Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу»
рабочая программа (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура программы
1. Пояснительная записка.
2. Учебно-тематический план.
3. Содержание изучаемого курса.
4. Методическое обеспечение.
5. Список литературы.
Основой для написания программы послужило учебное пособие по проектной деятельности в начальной школе для 2–4-го классов «Всё узнаю, всё смогу», подготовленное авторским коллективом Образовательной системы «Школа 2100» (авторы А.В. Горячев, Н.И. Иглина).
Пояснительная записка
Современная школа требует освоения новых педагогических технологий, имеющих дело с развитием личности творческой и инициативой. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Программа проектной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» призвана решать данную проблему.
При использовании метода проектов в обучении усиливается роль межпредметного знания, которое вносит коррективы в мыслительный процесс школьников, включая их в широкую сеть знаний.
Актуальность программы обусловлена необходимостью подготовки младших школьников для последующего обучения в старших классах, когда знания основ проектной деятельности станут необходимыми для участия в исследовательских проектах, а также помогут учащимся быть успешными в обучении. Программа позволяет начать реализацию актуальных в настоящее время подходов: компетентностного и деятельностного. Новизна программы заключается в способе формирования задатков ключевых компетентностей, средством же служит самостоятельная проектная деятельность школьников под наблюдением взрослых: педагогов и родителей. Отметим, что авторы данной программы придерживаются понимания компетентностей как результата образования. Компетентность - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определённым набором (меню) способов деятельности.
Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала ребёнка, мотивации к познанию окружающего мира, приобщения к национальным и мировым культурным традициям посредством проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формирование универсальных учебных действий посредством метода проектов;
- обучение основам проектной деятельности (принцип целевого сбора информации, метод сравнительной оценки первичной информации - формирование информационной компетентности);
- развитие практических умений и навыков выполнения проектных работ (знание о содержании и последовательности процесса исследования, представление о ценности исследовательской деятельности исполнителей с разным уровнем подготовки) через самостоятельное выполнение исследования - формирование коммуникативной компетентности;
- развитие самостоятельного мышления в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в другой ситуации;
- формирование ораторских способностей, артистических и эмоциональных качеств при выполнении проектной работы;
- развитие творческого воображения, внимания, наблюдательности, логического мышления при самостоятельной работе по теме;
- формирование устойчивого интереса к познанию нового посредством участия в конференциях, выставках, семинарах, самосовершенствование;
- формирование личностных ценностей, гражданской позиции, осознание принадлежности к истории и культуре своего народа;
- воспитание чувства личной ответственности, чувства партнёрства со сверстниками и с руководителями;
- формирование эстетического вкуса, культуры поведения через изучение культурного наследия.
В ходе учебного процесса по освоению основ проектно-исследовательской деятельности у детей формируется умение видеть, слышать, понимать, чувствовать другого человека. Ученики во время занятий учатся правильно выражать свои мысли, выдвигать гипотезы, вдумчиво обосновывать их.
Таким образом, обучение с использованием дополнительной образовательной программы «Всё узнаю, всё смогу» создаёт условия для саморазвития ребёнка и педагога.
Появление данной программы можно считать педагогически целесообразным в связи с тем, что она предполагает решение педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Теоретико-методологические основы курса строятся на системно-деятельностном подходе.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Всё узнаю, всё смогу» имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяют специфика содержания и возрастные особенности детей;
- осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- носит групповой характер, что будет способствовать формированию таких коммуникативных умений, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в её содержание заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одарённостей к различным видам деятельности.
Место предмета в учебном плане ОУ
Согласно учебному плану МБОУ «Гимназия № 2» на изучение курса «Всё узнаю, всё смогу» отводится один час в неделю. Общий объем учебного времени составляет 34 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Программно – методическое обеспечение
Учебная программа | Класс, количество часов | Учебно-методический комплект | Методические пособия для учителя |
Программа разработана на основе авторской программы «Всё узнаю, всё смогу». Горячев А. В., Иглина Н. И. Сборник программ внеурочной деятельности. Начальная школа. Кн. 1 / Сост. О.М. Корчемлюк. – М. : Баласс, 2013. – 288 с. | 4 класс 34 часа | «Всё узнаю, всё смогу». Горячев А. В., Иглина Н. И. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) – М.: Баласс, 2013. | Дубова М. В Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. — М.: Баласс, 2013. — 80 с. |
Содержание курса
Вводное занятие Введение в деятельность. Задачи и планы работы.
Правила поведения учащихся на занятиях, проводимых как в школе, так и в музеях, на улицах города, на природе.
Модуль 1. Знакомство с темой. Теория
Реклама темы. Информационный материал по теме (лекция, беседа). Два основных вида деятельности: циклические процессы (операции) и проекты. Термин «проект». Основные отличительные признаки проектной деятельности. Проект в истории человечества. Величайшие проекты прошлого и настоящего. Детские проекты. Организация групповой проектной деятельности: двухкомпонентная, соединение дисциплины и свободы выбора.
Практика
Применение правил поведения на занятии при индивидуальной работе, парами и в группе.
Создание проблемной ситуации на основе жизненного опыта детей путём подводящего диалога. Обсуждение предложенных тем (беседы, диспуты). Формирование коммуникативных навыков при выполнении разноуровневых заданий. Развитие навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания). Теория
Информационный материал по теме (лекция, беседа). Двухкомпонентная проектная деятельность, соединение дисциплины и свободы выбора. Рассмотрение предмета изучения «под разным углом»: многогранность содержания темы.Тема и её подтемы (мини-темы в рамках общей темы). Что такое план и правила его составления. Правила организации индивидуальной и групповой работы. Критерии оценки работы учеников.
Практика
Обсуждение содержания выбранной темы, её многогранности. Выбор подтем для исследования в рамках общей темы учениками. Обсуждение содержания работы по индивидуальным темам (подтемам). Совместная и самостоятельная деятельность при составлении планов работы по выбранной подтеме (индивидуальных и групповых), сравнение и обобщение представленного материала. Распределение последовательности действий каждого члена команды. Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение): Тест-задания по теории проектной деятельности. Задания по отработке навыков групповой работы: ролевое распределение работы в группе, планирование групповой и индивидуальной деятельности, самоанализ и рефлексия. Развитие умения оценивать свои возможности, осуществлять и аргументировать свой выбор, предусматривать по возможности последствия выбора. Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи. Обсуждение критериев оценки работы над темой, времени начала и окончания работы над темой. Участие родителей в проектной деятельности ребёнка (выборе подтемы). Родительское собрание «Проектно-исследовательская деятельность учащихся. Организация работы. Роль родителей в организации рабочего процесса над проектом».
Модуль 3. Сбор информации. Теория
Методы работы с информационными источниками (сбор, систематизация, хранение, использование). Обзор источников информации: книги, интернет-ресурсы, энциклопедии, компакт-диски...Правила составления списка используемой литературы. Использование музейных экспонатов как источников информации, правила работы в музее на экспозиции. Работа в библиотеке. Каталоги и книги. Правила работы в сети Интернет, подбор сайтов. Как выделить главное и «отбросить» второстепенное.
Практика
Формирование поисковых и информационных компетенций (сбор, систематизация, хранение, использование). Отработка навыков самостоятельного поиска материала по определённой теме (выделение главного) в библиотеке (в статье, книге, энциклопедии) с применением ранее полученных знаний. Работа (парная и групповая) с иными источниками информации (компакт-диски, интернет-ресурсы). Дозированное участие взрослых при работе на этапе «Сбор сведений» (подбор книг, информация о работе в сети Интернет, правилах хранения собранной информации на компьютере). Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или пути поиска.
Модуль 4. Завершение работы над темой. Теория
Мотивация самостоятельной деятельности и творческой активности. Виды проектов по результату, по времени, по количеству участников, по доминирующей деятельности учащихся. Информационные проекты. Правила сканирования рисунков и фотографий, размещения их в тексте. Обоснование правил оформления информационных листов (тек-
ста). Рекомендации по использованию фотоматериалов, схем и таблиц при оформлении информационных листов для информационного группового проекта. Компактное иллюстрированное изложение найденных сведений.
Практика
Отработка навыков написания текстов, составления таблиц и схем. Выполнение заданий по обучению сканированию рисунков и фотографий, оформлению текстового материала с учётом общих требований: размещение информации на листах одинакового формата, использование текста определённого вида. Завершение работы над темой. Создание компактного иллюстрированного информационного материала со ссылками на литературу. Оформление информационных листов, создание альбома с оглавлением и списком используемой литературы. Анализ совместной работы (сравнение полученного результата с запланированным) с точки зрения оформления, содержания, времени исполнения. Объективная оценка процесса и результата работы. Развитие умения выделить главное и «отбросить» второстепенное, оценить свои возможности, предусмотреть возможность использования различных источников информации.
Модуль 5. Выбор проектов. Теория
Отличительные черты и особенности проектно-исследовательской деятельности. Виды проектов. Групповой проект, особенности организации совместной работы. Тематика проектов. Успешность проекта. Выбор направлений для проектов с учётом интересов детей. Этапы работы над проектом. Обзор результата проектов: поделки, мероприятия, исследования… Условия (правила) выбора темы проекта индивидуального или
группового. Организация работы над групповым и индивидуальным проектами.
Рекомендации по оформлению проекта. Погружение в проект, обоснование практической и социальной пользы работы. Определение значимости проблемы для обучающихся. Корректировка основополагающего вопроса проекта.
Практика
Выбор учениками темы проекта в рамках общей темы. Обсуждение результата работы над проектом. Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение). Отработка умения по распределению ролей каждого члена команды в групповом проекте. Развитие умения оценивать свои возможности. Формирование мыследеятельностных компетенций: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия. Обсуждение критериев оценки и временного интервала работы над проектом.Участие родителей в выборе темы проекта. Сбор команд для выполнения групповых проектов. Распределение
ролей в командах. Выбор конструкторов, режиссёров и др. Задания по устранению затруднений, возникающих при работе над проектом: формулировка целей (ведущих и промежуточных) и задач; поиски путей достижения главной цели проекта, аргументированный выбор оптимальных решений при наличии альтернативных.
Модуль 6. Работа над проектами. Теория
Организация работы над групповым и индивидуальным проектами. Рекомендации по оформлению работы (создание продукта, презентация). Технологии изготовления продукта проекта. Формы проведения презентации: иллюстративное сопоставление фактов, событий; реклама; учебная конференция; ролевая игра (воплощение в роль человека, одушевлённого или неодушевлённого существа; диалог исторических или литературных персонажей и т.п.); спектакль; инсценировка реального или вымышленного исторического события; соревнования; спортивная игра. Выбор формы презентации.
Практика
Обсуждение работы над проектом: составление плана работы, распределения ролей.
Составление индивидуальных и групповых планов работы по проекту. Формирование коммуникативных навыков (учебное сотрудничество): умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности. Выполнение практических заданий по организации совместной и самостоятельной работы учащихся (ролевое распределение в группе). Формирование презентационных навыков. Подготовка отчёта (устного доклада /сообщения) о проделанной работе. Выбор способов и форм представления результатов деятельности. Создание моделей, газет, фотоальбомов и т.д.
Совершенствование коммуникативной компетенции. Затруднения обучающихся при работе по методу проектов: обозначение ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач, выбор оптимальных при наличии альтернативных; осуществление и аргументация выбора; самостоятельное действование (без подсказки). Самостоятельное выполнение отдельных заданий, соответствующих определённым этапам создания проекта: поиск путей решения поставленных задач, определение способов контроля и оценки деятельности («Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); предвидение трудностей («Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление. Обсуждение трудностей при проектной деятельности и путей их устранения (беседа, ученическая конференция).
Модуль 7. Представление результатов работы. Теория
Обработка информации и её оформление в виде презентации. Правила создания выступления (доклад) о проделанной работе. Защита проектного продукта. Алгоритм оценивания результатов.
Практика
Представление созданных презентаций. Совершенствование коммуникативной компетенции. Представление проектного продукта. Обсуждение и оценивание результатов. Проведение учебных конференций, конкурсов, соревнований. Организация выставок. Оформление альбома «История нашего класса через проекты».
Итоговое занятие
Подведение итогов проектной деятельности за прошедший год.
4 класс -34ч( 1 час в неделю, летние наработки (проекты) + 1 проект в год)
Вступительное занятие- 1ч
Модуль 1. Знакомство с темой – 2ч
Модуль 2. Выбор подтем (областей знания) – 2ч
Модуль 3. Сбор информации – 8ч
Модуль 4. Завершение работы над темой – 2ч
Модуль 5. Выбор проектов – 2ч
Модуль 6. Работа над проектами – 8ч
Модуль 7. Представление результатов работы- 8ч
Итоговое занятие. Подведение итогов проектной деятельности класса за год- 1ч
Тематическое планирование
(4 класс)
Дата | № п/п | Тема занятия | Планируемые результаты по разделу | Основные виды деятельности учащихся | Формы контроля | Оснащение | ||
личностные | предметные | метапредметные | ||||||
1 | Вступительное занятие Организационные моменты. Проверка и анализ летних работ детей | Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение. Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | Должен знать: – требования техники безопасности во время экскурсии, прогулки на природу; – об особенностях проектно- исследовательской работы и углублять эти знания путём создания проектов разной тематики; – функции всех участников группового проекта на всех эта- пах подготовки и осуществления работы по созданию проектного продукта; – правила общения в группе при работе; – методики исследовательской работы и подготовки устного выступления; – способы создания проектно- го продукта; – методики исследований (краеведческих); – основные понятия проектно- исследовательской деятельности: цель, задачи, актуальность выбранной темы; – правила изготовления проектных продуктов: макетов, пособий, презентаций. | Коммуникативные Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания. Познавательные Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах. Регулятивные Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия. | Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). | беседа | http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 | |
2 | Оформление совместной работы – групповой информационный проект | Игры-соревнования | http://www.educom.ru/ru/documents/archive/www.researcher. ru | |||||
3-4 | Представление результатов работы: поделки, исследования, альбомы фотографий, рисунки и т.д. | выставка | ||||||
5 | Обобщение результатов проектной деятельности учащихся. Оформление альбома «История нашего класса» | зачет | ||||||
6 | Организация проектной деятельности (повторение): особенности групповой работы, этапы работы над проектом, виды проектов и т.д. Реклама темы. Информационный материал по предлагаемой теме. Выбор общей темы | Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение. Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | Должен знать: – понятия: хронология, единицы измерения времени, современные и древние приборы для измерения времени; – значение терминов, изучаемых на занятиях; – все вышеперечисленные (за 2 года) правила работы над проектом; – правила подготовки к участию в конференциях, конкурсах проектов; – правила разрешения конфликтных ситуаций. Должен уметь: – показать свои знания с помощью выполнения разнообразных заданий по разрабатываемым темам («Школа», «Время»); – всё вышеперечисленное (за 2 года); – аргументировано выбирать тему проекта на основе своих интересов по актуальному направлению; – выделять главную цель, ставить задачи для достижения этой цели; – планировать индивидуальную и совместную работу; – выполняя проект, работать с различными источниками информации; – показать свою информационную компетентность (сбор, обработка, хранение, передача); – проводить учебные исследования; – представлять их (через презентации или проектный продукт) и оценивать качество выполненной работы (аргументировано); – показывать через участие в конкурсах и олимпиадах, а также на выставках, конференциях, фестивалях свои достижения в проектной деятельности, в формировании универсальных учебных действий.
| Коммуникативные Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания. Познавательные Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах. Регулятивные Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия. | Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). | тест | ||
7 | Значимость предлагаемой темы лично для каждого ученика. | Собеседование | ||||||
8 | Выбор и обсуждение учениками индивидуальных тем, связанных с общей темой: меры времени, приборы для измерения времени, «внутренние часы» и т.д. Определение временных интервалов работы над темой. Составление плана работы (общего и индивидуального) | Кроссворды и викторины | ||||||
9 | Обзор источников информации по теме. Работы в библиотеке (книги, пособия, справочники, энциклопедии). Составление списка литературы | Собеседование | ||||||
10 | Работа с информационными источниками (интернет-ресурсы). Список сайтов, выбранных для работы | Список | ||||||
11 | Подбор материала по выбранной теме | Карточки | http://www.issl.dnttm.ru/ | |||||
12 | Анализ и обработка собранного информационного материала. Оформление списка литературы | Творческая работа | ||||||
13 | Правила оформления текстовой части работы (повторения). Обмен опытом по сбору информации. Оформление работы – информационный проект | беседа | ||||||
14 | Повторение: отличительные черты и особенности работы над групповым проектом. Этапы работы над проектом. Выбор темы проекта (продукта проектной деятельности) | Карточки | ||||||
15 | Изготовление моделей часов, выпуск газет, создание информационных проектов, организация мероприятий | Самостоятельные творческие задания | ||||||
16 | Оформление проекта. Подготовка к представлению проекта (доклад, презентация) | Зачёт | http://www.konkurs.dnttm.ru/ | |||||
17 30.12 | Представление результатов работы: модели, мероприятия, исследования | |||||||
18 | Обобщение материала по работе над проектом. Оформление альбома «История нашего класса» | |||||||
19 | Организация проектной деятельности (повторение). Реклама темы (информационный материал по теме). Выбор общей темы | Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества). Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение. Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. | Должен знать: – историю появления первых школ (в разных станах), о старом школьном быте и реквизите: стиле, чернильных шариках, других письменных принадлежностях, учебниках; – Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки; о кириллице, уставе, вязи; – понятия: церковно-приходская школа, земская школа, гимназия, дворянский институт, однокашники; – значение терминов, изучаемых на занятиях; – все вышеперечисленные (за 2 года) правила работы над проектом; – правила подготовки к участию в конференциях, конкурсах проектов; – правила разрешения конфликтных ситуаций. Должен уметь: – показать свои знания с помощью выполнения разнообразных заданий по разрабатываемым темам («Школа», «Время»); – всё вышеперечисленное (за 2 года); – аргументировано выбирать тему проекта на основе своих интересов по актуальному направлению; – выделять главную цель, ставить задачи для достижения этой цели; – планировать индивидуальную и совместную работу; – выполняя проект, работать с различными источниками информации; – показать свою информационную компетентность (сбор, обработка, хранение, передача); – проводить учебные исследования; – представлять их (через презентации или проектный продукт) и оценивать качество выполненной работы (аргументировано); – показывать через участие в конкурсах и олимпиадах, а также на выставках, конференциях, фестивалях свои достижения в проектной деятельности, в формировании универсальных учебных действий. | Коммуникативные Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания. Познавательные Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах. Регулятивные Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия. | Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). . | викторина | http://www.educom .ru/ru/documents/archive/www.researcher. ru | |
20 | Определение значимости предлагаемой темы лично для каждого ученика. | анкетирование | ||||||
21 | Выбор своих тем (подтем) в рамках общей темы: традиции нашей школы, школьная жизнь, школа в Средние века, школьные профессии и т.д. Обсуждение содержания этих тем и составление плана работы (общего и индивидуального) | беседа | ||||||
22 | Определение времени работы над темой, критериев оценки работы | собеседование | ||||||
23 | Работа с источниками информации (книги, компакт-диски, энциклопедии, интернет-ресурсы, музеи, библиотеки, наблюдения, интервью) | Список источников | http://www.issl.dnttm.ru/ | |||||
24 | Сбор сведений по выбранной теме с использованием библиотечных фондов | беседа | ||||||
25 | Работа с информационными источниками (интернет-ресурсы). Составление списка сайтов. | Собеседование | ||||||
26 | Использование экспонатов школьного музея как источника информации. Анкетирование, интервьюирование | Игры-соревнования | ||||||
27 | Анализ и обработка собранных материалов. Оформление списка литературы | Творческое задание | ||||||
28 | Обмен опытом по сбору информации. Оформление информационных листов и совместной работы – групповой информационный проект | беседа | ||||||
29 | Повторение: отличительные черты и особенности проектной деятельности. Этапы работы над проектом. Виды продукта проектной деятельности. Критерии оценки качества проекта | тест | ||||||
30 | Выбор темы проекта (продукта проектной деятельности). Определение времени начала и окончания работы над проектом | Карточки | http://www.issl.dnttm.ru/ | |||||
31 | Работа над проектами: выпуск газет, проспектов, организация мероприятий, создание информационных проектов | Творческое задание | ||||||
32 | Повторение: оформление проектов. Подготовка к представлению проекта (доклад, презентация) | Самостоятельные творческие задания | ||||||
33 | Оформление проектов, презентации | Самостоятельные творческие задания | http://www.issl.dnttm.ru/ | |||||
34 | Итоговое занятие. Подведение итогов проектной деятельности за год | анкетирование |
Планируемые результаты изучения учебного курса:
личностные, предметные, метапредметные
После изучения курса ученик научится:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- готовить тексты собственных докладов;
- составлять план действий по своей работе;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
- презентовать свою работу.
В результате обучения по данной программе ученики получат возможность научиться:
- работать с разными источниками информации;
- пользоваться изученной терминологией;
- ориентироваться в окружающем пространстве;
- выполнять инструкции при решении учебных задач;
- изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
- сравнивать, анализировать полученную информацию;
- рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
- раскрывать общие закономерности;
- создавать под руководством учителя исследовательские работы,
- разгадывать и самостоятельно составлять простейшие ребусы, кроссворды;
- работать в группе, в паре.
Коммуникативные
Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания.
Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных).
Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Познавательные
Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах.
Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований.
Предполагать, какая информация нужна.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Выбирать основания для сравнения, классификации объектов.
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Выстраивать логическую цепь рассуждений.
Регулятивные
Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия.
Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта.
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).
В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Личностные
Положительная динамика детского отношения к процессу познания.
Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.
Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).
Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение.
Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Список литературы
Основная литература:
- «Всё узнаю, всё смогу». Горячев А. В., Иглина Н. И. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) – М.: Баласс, 2013.
- Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. — М.: Баласс, 2013. — 80 с.
Дополнительная литература:
Для учителя:
1. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развития, 2010. - 124с.
2. Савенков А.И. Путь к одарённости: Исследовательское поведение дошкольника. СПб, 2004.
3. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2012.
4. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. М., 2011.
5. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2013.
Для обучающихся:
1. Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. - Росмэн-Пресс, М., - 2012г. - 144с.
2. Большая детская энциклопедия. Том 8. Астрономия, - Астрель. М., 2013. - 688с.
3. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - Астрель. - М., 2013. - 672с.
4. Детская иллюстрированная энциклопедия. Дорлинг Киндерсли. - АСТ. - М., 2012. - 800с.
5. Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2013. - 256с.
6. Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2012. - 256с.
7. Что, зачем и почему? - Махаон, - М., 2011. - 256с.
8. Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. - АСТ. - М., 2013. - 272с.
9. Космос. Земля. Наука. Техника. Энциклопедия для детей. - Махаон, - М., 2012. - 256с.
10. Изобретения. - Росмэн-Пресс, М., - 2013г. - 64с.
Цифровые образовательные ресурсы
- Образовательный комплекс «1С:Школа. Игры и задачи, 1–4 классы».
- Образовательная система "Школа 2100": новые результаты и их проверка. (1-4 кл.) Электронное приложение
Интернет – источники
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( http: // school-collection.edu. ru)
- http://www.issl.dnttm.ru/ – сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
- http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Материально – техническое обеспечение
Д — демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К — полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П — комплект для работы в группах (один на 5—6 учащихся).
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплект «Всё узнаю, всё смогу» для 4 класса (рабочие тетради). | К | |
Научно-популярные, художественные книги для чтения Детская справочная литература (справочники, атласы-определители) об окружающем мире Методические пособия для учителя | К П Д | |
Печатные пособия | ||
Таблицы, плакаты, портреты выдающихся людей России.Географические карты. Иллюстративные материалы. | Д Ф | Например, репродукции картин |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Мультимедийные инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету. | Ф | |
Технические средства обучения | ||
Аудиопроигрыватель Персональный компьютер Мультимедийный проектор | Д Д Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Все узнаю, все смогу"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса по ФГОС...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Всё узнаю, всё смогу" 4 класс.
Данная методическая разработка представляет вариант программы организации внеурочной деятельности для работы с учащимися 4 классов....

Проектная задача по внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» Создание книжки «Словарная Азбука»,1 класс
Проектная задача по внеурочной деятельности «Всё узнаю, всё смогу» Создание книжки «Словарная Азбука»,1 класс...