ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТАБЛИЧНОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ
статья

Общеизвестно, что одной из важных задач начального курса математики  является  формирование вычислительных навыков младших школьников, где одно из центральных мест принадлежит табличным случаям умножения и деления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_8.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ  В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТАБЛИЧНОГО УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ

Общеизвестно, что одной из важных задач начального курса математики  является  формирование вычислительных навыков младших школьников, где одно из центральных мест принадлежит табличным случаям умножения и деления.

Таблицу умножения в соответствии с программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам выпускника начальной школы дети должны усвоить на уровне навыка.

Как помочь детям легко и быстро выучить таблицу умножения и деления, какие средства использовать? Эти и другие методические вопросы в работе над таблицей умножения издавна интересовали ученых.

Узнать имя гениального математика, который первым додумался записать результаты умножения в виде таблицы, скорее всего, не удастся. Просто потому, что это пришло в голову сразу нескольким людям. В европейской культуре авторство таблицы умножения приписывается знаменитому греческому математику Пифагору  (570-490 годы до н.э.).

Впервые в школьную программу она была введена в Англии в конце Средних веков. Это была таблица умножения до 12, которую, кстати, юные британцы проходят и по сей день. А в Индии ученики до сих пор учат исходный вариант таблицы – до 20.

До V века строки таблицы загромождали слова «один раз», «дважды», «трижды» и т.д. Лишь в 6 веке таблицу привели к такому виду, который мы знаем, тогда в Европе появились арабские цифры. Ее стали называть Пифагоровой, по имени древнегреческого философа, жреца, геометра, математика Пифагора.

Роль и значимость данного материала для жизнедеятельности  человека велика, а значит, ее изучение постоянно находится в центре внимания теоретиков и практиков учебно-воспитательного процесса: разрабатываются новые средства обучения,  апробируются новые методы и приемы, формы.

В начальном курсе математике при изучении тем «Табличное умножение и деление» используются различные виды наглядных пособий:

1. Предметы окружающей среды. С первых же дней обучения детей действиям умножения и деления, а так же при составлении таблиц умножения и деления, предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве счетного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, счетные палочки и т. д.

2. Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации.

3. Счетные приборы. К этому виду наглядных пособий относятся счеты, абаки, калькулятор.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими, используемыми на уроках, выступает дидактическая игра.

При помощи таких игр учитель с легкостью сможет проверить как каждый ученик и класс в целом усвоили материал. Использование игр на уроках математики позволяет более творчески подходить к оценке знаний учащихся, привлекать к работе всех учащихся класса, способствует формированию интереса к предмету, активизирует мыслительную деятельность учеников, развивает смекалку и наблюдательность.

Вместе с тем, в последнее время особое место в образовательном процессе стали занимать информационно-коммуникационные технологии: компьютерные программы (компьютерные игры), разработанные для детей разных возрастных групп и по различным предметам и разделам данных дисциплин.

«Компьютерные технологии обучения - это совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью».

Скорость изменения информации, необходимой для адаптации и ориентировки в окружающей действительности, сегодня так высока, что необычайно остро стоит вопрос о формировании у ребенка уже на ранних этапах обучения оптимальных запаса знаний и способов деятельности, призванных обеспечить универсальность его образования.

Современные информационно-коммуникационные технологии обучения - совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

«Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творчества, как учителя, так и учащихся. На уроках математики можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Интерес к урокам математики значительно растёт».

Младшие школьники любят и хотят играть. В практике начальной школы используются различные развивающие игры, в том числе развивающие компьютерные игры играют важную роль в процессе усвоения и закрепления программного материала  в целом и по математике в частности, а так же позволяют осуществлять дифференцированный подход к обучению каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей; обеспечить полную «загруженность» детей на протяжении всего урока.

При изучении темы «Табличное умножение и деление» учителя часто прибегают к средствам ИКТ: используют презентации, различные тренажеры для запоминания таблицы умножения, тесты, игры, обучающие мультфильмы.

Так, например, детям предлагается игра-тренажер «Таблица умножения в мультиках». Данная обучающая программа позволяет детям быстро выучить таблицу умножения тремя разными способами с использованием картинок из мультфильмов, как отечественных, так и зарубежных.

Цель учащегося - открыть полностью изображение из мультфильма, допустив при этом минимум ошибок.

Игра-тренажёр «Учим таблицу умножения и деления с Ёжиком и Медвежонком» представлена в виде презентации для совершенствования приёмов табличного умножения и деления. Подходит для любого УМК. Можно использовать для индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Игра способствует развитию мотивации благодаря интерактивности, звуковым и видео фрагментам. Тренажёр состоит из 3 игровых сюжетов.

Программа «Таблица умножения» предназначена для изучения и совершенствования знаний таблицы умножения и деления учениками начальных классов.

Программа "Таблица умножения" поможет ученику быстро выучить таблицу умножения и деления.

Основные возможности программы "Таблица умножения":

1) Режим изучения таблицы умножения.

2) Режим изучения таблицы деления.

3) Проверка знаний таблицы умножения на время (4 уровня сложности).

4) Визуальное фиксирование результатов тестирования, что позволяет выявить наиболее слабые места в знании таблицы умножения.

Эти и многие другие различные игры, тренажеры используют не только учителя в своей работе, но и родители.

Использование ИКТ в процессе изучения табличного умножения и деления и затем  - формирования навыков, играет значимую роль и позитивно влияет на эффективность учебно-воспитательного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся. Количественные результаты эксперимента позволяют говорить о том, что качество выполнения заданий на знание таблицы умножения повысилось в экспериментальных классах по сравнению с контрольными в среднем на 30% - 40%.  Более того, по отзывам родителей «проведение времени детьми за компьютером приобрело полезный характер».

Использование игры в «современном» - компьютерном виде  активизирует процесс усвоение табличных случаев умножения и деления, делает процесс обучения интересным, разнообразным; позволяет  детям  увидеть «образовательную значимость» компьютера,  «оценить» его помощь в усвоении программного материала.

Методика изучения табличного умножения и деления имеет богатую историю. Использование компьютерных программ игрового характера позволяет проследить связь времен: «старые добрые» дидактические игры получают «новую жизнь» и находят свое место в современном образовательном процессе.

 Литература:

  1. Белая Н. В., Топор А. В. Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2015. — С. 94-98.
  2. Богомолова О. «Роль ИКТ на уроках математики» //Математика.-2008.-№ 22.-с. 5-8.-(«Первое сентября»)
  3. Саламатова Г.И.Элементы занимательности при изучении таблицы умножения.//Начальная школа.––№10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков табличного умножения.

Использование разнообразных приёмов при обучении и закреплении таблицы умножения.Формирование навыков  табличного умножения и деления у учащихся....

Использование игровых приемов в процессе формирования навыков самообслуживания у детей с комплексными нарушениями в развитии

Важной задачей в работе с детьми с множественными нарушениями в развитии является формирование культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту.Обучение детей навыкам самообслуж...

Новогодний урок по математике: "Решение задач с использованием табличного умножения и деления"

Данный урок математики  проводится в поледний день четверти, являясь одним из предпраздничных уроков - праздников. На уроке дети вспоминают решение задач с использованием табличного умножения и д...

«Решение задач на использование табличного умножения и деления»(с компонентом безопасного участия в дорожном движении для формирования функциональной грамотности учащихся)

laquo;Решение задач на использование табличного умножения и деления»(с компонентом безопасного участия в дорожном движении для формирования функциональной грамотности учащихся)...

Самостоятельная работа как фактор эффективности формирования навыков табличного умножения и деления в начальном курсе математики

Одной из важнейших составляющих учебного процесса педагоги считают самостоятельную работу. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Она дисциплинирует мысль, ро...