Мастер-класс "Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе"
учебно-методический материал на тему

 Ульянова Светлана Анатольевна

Участники мастер-класса получат знания о формировании метапредметных УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx39.28 КБ
Office presentation icon seminar_master-klass.ppt2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональный семинар

Тема: Школьная система оценки качества образования

в условиях реализации ФГОС

Мастер-класс

Тема: Формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Подготовила:

учитель начальных классов

первой категории

Ульянова С.А.

Цель мастер-класса: показать возможности формирования метапредметных универсальных учебных действий посредством использования личностно-ориентированного подхода на уроках в начальной школе

Задачи:

  • Проанализировать подходы к понятию УУД;
  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию метапредметных УУД посредством использования личностно-ориентированного подхода на различных этапах урока;
  • показать практическую значимость использования данных приёмов работы по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер – класса между собой;
  • повышение компетентности педагогов в освоении приемов педагогической технологии для формирования УУД.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер-класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран, презентация в Power Point, магнитная доска, раздаточный материал (Microsoft Office).

Продолжительность проведения: 30 минут

Целевая аудитория: учителя начальных классов, участники межрегионального семинара

План проведения мастер- класса:

  1. Постановка проблемы. Мотивация к деятельности.
  2. Такие разные универсальные учебные действия. Учимся определять и находить УУД
  3. Презентация педагогического опыта педагогом–мастером, практическая работа с учителями;
  4. Рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), обсуждение целеобразности  применения на уроках в начальной школе показанных приёмов по формированию метапредметных УУД с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании метапредметных УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

Ход проведения мастер-класса

Имя мастер-класса: «Хороших подходов к учению существует ровно столько, сколько существует хороших учителей...» (Д. Пойя)

I. Постановка проблемы. Мотивация к деятельности. 

Добрый день, уважаемые педагоги!

Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания Джон Дьюи «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдём у детей завтра».

Сегодня школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка  способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения.

ФГОС определяет новые требования к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования. Особое место в реализации ФГОС отводится формированию  универсальных учебных действий (УУД).

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий. Работать предлагаю группами, потому что вместе учиться интереснее. Команда – это сила!

II. Актуализация знаний

  1. Предлагаю вам выполнить небольшой мини-тест.

Давайте вспомним, что же является главным результатом современного образования?

- метапредметные результаты;

- умение учиться;

- предметные результаты;

- владеть современной информацией.

(Умение учиться, т. е полноценное освоение школьниками компоненетов учебной деятельности).

- Что такое учебное действие?

-Что такое УУД? (Это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации, вот почему они получили название универсальных.)

- Как вы думаете, в мире, каких действий мы сегодня побываем? (УУД)

- Главная цель вашей деятельности сегодня - научиться определять и находить УУД, анализировать учебные ситуации через разнообразные виды деятельности.

УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий.

На какие 4 группы делятся УУД?

  1. На столах лежат листы. Восстановите предложения.

- … УУД связаны с решением проблемы

- … УУД обеспечивают социальную компетентность.

- … УУД обеспечивают организацию собственной деятельности.

- … УУД определяют мотивационную ориентацию.

Проверьте свои предположения.

- Познавательные УУД связаны с решением проблемы

- Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность.

- Регулятивные УУД обеспечивают организацию собственной деятельности.

- Личностные УУД определяют мотивационную ориентацию.

На раздаточных листах Вы найдете краткую характеристику каждого УУД.

Познавательные действия (включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач).

Регулятивные действия (обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Коммуникативные действия (обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать.)

Личностные действия (позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов.

Формирование любого умения осуществляется в процессе деятельности.

3). Предлагаю поработать в паре или группе. Вам нужно, опираясь на свой профессиональный опыт, расставить действия, записанные на карточке, по порядку.

Алгоритм формирования УУД на любом уроке:

1) сформировать первичный опыт выполнения действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;

2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;

4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Этот алгоритм поможет вам формировать УУД на любом уроке.

III. Презентация педагогического опыта

Как сформировать УУД? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.

«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы учиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.

Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.

Но как?

Вот уже третий год я работаю по новым ФГОС. В самом начале работы по новым стандартам я задумалась, а как помочь детям ставить цели к каждому этапу урока, подводить итоги своей деятельности на уроке и как связать это с универсальными учебными действиями. Проанализировав литературу, для себя я выбрала следующее решение – таблицу «Универсальные учебные действия для обучающихся» (учебное пособие).

Все 4 группы универсальных учебных действий распределены по цветам: познавательный – синий цвет, коммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет и личностные – красный. У каждого ребёнка имеются по 4 круга этих цветов на парте. Из  Программы формирования УУД выписаны все УУД для первого класса и переформулированы на детский язык все учебные действия. И на каждом этапе уроке, ставя цель, дети опираются на эту таблицу, показывая при этом круг определённого цвета, или рисуют круги в тетради на полях). Это вошло в систему и дети без труда могут сказать, что будет формироваться на данном этапе урока. Такая же таблица составлена для 2 и 3 класса, учитывая требования Программы формирования УУД. (Стенд-таблица УУД в цвете) СЛАЙД …

IV. Представление фрагмента урока, имитационная игра

Какие универсальные учебные действия формируются  на каждом  этапе урока? Возьмём несколько этапов и поработаем вместе.

Сейчас я предлагаю вам фрагменты урока во 2 классе (программа «Школа 2100»). Урок открытия нового знания по теме «Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

(Педагог-мастер проводит урок. Педагоги объясняют, какие УУД на данном этапе урока формировались, используя цветовые круги).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! С каким настроением вы пришли на урок? Что вы ждете от урока?

Учитель: Начать урок я хочу с пословицы «Каждый день жизнь прибавляет частицу мудрости»
- Как вы её понимаете?

Формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (Коммуникативные и личностные УУД).

ΙI. Актуализация знаний.

Чистописание

Словарно-орфографическая работа (Орф. тетрадь с. 9-10, №1, 2,3,5)

С тропинки начинается широкая дорога.

- №5, крылатые выражения (работа в парах)

        

Новое задание «Отгадай зашифрованное слово!»

СЛАЙД ……

4  А   Б   Е   В            Ключ: Б-3; Г-2; А-1; В-4; А-3; В-2

3  Н   К  Л   П                Слово: корень

2  С   Т   Ь   О

1  Р   Д   М  И

    А   Б   В   Г

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, таблиц

Личностные УУД

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

III. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.

Работа по учебнику (или по СЛАЙДу ….. )

Кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 116.

– Чему удивился Петя Зайцев?

– Что такое корень? Значение слова (Подземная часть растения (Из Толкового словаря)

– У слова корень несколько значений. Как называются такие слова. (Многозначными.)

– Какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.)

Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план:

1. Что такое корень слова?

2. Однокоренные слова.

3. Значение корня.

Познавательные УУД

1. Находить ответы на вопросы по иллюстрации

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Личностные УУД

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Открытие нового знания.

1). Знакомятся со сказкой «Жил-был корень САД», Наблюдают за однокоренными словами, значением корня, записывают слова, самостоятельно делают выводы.

2). Работают в парах:

- проводят эксперимент-наблюдение. Закрыть в слове корень, определить смысл слова.

- игра «Я садовник». Образовать от корня -лес-, -зим- однокоренные слова. Взаимопроверка.

3). Выводы после выполненной работы, сопоставление с выводами учебника стр. 86

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

V. Закрепление знаний

Работа с текстом «Помощь птицам» (по индивидуальным картам)

- Прочитай текст. Выпиши из текста однокоренные слова, определи части речи. Попробуй подобрать свои однокоренные слова. Составь своё предложение.

Помощь птицам.

Наступила зима. Трудно приходится птицам. Зимой для них мало корма. Им голодно и холодно. Особенно страшен птицам голод. Поэтому птиц зимой нужно кормить. Ребята делают кормушки. Каждый день они приносят птичкам корм. 

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из текста.

2. На основе анализа объектов делать выводы.

VΙI. Итог урока

- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Какую же частичку мудрости приобрели вы на уроке?

- Какие понятия  мы повторили и узнали на нашем уроке? (обращение к плану на доске)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Познавательные УУД

1. На основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД

1. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VIII. Рефлексия

Наш с вами урок подошёл к концу. Чему мы учились сегодня на уроке? Что вы расскажите интересного об уроке своим родителям?

С помощью смайликов оцените свою работу на уроке.

Коммуникативные, Познавательные УУД Личностные УУД

Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение и позицию, используют устную и письменную речь для регуляции своего действия

V. Итог мастер-класса

Итак, изучив понятие метапредметность, проанализировав, к каким результатам следует стремиться, как научить учащихся овладевать универсальными учебными действиями приходим к выводу, что в соответствии с ФГОС второго поколения образовательный процесс направлен на развитие у обучающихся  способности использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности, планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. Метапредметные результаты – умение претворить в жизнь то, о чем ты узнал или чему научился, то, что пригодится тебе в жизни.

Реализация образовательных стандартов второго поколения предполагает новую роль учителя, а также использование «других», адекватных требованиям технологий, форм, методов.

        Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных   и личностных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!

VI. Рефлексия

Давайте поделимся впечатлениями о мастер-классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?

        Всем большое спасибо за интересное общение!

В файлах вы найдете буклеты-памятки по формированию УУД на уроках в начальной школе. Опорные таблицы по моделированию учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС

Используемые источники. 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002.
  3. Кудряшова М.Г. Приемы педагогической техники в начальной школе. Журнал "Начальная школа" №9, 2011
  4. Бобровникова С.В. Приемы педагогической техники для формирования универсальных учебных действий// http://www.menobr.ru/materials/46/37549/
  5. Теплова А.А. Что такое УУД? Характеристика универсальных учебных действий//kbr-my-school2.ucoz.ru/
  6. Чернова И.Ю. Универсальные учебные действия // sgls.admsurgut.ru/win/download/1630/

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроке в начальной школе

В данной презентации подобраны задания по УМК "Начальна школа 21 век" для формировнаия УУД....

Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе

Данная статья посвящена использованию ИКТ-технологий и ЦОР в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах....

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»

Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе. (Логическое действие сравнение)

Особенностью содержания современного начального образования является не только то, что ученик должен знать, запомнить и воспроизвести, но и формирование универсальных учебных действий. Именно они созд...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на методическом объединении учителей начальных классовпо теме«Формирование универсальных учебныхдействий на уроках в начальной школе»Чердонова Е.Ж.Учитель начальных классовСист...