Мастер- класс на тему "Приёмы рефлексии обучающихся на уроке в начальной школе"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер классе. Но сначала мне бы хотелось узнать ваше настроение.
-Если у вас отличное настроение, покажите карточку зелёного цвета,
Если хорошее- карточку желтого, а если плохое – красную.( При помощи смайликов)
- Итак, покажите свое настроение соответствующей карточкой. Спасибо, я очень рада, что вы пришли с отличным настроением.
В новых образовательных стандартах большое внимание на уроках и во внеурочной деятельности уделяется рефлексии. Исходя из этого,
тема моего мастер-класса «Приёмы рефлексии обучающихся на уроке в начальной школе».
Цель: «Повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельности обучающихся».
Но прежде чем начать выступление по данному вопросу, мне бы хотелось узнать, на каком уровне во владении теории о рефлексии находитесь сейчас вы? Покажите, пожалуйста, это на лесенке успеха с помощью человечка. (Показывают)(жёлтого цвета)
- В конце занятия мы ещё раз вернемся к лесенке успеха и сравним наши результаты.
- Чтобы достичь результата в обучении и воспитании, сформировать мотивацию, необходима совместная деятельность учителя и ученика. Поэтому, я вам предлагаю один из приёмов учебной мотивации.
- Я сейчас вам раздам по одному яблоку. Держите их в руках. Давайте обменяемся ими. Как вы видите, количество яблок у нас не изменилось. А вот если у каждого из вас есть идея, у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи. Давайте мы их подарим друг другу.
- А сейчас положите яблоки на край стола, они нам ещё пригодятся.
- Прежде, чем более подробно остановится на приемах рефлексии, выясним, что же такое рефлексия? А как вы понимаете значение этого слова? (Ответы)
Слово рефлексия происходит от латинского слова reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
-Рассмотрим основные виды рефлексии . Поступив в начальную школу, ребенок может оценить пока только своё эмоциональное состояние. Поэтому первый вид рефлексии :
1. рефлексия настроения и эмоционального состояния, которую целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности. Данный вид рефлексии мы с вами попробовали в начале нашего занятия при помощи смайликов.
На слайде вы видите ещё один вариант оценивания эмоционального состояния.
2.Следующий вид - рефлексия деятельности. Её можно использовать тогда, когда у ребёнка появится первоначальный багаж знаний.
Это вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
- К такому виду рефлексии относится «Лесенка успеха», мы этот вид уже применили, определили свой уровень знаний в начале занятия и вернемся к нему, когда будем определять его после обсуждения этой темы.
-В своей работе я использую ещё и такие приемы: наряди ёлочку, дерево успеха, волны успеха. Эти приемы связываю с сюжетом урока. На слайде вы видите приём «Наряди ёлочку» Данный приём был использован мной на одном из уроков Накануне Нового года. Аналогичный приём «Дерево успеха». Приём «волны успеха» я использовала на уроке математики «Морское путешествие». Вы видите 3 уровня: высокий, средний, низкий.
- Как же можно организовать деятельность обучающихся на уроке? Я использую фронтальную, индивидуальную, парную и групповую формы деятельности. Каждая из которых должна оцениваться.
- Я вам предлагаю разделиться на группы по цвету яблок. (красные и зеленые). Задание такое: поделитесь в группе друг с другом тем, как ваши ученики оценивают свою деятельность. Как только группа будет готова, возьмите друг друга за руки и поднимите вверх.
- А сейчас поделитесь своими идеями со всеми нами.
- Я вас хочу дополнить. С 1 класса мои ученики приучены оценивать свою работу с помощью знаков: +, /, - и листа самооценки. (на слайде)
3- Перейдем к рефлексии содержания учебного материала
Данный вид используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложении, с которым я предлагаю сейчас поработать:
На слайде перед вами начало фразы, вы должны её закончить. У вас есть возможность выбора той фразы, которая вам необходима в данный момент. (на слайде)
- Рассмотрев основные виды рефлексии, можно сделать вывод, что
рефлексия на уроке – это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
- Уважаемые коллеги, давайте вернемся к нашей лесенке успеха. На какую ступеньку вы поднялись после нашего занятия? (Покажите)
Я очень рада, что вы поднялись на лесенку выше.
- Кроме всего того, что мы сейчас рассмотрели, в своей практике можно использовать прием поезд ( рассказ) Поезд: На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагается опустить «весёлый смайлик» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять а «грустный смайлик» в тот, который символизирует задание которое показалось не интересным. Можно использовать один жетон.
«мишень».
Мишень Попробуем оценить свою деятельность, деятельность коллеги и учителя.
-Я надеюсь, что мой мастер-класс был актуальным, полезным, интересным и вы будете использовать данные виды рефлексии в своей работе. Спасибо вам за совместную работу и желаю вам творческих успехов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школы»
Мастер -класс по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...
Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »
Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....
Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»
Мастер – класс«Формирование универсальных учебных действийна уроках в начальной школе»...
Мастер – класс «Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе».
Познакомить участников с АМО.Углубить знания педагогов о АМО, алгоритме применения АМО.Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой....
Мастер-класс. «Развитие творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе»
Для учителей начальных классов....
Мастер-класс "Использование приёма "Облака слов" на уроках в начальной школе"
Интересный и весьма практичный приём, способствующий визуализации учебного материала....