Мастер-класс на тему "Использование ТРИЗ-технологии на уроках в начальной школе"
материал

Убашеева Оксана Бадмажаповна

Мастер-класс на тему "Использование ТРИЗ-технологии на уроках в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz-tehnologiya.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ТРИЗ-технологии на уроках в начальной школе.

В 2020 году я прошла курсы повышения квалификации в Всероссийском форуме «Педагоги России: инновация в образовании» по теме «Речевое и математическое развитие ребенка средствами ТРИЗ» и начала использовать ТРИЗ-технологию на уроках.

 За последние сто лет учёные сделали на 90% больше научных открытий, чем за всю историю, и их задачи от этого становятся всё труднее. Привычный метод проб и ошибок перестал действовать. В середине XX века изобретатель Генрих Альтшуллер открыл новый научный метод, которым теперь пользуется весь мир.

С 1946 по 1971 год Генрих Саулович исследовал более сорока тысяч патентов, чтобы понять логику изобретательства. В результате он выделил сорок приёмов, лежащих в основе любого изобретения. Так возникла теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Позже на её основе разработали универсальную систему обучения. 

С начала XXI века обучение по ТРИЗ-педагогике в России возрождается: открываются центры для детей и взрослых, издаются методические пособия, методы ТРИЗ снова используют в продвинутых школах и вузах.

Правильного ответа у задач в ТРИЗ-педагогике нет — вариантов может быть сколько угодно. Но есть определённый метод, которому нужно следовать.

Пример: Машина не может проехать под упавшим деревом, поскольку контейнер на сантиметр выше нижней балки. Для решения этой задачи используем ресурс пространства. В шинах автомобиля находится воздух. Если немного спустить его — машина проедет под деревом..

          Сейчас я вам покажу, как я использовала эту технологию на уроке литературного чтения на примере отрывка из поэмы  А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зеленый». 1 урок проводила по календарно-тематическому плану, а второй урок как внеклассное чтение.

Я применяла на уроке такой принцип использования ТРИЗ-Технологии- это Принцип объединения — соединение однородных объектов или операций, размещение одного объекта внутри другого.

А у Пушкина дуб объединяет всех персонажей и кладет начало удивительной истории.

После первого урока ученики уже познакомились с произведением, и учитель говорит: «Эту поэму А.С.Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней – в 1824 году. То есть это стихотворение написано 200 лет назад. Если бы было написано в наши дни, то какие вопросы задали бы А.С.Пушкину по этому стихотворению:

- почему место называется Лукоморье?

- почему русалка сидела на ветке и как она добралась до дуба, если у нее рыбий хвост?

- почему златая цепь на дубе том?

- почему кот ученый ходит по цепи?

- почему избушка стоит в лесу на курьих ножках и почему она без окон без дверей? Как туда попадала Баба-Яга?

- почему витязи выходят из воды?

- почему царь Кащей над золотом чахнет?

1. Почему место называется Лукоморье?

Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря – ЛУКоМОРье. Получается залив.

2. Кто такая русалка? Почему русалка сидела на ветке и как она добралась до дуба, если у нее хвост, как у рыб?

 а) Когда я объясняла детям, кто такая русалка, использовала на уроке Принцип обращения вреда на пользу — найти полезное применение вредному свойству объекта. Убрать один вредный фактор сложением с другими или усилить его настолько, чтобы он перестал быть вредным.  

 В наше время русалки и леший являются отрицательными сказочными мифическими существами. А во времена А.С.Пушкина т.е. в языческие времена русалки являлись берегинями, то есть духами-хранителями людей. Русалки оберегали людей от опасностей. Например, спасали маленьких детей, не давая им утонуть. Либо присматривали за ними, если те остались без родителей. Бродницы спасали детей от утопления, зорко следя за бродами. В этом они похожи чем-то на пенатов-богов-хранителей домашнего очага.

б) Как же русалка оказалась на дубе том? Раньше, если увидеть картины художников 18 века, у русалок были ноги, а не хвост как у рыбы. Они появляются в лесу на деревьях. Вот почему и у Пушкина «русалка на ветвях сидит». Особенно любят русалки качаться на ветках. Часто над водой или у колодца они расчесывают волосы, выходят на мост и поют песни. Именно из воды чаще всего они выходят на Русальной неделе и в воду же возвращаются. Русалки в поле следят за тем, чтобы никто не вредил посевам, не ломал колосьев и не отрясал с них цвет.

3.  Почему златая цепь на дубе том? Цепной Дуб находится недалеко от деревушки Альтон в графстве Стаффордшир. Говорят, что в начале 18 века местный граф Шрусбери возвращался в свое поместье через лес мимо раскидистого дуба, когда его повозку остановила нищенка. Она попросила у графа пару монет, однако тот грубо ответил на ее просьбу и приказал извозчику двигаться дальше, не обращая внимание на женщину. Нищенка же в ответ разразилась проклятиями и предрекла, что каждый раз, когда с красивого дуба у обочины будет падать ветка, будет умирать один из членов семьи Шрусбери. Легенда гласит, что в тот же вечер началась сильная гроза, ветер сломал ветку дерева, а у графа при загадочных обстоятельствах умер близкий родственник. Шрусбери, конечно же, поверил словам нищенки и решил заковать дуб в цепи, чтобы ни одна ветвь больше с него не упала.

а) Цепь — это человеческая судьба, а круг — это символ бесконечности от рождения до смерти и перерождения.

б) Цепь - это символ Солнца, которое движется вокруг земного шара, это показывает нерушимость мира, и это символ волшебной силы, т. к. золотые предметы обладают особой силой.

           Почему же цепь золотая?  Это единственный металл, на тот момент, который не был подвержен окислению и относительно легко добывался. Наука и техника еще не достигли тех высот, чтобы делать устойчивые к износу сплавы и добывать прочие, так называемые, благородные металлы. Поэтому оно и считалось символом бессмертия и залогом богатства и достатка, а из него делали монеты. Что бы они хоть как то сохранились с течением времени. Ну а добывали его из рек, простым намыванием.

            4. А почему кот ходит по цепи кругом: то направо, то налево? (предположения детей) Животное, ходящее по цепи, тоже выбрано не случайно. В славянской мифологии кот Баюн был проводником в загробную жизнь, он мог существовать во всех мирах и транслировал оттуда удивительные истории, которые неподвластны человеческому взору.

- Это не просто так: он символизирует смену для и ночи, смену правды и вымысла, а песнь - связана с правдой, с правой стороной; сказка – с левой стороной, с выдумкой.

5. Исследователи утверждают, что прообразом известной избушке на курьих ножках могла стать домовина, то есть небольшой дом с двускатной крышей, устанавливаемый над могилами. Назывались моровые избы, божедом. Люди приносили туда еду и вещи, чтобы сделать существование покойного более комфортным. В домике для этого делалось окно или же просто не возводилась четвертая стена. Такие дома для усопших чаще всего стояли на пеньках или деревянных сваях, которые обкуривались дымом. Именно поэтому опоры носили название «курьи», иными словами обкуренные ножки. Курицы тут не причем.

На уроке можно применить морфологический ящик. На уроках литературного чтения помогает составить портрет персонажа.

Также Триз-технологию можно использовать на других уроках:

Окружающий мир: использование приема ТРИЗ морфологический анализ, классификация предметов и явлений природы.

Я предлагаю вам посмотреть картинки и определить различия по признаку 1 и по признаку 2.

          Математика: используя принцип решения математических задач можно исследовать любую задачу, используя метод «смыслового видения».

          Например: За три дня рабочие отремонтировали 24 троллейбуса в первый день 8 троллейбусов, во второй 10. Сколько троллейбусов отремонтировали в третий день?

Разбор и решение задачи.

       Вопрос: Почему так получилось, что они три дня ремонтировали троллейбусы и каждый день по разному количеству?

Мама собрала 8 корзинок вишни, по 3 кг в каждой корзинке. Из 14 кг она сварила варенье. Сколько килограммов вишни осталось?

Решение: 1) 8 · 3 = 24 (кг.)

                  2) 24 – 14 =10 (кг.)

Ответ: 10 килограммов вишни осталось.

Вопрос:Что можно сделать с оставшими 10 килограммами  вишни?

           Используя разные технологии, принципы и методы обучения можно достичь высокие результаты:

  1. ученики будут участвовать в различных конференциях и занимать призовые места

2) получать грамоты и дипломы

3) получать сертификаты участия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...

Мастер – класс на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе»

В данной разработке я рассматривала подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения. Здоровьесберегающие обр...

Мастер-класс "Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"

Участники мастер-класса получат знания о формировании метапредметных УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные...

Мастер-класс на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.Ответ- Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говори...

мастер- класс по теме "Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

Цель данногог мастер - класса: показать наиболее эффективные приемы и методы работы с детьми на уроке на основе технологии системно-деятельностного подхода....

презентация мастер – класса по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)

презентация поможет провести мастер - класс по теме «Активные методы обучения на уроках в начальной школе» (на примере урока окружающего мира по теме: «В ледяной пустыне»)...