Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу»
рабочая программа (4 класс) на тему

Хусаинова Инна Владимировна
Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._vse_uznayu_vse_smogu.docx54.54 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

 начального общего образования

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия №2»

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Всё узнаю, всё смогу»

для 4 б класса

на 2015 -2016 учебный год

Учитель: И.В.Хусаинова

Нижневартовск

 

        

Структура программы

1. Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план.

3. Содержание изучаемого курса.

4. Методическое обеспечение.

5. Список литературы.

        Основой для написания программы послужило учебное пособие по проектной деятельности в начальной школе для 2–4-го классов «Всё узнаю, всё смогу», подготовленное авторским коллективом Образовательной системы «Школа 2100» (авторы А.В. Горячев, Н.И. Иглина). 

Пояснительная записка

        Современная школа требует освоения новых педагогических технологий, имеющих дело с развитием личности творческой и инициативой. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Программа проектной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» призвана решать данную проблему.

        При использовании метода проектов в обучении усиливается роль межпредметного знания, которое вносит коррективы в мыслительный процесс школьников, включая их в широкую сеть знаний.

Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного. Новизна программы заключается в способе формирования задатков ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная проектная деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагогов и родителей. Отметим, что авторы данной программы придерживаются понимания компетентностей как результата образования. Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определённым набором (меню) способов деятельности.

        Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

-        формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов;

-        обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации - формирование информационной компетентности);

-        развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования - формирование коммуникативной компетентности;

-        развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;

-        формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств при выполнении проектной работы;

-        развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме;

-        формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством участия в конференциях, выставках, семинарах, самосовершенствование;

-        формирование личностных ценностей, гражданской позиции, осознание принадлежности к истории и культуре своего народа;

-        воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;

-        формирование эстетического вкуса, культуры поведения через изучение культурного наследия.

        В ходе учебного процесса по освоению основ проектно-исследовательской деятельности у детей формируется умение видеть, слышать, понимать, чувствовать другого человека. Ученики во время занятий учатся правильно выражать свои мысли, выдвигать гипотезы, вдумчиво обосновывать их.

Таким образом, обучение с использованием дополнительной образовательной программы «Всё узнаю, всё смогу» создаёт условия для саморазвития ребёнка и педагога.

        Появление данной программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она предполагает решение педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.         Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

        Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Всё узнаю, всё смогу» имеет отличительные особенности:

-        имеет практическую направленность, которую определяют специфика содержания и возрастные особенности детей;

-        осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

-        носит групповой характер, что будет способствовать формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

-        предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

-        в её содержание заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности.

        Место предмета в  учебном плане ОУ

  Согласно учебному плану МБОУ «Гимназия № 2» на изучение курса «Всё узнаю, всё смогу»  отводится один час в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа в год.

        Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

        Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

        Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

        Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

        Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

        Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

        Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

        Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

        Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

        Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

        Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Программно – методическое обеспечение

Учебная программа

Класс, количество часов

Учебно-методический комплект

Методические пособия для учителя

Программа разработана на основе авторской программы «Всё узнаю, всё смогу». Горячев А. В., Иглина Н. И. Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1 / Сост. О.М. Корчемлюк. – М. : Баласс, 2013. – 288 с.

4 класс

34 часа

«Всё узнаю, всё смогу». Горячев А. В., Иглина Н. И. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) – М.: Баласс, 2013.

Дубова М. В

Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. — М.: Баласс, 2013. — 80 с.

Содержание курса

Вводное занятие Введение в деятельность. Задачи и планы работы.

Правила поведения учащихся на занятиях, проводимых как в школе, так и в музеях, на улицах города, на природе.

Модуль 1. Знакомство с темой. Теория

Реклама темы. Информационный материал по теме (лекция, беседа). Два основных вида деятельности: циклические процессы (операции) и проекты. Термин «проект». Основные отличительные признаки проектной деятельности. Проект в истории человечества. Величайшие проекты прошлого и настоящего. Детские проекты. Организация групповой проектной деятельности: двухкомпонентная, соединение дисциплины и свободы выбора.

Практика

Применение правил поведения на занятии при индивидуальной работе, парами и в группе.

Создание проблемной ситуации на основе жизненного опыта детей путём подводящего диалога. Обсуждение предложенных тем (беседы, диспуты). Формирование коммуникативных навыков при выполнении разноуровневых заданий. Развитие навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.

Модуль 2. Выбор подтем (областей знания). Теория

Информационный материал по теме (лекция, беседа). Двухкомпонентная проектная деятельность, соединение дисциплины и свободы выбора. Рассмотрение предмета изучения «под разным углом»: многогранность содержания темы.Тема и её подтемы (мини-темы в рамках общей темы). Что такое план и правила его составления. Правила организации индивидуальной и групповой работы. Критерии оценки работы учеников.

Практика

Обсуждение содержания выбранной темы, её многогранности. Выбор подтем для исследования в рамках общей темы учениками. Обсуждение содержания работы по индивидуальным темам (подтемам). Совместная и самостоятельная деятельность при составлении планов работы по выбранной подтеме (индивидуальных и групповых), сравнение и обобщение представленного материала. Распределение последовательности действий каждого члена команды. Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение): Тест-задания по теории проектной деятельности. Задания по отработке навыков групповой работы: ролевое распределение работы в группе, планирование групповой и индивидуальной деятельности, самоанализ и рефлексия. Развитие умения оценивать свои возможности, осуществлять и аргументировать свой выбор, предусматривать по возможности последствия выбора. Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи. Обсуждение критериев оценки работы над темой, времени начала и окончания работы над темой. Участие родителей в проектной деятельности ребёнка (выборе подтемы). Родительское собрание «Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Организация работы. Роль родителей в организации рабочего процесса над проектом».

Модуль 3. Сбор информации. Теория

Методы работы с информационными источниками (сбор, систематизация, хранение, использование). Обзор источников информации: книги, интернет-ресурсы, энциклопедии, компакт-диски...Правила составления списка используемой литературы. Использование музейных экспонатов как источников информации, правила работы в музее на экспозиции. Работа в библиотеке. Каталоги и книги. Правила работы в сети Интернет, подбор сайтов. Как выделить главное и «отбросить» второстепенное.

Практика

Формирование поисковых и информационных компетенций (сбор, систематизация, хранение, использование). Отработка навыков самостоятельного поиска материала по определённой теме (выделение главного) в библиотеке (в статье, книге, энциклопедии) с применением ранее полученных знаний. Работа (парная и групповая) с иными источниками информации (компакт-диски, интернет-ресурсы). Дозированное участие взрослых при работе на этапе «Сбор сведений» (подбор книг, информация о работе в сети Интернет, правилах хранения собранной информации на компьютере). Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или пути поиска.

Модуль 4. Завершение работы над темой. Теория

Мотивация самостоятельной деятельности и творческой активности. Виды проектов по результату, по времени, по количеству участников, по доминирующей деятельности учащихся. Информационные проекты. Правила сканирования рисунков и фотографий, размещения их в тексте. Обоснование правил оформления информационных листов (тек-

ста). Рекомендации по использованию фотоматериалов, схем и таблиц при оформлении информационных листов для информационного группового проекта. Компактное иллюстрированное изложение найденных сведений.

Практика

Отработка навыков написания текстов, составления таблиц и схем. Выполнение заданий по обучению сканированию рисунков и фотографий, оформлению текстового материала с учётом общих требований: размещение информации на листах одинакового формата, использование текста определённого вида. Завершение работы над темой. Создание компактного иллюстрированного информационного материала со ссылками на литературу. Оформление информационных листов, создание альбома с оглавлением и списком используемой литературы. Анализ совместной работы (сравнение полученного результата с запланированным) с точки зрения оформления, содержания, времени исполнения. Объективная оценка процесса и результата работы. Развитие умения выделить главное и «отбросить» второстепенное, оценить свои возможности, предусмотреть возможность использования различных источников информации.

Модуль 5. Выбор проектов. Теория

Отличительные черты и особенности проектно-исследовательской деятельности. Виды проектов. Групповой проект, особенности организации совместной работы. Тематика проектов. Успешность проекта. Выбор направлений для проектов с учётом интересов детей. Этапы работы над проектом. Обзор результата проектов: поделки, мероприятия, исследования… Условия (правила) выбора темы проекта индивидуального или

группового. Организация работы над групповым и индивидуальным проектами.

Рекомендации по оформлению проекта. Погружение в проект, обоснование практической и социальной пользы работы. Определение значимости проблемы для обучающихся. Корректировка основополагающего вопроса проекта.

Практика

Выбор учениками темы проекта в рамках общей темы. Обсуждение результата работы над проектом. Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение). Отработка умения по распределению ролей каждого члена команды в групповом проекте. Развитие умения оценивать свои возможности. Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия. Обсуждение критериев оценки и временного интервала работы над проектом.Участие родителей в выборе темы проекта. Сбор команд для выполнения групповых проектов. Распределение

ролей в командах. Выбор конструкторов, режиссёров и др. Задания по устранению затруднений, возникающих при работе над проектом: формулировка целей (ведущих и промежуточных) и задач; поиски путей достижения главной цели проекта, аргументированный выбор оптимальных решений при наличии альтернативных.

Модуль 6. Работа над проектами. Теория

Организация работы над групповым и индивидуальным проектами. Рекомендации по оформлению работы (создание продукта, презентация). Технологии изготовления продукта проекта. Формы проведения презентации: иллюстративное сопоставление фактов, событий; реклама; учебная конференция; ролевая игра (воплощение в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа; диалог исторических или литературных персонажей и т.п.); спектакль; инсценировка реального или вымышленного исторического события; соревнования; спортивная игра. Выбор формы презентации.

Практика

Обсуждение работы над проектом: составление плана работы, распределения ролей.

Составление индивидуальных и групповых планов работы по проекту. Формирование коммуникативных навыков (учебное сотрудничество): умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности. Выполнение практических заданий по организации совместной и самостоятельной работы учащихся (ролевое распределение в группе). Формирование презентационных навыков. Подготовка отчёта (устного доклада /сообщения) о проделанной работе. Выбор способов и форм представления результатов деятельности. Создание моделей, газет, фотоальбомов и т.д.

Совершенствование коммуникативной компетенции. Затруднения обучающихся при работе по методу проектов: обозначение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач, выбор оптимальных при наличии альтернативных; осуществление и аргументация выбора; самостоятельное действование (без подсказки). Самостоятельное выполнение отдельных заданий, соответствующих определённым этапам создания проекта: поиск путей решения поставленных задач, определение способов контроля и оценки деятельности  («Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); предвидение трудностей («Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление. Обсуждение трудностей при проектной деятельности и путей их устранения (беседа, ученическая конференция).

Модуль 7. Представление результатов работы. Теория

Обработка информации и её оформление в виде презентации. Правила создания выступления (доклад) о проделанной работе. Защита проектного продукта. Алгоритм оценивания результатов.

Практика

Представление созданных презентаций. Совершенствование коммуникативной компетенции. Представление проектного продукта. Обсуждение и оценивание результатов. Проведение учебных конференций, конкурсов, соревнований. Организация выставок. Оформление альбома «История нашего класса через проекты».

Итоговое занятие

Подведение итогов проектной деятельности за прошедший год.

 4 класс -34ч( 1 час  в неделю, летние наработки (проекты) + 1 проект в год)

Вступительное занятие- 1ч

 Модуль 1. Знакомство с темой – 2ч

Модуль 2. Выбор подтем (областей знания) – 2ч

Модуль 3. Сбор информации – 8ч

Модуль 4. Завершение работы над темой – 2ч

Модуль 5. Выбор проектов – 2ч

Модуль 6. Работа над проектами – 8ч

Модуль 7. Представление результатов работы- 8ч

Итоговое занятие. Подведение итогов проектной деятельности класса за  год- 1ч

Тематическое планирование

(4 класс)

Дата

№ п/п

Тема занятия

Планируемые результаты по разделу

Основные виды деятельности учащихся

Формы контроля

Оснащение

личностные

предметные

метапредметные

1

Вступительное занятие

Организационные моменты. Проверка и анализ летних работ детей

Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Должен знать:

– требования техники безопасности во время экскурсии,

прогулки на природу;

– об особенностях проектно-

исследовательской работы и

углублять эти знания путём

создания проектов разной

тематики;

– функции всех участников

группового проекта на всех эта-

пах подготовки и осуществления работы по созданию проектного продукта;

– правила общения в группе

при работе;

– методики исследовательской

работы и подготовки устного выступления;

– способы создания проектно-

го продукта;

– методики исследований

(краеведческих);

– основные понятия проектно-

исследовательской деятельности: цель, задачи, актуальность выбранной темы;

– правила изготовления проектных продуктов: макетов, пособий, презентаций.

Коммуникативные

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

Познавательные

Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах.

Регулятивные

Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия.

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);  Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

беседа

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

2

Оформление совместной работы – групповой информационный проект

Игры-соревнования

http://www.educom.ru/ru/documents/archive/www.researcher.

ru

3-4

Представление результатов работы: поделки, исследования, альбомы фотографий, рисунки и т.д.

выставка

5

Обобщение результатов проектной деятельности учащихся. Оформление

альбома «История нашего класса»

зачет

6

Организация проектной деятельности

(повторение): особенности групповой работы, этапы работы над проектом,

виды проектов и т.д. Реклама темы.

Информационный материал по предлагаемой теме. Выбор общей темы

Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Должен знать:

– понятия: хронология, единицы измерения времени, современные и древние приборы для измерения времени;

– значение терминов, изучаемых на занятиях;

– все вышеперечисленные (за

2 года) правила работы над

проектом;

– правила подготовки к участию в конференциях, конкурсах проектов;

– правила разрешения конфликтных ситуаций.

Должен уметь:

– показать свои знания с помощью выполнения разнообразных заданий

по разрабатываемым темам («Школа», «Время»);

– всё вышеперечисленное (за 2 года);

– аргументировано выбирать тему проекта на основе своих интересов

по актуальному направлению;

– выделять главную

цель, ставить задачи для достижения этой цели;

– планировать индивидуальную и совместную работу;

– выполняя проект, работать с различными источниками информации;

– показать свою информационную компетентность (сбор, обработка, хранение, передача);

– проводить учебные исследования;

– представлять их (через презентации или проектный продукт) и оценивать качество выполненной работы (аргументировано);

– показывать через

участие в конкурсах и

олимпиадах, а также на

выставках, конференциях, фестивалях свои достижения в проектной деятельности, в формировании универсальных

учебных действий.

        

Коммуникативные

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

Познавательные

Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах.

Регулятивные

Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия.

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);  Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

тест

7

Значимость предлагаемой темы лично для каждого ученика.

Собеседование

8

Выбор и обсуждение учениками индивидуальных тем, связанных с

общей темой: меры времени, приборы для измерения времени, «внутренние часы» и т.д. Определение временных интервалов работы над

темой. Составление плана работы (общего и индивидуального)

Кроссворды и викторины

9

Обзор источников информации по теме. Работы в библиотеке (книги,

пособия, справочники, энциклопедии). Составление списка литературы

Собеседование

10

Работа с информационными источниками (интернет-ресурсы). Список сайтов, выбранных для работы

Список

11

Подбор материала по выбранной теме

Карточки

http://www.issl.dnttm.ru/

12

Анализ и обработка собранного информационного материала. Оформление списка литературы

Творческая работа

13

Правила оформления текстовой части работы (повторения). Обмен

опытом по сбору информации.

Оформление работы – информационный проект

беседа

14

Повторение: отличительные черты и особенности работы над групповым

проектом. Этапы работы над проектом. Выбор темы проекта (продукта

проектной деятельности)

Карточки

15

Изготовление моделей часов, выпуск газет, создание информационных

проектов, организация мероприятий

Самостоятельные творческие задания

16

Оформление проекта. Подготовка к представлению проекта (доклад, презентация)

Зачёт

http://www.konkurs.dnttm.ru/

17

30.12

Представление результатов работы: модели, мероприятия, исследования

18

Обобщение материала по работе над проектом. Оформление альбома

«История нашего класса»

19

Организация проектной деятельности (повторение). Реклама темы (информационный материал по теме). Выбор общей темы

Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Должен знать:

– историю появления первых школ (в разных станах), о старом школьном быте и реквизите: стиле, чернильных шариках, других письменных принадлежностях, учебниках;

– Кирилла и Мефодия –

создателей славянской азбуки;

о кириллице, уставе, вязи;

– понятия: церковно-приходская школа, земская школа,

гимназия, дворянский институт, однокашники; 

– значение терминов, изучаемых на занятиях;

– все вышеперечисленные (за

2 года) правила работы над

проектом;

– правила подготовки к участию в конференциях, конкурсах проектов;

– правила разрешения конфликтных ситуаций.

Должен уметь:

– показать свои знания с помощью выполнения разнообразных заданий

по разрабатываемым темам («Школа», «Время»);

– всё вышеперечисленное (за 2 года);

– аргументировано выбирать тему проекта на основе своих интересов

по актуальному направлению;

– выделять главную

цель, ставить задачи для достижения этой цели;

– планировать индивидуальную и совместную работу;

– выполняя проект, работать с различными источниками информации;

– показать свою информационную компетентность (сбор, обработка, хранение, передача);

– проводить учебные исследования;

– представлять их (через презентации или проектный продукт) и оценивать качество выполненной работы (аргументировано);

– показывать через

участие в конкурсах и

олимпиадах, а также на

выставках, конференциях, фестивалях свои достижения в проектной деятельности, в формировании универсальных

учебных действий.

Коммуникативные

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

Познавательные

Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах.

Регулятивные

Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия.

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);  Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

.

викторина

http://www.educom

.ru/ru/documents/archive/www.researcher.

ru

20

Определение значимости предлагаемой темы лично для каждого ученика.

анкетирование

21

Выбор своих тем (подтем) в рамках общей темы: традиции нашей школы, школьная жизнь, школа в

Средние века, школьные профессии и т.д. Обсуждение содержания этих тем и составление плана работы (общего и индивидуального)

беседа

22

Определение времени работы над темой, критериев оценки работы

собеседование

23

Работа с источниками информации (книги, компакт-диски, энциклопедии, интернет-ресурсы, музеи, библиотеки, наблюдения, интервью)

Список источников

http://www.issl.dnttm.ru/

24

Сбор сведений по выбранной теме с

использованием библиотечных фондов

беседа

25

Работа с информационными источниками (интернет-ресурсы). Составление списка сайтов.

Собеседование

26

Использование экспонатов школьного музея как источника информации.

Анкетирование, интервьюирование

Игры-соревнования

27

Анализ и обработка собранных материалов. Оформление списка литературы

Творческое задание

28

Обмен опытом по сбору информации. Оформление информационных

листов и совместной работы – групповой информационный проект

беседа

29

Повторение: отличительные черты и особенности проектной деятельности.

Этапы работы над проектом. Виды продукта проектной деятельности.

Критерии оценки качества проекта

тест

30

Выбор темы проекта (продукта проектной деятельности). Определение

времени начала и окончания работы

над проектом

Карточки

http://www.issl.dnttm.ru/

31

Работа над проектами: выпуск газет,

проспектов, организация мероприятий, создание информационных проектов

Творческое задание

32

Повторение: оформление проектов. Подготовка к представлению проекта (доклад, презентация)

Самостоятельные творческие задания

33

Оформление проектов, презентации

Самостоятельные творческие задания

http://www.issl.dnttm.ru/

34

Итоговое занятие. Подведение итогов проектной деятельности за год

анкетирование

Планируемые результаты изучения учебного курса:

личностные, предметные, метапредметные

После изучения курса ученик научится:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • составлять план действий по своей работе;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
  • презентовать свою работу.

В результате обучения по данной программе ученики получат возможность научиться:

  • работать с разными источниками информации;
  • пользоваться изученной терминологией;
  • ориентироваться в окружающем пространстве;
  • выполнять инструкции при решении учебных задач;
  • изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
  • сравнивать, анализировать полученную информацию;
  • рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
  • раскрывать общие закономерности;
  • создавать под руководством учителя исследовательские работы,
  • разгадывать и самостоятельно составлять простейшие ребусы, кроссворды;
  • работать в группе, в паре.

Коммуникативные

Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.

Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных).

Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Познавательные

Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах.

Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований.

Предполагать, какая информация нужна.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Выбирать основания для сравнения, классификации объектов.

Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Выстраивать логическую цепь рассуждений.

Регулятивные

Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия.

Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Личностные

Положительная динамика детского отношения к процессу познания.

Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.

Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).

Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение.

Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.

Список литературы

Основная литература:

  1. «Всё узнаю, всё смогу». Горячев А. В., Иглина Н. И. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) – М.: Баласс, 2013.
  2. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. — М.: Баласс, 2013. — 80 с.

Дополнительная литература:

Для учителя:

1.        Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 124с.

2.        Савенков А.И. Путь к одарённости: Исследовательское поведение дошкольника. СПб, 2004.

3.        Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2012.

4.        Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2011.

5.        Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2013.

Для обучающихся:

1.        Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. - Росмэн-Пресс, М., - 2012г. - 144с.

2.        Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, - Астрель. М., 2013. - 688с.

3.        Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - Астрель. - М., 2013. - 672с.

4.        Детская иллюстрированная энциклопедия. Дорлинг Киндерсли. - АСТ. - М., 2012. - 800с.

5.        Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2013. - 256с.

6.        Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2012. - 256с.

7.        Что, зачем и почему? - Махаон, - М., 2011. - 256с.

8.        Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. - АСТ. - М., 2013. - 272с.

9.        Космос. Земля. Наука. Техника. Энциклопедия для детей. - Махаон, - М., 2012. - 256с.

10.        Изобретения. - Росмэн-Пресс, М., - 2013г. - 64с.

Цифровые образовательные ресурсы

  1. Образовательный комплекс «1С:Школа. Игры и задачи, 1–4 классы».
  2. Образовательная система "Школа 2100": новые результаты и их проверка. (1-4 кл.) Электронное приложение

Интернет – источники

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( http: // school-collection.edu. ru)
  • http://www.issl.dnttm.ru/ – сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
  • http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Материально – техническое обеспечение

Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К — полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);

П — комплект для работы в группах (один на 5—6 учащихся).

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплект  «Всё узнаю, всё смогу» для 4 класса (рабочие тетради).

К

Научно-популярные, художественные книги для чтения

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители) об окружающем мире

Методические пособия для учителя

К

П

Д

Печатные пособия

Таблицы, плакаты, портреты выдающихся людей России.Географические карты.

Иллюстративные материалы.

Д

Ф

Например, репродукции картин

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

Ф

Технические средства обучения

Аудиопроигрыватель

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Д

Д

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все узнаю, все смогу"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса по ФГОС...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Всё узнаю, всё смогу" 4 класс.

Данная методическая разработка представляет вариант программы организации внеурочной деятельности для работы с учащимися 4 классов....

Проектная задача по внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» Создание книжки «Словарная Азбука»,1 класс

Проектная задача по внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» Создание книжки «Словарная Азбука»,1 класс...