Адаптированная рабочая программа 1 класс СИПР
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_1_klass_sipr.doc | 512.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Бурейского района
Новобурейская СОШ № 3
Специальная индивидуальная программа развития
(вариант 2)
для обучающегося 1 (дополнительного) класса
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
БЮДЖЕТНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
БУРЕЙСКОГО РАЙОНА
НОВОБУРЕЙСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №3
на 2020-2021г.
Учитель: Рогудеева Л.А.
2020 год
Структура СИПР
1.Общие сведения о ребёнке.
2.Психолого-педагогическая характеристика.
3.Индивидуальный учебный план.
4.Содержание образования.
4.1. Базовые учебные действия.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
5. Организация реализации потребности в уходе и присмотре.
6.Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР.
7. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
8.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
9.Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Отслеживание результатов обучения.
10. Приложение. 10.1. Часы самостоятельной работы родителей с учащимся.
10.2.Приложение. Календарно-тематическое планирование по предметам.
10.2.1. Речь и альтернативная коммуникация.
10.2.2. Окружающий природный мир.
10.2.3. Окружающий социальный мир.
10.2.4. Человек.
10.2.5. Математические представления.
10.2.6. Изобразительное искусство.
10.2.7. Музыка и движение.
10.2.8. Адаптивная физкультура.
10.2.9. Предметные действия.
10.2.10. Сенсорное развитие.
10.2.11. Двигательное развитие.
1. Общие сведения о ребенке
ФИО ребенка:
Возраст ребенка: 8 лет (12.01.2012 г.)
Место жительства: п.Новобурейский.
Мать:
Отец:
Год обучения в МОБУ Новобурейской СОШ № 3: 1
Ступень обучения:1
2. Психолого-педагогическая характеристика
Семья полная. Состоит из 4 человек. Мама – осуществляет уход за сыном, сестре – 8лет . Проживают в квартире со всеми удобствами. Семейные отношения хорошие. Ребёнка в семье принимают таким, какой он есть. Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. По заключению ТПМПК –средняя степень тотального недоразвития, дефицитарности опорно-двигательного аппарата, дефицитарности зрительного анализатора, тяжелых нарушений языковых и речевых функций. Мальчику рекомендовано обучение по индивидуальной программе развития (СИПР) с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребенка (ФГОС для УО детей . Вариант 2)
Алексей до школы не посещал детский сад. Мальчик передвигается с трудом, В течение некоторого времени удерживает вложенный в руку предмет. Взгляд на предмете фиксирует на некоторое время. Эмоциональное состояние ребенка неустойчивое. Реагирует на громкий звук и спокойную музыку. Понимает обращенную речь, отдельные слова. Соотносит себя с именем ,но эмоционально не реагирует на интонацию говорящего с ним. Характерно некоторое отсутствие словесных средств общения.
Правая рука менее рабочая. Левой рукой может держать предмет кратковременно, сжимать его. Предметы, попадающие к нему в руки, кусает, тянет в рот. Алексей самостоятельно принимает пищу, но это дается ему с трудом. Самостоятельно одеваться и раздеваться ребенок не может. Алексей обучается в 1 классе (на дому) со 01.09.2020г.
Взаимоотношения со сверстниками: со сверстникам не контактирует, т.к. на домашнем обучении.
Взаимоотношения с педагогом: от общения отказывается, вступает в тактильный контакт. Инструкции взрослого понимает, но внимание размытое, неустойчивое.
Особенности социальных контактов: отсутствие познавательной активности, частичное отсутствие речи.
Трудности в освоении норм поведения: не регулируемые смех и громкий крик.
Трудности в обучении: нет речи, не слышит, не видит (не фиксирует взгляд) учителя, но видеофильм смотрит, кратковременно фиксирует взгляд на экране и выражает эмоции, прижимает обе руки к груди (доволен).
Игровая деятельность: Не умеет «Сорока-Белобока», «Ладушки». Без тактильного воздействия учителя не может выполнять простые игровые действия с предметами, игрушками манипулирует, разбрасывает.
3.Индивидуальный учебный план МОБУ Новобурейской СОШ на 2020-2021 учебный год в рамках ФГОС НОО для обучающегося 1-го класса на дому (умеренная умственная отсталость).
Режим занятий: Обучение ведётся в режиме 5 – дневной учебной недели. Продолжительность одного занятия - 25 минут. Продолжительность учебного года - 33 учебных недели. Начало учебного года: 1 сентября 2020 года. Окончание учебного года: 25 мая 2021 года. Каникулы: по общей циклограмме школьных каникул. Дополнительные каникулы определены учебным графиком (февраль 2021г). Обучение на дому – это форма образования, которую ребёнок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, коррекционные занятия, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающуюся. Индивидуальный учебный план включает образовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям обучающейся имеющей ограниченные возможности здоровья, коррекционно – развивающие занятия, а также индивидуальные коррекционные занятия с психологом. Рабочие программы по учебным предметам, адаптированы для обучающегося с учётом особых образовательных потребностей и учитывают особенности его познавательной деятельности, содержат коррекционную составляющую. Они направлены на разностороннее развитие личности обучающегося.
№ | Предметная область | Учебные предметы | Количество часов в неделю | Часы самостоятельной работы |
Обязательная часть | ||||
1 | Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 2 | 1 |
2 | Математика | Математические представления | 1 | 1 |
3 | Окружающий мир | Человек | 1,5 | 1,5 |
Окружающий природный мир | 1 | 1 | ||
Окружающий социальный мир | 0,5 | 0,5 | ||
4 | Искусство | Музыка и движение | 1 | 1 |
Изобразительная деятельность | 2 | 1 | ||
5 | Технология | Предметно – практические действия | 1 | |
6 | Физическая культура | Адаптивная физическая культура | 1 | 1 |
Коррекционно-развивающие занятия | ||||
1 | Сенсорное развитие | 1 | ||
3 | Двигательное развитие | 1 | ||
Итого: предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка | 13 | 8 | ||
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Соблюдается охранительный режим дня. На занятиях происходит смена видов деятельности с целью предупреждения утомления ребенка. Каникулярное время и продолжительность учебного года в соответствии с ФГОС. В феврале для обучающегося есть дополнительные недельные каникулы. |
4.Содержание образования.
4.1. Базовые учебные действия. Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, умственной отсталостью направлена на формирование готовности ребенка к овладению содержанием СИПР и включает следующие задачи:
1.формирование учебного поведения: *направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
*умение выполнять инструкции педагога («возьми», «посмотри на меня», «покажи»);
*использование по назначению учебных материалов;
*умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2.Формирование умения выполнять задание:*в течение определенного периода времени,
*от начала до конца,
*с заданными качественными параметрами.
4.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий.
Пояснительная записка
Рабочая программа по организации учебного процесса составлена на основе:
ФГОС от 19.12.2014г. приказ № 1599, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, нацеленной на образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей.
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Формы организации учебного процесса:
Принцип построения уроков–занятий – коммуникативный, основанный на предметно-практической деятельности.
Организация и проведение уроков по предметам строится таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Уроки-занятия включают в себя практические упражнения.
Последовательность использования упражнений: практические упражнения; упражнения с картинками.
Виды деятельности учащегося на уроке:
- наблюдение;
- упражнения – по подражанию, по инструкции: двигательные,
аудиально-визуальные (слушание, показ);
- игры-имитации, жестово-образные игры;
- штриховка с помощью учителя;
- предметно-практическая деятельность: складывание, перекладывание, вставление, нанизывание, сминание, разрывание предметов.
Сроки освоения образовательной программы определяются индивидуальными возможностями конкретного ребенка.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, («академический» и формирование жизненной компетенции), задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками с учетом его индивидуальных возможностей и психофизического состояния, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.
Содержание образования специальной индивидуальной программы развития
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Домашова Алексея в силу его психофизических способностей .
Предметные области (учебные предметы):
Язык и речевая практика.
Речь и альтернативная коммуникация:
Цель: Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Развитие понимания обращенной речи. Развитие дыхания, голосовых реакций и речевой активности, интонированного лепета.
Описание возможных результатов обучения:
1) Овладение доступными средствами коммуникации и общения вербальными и невербальными.
- способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестом, взглядом, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (персональными компьютерами и др.).
2) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
Содержание.
Коммуникация.
Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком(словом).Привлечение к себе внимания звуком (словом).Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).Выражение согласия (не согласия) звуком (словом).Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы жестом, словом. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником. Прощание с собеседником звуком (словом).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответ на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия; приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия) , благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание) , ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.) Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, педагога. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание простых предложений из 2-3 –х слов.
Экспрессивная речь.
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Называние (употребление)звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих предмет (посуда, игрушки, одежда, обувь, животные) Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Называние (употребление) звуком, звукоподражанием, звуковым комплексом, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой.)
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством графического изображения (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи посредством графического изображения (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, игрушки, одежда, животные). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, игрушки, одежда).
Математика. Математические представления:
Цель: формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий), умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.
Описание возможных результатов обучения:
- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;
- ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты , помещения столовой, туалетной комнаты;
- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под).
«Окружающий мир». Человек:
Цель: Повышение уровня самостоятельности и независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Описание возможных результатов обучения:
- представления о собственном теле
- распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
- соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале
- отнесение себя к определенному полу
- умение определять «моё» и «не моё», выражать свои потребности
- формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым
- умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой)
- умение обслуживать себя: одеваться и раздеваться с прямой помощью взрослого, формировать навыки самостоятельного принятия пищи, умения пить из поильника, проситься в туалет и выполнять гигиенические процедуры
- сообщать с использование средств альтернативной коммуникации о последовательности режимных моментов.
Окружающий социальный мир:
Цель: Формирование коммуникативных навыков для социализации в общество, формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Описание возможных результатов обучения:
- адекватные манипуляции с предметами,
- по указанию взрослого формировать возможные адекватные действия с учебными предметами,
- представление о классной комнате, столовой, туалетной комнаты и расположенных в них предметах и объектах.
- формирование навыков приветствия со взрослым.
Искусство. Музыка и движение:
Цель: Эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни.
Описание возможных результатов обучения:
- умение различать и показывать доступные ребенку простые детские музыкальные инструменты;
- умение воспринимать музыку, эмоционально реагировать на нее;
- выполнение доступных ребенку движений под различный ритм музыки.
Изобразительная деятельность:
Цель: развитие самостоятельности, заинтересованности к предлагаемым заданиям, создание положительного эмоционального состояния, обеспечение игровой мотивации детской деятельности.
Формирование прослеживающей функции глаза, развитие кожно-мышечного анализатора, тактильных ощущений, слухового, зрительного восприятия, развитие специфических манипуляций, формирование сенсорных эталонов цвета, величины, формы. Развитие способности фиксировать взгляд на ярких изображениях, различиях предметов по величине, цвету, форме.
Описание возможных результатов обучения:
- формировать интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
- умение использовать инструменты с прямой помощью взрослого и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности;
- получение положительных эмоций от изобразительной деятельности;
- формирование доступных сенсорных эталонов.
Физическая культура.Адаптивная физкультура:
Цель: Повышение двигательной активности обучающегося и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Описание возможных результатов обучения:
- формирование умения выполнять общеразвивающие упражнения по подражанию, совместно со взрослым;
- формирование действий с мячом доступными способами с помощью взрослого;
- формирование умения ползать по ковровой дорожке, сохраняя целенаправленность движений.
Коррекционно – развивающие занятия.
В коррекционно-развивающие занятии включены основные направления:
- коррекция нарушений речи – 1 час,
- развитие общей моторики и мелкой моторики – 1 час.
Описание возможных результатов обучения:
- понимание обращенной речи, учебных инструкций;
- подготовка ребенка к нахождению и обучению на занятии, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию со взрослым;
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога по подражанию;
- использование по назначению доступных учебных предметов;
- умение выполнять совместные действия, действия по подражанию, доступные для ребенка имитационные действия.
Коррекционные курсы.
Сенсорное развитие:
Цель: Обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. Развитие слухового, зрительного, кинестетического восприятия, стимуляция голосовых реакций.
Описание возможных результатов обучения:
- обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы;
- развитие зрительного, слухового, тактильного, обонятельного и кинестетического восприятия;
- развитие зрительного восприятия (фиксация взгляда на объектах и предметах и т.д.).
Предметно-практическая деятельность:
Цель: Формирование простых доступных действий с различными предметами и материалами.
Развитие хватательной функции руки, укрепление мышц кистей рук, развитие кожно – мышечного чувства.
Описание возможных результатов обучения:
-формирование интереса к действия с предметами;
- освоение простых действий с предметами;
- умение следовать определенному порядку при выполнении предметных действий, орудийного назначения.
- овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания в быту, элементарных способов коммуникации, изобразительной, трудовой деятельности.
Двигательное развитие:
Цель: Работа по обогащению сенсомоторного опыта, поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений, освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
Описание возможных результатов обучения:
- мотивация двигательной активности
- поддержка и развитие имеющихся движений
-расширение диапазона основных доступных движений для профилактики возможных нарушений и обеспечения безопасности жизнедеятельности ребенка;
-освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
- формирование функциональных двигательных навыков, в том числе мелкой моторики;
- обогащение сенсомоторного опыта и ориентировка в микропространстве.
Альтернативная коммуникация:
Цель: Формирование коммуникативных речевых и неречевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Описание возможных результатов обучения:
Освоение доступных средств невербальной коммуникации:
- взгляд, мимика, жест, предмет, графическое изображение ,
- знаковая система (освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации);
- составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей совместно со взрослым для общения в школе и в других местах;
- освоение технических коммуникативных устройств необходимых для удовлетворения жизненных потребностей.
5. Организация реализации потребности в уходе и присмотре.
Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы развития для ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Уход предполагает выполнение следующей деятельности: уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, смена подгузника, мытье рук, лица, тела, чиста зубов и др.); выполнение назначений врача по приему лекарств; кормление и/или помощь в приеме пищи; сопровождение ребенка в туалете, высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком; раздевание и одевание ребенка, оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка; контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность); придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний), смена положений тела в течение учебного дня, в том числе с использованием ТСР (вертикализатор, кресло-коляска, ходунки, подъемник и др.). Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности материальных ценностей. Необходимость в присмотре возникает, например, когда у ребенка наблюдаются проблемы поведения вследствие РАС, нарушений эмоционально-волевой сферы: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; полевое поведение; проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения; в случаях эпилепсии, других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы не по назначению (например, для оральной стимуляции), что вызывает угрозу травмирования ребенка или повреждение, либо утрату предмета.
6. Перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий:
Задачи | Возможные мероприятия | дата | ответственный |
Психологическая поддержка семьи | индивидуальные консультации с психологом | 3 раза в год По запросу, по необходимости | Кл.рук. педагог-психолог |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | индивидуальные консультации родителей со специалистами, тематические семинары | По запросу, по необходимости 2 раза в год | Специалисты Завуч по УВР |
обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР | договор о сотрудничестве (образовании) между родителями и образовательной организацией; убеждение родителей в необходимости их участия в разработке СИПР в интересах ребенка; | Август Август-сентябрь В течение года | Директор Завуч по УВР, кл.рук |
обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации | договор о сотрудничестве (образовании) между родителями (законными представителями) и образовательной организацией; консультирование; посещение родителями уроков/занятий в организации; | Август- сентябрь В течение года | Администрация Завуч по УВР, педагоги |
организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения | личные встречи, беседы; просмотр и обсуждение; проведение открытых уроков/занятий | август, декабрь, апрель В течение года | Кл.рук., завуч по УВР |
7.Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Успешному образованию обучающихся во многом способствуют технические средства, к которым относятся ассистирующие / вспомогательные технологии. Для достижения ребенком большей самостоятельности в передвижении, коммуникации и облегчения его доступа к образованию необходимо использовать вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона имеющихся у него нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы).
Помимо вспомогательных функций, позволяющих ребенку получить адаптированный доступ к образованию, технические средства обучения (включая специализированные компьютерные устройства) дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствуют мотивации учебной деятельности, позволяют получить качественные результат, даже когда возможности ребенка существенно ограничены.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
специально подобранные предметы,
электронные средства (устройства, записывающие на магнитную ленту, электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).
предметов различной формы, величины, цвета,
изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.
Образовательной организации для осуществления трудового обучения обучающихся требуются:
сырье (глина, шерсть, ткань, бумага и др. материалы);
заготовки (из дерева, металла, пластика) и другой расходный материал;
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
При оценке результативности освоения обучающимся СИПР мы опираемся на критерии развития ребенка. Применяем метод наблюдения и метод экспертной оценки. Показатели самостоятельности представлены в таблице 1.
Показатели самостоятельности учащегося (ПС) | Условные обозначения |
Действие выполняется взрослым (ребёнок пассивен) | ! |
Действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | п п |
- с частичной помощью взрослого | п |
- по последовательной инструкции (по изображению или вербально) | и |
- подражая или по образцу | о |
- самостоятельно | с |
- узнает объект | у |
- не всегда узнает объект | н в у |
- не узнает объект | н |
Отслеживание результатов обучения.
Отслеживание результатов обучения представлены в таблице 2.
Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)). | Оценка результативности освоения СИПР | |
I | II | |
Предметные области и предметы | ||
Язык и речевая практика | ||
Речь и альтернативная коммуникация | ||
Элементарные движения на развитие органов артикуляционного аппарата | ||
Восприятие и понимание речи | ||
Выполнение одного действия по словесной инструкции («Иди сюда») | ||
Выполнение двух действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня») | ||
Выполнение одного, двух, трех действий по словесной инструкции («Иди сюда, посмотри на меня, сядь») | ||
Математика | ||
Математические представления | ||
Выбрать названный предмет из двух | ||
Выбрать названный предмет из двух | ||
Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов | ||
Указать названную часть тела | ||
Ориентировка в пространстве ДДИ | ||
Знание и реагирование на понятия «рядом», «около» | ||
Перемещение «косточек» по проволочной рамке | ||
Навыки невербального общения: | ||
Установление визуального контакта с собеседником | ||
Ориентация на лицо взрослого | ||
Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) | ||
Соблюдение коммуникативной и физической дистанции | ||
Адекватное использование мимики и выражения лица | ||
Искусство | ||
Изобразительная деятельность | ||
Сминание бумаги |
| |
Сгибание и разгибание бумаги | ||
Разрывание бумаги на части | ||
Раскатывание пластилина | ||
Деление пластилина на части | ||
Размазывание пластилина на плоскости | ||
Музыка и движение | ||
Умение сидеть на стуле и воспринимать музыкальное произведение | ||
Эмоциональная отзывчивость на музыку | ||
Реагирование на изменение громкости звучания музыкального произведения | ||
Реагирование на начало и конец музыки | ||
Реакция на учителя, воспитателя | ||
Умение следовать несложной словесной инструкции учителя | ||
Умение пользоваться невербальными средствами общения | ||
Человек | ||
Умывание (рук и лица, удерживая воду в руках – руки делать как лодочка, намыливать руки с тыльной и внутренней сторон, аккуратно смывать мыло водой, а затем вытирать руки полотенцем) | ||
Чистка зубов, пользование туалетной бумагой, | ||
Умение обращать внимание на действия по уходу за своим телом и одеждой | ||
Умение во время еды правильно удерживать ложку и есть, не проливая суп | ||
Пользование раковиной, водопроводным краном | ||
Умение пить из чашки и из стакана | ||
Умение надевать и снимать предметы одежды (обуви) | ||
Умение выполнять различные способы застегивания и расстегивания одежды, пользоваться молнией и «липучками», кнопками и пр. | ||
Умение класть вещи на место (учить вешать одежду и ставить обувь в свой шкафчик). | ||
Ежедневная гигиена тела | ||
Знание названий частей тела человека | ||
Физическая культура | ||
Умение показать себя (реакция на «я», свое имя) | ||
Реакция на учителя, воспитателя | ||
Умение следовать несложной словесной инструкции учителя | ||
Умение пользоваться невербальными средствами общения | ||
Коррекционно – развивающие занятия | ||
Артикуляционная (речевая) гимнастика | ||
Упражнения для языка | ||
Упражнения для губ | ||
Логопедические игры | ||
Коррекционные курсы | ||
Сенсорное развитие | ||
Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека | ||
Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете | ||
Фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него | ||
Прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад) | ||
Прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом | ||
Узнавание и различение цвета объекта | ||
Восприятие предметов по цвету: красный, желтый, белый | ||
Предметно – практические действия | ||
Сминание бумаги |
| |
Отрывание кусочков бумаги от целого листа | ||
Работа с бумагой (сгибание, разгибание) | ||
Складывание изделия, состоящего из 2-х деталей | ||
Разминание пластилина | ||
Размазывание материала по плоскости | ||
Лепка шариков | ||
Лепка «колбасок» из пластилина разного цвета | ||
Раскатывание между ладонями и расплющивание («печенье», «блины», «пирожки») | ||
Раскатывание прямыми и круговыми движениями, соединяя края «колбасок» («баранки», «сушки») | ||
Раскатывание пластилина или соленого теста между ладонями прямыми и круговыми движениями | ||
Пересыпание различных круп в емкости | ||
Встряхивание круп в пластмассовых ёмкостях | ||
Переливание воды из одной ёмкости в другую | ||
Захватывание, удерживание предмета | ||
Опускание предмета в коробку | ||
Закрывание коробок разной величины | ||
Бросание мелких предметов в коробку | ||
Работа с пирамидками | ||
Встряхивание предметов (погремушки, бубны, маракасы) | ||
Толкание предметов (мячи, коляски, машинки) | ||
Вращение различных предметов | ||
Нажатие на предметы (всей рукой, пальцем) | ||
Сжатие предметов (двумя руками, одной рукой, пальчиками) | ||
Подтягивание предметов за веревочку | ||
Двигательное развитие | ||
Выполнение движений головой | ||
Выполнение движений руками | ||
Выполнение движений пальцами рук | ||
Выполнение движений плечами | ||
Обучение опираться на предплечья и кисти рук | ||
Бросание и ловля мяча | ||
Изменение позы в положении лежа | ||
Изменение позы в положении сидя | ||
Изменение позы в положении стоя | ||
Обучение вставать на четвереньки | ||
Обучение ползать | ||
Обучение сидеть ровно | ||
Альтернативная коммуникация | ||
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами | ||
Привлечение внимания ребенка жестами | ||
Привлечение внимания ребенка изображениями | ||
Привлечение внимания ребенка речью | ||
Установление зрительного контакта со взрослым | ||
Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы) | ||
Реагирование на собственное имя | ||
Приветствие собеседника | ||
Обозначение желаний с использованием взгляда |
Расписание занятий на дому
1 урок 9.00-9.25 3 урок 10.15.-10.40 2 урок 9. 35- 10.00 4 урок 10.50-11.15
Организация учебного места обучающегося
При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка.
Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 20 – 30 минут, с перерывом 10 – 15 минут. Обучение проходит в одну смену.
Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год).
10. Приложение
10.1. Часы самостоятельной работы родителей с учащимся.
1. Речь и альтернативная коммуникация (1 час в неделю, 33 часа в год).
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Установление зрительного контакта с собеседником. | |
2 | Эмоциональный контакт с учителем. | |
3 | Реагирование на собственное имя. Поворот головы, жест, звукокомплексы на реагирование своего имени. | |
4 | Приветствие собеседника жестом (пожать руку), звуком. Пожатие руки или звукокомплекс на приветствие. | |
5 | Выражение своих желаний (жестом), звуком, словом «дай». Показ жестом, звуком или словом своего желания. | |
6 | Выражение просьбы о помощи жестом, звуком, словом «помоги». Показ жестом, звуком или словом просьбы о помощи. | |
7 | Выражение согласия жестом (кивок головы), словом «да». Показ жестом, звуком или словом своего желания. | |
8 | Выражение несогласия жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом «нет». Показ жестом, звуком или словом своего желания. | |
9 | Дыхательные упражнения без речевого сопровождения. Формирование правильного выдоха. | |
10 | Дыхательные упражнения с речевым сопровождением. Формирование правильного выдоха. | |
11 | Артикуляционная гимнастика (простые упражнения). Отработка артикуляционных упражнений для постановки звуков. | |
12 | Импрессивная речь. Различение по именам членов семьи, педагога. | |
13 | Понимание слов, обозначающих предмет: кружка. Узнавание и различение предмета (кружка) среди других предметов. | |
14 | Понимание слов, обозначающих предмет: ложка. Узнавание и различение предмета (ложка) среди других предметов. | |
15 | Понимание слов, обозначающих предмет: тарелка. Узнавание и различение предмета (тарелка) среди других предметов. | |
16 | Понимание слов, обозначающих предмет: стул. Узнавание и различение предмета (стул) среди других предметов. | |
17 | Понимание слов, обозначающих предмет: стол. Узнавание и различение предмета (стол) среди других предметов. | |
18 | Понимание слов, обозначающих предмет: яблоко, банан. Узнавание (различение) предметов: яблоко, банан. | |
19 | Понимание слов, обозначающих предмет: носки. Узнавание (различение) предмета: носки. | |
20 | Понимание слов, обозначающих предмет: куртка. Узнавание (различение) предмета: куртка. | |
21 | Понимание слов, обозначающих предмет: футболка. Узнавание (различение) предмета: футболка. | |
22 | Понимание слов, обозначающих предмет: брюки. Узнавание (различение) предмета: брюки. | |
23 | Понимание слов, обозначающих предмет: шапка. Узнавание (различение) предмета: шапка. | |
24 | Понимание слов, обозначающих предмет: ботинки. Узнавание (различение) предмета: ботинки. | |
25 | Понимание слов, обозначающих предмет: мяч. Узнавание (различение) предмета: мяч. | |
26 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: мой. Узнавание предметов, которые изучили: мой мяч | |
27 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: твой. Узнавание предметов, которые изучили: твой мяч | |
28 | Понимание простых нераспространенных предложений (Оля ест) и т.п. Проговаривание (звукокомплекс) и понимание простых нераспространенных предложений. | |
29 | Экспрессивная речь. Называние своего имени. Проговаривание (звукокомплекс) своего имени. | |
30 | Называние имен членов семьи. Проговаривание (звукокомплекс) имен членов семьи. | |
31 | Называние имени педагога. Проговаривание (звукокомплекс) имени педагога. | |
32 | Повторение пройденного. | |
33 | Повторение пройденного. |
В качестве комплекса артикулярной гимнастики можно рекомендовать следующие:
«Вкусное варенье» - движения широким языком по верхней губе вверх и вниз. Губы и нижняя челюсть неподвижны.
«Прятки» - не закрывая рот, язык отодвинут назад, кончик языка находится внизу.
«Закрытые ворота» - язык между зубами.
«Маятник» - медленное с постепенным ускорением движение языка вправо и влево, как маятник и др.
Для развития речевого дыхания и выработки плавного выдоха при произношении звуков речи следует проводить дыхательные упражнения без речевого сопровождения, например:
- поддувание листиков, бумажных ленточек; - раздувание углей в костре, дутье на чай, больное место, надувание шарика; - дыхательные упражнения с произношением звука.
2. Окружающий социальный мир (0,5 часа в неделю, 17 часов в год).
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Различение частей дома. Различение типов домов | |
2 | Различение частей дома. Различение типов домов | |
3 | Различение частей территории двора | |
4 | Соблюдение правил безопасности и поведения во дворе | |
5 | Различение электробытовых приборов | |
6 | Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором | |
7 | Различение аудио-, видеотехники и средств связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер) | |
8 | Различение наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый) | |
9 | Различение воздушного транспорта | |
10 | Знание профессий людей, работающих на транспорте | |
11 | Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) | |
12 | Различение инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор) | |
13 | Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.) | |
14 | Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла | |
15 | Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.) | |
16 | Узнавание улицы (проспекты, переулки) | |
17 | Повторение пройденного. |
3. Математические представления (1 час в неделю, 32 часа в год).
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Цвет, назначение предметов. Круг. | |
2 | Большой – маленький. | |
3 | Одинаковые, равные по величине. | |
4 | Слева – справа. В середине, между. | |
5 | Квадрат. Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. | |
6 | Длинный – короткий. Внутри – снаружи, в, рядом, около. | |
7 | Треугольник. Широкий – узкий. | |
8 | Далеко – близко, дальше – ближе, к, от. Прямоугольник. | |
9 | Высокий – низкий. Глубокий – мелкий. | |
10 | Впереди – сзади, перед, за. | |
11 | Первый – последний, крайний, после, следом, следующий за. | |
12 | Толстый – тонкий. | |
13 | Сутки: утро, день, вечер, ночь. | |
14 | Рано – поздно. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. | |
15 | Быстро – медленно. Тяжёлый – лёгкий. | |
16 | Много – мало, несколько. Один – много, ни одного. | |
17 | Давно – недавно. Молодой – старый. | |
18 | Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. | |
19 | Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ. | |
20-21 | Число и цифра 1. Число и цифра 2. | |
22 | Шар. | |
23-24 | Число и цифра 3. Число и цифра 4. | |
25 | Куб. | |
26 | Число и цифра 5. | |
27 | Брус. | |
28 | Точка, линии. | |
29-30 | Счет от 1 до 5. Число и цифра 5. | |
31-32 | Число и цифра 0. Итоговый урок. обобщение пройденного. |
4. Музыка и движение (1 час в неделю, 33 часа в год).
№ | Тема занятия | Дата |
1-2 | Как услышать музыку? | |
3-4 | Музыка осени. Мелодия – душа музыки | |
5-6 | Различение быстрой музыки | |
7-8 | Различение умеренной музыки | |
9-10 | Музыка осени. Мелодия – душа музыки | |
11-12 | Различение медленной музыки | |
13-14 | Музыкальные инструменты. | |
15-16 | Подпевание отдельных звуков (слогов, слов), повторяющихся звуков (слогов, слов) | |
17-18 | Песня. | |
19-20 | Движение под музыку в медленном темпе | |
21 | Движение под музыку в умеренном темпе | |
22 | Движение под музыку в умеренном темпе | |
23 | Движение под музыку в быстром темпе | |
24 | Движение под музыку в быстром темпе | |
25 | Танец | |
26 | Танец | |
27 | Сравнение тихой и громкой музыки | |
28 | Сравнение тихой и громкой музыки | |
29 | Звуки музыкальные и немузыкальные | |
30 | Звуки музыкальные и немузыкальные | |
31 | Прослушивание песен | |
32 | Композитор | |
33 | Прослушивание песен |
5. Изобразительное искусство (1 часа в неделю, 33 часа в год).
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Рисование предметов разной формы и окраски | |
2-3 | Рисование прямых линий (заборчик). Рисование косых линий (косой дождь) | |
4 | Рисование горизонтальных и вертикальных линий (лесенка) | |
5 | Рисование горизонтальных и вертикальных линий ( шахматная доска.) | |
6-7 | Рисование предметов шаровидной формы (воздушные шарики), ( машина с колесами) | |
8 | Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы (книга) | |
9 | Рисование предметов прямоугольной и треугольной формы (дорожный знак) | |
10 | Рисование несложного геометрического узора в полосе | |
11 | Сравнивание предметов по форме, величине, цвету, рисование этих предметов. | |
12 | Рассматривание иллюстраций в книге сказок. | |
13 | Сравнивание предметов по форме, величине, цвету, рисование этих предметов. | |
14 | Рисование несложных предметов, состоящих из нескольких частей (флажки) | |
15 | Рисование несложных предметов, состоящих из нескольких частей (бусы) | |
16-17 | Рисование растительных элементов (веточка ели), (лист) | |
18-19 | Рисование по памяти (после показа) несложных по форме игрушек | |
20-21 | Рисование с проведением диагоналей. Раскрашивание полученных треугольников в контрастные цвета | |
22 | Рисование с натуры игрушки – кораблика | |
23 | Рисование с натуры элементов строительного материала | |
24 | Рисование иллюстрации к сказке («Колобок») | |
25-26 | Рисование иллюстрации к сказке («Репка»). Рисование иллюстрации к сказке («Курочка Ряба») | |
27-28 | Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование «Я ракету нарисую» | |
29-30 | Кляксография на свободную тему. | |
31-33 | Рисунок на свободную тему. |
6. Адаптивная физкультура (1 час в неделю, 34 часа в год).
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Сжимание и разжимание кистей рук | |
2 | Сжимание и разжимание кистей рук | |
3 | Упражнения утренней зарядки | |
4 | Упражнения утренней зарядки | |
5 | Дыхательные упражнения и упражнения, направленные на формирование правильной осанки. | |
6 | Дыхательные упражнения и упражнения, направленные на формирование правильной осанки. | |
7 | Одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой | |
8 | Одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке, разгибание на другой | |
9 | Круговые движения кистью, руками, движения руками в разных направлениях | |
10 | Круговые движения кистью, руками, движения руками в разных направлениях | |
11-12 | Прыжки в длину с места. | |
13 | Медленный бег, чередование медленного бега с ходьбой. | |
14 | Медленный бег, чередование медленного бега с ходьбой. | |
15 | Наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения. | |
16 | Наклоны головы вперед, назад, в стороны, повороты и круговые движения. | |
17-18 | Наклоны и повороты туловища | |
19-20 | Ходьба с высоким подниманием колен вверх | |
21-22 | Приседание | |
23-24 | Равновесие. Стойка на носках. | |
25-26 | Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке | |
27-28 | Равновесие. Кружение на месте и в движении. | |
29-30 | Ходьба в умеренном темпе | |
31-32 | Спокойный бег с правильной координацией движений | |
33-34 | Ходьба и бег с правильной координацией движений |
7. Окружающий природный мир (1 час в неделю, 32 часа в год).
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. | |
2 | Части суток. Утро. День. Вечер. Ночь. | |
3 | Выходные дни. Отдых. | |
4 | Выходные дни. Отдых. | |
5 | Рабочие дни. Работа и учеба. | |
6 | Рабочие дни. Работа и учеба. | |
7 | Разнообразная деятельность в выходные дни. | |
8 | Наблюдения на прогулке. Наблюдения за окружающим миром. | |
9 | Разнообразная деятельность в рабочие дни. | |
10 | Работа и учеба. | |
11 | Растительный мир. Дерево. Узнавание (различение) растений. | |
12 | Растительный мир. Дерево. Узнавание (различение) растений. | |
13 | Растительный мир. Цветок. Узнавание (различение) растений. | |
14 | Растительный мир. Цветок. Узнавание (различение) растений. | |
15-16 | Растительный мир. Трава. Узнавание (различение) растений. | |
17-18 | Фрукты. Яблоко. Банан. Узнавание (различение) фруктов. | |
19-20 | Овощи. Лук. Морковь. Узнавание (различение) овощей. | |
21-22 | Домашние животные. Кошка. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. | |
23-24 | Домашние животные. Собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. | |
25-26 | Домашние животные: сравнение. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. | |
27-28 | Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание. | |
29-30 | Дикие животные. Сравнение. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Сравнение. | |
31-32 | Повторение материала. |
8. Человек (1,5 часа в неделю, 50 часов в год).
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Человек. Части тела человека. | |
2 | Человек. Части тела человека. | |
3 | Человек. Части тела человека. | |
4 | Человек. Части тела человека. | |
5 | Гигиенические навыки. Лицо человека. | |
6 | Гигиенические навыки. Лицо человека. | |
7 | Гигиенические навыки. Лицо человека. | |
8 | Гигиенические навыки. Лицо человека. | |
9 | Глаза человека. | |
10 | Глаза человека. | |
11 | Глаза человека. | |
12 | Глаза человека. | |
13 | Уши и нос человека. | |
14 | Уши и нос человека. | |
15 | Уши и нос человека. | |
16 | Уши и нос человека. | |
17 | Рот человека. | |
18 | Рот человека. | |
19 | Рот человека. | |
20 | Рот человека. | |
21 | Кожа человека. | |
22 | Кожа человека | |
23 | Кожа человека. | |
24 | Кожа человека | |
25 | Скелет и мышцы человека | |
26 | Скелет и мышцы человека | |
27 | Скелет и мышцы человека | |
28 | Скелет и мышцы человека | |
29 | Уход за руками. | |
30 | Уход за руками. | |
31 | Уход за ногтями. | |
32 | Уход за ногтями. | |
33 | Уход за лицом. | |
34 | Уход за лицом. | |
35 | Уход за волосами. | |
36 | Уход за волосами | |
37 | Уход за ушами. | |
38 | Уход за ушами. | |
39 | Уход за телом. | |
40 | Уход за телом. | |
41 | Называние своего возраста. | |
42 | Называние своего возраста. | |
43 | Рассказ о себе. | |
44 | Рассказ о себе. | |
45 | Рассказ о себе. | |
46 | Рассказ о себе. | |
47 | Знание о вредных привычках. | |
48 | Знание о вредных привычках. | |
49 | Знание о вредных привычках. | |
50 | Знание о вредных привычках. |
10.2. Календарно-тематическое планирование.
10.2.1. Речь и альтернативная коммуникация (2 часа в неделю, 66 часов в год).
№ | Тема занятия | Дата | |
План | Факт | ||
1 | Установление зрительного контакта с собеседником. | ||
2 | Эмоциональный контакт с учителем. | ||
3 | Реагирование на собственное имя. Поворот головы, жест, звукокомплексы на реагирование своего имени. | ||
4 | Приветствие собеседника жестом (пожать руку), звуком. Пожатие руки или звукокомплекс на приветствие. | ||
5 | Приветствие собеседника жестом (пожать руку), звуком. Пожатие руки или звукокомплекс на приветствие. | ||
6 | Выражение своих желаний (жестом), звуком, словом «дай». Показ жестом, звуком или словом своего желания. | ||
7 | Выражение своих желаний (жестом), звуком, словом «дай». Показ жестом, звуком или словом своего желания. | ||
8 | Выражение просьбы о помощи жестом, звуком, словом «помоги». Показ жестом, звуком или словом просьбы о помощи. | ||
9 | Выражение просьбы о помощи жестом, звуком, словом «помоги». Показ жестом, звуком или словом просьбы о помощи. | ||
10 | Выражение согласия жестом (кивок головы), словом «да». Показ жестом, звуком или словом своего желания. | ||
11 | Выражение согласия жестом (кивок головы), словом «да». Показ жестом, звуком или словом своего желания. | ||
12 | Выражение несогласия жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом «нет». Показ жестом, звуком или словом своего желания. | ||
13 | Выражение несогласия жестом (покачать головой из стороны в сторону), словом «нет». Показ жестом, звуком или словом своего желания. | ||
14 | Дыхательные упражнения без речевого сопровождения. Формирование правильного выдоха. | ||
15 | Дыхательные упражнения без речевого сопровождения. Формирование правильного выдоха. | ||
16 | Дыхательные упражнения с речевым сопровождением. Формирование правильного выдоха. | ||
17 | Дыхательные упражнения с речевым сопровождением. Формирование правильного выдоха. | ||
18 | Артикуляционная гимнастика (простые упражнения). Отработка артикуляционных упражнений для постановки звуков. | ||
19 | Артикуляционная гимнастика (простые упражнения). Отработка артикуляционных упражнений для постановки звуков. | ||
20 | Импрессивная речь. Различение по именам членов семьи, педагога. | ||
21 | Импрессивная речь. Различение по именам членов семьи, педагога. | ||
22 | Понимание слов, обозначающих предмет: кружка. Узнавание и различение предмета (кружка) среди других предметов. | ||
23 | Понимание слов, обозначающих предмет: кружка. Узнавание и различение предмета (кружка) среди других предметов. | ||
24 | Понимание слов, обозначающих предмет: ложка. Узнавание и различение предмета (ложка) среди других предметов. | ||
25 | Понимание слов, обозначающих предмет: ложка. Узнавание и различение предмета (ложка) среди других предметов. | ||
26 | Понимание слов, обозначающих предмет: тарелка. Узнавание и различение предмета (тарелка) среди других предметов. | ||
27 | Понимание слов, обозначающих предмет: тарелка. Узнавание и различение предмета (тарелка) среди других предметов. | ||
28 | Понимание слов, обозначающих предмет: стул. Узнавание и различение предмета (стул) среди других предметов. | ||
29 | Понимание слов, обозначающих предмет: стул. Узнавание и различение предмета (стул) среди других предметов. | ||
30 | Понимание слов, обозначающих предмет: стол. Узнавание и различение предмета (стол) среди других предметов. | ||
31 | Понимание слов, обозначающих предмет: стол. Узнавание и различение предмета (стол) среди других предметов. | ||
32 | Понимание слов, обозначающих предмет: яблоко, банан. Узнавание (различение) предметов: яблоко, банан. | ||
33 | Понимание слов, обозначающих предмет: яблоко, банан. Узнавание (различение) предметов: яблоко, банан. | ||
34 | Понимание слов, обозначающих предмет: носки. Узнавание (различение) предмета: носки. | ||
35 | Понимание слов, обозначающих предмет: носки. Узнавание (различение) предмета: носки. | ||
36 | Понимание слов, обозначающих предмет: куртка. Узнавание (различение) предмета: куртка. | ||
37 | Понимание слов, обозначающих предмет: куртка. Узнавание (различение) предмета: куртка. | ||
38 | Понимание слов, обозначающих предмет: футболка. Узнавание (различение) предмета: футболка. | ||
39 | Понимание слов, обозначающих предмет: футболка. Узнавание (различение) предмета: футболка. | ||
40 | Понимание слов, обозначающих предмет: брюки. Узнавание (различение) предмета: брюки. | ||
41 | Понимание слов, обозначающих предмет: брюки. Узнавание (различение) предмета: брюки. | ||
42 | Понимание слов, обозначающих предмет: шапка. Узнавание (различение) предмета: шапка. | ||
43 | Понимание слов, обозначающих предмет: шапка. Узнавание (различение) предмета: шапка. | ||
44 | Понимание слов, обозначающих предмет: ботинки. Узнавание (различение) предмета: ботинки. | ||
45 | Понимание слов, обозначающих предмет: ботинки. Узнавание (различение) предмета: ботинки. | ||
46 | Понимание слов, обозначающих предмет: мяч. Узнавание (различение) предмета: мяч. | ||
47 | Понимание слов, обозначающих предмет: мяч. Узнавание (различение) предмета: мяч. | ||
48 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: мой. Узнавание предметов, которые изучили: мой мяч и т.д. | ||
49 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: мой. Узнавание предметов, которые изучили: мой мяч и т.д. | ||
50 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: твой. Узнавание предметов, которые изучили: твой мяч и т.д. | ||
51 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак: твой. Узнавание предметов, которые изучили: твой мяч и т.д. | ||
52 | Понимание простых нераспространенных предложений (Оля ест) и т.п. Проговаривание (звукокомплекс) и понимание простых нераспространенных предложений. | ||
53 | Понимание простых нераспространенных предложений (Оля ест) и т.п. Проговаривание (звукокомплекс) и понимание простых нераспространенных предложений. | ||
54 | Экспрессивная речь. Называние своего имени. Проговаривание (звукокомплекс) своего имени. | ||
55 | Экспрессивная речь. Называние своего имени. Проговаривание (звукокомплекс) своего имени. | ||
56 | Называние имен членов семьи. Проговаривание (звукокомплекс) имен членов семьи. | ||
57 | Называние имен членов семьи. Проговаривание (звукокомплекс) имен членов семьи. | ||
58 | Называние имен членов семьи. Проговаривание (звукокомплекс) имен членов семьи. | ||
59 | Называние имени педагога. Проговаривание (звукокомплекс) имени педагога. | ||
60 | Называние имени педагога. Проговаривание (звукокомплекс) имени педагога. | ||
61 | Называние имени педагога. Проговаривание (звукокомплекс) имени педагога. | ||
62 | Повторение пройденного. | ||
63 | Повторение пройденного. | ||
64 | Повторение пройденного. | ||
65 | Повторение пройденного. | ||
66 | Повторение пройденного. |
В качестве комплекса артикулярной гимнастики можно рекомендовать следующие:
«Вкусное варенье» - движения широким языком по верхней губе вверх и вниз. Губы и нижняя челюсть неподвижны.
«Прятки» - не закрывая рот, язык отодвинут назад, кончик языка находится внизу.
«Закрытые ворота» - язык между зубами.
«Маятник» - медленное с постепенным ускорением движение языка вправо и влево, как маятник и др.
Для развития речевого дыхания и выработки плавного выдоха при произношении звуков речи следует проводить дыхательные упражнения без речевого сопровождения, например:
- поддувание листиков, бумажных ленточек;
- раздувание углей в костре, дутье на чай, больное место, надувание шарика;
- дыхательные упражнения с произношением звука.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Учебно-методический комплекс учителя:
1.Воронкова, В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1 – 4 классы / под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
2.Программа специальных(коррекционных) образовательных учреждений 8 вида .Подготовительный 1-4 классы (авторы - составители А.К.Аксёнова, Т.Н.Бугаева/под редакцией И.М.Бгажноковой – М.:Просвещение,2011г.)
3.Лапшин, В.А. Коррекционная педагогика в начальном образовании / В.А. Лапшин, В.А. Пузанов. – М.: Просвещение,1990. – 143 с.
4.Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 458с.
5.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
6.Строганова, Л.В Подсказки учителю в коррекционной работе с младшими школьниками / Л.В Строганова. - М.: Педагогическое общество России, 2007. – 112 с.
Учебно-методический комплекс для учащихся:
1.Кудрина, С.В. Окружающий мир: Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1 класс. / Кудрина С.В. – М.: Владос,
2010. - 65 с.
2.Кмытюк, Л.В. Ознакомление с окружающим миром: Тетрадь для учащихся 1 класса. / Л.В.Кмытюк, А.В.Усвайская. – М: Просвещение, 1998. – 64 с.
3.Худенко, Е. Д. Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида. 1класс. / Е. Д.Худенко., И. А.Терехова. - М.: Аркти, 2006. – 94 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
В соответствии с учебным планом специальных ( коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, с отклонениями в развитии ( для детей с ограниченными возможностями здоровья) реализуется...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Адаптированная раб...
Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) по СИПР для ученика 1 класса (обучение на дому)
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающегося с расстройствами аутистического спе...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математическое представление», 1 класс (СИПР)
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Математическое представление» для индивидуального обучения на дому учащейся 1 класса (СИПР)....
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнит...
Адаптированная рабочая программа СИПР 1 класс
Целью данной программы является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной...
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ ( СИПР)
Данная программа направлена на работу с детьми с тяжелой умственной отсталостью, помогает сформировать навыки самообслуживания...