«Решение задач на использование табличного умножения и деления»(с компонентом безопасного участия в дорожном движении для формирования функциональной грамотности учащихся)
методическая разработка по математике (3 класс)

Герасимова  Дарья Петровна

«Решение задач на использование табличного умножения и деления»(с компонентом безопасного участия в дорожном движении для формирования функциональной грамотности учащихся)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет:                        Математика

Класс:                                3 класс

Тема:        «Решение задач на использование табличного умножения и деления»(с компонентом безопасного участия в дорожном движении для формирования функциональной грамотности учащихся)

Программа:                        УМК «Школа России», автор учебника «Математика 3 класс» Моро М.И., Бантова М.А.  и др.

Тип урока:                        Урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цель урока:        Организовать деятельность учащихся по решению текстовых задач изученных видов на понимание смысла арифметических действий умножения и деления.

Задачи урока:                        

Образовательные:        Активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся.

Закреплять знание учащихся таблиц умножения и деления чисел от 2 до 3.

Закреплять умение решать текстовые задачи изученных видов  на понимание смысла арифметических действий умножения и деления, в том числе отношений «больше/меньше в».

                        Расширять  знания учащихся об использовании  математических знаний в практических жизненных ситуациях.

Развивающие:        Формировать универсальные учебные действия.

Способствовать развитию ключевых компетенций учащегося.

Развивать эмоциональную сферу учащихся.

Развивать творческое мышление учащихся, внимание, воображение.

Развивать интерес учащихся к данной теме и к математике в целом.

Воспитательные:        Формировать навыки культуры группового общения, культуры поведения.

                        Воспитание ответственного отношения к безопасному участию в дорожном движении.

                        Формирование навыков  функциональной грамотности.

Индивидуальные достижения учащихся:

Планируемые результаты

Предметные:

  • Понимает смысл арифметических действий умножение и деление, в том числе отношений «больше/меньше в».
  • Выполняет арифметические действия умножение и деление устно
  • Сравнивать предметы и объекты на основе установления между ними соотношений «больше/меньше в»;
  • Решает простые и составные текстовые задачи в одно-два действия:

- моделирует и представляет задачу графически;

- планирует ход решения;

- записывает решение по действиям и с помощью числового выражения;

- анализирует решение;

-осуществляет поиск  другого способа решения;

- оценивает ответ: устанавливает его реалистичность, проверяет вычисления).

Личностные:

  • Умеет слушать.
  • Участвует в диалоговом общении с учителем.
  • Участвует в коллективном обсуждении при работе в парах, и в группах.
  • Строит продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
  • Оказывает  в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  • Проявляет учебно-познавательный интерес к теме и математике в целом.

Метапредметные:

  • Умеет работать с информацией,  содержащейся в тексте задач.
  • Приобретёт опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.
  • Познакомятся с ИКТ ресурсом learningapps.org, осознают его возможности для использования в собственной познавательной деятельности.

Универсальные  учебные действия

Регулятивные:

  • Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Принимает и сохраняет учебную задачу.
  • Участвует в планировании учебных действий.
  • Осуществляет самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности.
  • Делает выводы о результате совместной работы класса и учителя

Познавательные:

  • Осуществляет анализ текстовой задачи.
  • Строит рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.
  • Владеет алгоритмом решения задач изученных видов.

Коммуникативные:

  • Слушает и понимает речь других.
  • Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов  

Методы обучения:                наглядный, словесный, проблемно-поисковый.

Оборудование:                мультимедиапроектор, экран, компьютер с программой PowerPoint.

План урока:

  1.          Оргмомент - 2 мин
  2. Актуализация опорных знаний. Совместное целеполагание, смыслообразование  – 7 мин
  3. Закрепление знаний  в знакомой и в изменённой ситуации – 7 мин
  4. Физкультпауза – 3 мин
  5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации  – 18мин
  6. Рефлексия (подведение итогов урока) – 3 мин

Этапы работы

Задачи этапа работы

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I

Организационный

- установление взаимодействия между всеми субъектами на уроке

Цели для учащихся:

- настроиться на работу в рамках урока;

- установить эмоциональный доверительный контакт с педагогом и  друг с другом.

Цели и задачи для учителя:

- создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

Методы организации работы:

-диалоговое общение

-эмоциональная рефлексия

Форма организации работы: фронтальная

Приветствует учащихся

Проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё на месте? Всё в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки.

Если всё на месте есть,

Я прошу вас тихо сесть

Выдерживает паузу, проверяет визуально готовность детей к уроку

Эмоционально настраивает учащихся на урок.

- Мне интересно, с каким настроением Вы пришли на урок?

Давайте используем цветные карандаши и оценим свое настроение:

  • Если у вас отличное настроение, вам  интересно, что будет сегодня на уроке, и вы готовы общаться   – поднимите красный карандаш,
  • Ваше настроение хорошее, и вы готовы работать   – поднимите зеленый карандаш,
  • А если у вас настроение «не очень», вы не осень настроены на работу и общение» – прошу поднять синий карандаш.

Наблюдает за учащимися.

- Спасибо. Я рада, что у вас в основном отличное и хорошее настроение. Ваше настроение передалось и мне.

Давайте улыбнемся друг другу и начнем работу.

Приветствуют учителя

Проверяют свою готовность к уроку

Слушают учителя

Воспринимают информацию визуально на слайде и на слух

Участвуют в эмоциональной рефлексии

Личностные УУД

Навыки продуктивного общения и взаимодействия

Строят правильные ответы на поставленные вопросы

II

Актуализация опорных знаний. Совместное целеполагание, смыслообразование

- Обеспечить мотивацию учения;

- Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений)

- Обеспечить принятие целей урока

Цели для учащихся:

- включиться в учебно-познавательную деятельность;

- сформулировать вместе с учителем цели урока.

Цели и задачи для учителя:

- поставить перед учащимися учебную задачу, проблему;

- обеспечить совместное целеполагание;

- показать социальную и практическую значимость изучаемого материала;

- способствовать развитию  речи как показателю  интеллектуального и общего развития ученика.

Методы организации работы:

- диалоговое общение;

- интерактивное обучение

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах

- Ребята, что особенно нравится на уроках математики?

Я с вами согласна, на уроках математики, мы развиваем наш ум. Великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов так и говорил «Математика ум в порядок приводит», а так же мы  учимся применять полученные математические знания в жизни. Ведь в окружающем нас мире столько математики!

- Ребята, расскажите, как вы сегодня добирались до школы?

- Значит можно сказать, что все вы сегодня с утра были участниками дорожного движения.

- Как же связаны математика и дорожное движение, спросите Вы. Об этом Вы узнаете позже.

Вначале давайте проведем математическую разминку.

Ведь работа нам предстоит большая.

Математическая разминка

Я предлагаю Вам провести соревнование, чей ряд быстрее выполнит задание.

Три ряда – три команды.

На каждом ряду лежит карточка.

Она перевернута, не подсматриваем.

По моей команде ребята за 1 партой берут карточку и парой решают только одно любое задание, затем быстро передают следующей парте.

Ребята на второй парте также быстро парой решают одно любое из заданий и передают дальше. И так далее, пока ребята на последней парте не выберут свое задание.

Как только они это сделали они встают с места около парт.

 

- Готовы? Начали!

Устный счет по карточкам (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

После выполнения заданий всеми рядами, обращается ко вставшим ребятам.

- Ребята, вам выпало ответственное задание. Возьмите карандаш и сверьте ответы команды по эталону со  слайда. (Слайд 2)

Обращается к учащимся

- Команде какого ряда удалось выполнить без ошибок работу?

Если все ряды  без ошибок

- Молодцы! Присаживайтесь. Скоро мы приступим к выполнению нового задания. Но прошу немножко терпения.

ИЛИ

Если были допущены ошибки

-За ошибки я  вам назначаю штрафные задания. Но я их предложу позднее.

- А сейчас, мне интересно, какое задание осталось не выбранным у вас в карточке.

Я думаю, что это задача.

- Ребята, можете объяснить: почему?

Я с вами согласна: решение задач занимает больше времени.

- Чем отличается задача от любого другого задания? По каким элементам мы узнаем, что это задание задача?

Верно, у любой задачи есть условие и вопрос.

- По какому плану мы работаем над решением задачи?

  • Сначала читаем внимательно условие задачи.
  • Затем делаем понятную краткую запись или чертеж.
  • Рассматриваем вопрос задачи: сможем ли мы на него сразу ответить или надо сделать какие-либо действия?
  • Продумываем решение.
  • Записываем решение.
  • Записываем ответ.

План  работы над задачей появляется на доске

 (Слайд 4) 

- Ребята, а среди вас есть, кто затрудняется в решении задач? Поднимите руки, кто еще не очень любит задачи.

- Я уверена, что вы полюбите их решать. Надо только еще подучиться!

Этим я и предлагаю вам сегодня заняться!

А чтобы определить тему нашего урока нужно дополнить выражения.

 

Там дома, а там дороги.

Вам скажу, друзья, иначе

Будем мы решать…(задачи)

А помощник без сомненья

Здесь таблица…(умноженья)

- Ребята назовите  тему нашего урока.

Правильно. Тема урока «Решение задач на применение знаний таблицы умножения»

- Обратите внимание на предложенный список целей и выберите те, которые мы поставим на урок

Предлагает список задач на доске.

 (Слайд 6)

Спасибо. Можем продолжить работу.

Участвуют в диалоге с учителем:

Воспринимают информацию визуально на слайде и на слух

Участвуют в диалоге с учителем

Воспринимают информацию на слух

Участвуют в математической разминке.

Выполняют задания на скорость (соревновательный момент)

Участвуют в проверке по эталону

Воспринимают информацию визуально на слайде

Участвуют в диалоге с учителем

Воспринимают информацию визуально на плакате

Участвуют в диалоге с учителем

Воспринимают информацию визуально на плакате. Участвуют в планировании задач урока.

Познавательные УУД

Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.

Пользуются алгоритмом решения задач изученных видов

Умеют работать с информацией,  содержащейся в тексте задач.

Опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.

Регулятивные УУД

Определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Планируют учебные действия.

III

Закрепление знаний в знакомой и в изменённой ситуации

- Обеспечение восприятия, осмысления и закрепления учащимися изученного материала

- Обеспечить принятие целей урока

Цели для учащихся:

- В ходе активной учебно-познавательной деятельности продемонстрировать наличие знаний и владение способами действий

Цели и задачи для учителя:

- Организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

- Организовать условия для воспроизведения имеющихся  знаний и способов действий учащимися.

Методы организации работы:

- диалоговое общение;

- постановка и решение текстовой задачи;

- интерактивное обучение.

Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.

- Я надеюсь, вы не забыли о штрафных заданиях?!

Выполнять их будем письменно в тетради.

Начинаем работу в рабочих тетрадях.

- Откроем тетради.

Запишем дату. Классная работа. Упражнение  №1

- У вас на столах найдите желтую карточку. В ней содержатся задачи, с которыми мы будем работать в ходе урока

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

Прочитайте задачу №1.

«В автосалоне 27  машин, а на парковке в 3 раза меньше машин. Сколько  машин на парковке?»

Вызываем к доске одного человека.

- Прошу выйти одного человека, который  нам поможет разобрать решение задачи №1.

  • Что известно?
  • Что надо найти?
  • Составьте краткую запись
  • Что значит  понятие в 3 раз меньше?
  • Запишите решение  задачи.
  • Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась другим действием.
  • Измените вопрос задачи так, чтобы задача решалась в два действия?

Молодцы!

- Какие знания и умения мы использовали, чтобы решить задачу?

  • -Знание алгоритма решения задачи.
  • Знание таблицы умножения и деления на 3.
  • Умение сравнивать и определять отношение «больше/меньше в»

Выполняют указания учителя

Работают в рабочих тетрадях.

Помогают учащемуся у доски при озвучивании алгоритма решения задачи

Участвуют в диалоге с учителем

.

Познавательные УУД

Строят рассуждения в форме связи простых суждений по ходу решения текстовых задач.

Пользуются  алгоритмом решения задач изученных видов

IV

Физкультминутка

- Мне очень понравилось, как вы поработали над решением задачи.

Но думаю, что вы устали.

Проведем минутку отдыха.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

https://www.youtube.com/watch?v=ZD1tXxyU8Qw&feature=emb_logo

Выполняют двигательную физкультминутку

Личностные УУД

Навыки продуктивного общения и взаимодействия

V

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации  

- Актуализация изученных знаний.

- Актуализация субъектного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний, ценностных отношений)

Цели для учащихся:

- В ходе активной учебно-познавательной деятельности применять знания в измененных, новых ситуациях.

Цели и задачи для учителя:

- Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания

- Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

- Показать практическую значимость изучаемого материала;

Методы организации работы:

- диалоговое общение;

- интерактивное обучение

Форма организации работы: работа в группах

- Вы хорошо умеете решать задачи, я предлагаю вам пройти КВЕСТ. Да не простой квест, а квест для участников дорожного движения.

- Вы наверное заметили уже, что бейджи у вас отличаются. На них есть эмблемки (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), которые показывают в какую группу вы распределены

В квесте участвуют следующие группы:

  • Пешеходы города А
  • Водители города А
  • Инспектора ГИБДД города А
  • Пешеходы города Б
  • Водители города Б
  • Инспектора ГИБДД города Б

Вот ваше первое задание: Объединитесь  в группы, ребята на передних партах поворачиваются к ребятам сидящим сзади.

Рассмотрите ваш маршрут,  найдите «секретные» конверты.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

Откройте «секретные» конверты. Достаньте  зашифрованное послание. Что оно напоминает?

-Правильно, поле для собирания пазла.

Итак, чтобы прочитать секретное послание, надо собрать пазл

- Как вы думаете, где вы можете найти элементы пазла?

Правильно, в кармашках на вашем маршруте, но  для этого вам надо решить задачу.

Итак,  ваша  цель решить все задачи на маршруте и собрать пазл.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

  • Решаете задачу.                          (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)
  • Ответ  задачи  - это номер частички  пазла указанный на поле.
  • Наклеиваете данную часть  на поле с таким же числом.
  • Ваша цель заполнить все поле, то есть собрать пазл, и продемонстрировать  нам, что у вас получилось, то есть вывесить на доску.

- И не расслабляйтесь, я ограничиваю вас во времени. На прохождение квеста я даю 10 минут.

Команду, которая быстрее доберется до цели и верно соберет пазл,  ждет  сюрприз.

- Итак, ваша цель достигнута, если вы в отведенное время, 10 минут соберете правильно пазл.

- Ребята, прежде, чем приступить к прохождению квеста, давайте проговорим о правилах  работы в группе, которые помогут нам быстро и правильно справиться с заданиями.

- Как мы будем работать: Вместе и дружно!

Ну,  теперь вы готовы. Я отпускаю вас в квест. Время пошло!

Команды работают. Учитель контролирует работу, оказывает помощь при необходимости.

Если команда заканчивает раньше на  2-3 минуты, им выдаются « бонусное » задание

Работа команд закончилась.

- Давайте посмотрим, что у нас получилось.

На доске вывешиваются  знаки дорожного движения.

- Ребята, поднимите руки, кто узнал эти знаки? Какие это знаки?

Правильно, это знаки дорожного движения . Они помогают в том, чтобы дорожное движение было безопасно. А для этого, надо  уметь читать эти знаки.

- Давайте вместе их прочитаем.

- Ребята, какая задача показалась более трудной  и вызвала затруднение? Но вы ее решили?!

Я предлагаю разобрать аналогичную задачу, возьмите желтые карточки.

Запишите в тетради №2.

Прочитайте задачу. «В ремонте дороги участвовало 24 мужчин, а женщин в 3 раза меньше. Сколько всего работников учувствовало в ремонте дороги?»

  • Что известно в задаче?
  • Что надо найти?
  • Кто хочет поработать у доску?
  • Запишите краткую запись.
  • Решите задачу.

Воспринимают информацию на слух



Выполняют инструкции учителя.

Выполняют учебное задание в группах

Представляют результат работы групп

Участвуют в диалоге с учителем

Выполняют учебное задание

Личностные УУД

Навыки продуктивного общения и взаимодействия

Коммуникативные УУД:

Слушают и понимают речь других.

Договариваются и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов  

Познавательные УУД

Опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.

Регулятивные УУД:

Осуществляют самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности.

Делают выводы о результате совместной работы класса и учителя

VI

Рефлексия (подведение итогов урока)

Молодцы! Ну что же, наш урок подходит к концу. Предлагаю подвести итог.

  • Какие задачи мы с вами ставили в начале урока.
  • Что у нас получилось?
  • А над чем еще надо поработать?

(обращает внимание  ребят  к задачам, которые висят на доске, каждую задачу анализируете: получилось или не получилось, над этим стоит  продолжать работать)

Проводит  Арифметический диктант (устная работа)

  • Произведение чисел 6 и 3 , равно
  • Найти произведение чисел 5 и 7.
  • Увеличить 9 в 5 раз.
  • Уменьши 32 в 4 раза.
  • Делимое 35, делитель 7. Чему равно частное.
  • Увеличить 3 в 8 раз.
  • Если число 3  увеличить в 4 раз, получиться    
  • Уменьшить 48 в 8 раз.
  • Частное чисел 24 и 6 равен
  • Если число 35 уменьшить в 7 раз ,  получиться ….

- Спасибо, вам за работу. Вы замечательно работали и очень приятно меня удивили.

Поставьте сами себе оценку за урок в своей тетради.

  • «5» баллов – я был активным, у меня все получалось.
  • «4» баллов  -  я был активным, у меня многое получалось.
  • «3» балла, если тема для вас оказалась трудной и вам есть над чем поработать.

- А теперь с помощью карандашей покажите мне, и нашим гостям, свое настроение сейчас.

  • Если у вас отличное настроение, вам  было интересно на уроке – поднимите красный карандаш,
  • Ваше настроение хорошее, и вы рады, что были на уроке    – поднимите зеленый карандаш,
  • А если у вас настроение «не очень», что- то вам его испортило – прошу поднять синий карандаш

Участвуют в диалоге с учителем

Выполняют учебное задание устно

Оценивают собственную учебно-познавательную деятельность.

Рефлексируют свое настроение

Регулятивные УУД:

Осуществляют самоценивание собственной учебно-познавательной деятельности.

Делают выводы о результате совместной работы класса и учителя

VII

Домашнее задание

Спасибо за урок.

Записывают в дневник домашнее задание

Прощаются с учителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорта компетенций учащихся 5-9 классов в освоении навыков, обеспечивающих безопасное участие в дорожном движении"

"Паспорта компетенций учащихся 5-9 классов в освоении навыков, обеспечивающих безопасное участие в дорожном движении"...

Новогодний урок по математике: "Решение задач с использованием табличного умножения и деления"

Данный урок математики  проводится в поледний день четверти, являясь одним из предпраздничных уроков - праздников. На уроке дети вспоминают решение задач с использованием табличного умножения и д...

«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках ОРКСЭ в начальной школе»

Учебный предмет ОРКСЭ обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нрав...

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ БЕЗОПАСНОМУ УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ

Программа «Знатоки ПДД» является программой социально-гуманитарной направленности. В современной концепции обучения детей заложен принцип всестороннего развития личности ребенка. Данная пр...