Рабочая программа внеурочной деятельности «ВСЁ УЗНАЮ, ВСЁ СМОГУ»
материал (4 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
«ВСЁ УЗНАЮ, ВСЁ СМОГУ»
Общая характеристика программы
Программа состоит из семи модулей: знакомство с темой, выбор подтем (областей знания), сбор информации, завершение работы над темой, выбор проектов, работа над проектами, представление результатов работы. Она содержит пояснительную записку с описанием новизны, актуальности, целей и задач, а также перечень основных модулей c указанием количества часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий, примерное тематическое планирование и краткое содержание модулей.
Статус программы: программа формирования задатков ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность создана для учащихся 4-го классов начальной школы в связи с необходимостью обновления содержания современной школы в рамках реализации требований ФГОС и направлена на освоение деятельности, результатом которой будет умение учиться, т.е.
учить СЕБЯ.
Теоретическая основа:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (принята Приказом Минобразования России от 23.07.2002 г. № 2866).
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. – М.: Просвещение, 2008.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2008.
- Проект образовательной инициативы «Наша новая школа» / www.edy.ru
- Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. – Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Фёдоров», 2006 / www.mega.educat.samara.ru
В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по подготовке учебно-исследовательских проектов.
Основой для написания программы послужило учебное пособие по проектной деятельности в начальной школе «Всё узнаю, всё смогу», подготовленное авторским коллективом Образовательной системы «Школа 2100» (авторы А.В. Горячев, Н.И. Иглина).
Пояснительная записка
Современная школа требует освоения новых педагогических технологий, имеющих дело с развитием личности творческой и инициативой. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Программа проектной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» призвана решать данную проблему.
При использовании метода проектов в обучении усиливается роль межпредметного знания, которое вносит коррективы в мыслительный процесс школьников, включая их в широкую сеть знаний.
Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного. Новизна программы заключается в способе формирования задатков ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная проектная деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагогов и родителей. Отметим, что авторы данной программы придерживаются понимания компетентностей как результата образования. Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определённым набором (меню) способов деятельности.
Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов;
- обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации – формирование информационной компетентности);
- развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования – формирование коммуникативной компетентности;
- развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;
- формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств при выполнении проектной работы;
- развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме;
- формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством участия в конференциях, выставках, семинарах, самосовершенствование;
- формирование личностных ценностей, гражданской позиции, осознание принадлежности к истории и культуре своего народа;
- воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;
- формирование эстетического вкуса, культуры поведения через изучение культурного наследия.
В ходе учебного процесса по освоению основ проектно-исследовательской деятельности у детей формируется умение видеть, слышать, понимать, чувствовать другого человека. Ученики во время занятий учатся правильно выражать свои мысли, выдвигать гипотезы, вдумчиво обосновывать их.
Таким образом, обучение с использованием дополнительной образовательной программы «Всё узнаю, всё смогу» создаёт условия для саморазвития ребёнка и педагога.
Появление данной программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она предполагает решение педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Всё узнаю, всё смогу» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяют специфика содержания и возрастные особенности детей;
- осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- носит групповой характер, что будет способствовать формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в её содержание заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности.
Программа обеспечена учебным пособием для детей «Всё узнаю, всё смогу», (авторы А.В. Горячев, Н.И. Иглина).
Способы оценки результативности программы
Система контроля деятельности обучающихся способствует процессу реализации программы, помогает корректировать действия по организации образовательного процесса.
Оценка результативности дополнительной образовательной программы направлена на проверку формирования системы универсальных учебных действий (УУД) и определяется исходя из общей цели представленной программы и поэтапных задач. При этом необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности учащихся.
Для определения успешности, обучающихся используется система педагогической диагностики, которая даёт возможность оценить эффективность применяемых технологий и методик.
Входная диагностика в виде тестов или беседы проводится в начале обучения: определяется уровень знаний и способностей ребёнка; промежуточная диагностика (игры, кроссворды, тесты, выставки) – после изучения отдельных тем.
Итоговая диагностика в виде учебной конференции, фестиваля проектов (за год, за модуль, за весь курс обучения) определяет уровень освоения программы, то есть знания основ проектно-исследовательской деятельности и сформированность УУД. В процессе диагностики определяется способность ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Формы контроля результативности работы
- Собеседование с педагогом по основам поиска информации на заданную тему – это оценка умения работать с различными источниками информации (можно осуществить на занятиях в классе, но более действенно проводить в библиотеке или в музее).
- Карточки с вариантами ответов для проведения тематических опросов служат для проверки знаний, умений, навыков.
- Самостоятельные творческие задания, выполняемые учениками во внеурочное время при поддержке родителей или педагогов, используют для оценки умения работать с различными источниками информации (целесообразно использовать при значительном объёме программного материала и ограниченном количестве учебных часов).
- Кроссворды и викторины, содержащие теоретические и практические вопросы (работа с источниками информации, этапы проектной работы, основы исследовательской деятельности, правила проведения наблюдений, анализ результатов, основы оформления выполненной работы и т.д.), необходимы для проверки формирования системы универсальных учебных действий.
- Игры-соревнования по выявлению способности детей самостоятельно ставить учебные цели, намечать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
- Зачёт (задания по теории и по практическим навыкам) – комплексная форма контроля знаний и умений обучающихся.
- Участие в конкурсных программах, фестивалях, фотовыставках – это оценка знаний, умений и навыков по всему комплексу освоения содержания программы на определённом этапе (уровень мотивации, теоретическая подготовка, знания из области общеобразовательных дисциплин, владение элементами методик исследований и способность к обобщению).
- Результаты участия в конкурсах проектно-исследовательских работ – показатель степени формирования ключевых компетентностей.
- Анкетирование (в т.ч. для родителей).
- Сохранность состава группы учащихся, занимающихся по данной программе, и посещаемость занятий – показатель результативности работы.
В ходе реализации программы могут быть использованы и другие формы контроля в соответствии с особенностями детского коллектива.
Литература
- Борзенко, В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности / В.И. Борзенко, А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. – М. : Народное образование, 2001. – С. 80–88.
- Горячев, А.В. Всё узнаю, всё смогу / А.В. Горячев, Н.И. Иглина. – М. : Баласс, 2011.
- Гузеев, В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. – № 6.
- Дьюи, Дж. Демократия и образование / Дж. Дьюи ; пер. с англ. – М. : Педагогика-Пресс, 2000. – 384 с.
- Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-публицистический журнал. – Редакция «Народное образование».
- Методология учебного проекта // Материалы городского методического семинара. – М. : МИПКРО, 2001. – 144 с.
- Новикова, Т.Г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.Г. Новикова // Народное образование. – 2000. – № 7. – С. 151–157.
- Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – № 4. – С. 52–55.
- Пахомова, Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска / Н.Ю. Пахомова // Учитель. – 2000. – № 1. – С. 41–45.
- Перелыгина, Е.А. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся начальной школы : методическое пособие / Е.А. Перелыгина, И.С. Фишман. – Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Фёдоров», 2007.
- Поддьяков, А.Н. Дети как исследователи / А.Н. Поддьяков :
[Психол. аспект] // Magister. – 1999. – № 1. – C. 85–95.
- Савенков, А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников / А.И. Савенков. – 2002. – № 1. – С. 34–45.
- Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И.Д. Чечель. – М. : Сентябрь, 1998.
Ресурсы сети Интернет по проблемам проектной и исследовательской деятельности:
- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- http://schools.keldysh.ru/labmro – методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
- http://www.educom.ru/ru/documents/archive/www.researcher.ru – портал исследовательской деятельности учащихся при участии Дома научно-технического творчества молодёжи МГДД(Ю)Т, Лицея 1553 «Лицея на Донской», Представительства корпорации Intel в России, «Физтех-центра» Московского физико-технического института. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся учёных и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернетресурсы.
- http://www.issl.dnttm.ru/ – сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
- http://www.konkurs.dnttm.ru/ – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
Должен знать:
– требования техники безопасности во время экскурсии, прогулки на природу;
– историю развития понятий время и школа
– устройство жилища древних славян, оформление домов и материалов для их строительства, устройство деревенской избы и назначение хозяйственной утвари;
– значение терминов: деревня, село, пустошь, селище, город, городище;
– понятия: исторический источник (вещественный, письменный, устный), фоно- и видеозапись, наследие, памятник, музейный предмет, экспозиция;
– общие представления о проекте: определение, особенности работы, виды проектов и их отличительные черты, особенности групповой, поисковой, исследовательской работы, этапы работы над проектом (создание проектного продукта), способы работы с источниками информации и обработка собранного материала, методы подготовки устного выступления;
– основные понятия проектно-исследовательской деятельности: цель, задачи, двухкомпонентная организация деятельности, дисциплина и свобода выбора.
Должен уметь:
– соблюдать правила техники безопасности во время экскурсии, прогулки на природу;
– различать виды транспорта – индивидуального и пассажирского, соблюдать правила поведения на дорогах (дорожнотранспортные);
– различать жилище, предметы быта по принадлежности к определённому сословию;
– объяснять значение изучаемых терминов, понятий и правильно использовать их в текстовой части проекта или при выступлении;
– использовать знания из области общеобразовательных дисциплин;
– определять вид проекта, отличать текущие повторяющиеся процессы (операции) от проектов, определять последовательность действий в ходе работы, то есть поэтапно решать проектные задачи;
– основные понятия проектно-исследовательской деятельности: цель, задачи, двухкомпонентная организация деятельности, дисциплина и свобода выбора.
– выполнять исследования, наблюдать объект визуально, отмечать его особенности, местонахождение, создавать макеты проектного продукта;
– показать полноту знаний по пройденной теме, применять полученные знания на практике;
– закреплять знания, полученные в ходе занятий, с помощью решения занимательных заданий, викторин, кроссвордов, шарад, отгадывания загадок.
Тематический план занятий
- класс
№ | Тема занятия | Дата |
Проект « ВРЕМЯ» | ||
Модуль 1. Знакомство с темой | ||
1 | Организация проектной деятельности (повторение): особенности групповой работы, этапы работы над проектом, виды проектов и т.д. Реклама темы. Информационный материал по предлагаемой теме. Выбор общей темы | 03.09 |
2 | Значимость предлагаемой темы лично для каждого ученика. | 10.09 |
Модуль 2. Выбор подтем | ||
3 | Выбор и обсуждение учениками индивидуальных тем, связанных с общей темой: меры времени, приборы для измерения времени, «внутренние часы» и т.д. Определение временных интервалов работы над темой. Составление плана работы (общего и индивидуального) | 17.09 |
Модуль 3. Сбор информации | ||
4 | Обзор источников информации по теме. Работы в библиотеке (книги, пособия, справочники, энциклопедии). Составление списка литературы | 24.09 |
5 | Работа с информационными источниками (интернет-ресурсы). Список сайтов, выбранных для работы | 01.10 |
6 | Подбор материала по выбранной теме | 08.10 |
7 | Анализ и обработка собранного информационного материала. Оформление списка литературы | 15.10 |
Модуль 4. Завершение работы над темой Оформление информационных листов | ||
8 | Правила оформления текстовой части работы (повторения). Обмен опытом по сбору информации. Оформление работы – информационный проект | 22.10 |
Модуль 5. Выбор проектов | ||
9 | Повторение: отличительные черты и особенности работы над групповым проектом. Этапы работы над проектом. Выбор темы проекта (продукта проектной деятельности) | 29.10 |
Модуль 6. Работа над проектами | ||
10-11 | Изготовление моделей часов, выпуск газет, создание информационных проектов, организация мероприятий | 12.11-19.11 |
12 | Оформление проекта. Подготовка к представлению проекта (доклад, презентация) | 26.11 |
Модуль 7. Представление результатов работы | ||
13 | Представление результатов работы: модели, мероприятия, исследования | 03.12 |
14-15 | Обобщение материала по работе над проектом. Оформление альбома «История нашего класса» | 10.12-17.12 |
Проект «ШКОЛА» | ||
Модуль 1. Знакомство с темой | ||
16 | Организация проектной деятельности (повторение). Реклама темы (информационный материал по теме). Выбор общей темы | 24.12 |
17 | Определение значимости предлагаемой темы лично для каждого ученика. | 14.01 |
Модуль 2. Выбор подтем | ||
18 | Выбор своих тем (подтем) в рамках общей темы: традиции нашей школы, школьная жизнь, школа в Средние века, школьные профессии и т.д. Обсуждение содержания этих тем и составление плана работы (общего и индивидуального) | 21.01 |
Модуль 3. Сбор информации | ||
19-20 | Работа с источниками информации (книги, компакт-диски, энциклопедии, интернет-ресурсы, музеи, библиотеки, наблюдения, интервью) | 28.01-04.02 |
21 | Работа с информационными источниками (интернет-ресурсы). Составление списка сайтов. | 11.02 |
22 | Использование экспонатов школьного музея как источника информации. Анкетирование, интервьюирование | 25.02 |
23 | Анализ и обработка собранных материалов. Оформление списка литературы | 04.03 |
Модуль 4. Завершение работы над темой Оформление информационных листов | ||
24 | Обмен опытом по сбору информации. Оформление информационных листов и совместной работы – групповой информационный проект | 11.03 |
Модуль 5. Выбор проектов | ||
25 | Повторение: отличительные черты и особенности проектной деятельности. Этапы работы над проектом. Виды продукта проектной деятельности. | 18.03 |
26 | Выбор темы проекта (продукта проектной деятельности). Определение времени начала и окончания работы над проектом | 01.04 |
Модуль 6. Работа над проектами | ||
27-28 | Работа над проектами: выпуск газет, проспектов, организация мероприятий, создание информационных проектов | 08.04-15.04 |
29 | Повторение: оформление проектов. Подготовка к представлению проекта (доклад, презентация) | 22.04 |
30-31 | Оформление проектов, презентации | 29.04-6.05 |
Модуль 7. Представление результатов работы | ||
32 | Разные формы представления результатов работы (проектов) | 13.05 |
33-34 | Обобщение материалов проектной деятельности. Оформление альбома «История нашего класса (проекты)» | 20.05-27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все узнаю, все смогу"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса по ФГОС...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу»
Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Всё узнаю, всё смогу" 4 класс.
Данная методическая разработка представляет вариант программы организации внеурочной деятельности для работы с учащимися 4 классов....
Программа внеурочной деятельности "Всё узнаю, все смогу"
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю."
Рабочая программа внеурочной деятельности «Смысловое чтение. Читаю. Понимаю. Узнаю» для обучающихся 3-х классов составлена на основе:Федерального закона Российской Федера...
Проектная задача по внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» Создание книжки «Словарная Азбука»,1 класс
Проектная задача по внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» Создание книжки «Словарная Азбука»,1 класс...