». Сколько пальцев на 2 руках? Сколько недель в месяце? Порядковый номер пятницы в неделе? Наименьшее двузначное число? Какого числа последний день года? « Продолжите числовые ряды» 1. 2 3 4 5 6 7… … 2. 9 8 7 6 5 4… … 3. 28 29 30 31 32 33 34… … 4. 3 5 7 9 11 13 … … «Провоцирующие задачи». На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? Крышка стола имеет 4 угла. Сколько будет углов у крышки, если один из них отпилить? 5. Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней? 24. У палки 2 конца. Сколько получится концов, если один из них отпилить? 4. Такие игры закрепляют знания детей, развивают логическое и конструктивное мышление, навык счета в уме. Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.
ЛИТЕРАТУРА : 1. О.А.Степанова. О.А.Рыдзе. «Дидактические игры на уроках в начальной школе» 2. Н.Винокурова «Интеллектуальные игры»
|